Васюки. Часть Первая.
---
Сегодня приехал из Ханты-Мансийска. Пока впечатления свежие, надо написать о том, что я там видел и слышал. А почему Васюки - об этом вы тоже узнаете.
Ездил я туда по приглашению Центра развития туризма. Вроде бы, где я, а где туризм... Но теперь мастеров народных промыслов "пристегнули" к туристам. Поэтому мы и поехали на туристическую выставку-ярмарку "Югратур-2019". Было нас пять человек, все мастера народных промыслов, и два руководителя. Выставка эта проходит в Ханты-Мансийске в 18-й раз, но мы, представители Свердловской области, узнали о её существовании только в этом году. У нас был свой стенд Свердловской области, куча разных рекламных проспектов, приглашающих посетить Средний Урал. Ну и наши изделия тоже. В общем, старались мы подать свой уральский край "лицом". О самой выставке напишу в следующий раз. А пока про город, дорогу и прочие впечатления.
Туда мы летели самолётом, что само по себе было отдельным приключением, ибо в последний раз я летал на самолёте более двадцати лет назад. Аэропорт Кольцово не стал для меня чем-то "этаким", ибо мы с Алей там бывали на споттингах. Всё такое же привычно-блестяще. И люди - более богатые и холёные, чем на вокзале. Недаром на плакатике было написано что-то типа: "80 процентов наших пассажиров - люди "вышесреднего достатка". Для какой радости они это написали?
Новинкой был разве что капсульный отель. Вон они, капсулы. Только почему-то они светятся внутри каким-то фиолетовым светом, словно сотовый телефон. Автоматическая дверь, лесенка на ней, ведущая в верхнюю капсулу. Ле Корбюзье назвал дом машиной для жилья, а этот отель - своеобразная "машина для спанья". Наверное, такой отель лучше бы смотрелся на вокзале. Мне кажется, на вокзале люди дольше ждут пересадки с поезда на поезд. Хотя и тут люди этой "машиной" пользуются, я видел.
Провожал меня сын. Он показал мне, отвыкшему от аэропортов, куда идти и кому показывать свой паспорт, обнял меня на прощание и быстро уехал. Парковка в аэропорту дорогая, поэтому на все церемонии не более 15 минут - бесплатное время. Он же сказал мне, что Внуково в Москве раз в двадцать крупнее. Там есть даже постоянная выставка ретроавтомобилей. Здесь же автомобилей всего три - "Ауди", "Запорожец" и "Форд" . "Запорожец" служил для рекламы, "Ауди" можно было выиграть в какую-то лотерею, и только старый "Форд" был экспонатом автомузея УГМК.
Когда мы были на споттинге, нас не водил во "второй контур" аэропорта- место, где люди ждут посадки после регистрации. А он тоже грандиозен по размеру и имеет свои магазины и кафе. Между "контурами" - зал более тщательного досмотра. Видимо, досмотру на входе не совсем доверяют.
-Положите куртку вместе с ручной кладью на ленту интроскопа и поднимите руки вверх.
Вот так я и слонялся сначала по одному залу, потом по другому. Слушал объявления типа:
-Улетающие рейсом в Санкт-Петербург пройдите к выходу такому-то.
И надоело мне всё это до слёз. Наконец мой самолёт.
Самолёт называется ATR-72. Тесно как в китайском автобусе. Все полки для ручной клади уже заняты, повесить куртку негде. И даже сижу не возле окошечка. За окном ночь и только огоньки аэропортовких машин мигают в темноте. Запихиваю рюкзачок под сиденье соседа спереди. Это вполне "законное место". Чтоб я своей кладью не толкал соседские ноги, под сиденьем установлена специальная перегородка. А под моим сиденьем - спасательный жилет. Так что в случае чего не утону. Иртыш ведь река глубокая.
-Сложите столики, пристегните ремни и поднимите заслонки на окнах, мы взлетаем.
Стюардесса прошла вдоль салона и проверила, плотно ли закрыты полки для ручной клади, чтоб ничего не упало нам на голову. Два двигателя взвыли, и мы полетели куда-то в темноту. Сначала огни, потом облака. Я думал, что над облаками будет солнце. Солнце взошло не сразу. В небесах, было хмурое утро и еле-еле разгоралась заря. Потом солнце вылезло, но земли не было видно. Изредка в разрывах облаков блестели какие-то реки. Тоска. Я уж не стал протискиваться к крошечному иллюминатору мимо моего соседа, чтоб сфотографировать хоть это.
Наконец стали снижаться. Опять облака, а под ними серая щетина леса, дома, грязный снег, аэропортовский забор. Самолёт коснулся мокрой полосы, и в стёкла полетели брызги. Аплодисментов не было. Видимо пилотам хлопают только на международных рейсах. Ханты-Мансийск встретил нас слякотью.
Аэропорт. На крыше - конусообразная конструкция, символизирующая чум. Потом таких "чумов" всевозможных цветов, размеров и фасонов я встречал в городе много.
Нас встречали надписью "Свердловская область". И вот мы едем к городу по широкой дороге. Главные дороги тут все широкие и гладкие. Я примерно знал, каким будет этот город. Я бывал в Тюмени, и представляю, как нефтяное богатство отражается на облике городов.
Институт информационных технологий.
Так и оказалось. Практически все дома -новые, блестящие. Кафель, стекло, металл. Даже студенческие общежития тут выглядят по-богатому. И естественно, внутри всё совсем не такое, как в этой общажке.
А общественные здания построены в стиле "улучшенных ангаров". Ярчайший пример - вот.
Или вот.
Впрочем, сейчас везде строят так. Просто тут таких зданий больше.
К сожалению, долго ходить и гулять по городу мне было некогда. Почти в се фотки были сделаны по пути из гостевого домика на работу. Да ещё нас свозили на экскурсию по вечернему городу. А это место "работы" -центр "Югра-Экспо". Тот же "ангар" с "чумовыми" мотивами.
Как нам сказали на экскурсии, Ханты-Мансийск раньше был местом, где по улицам бродили коровы, а домов выше двух этажей не было вовсе. Хоть это и не совсем так, но вставлю для сравнения фото старого Ханты-Мансийска. А ещё раньше на месте города стояло село Самарово, названное так по имени остяцкого князя Самара, войско которого разбил кто-то из соратников Ермака.
Переломный момент для города наступил в 1993-ем году. Здесь открыли клад. Если вы думаете, что это нефть, то ошибаетесь. Нефть открыли гораздо раньше. А клад этот называется субъектность. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа отделили от Тюмени. И они стали самостоятельными субъектами Российской федерации. Налоги от нефти стали оставаться здесь. И двухэтажный город резко рванул вверх. Всё, что было построено в Ханты-Мансийске, было построено за последние двадцать лет. Многоэтажные дома, общественные здания, университет, множество памятников.
Невольно сравниваешь этот город с родным Новоуральском. Примерно одинаковая численность населения. Но взрывной рост там и постепенная деградация здесь. Самая высокая в России рождаемость там и понятно что здесь. Причём в самом Ханты-Мансийске вроде бы нет никаких производств. Нефть тут не добывают. Все тут чиновники, строители, торговцы, обслуживающий персонал, интеллигенция. Странный мир, где главное богатство - это не рабочие руки или мозги, и даже не ресуры, а субъектность.
Одно в этой ситуации хорошо. Если раньше город был местом, куда приезжали только зарабатывать деньги, то теперь люди хотят тут жить. Север стал для людей домом, а не просто местом временного пребывания.
В последнее время регион озаботился тем, чтобы зарабатывать деньги на чём-то ещё, кроме нефти. Говорят, в здешней земле есть кварц и алмазы. Хотели обрабатывать этот кварц для нужд чего-то высокотехнологичного, может быть, для оптики или электроники. И алмазы хотели добывать и гранить. Но ни то, ни другое не вышло. Почему? Может быть, потому, что "торговать субъектностью" проще, чем строить новые производства. И минеральная вода здесь есть, её нашли случайно, когда бурили скважины в поисках нефти. Но видели ли вы в продаже хантымансийскую воду? Впрочем, технопарк высоких технологий тут имеется. Вон, читайте. Что тут за технологии такие?
Аллея лесничих Югры. Разве в глухой северной тайге есть лесничие? По-моему лес тут растёт и так, без всякого участия человека.
Развитие туризма - это тоже вариант поиска "посторонних" доходов. Но туризм в этих краях развивать трудно. Железной дороги сюда нет, ехать на перекладных муторно и долго, а на самолёте лететь - дорого. И понятно, что строить железную дорогу в эти края никто не будет. Если город развился и без железной дороги, то для строительства новых небоскрёбов и памятников достаточно реки и автотранспорта. А производств новых строить не планируют. Хотят развивать и туризм медицинский. Тем более что медицина в округе развита, а богатенькие пациенты прилетят сюда лечиться и на самолёте.
Несмотря на бурное развитие, в городе остаётся ещё много вот таких "чудесных" домов. Стены дома покрыты волнистым шифером. И хотя эти дома с виду напоминают бараки, они внутри вполне благоустроенные, "ленинградского типа", как нам сказали на экскурсии.
Высокие доходы населения приводят к тому, что растёт и частный сектор. На месте деревянных домов строятся вот такие. Иногда эти дома бестолково огромные и скорее всего, пустые внутри. Построили от избытка денег, а жить в них некому.
А люди, которым не перепало денег от субъектности, живут так.
Или так. Такие дома смотрятся чужеродно среди кирпичных коттеждей, но они тоже есть.
-А есть ли у вас в городе дома с резными наличниками? - спросили мы у таксиста.
Они конечно были раньше, судя по старым фото. Но кому нужны наличники в этом царстве стекла и керамической плитки?
В первый день, только прилетев, я долго искал свой гостевой домик. Я знал, что он недалеко от Экспо-центра. Ходил, спрашивал.
-А где тут улица Безноскова?
Кто-то совсем не знал такой улицы, кто-то показывал "куда-то туда". Я долго шлёпал по растаявшему снегу, промочил ноги и расстроился. Под конец таки отыскал своё пристанище. Вот он, Гостевой дом 86. Если будете в Ханты-Мансийске, можете остановиться тут. Одноместный номер стоит 1500р. в сутки, правда без завтрака.
Улица Безноскова названа так в честь Героя Советского Союза Ивана Захаровича Безноскова, который прошёл всю войну и погиб в Германии в 1945-м году. До войны он работал здесь капитаном небольшого катера.
Как-то так я и жил. В первый день я устал от бессонной ночи и от ходжений по слякоти. Пришёл и сразу лёг спать. И единственный свободный день, который можно было бы посвятить изучению нового для меня города, я провёл в обнимку с подушкой. Поэтому не был я ни в одном из городских музеев, а их тут тоже довольно много для такого маленького города. Даже в музее - мастерской Райшева не был, хотя картины его мне всегда нравились, и я хотел бы посетить его музей.
Кстати в Ханты-Мансийске огромное множество гостиниц. Люди приезжают из северных городов и посёлков в окружной центр, им нужно где-то остановиться.
На второй день нас возили на экскурсию по городу. Город Ханты-Мансийск разделяется на северную часть и южную. Между ними лежит довольно большой лес, который считается парком. Парк называется "Самаровский чугас". Чугас - это одинокий остров или одинокая скала по-мансийски. На моё несчастье я жил в Южной стороне, а все основные достопримечательности города были в южной. И вот, нас прокатили по всем этим достопримечательностям, всё показали-рассказали. А сфотографировать я смог лишь немногое. Этим немногим стал Археопарк. В нём стоят огромные бронзовые фигуры доисторических зверей, которые водились в этих краях. Мамонты, пещерные медведи, зубры и шерстистые носороги. Как нам сказала Майя, наш экскурсовод, разноцветную подсветку включили специально для нас.
Саблезубый тигр.
Зубр. Высота его, наверное, метра четыре. Мне почему-то кажется, что все звери сделаны раза в полтора крупнее своих натуральных размеров. Хотя меня все уверяли, что он таким и был.
А носороги такого "супергигантского" впечатления уже не производят. Нужно потереть рог, чтоб желание исполнилось. Я тоже потёр, но результатом остался недоволен. Может быть, эти желания сбываются не сразу. Звери-то доисторические, они умеют ждать.
Под лапкой пещерного медведя.
И гвоздь программы - мамонты. На фоне горы смотрятся потрясающе.
Ну, никак не могу поверить, что мамонты были такими большими. Мне кажется, что их сделали такими, чтоб их лучше было видно с самолёта. Мог ли бивень мамонта быть толщиною с человека? И высотой этот мамонт около шести метров.
А люди просто путаются в ногах у гигантов. Неужели когда-то наши предки на них охотились?
Хвостик.
И где-то сбоку, почти незаметный, на опушке леса приткнулся олень. Он кстати тоже не такой гигантский.
Кстати когда проезжали мимо собора, то видели памятник- гигантские фигуры православных святых. Не один ли у них автор?
Автобус едет дальше и мы слушаем про разные достижения и достопримечательности северного города. И вдруг:
-Город наш - это Васюки - говорит Майя - ведь Бендер обещал васюкинцам аэропорт и международный шахматный турнир. Все это теперь есть у нас.
И действительно - в Ханты-Мансийске есть международный аэропорт и Дворец Шахмат, где проводятся международные турниры. Всё по Бендеру. К сожалению перед Шахматным Дворцом автобус не остановился. Зато мы заехали на знаменитый биатлонный стадион. Там работала машина по производству искусственного снега. В Сибири - и вдруг искусственный снег.
В дни соревнований тут всё гудит от криков болельщиков.
А мы едем на автовокзал смотреть гранитную карту Югры.
Под картой фонтан уже привычной формы. Каким ещё может быть фонтан в этом месте?
Вот такой он, Ханты-Мансийск. Место, где нет бедных. О том, что в городе нет бедных, мне сказала одна девочка на мастер-классе.
-А у нас нет бедных, разве что котята.
Бедные котята, бывает, ещё встречаются и живут в подвалах, а людей бедных в городе нет.
А ещё тут кассирами в магазинах работают мужчины. Не все конечно, но есть. Факт невиданный мною больше нигде. У нас - сплошь женщины. Помню, такое же удивление вызвал у меня мужчина-водитель ташкентского трамвая. Ведь водить трамвай - это женская профессия.
Ещё через день для нас был устроен банкет в ресторане "Фристайл" недалеко от биатлонного комплекса. Кстати ресторанов в городе тоже очень много. Мы ели рыбу, которая называется тугунок, ели мясо в соусе из хрена, пили водку и танцевали. Музыка была жутко громкой, от неё вибрировали кишки и колыхались штанины. И я думал, что по ногам ходит какой-нибудь кот и задевает за наши брюки. Но кота не было, была лишь музыка. И тогда я подумал, что Ханты-Мансийск, несмотря на весь блеск, нелепый чрезмерный пафос и выставленное напоказ богатство, всё же город хороший. И мне хотелось бы жить здесь и расти вместе с этим городом, а не деградировать вместе с родным Новоуральском.
На другой день мы уезжали в Нягань, на железную дорогу. С того же автовокзала под сенью каменной карты. Здесь же собирались и вахтовики, едущие куда-то дальше на нефтепромыслы. Я зашёл в вокзал и удивился. Было много людей и ни одной женщины среди них. Потом они, взяв огромные сумки, снялись с места и пошли организованно занимать места в трёх автобусах.
-Кто покупал билеты в нашей кассе или с сайта -садитесь первыми. А кто в Тюмени - уже потом.
Кто мог покупать билеты в Тюмени на автобус Ханты-Мансийск-Нягань? Зачем? Ведь Тюмень так далеко.
А так выглядит Север за пределами столичного города. Машины с трубами и наш автобус.
И коротенький тундровый лес по сторонам.
Скоро мы сели в поезд.
Кстати на Севере зимой нет ворон. Если у нас вороны живут круглый год, то с Севера они улетают. И прилетают обратно лишь весной. Не зря же там празднуют Вороний день. Прилетели вороны - началась весна. А вот огромные чёрные вОроны остаются на севере и зимой. Сам видел.
Ездил я туда по приглашению Центра развития туризма. Вроде бы, где я, а где туризм... Но теперь мастеров народных промыслов "пристегнули" к туристам. Поэтому мы и поехали на туристическую выставку-ярмарку "Югратур-2019". Было нас пять человек, все мастера народных промыслов, и два руководителя. Выставка эта проходит в Ханты-Мансийске в 18-й раз, но мы, представители Свердловской области, узнали о её существовании только в этом году. У нас был свой стенд Свердловской области, куча разных рекламных проспектов, приглашающих посетить Средний Урал. Ну и наши изделия тоже. В общем, старались мы подать свой уральский край "лицом". О самой выставке напишу в следующий раз. А пока про город, дорогу и прочие впечатления.
Туда мы летели самолётом, что само по себе было отдельным приключением, ибо в последний раз я летал на самолёте более двадцати лет назад. Аэропорт Кольцово не стал для меня чем-то "этаким", ибо мы с Алей там бывали на споттингах. Всё такое же привычно-блестяще. И люди - более богатые и холёные, чем на вокзале. Недаром на плакатике было написано что-то типа: "80 процентов наших пассажиров - люди "вышесреднего достатка". Для какой радости они это написали?
Новинкой был разве что капсульный отель. Вон они, капсулы. Только почему-то они светятся внутри каким-то фиолетовым светом, словно сотовый телефон. Автоматическая дверь, лесенка на ней, ведущая в верхнюю капсулу. Ле Корбюзье назвал дом машиной для жилья, а этот отель - своеобразная "машина для спанья". Наверное, такой отель лучше бы смотрелся на вокзале. Мне кажется, на вокзале люди дольше ждут пересадки с поезда на поезд. Хотя и тут люди этой "машиной" пользуются, я видел.
Провожал меня сын. Он показал мне, отвыкшему от аэропортов, куда идти и кому показывать свой паспорт, обнял меня на прощание и быстро уехал. Парковка в аэропорту дорогая, поэтому на все церемонии не более 15 минут - бесплатное время. Он же сказал мне, что Внуково в Москве раз в двадцать крупнее. Там есть даже постоянная выставка ретроавтомобилей. Здесь же автомобилей всего три - "Ауди", "Запорожец" и "Форд" . "Запорожец" служил для рекламы, "Ауди" можно было выиграть в какую-то лотерею, и только старый "Форд" был экспонатом автомузея УГМК.
Когда мы были на споттинге, нас не водил во "второй контур" аэропорта- место, где люди ждут посадки после регистрации. А он тоже грандиозен по размеру и имеет свои магазины и кафе. Между "контурами" - зал более тщательного досмотра. Видимо, досмотру на входе не совсем доверяют.
-Положите куртку вместе с ручной кладью на ленту интроскопа и поднимите руки вверх.
Вот так я и слонялся сначала по одному залу, потом по другому. Слушал объявления типа:
-Улетающие рейсом в Санкт-Петербург пройдите к выходу такому-то.
И надоело мне всё это до слёз. Наконец мой самолёт.
Самолёт называется ATR-72. Тесно как в китайском автобусе. Все полки для ручной клади уже заняты, повесить куртку негде. И даже сижу не возле окошечка. За окном ночь и только огоньки аэропортовких машин мигают в темноте. Запихиваю рюкзачок под сиденье соседа спереди. Это вполне "законное место". Чтоб я своей кладью не толкал соседские ноги, под сиденьем установлена специальная перегородка. А под моим сиденьем - спасательный жилет. Так что в случае чего не утону. Иртыш ведь река глубокая.
-Сложите столики, пристегните ремни и поднимите заслонки на окнах, мы взлетаем.
Стюардесса прошла вдоль салона и проверила, плотно ли закрыты полки для ручной клади, чтоб ничего не упало нам на голову. Два двигателя взвыли, и мы полетели куда-то в темноту. Сначала огни, потом облака. Я думал, что над облаками будет солнце. Солнце взошло не сразу. В небесах, было хмурое утро и еле-еле разгоралась заря. Потом солнце вылезло, но земли не было видно. Изредка в разрывах облаков блестели какие-то реки. Тоска. Я уж не стал протискиваться к крошечному иллюминатору мимо моего соседа, чтоб сфотографировать хоть это.
Наконец стали снижаться. Опять облака, а под ними серая щетина леса, дома, грязный снег, аэропортовский забор. Самолёт коснулся мокрой полосы, и в стёкла полетели брызги. Аплодисментов не было. Видимо пилотам хлопают только на международных рейсах. Ханты-Мансийск встретил нас слякотью.
Аэропорт. На крыше - конусообразная конструкция, символизирующая чум. Потом таких "чумов" всевозможных цветов, размеров и фасонов я встречал в городе много.
Нас встречали надписью "Свердловская область". И вот мы едем к городу по широкой дороге. Главные дороги тут все широкие и гладкие. Я примерно знал, каким будет этот город. Я бывал в Тюмени, и представляю, как нефтяное богатство отражается на облике городов.
Институт информационных технологий.
Так и оказалось. Практически все дома -новые, блестящие. Кафель, стекло, металл. Даже студенческие общежития тут выглядят по-богатому. И естественно, внутри всё совсем не такое, как в этой общажке.
А общественные здания построены в стиле "улучшенных ангаров". Ярчайший пример - вот.
Или вот.
Впрочем, сейчас везде строят так. Просто тут таких зданий больше.
К сожалению, долго ходить и гулять по городу мне было некогда. Почти в се фотки были сделаны по пути из гостевого домика на работу. Да ещё нас свозили на экскурсию по вечернему городу. А это место "работы" -центр "Югра-Экспо". Тот же "ангар" с "чумовыми" мотивами.
Как нам сказали на экскурсии, Ханты-Мансийск раньше был местом, где по улицам бродили коровы, а домов выше двух этажей не было вовсе. Хоть это и не совсем так, но вставлю для сравнения фото старого Ханты-Мансийска. А ещё раньше на месте города стояло село Самарово, названное так по имени остяцкого князя Самара, войско которого разбил кто-то из соратников Ермака.
Переломный момент для города наступил в 1993-ем году. Здесь открыли клад. Если вы думаете, что это нефть, то ошибаетесь. Нефть открыли гораздо раньше. А клад этот называется субъектность. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа отделили от Тюмени. И они стали самостоятельными субъектами Российской федерации. Налоги от нефти стали оставаться здесь. И двухэтажный город резко рванул вверх. Всё, что было построено в Ханты-Мансийске, было построено за последние двадцать лет. Многоэтажные дома, общественные здания, университет, множество памятников.
Невольно сравниваешь этот город с родным Новоуральском. Примерно одинаковая численность населения. Но взрывной рост там и постепенная деградация здесь. Самая высокая в России рождаемость там и понятно что здесь. Причём в самом Ханты-Мансийске вроде бы нет никаких производств. Нефть тут не добывают. Все тут чиновники, строители, торговцы, обслуживающий персонал, интеллигенция. Странный мир, где главное богатство - это не рабочие руки или мозги, и даже не ресуры, а субъектность.
Одно в этой ситуации хорошо. Если раньше город был местом, куда приезжали только зарабатывать деньги, то теперь люди хотят тут жить. Север стал для людей домом, а не просто местом временного пребывания.
В последнее время регион озаботился тем, чтобы зарабатывать деньги на чём-то ещё, кроме нефти. Говорят, в здешней земле есть кварц и алмазы. Хотели обрабатывать этот кварц для нужд чего-то высокотехнологичного, может быть, для оптики или электроники. И алмазы хотели добывать и гранить. Но ни то, ни другое не вышло. Почему? Может быть, потому, что "торговать субъектностью" проще, чем строить новые производства. И минеральная вода здесь есть, её нашли случайно, когда бурили скважины в поисках нефти. Но видели ли вы в продаже хантымансийскую воду? Впрочем, технопарк высоких технологий тут имеется. Вон, читайте. Что тут за технологии такие?
Аллея лесничих Югры. Разве в глухой северной тайге есть лесничие? По-моему лес тут растёт и так, без всякого участия человека.
Развитие туризма - это тоже вариант поиска "посторонних" доходов. Но туризм в этих краях развивать трудно. Железной дороги сюда нет, ехать на перекладных муторно и долго, а на самолёте лететь - дорого. И понятно, что строить железную дорогу в эти края никто не будет. Если город развился и без железной дороги, то для строительства новых небоскрёбов и памятников достаточно реки и автотранспорта. А производств новых строить не планируют. Хотят развивать и туризм медицинский. Тем более что медицина в округе развита, а богатенькие пациенты прилетят сюда лечиться и на самолёте.
Несмотря на бурное развитие, в городе остаётся ещё много вот таких "чудесных" домов. Стены дома покрыты волнистым шифером. И хотя эти дома с виду напоминают бараки, они внутри вполне благоустроенные, "ленинградского типа", как нам сказали на экскурсии.
Высокие доходы населения приводят к тому, что растёт и частный сектор. На месте деревянных домов строятся вот такие. Иногда эти дома бестолково огромные и скорее всего, пустые внутри. Построили от избытка денег, а жить в них некому.
А люди, которым не перепало денег от субъектности, живут так.
Или так. Такие дома смотрятся чужеродно среди кирпичных коттеждей, но они тоже есть.
-А есть ли у вас в городе дома с резными наличниками? - спросили мы у таксиста.
Они конечно были раньше, судя по старым фото. Но кому нужны наличники в этом царстве стекла и керамической плитки?
В первый день, только прилетев, я долго искал свой гостевой домик. Я знал, что он недалеко от Экспо-центра. Ходил, спрашивал.
-А где тут улица Безноскова?
Кто-то совсем не знал такой улицы, кто-то показывал "куда-то туда". Я долго шлёпал по растаявшему снегу, промочил ноги и расстроился. Под конец таки отыскал своё пристанище. Вот он, Гостевой дом 86. Если будете в Ханты-Мансийске, можете остановиться тут. Одноместный номер стоит 1500р. в сутки, правда без завтрака.
Улица Безноскова названа так в честь Героя Советского Союза Ивана Захаровича Безноскова, который прошёл всю войну и погиб в Германии в 1945-м году. До войны он работал здесь капитаном небольшого катера.
Как-то так я и жил. В первый день я устал от бессонной ночи и от ходжений по слякоти. Пришёл и сразу лёг спать. И единственный свободный день, который можно было бы посвятить изучению нового для меня города, я провёл в обнимку с подушкой. Поэтому не был я ни в одном из городских музеев, а их тут тоже довольно много для такого маленького города. Даже в музее - мастерской Райшева не был, хотя картины его мне всегда нравились, и я хотел бы посетить его музей.
Кстати в Ханты-Мансийске огромное множество гостиниц. Люди приезжают из северных городов и посёлков в окружной центр, им нужно где-то остановиться.
На второй день нас возили на экскурсию по городу. Город Ханты-Мансийск разделяется на северную часть и южную. Между ними лежит довольно большой лес, который считается парком. Парк называется "Самаровский чугас". Чугас - это одинокий остров или одинокая скала по-мансийски. На моё несчастье я жил в Южной стороне, а все основные достопримечательности города были в южной. И вот, нас прокатили по всем этим достопримечательностям, всё показали-рассказали. А сфотографировать я смог лишь немногое. Этим немногим стал Археопарк. В нём стоят огромные бронзовые фигуры доисторических зверей, которые водились в этих краях. Мамонты, пещерные медведи, зубры и шерстистые носороги. Как нам сказала Майя, наш экскурсовод, разноцветную подсветку включили специально для нас.
Саблезубый тигр.
Зубр. Высота его, наверное, метра четыре. Мне почему-то кажется, что все звери сделаны раза в полтора крупнее своих натуральных размеров. Хотя меня все уверяли, что он таким и был.
А носороги такого "супергигантского" впечатления уже не производят. Нужно потереть рог, чтоб желание исполнилось. Я тоже потёр, но результатом остался недоволен. Может быть, эти желания сбываются не сразу. Звери-то доисторические, они умеют ждать.
Под лапкой пещерного медведя.
И гвоздь программы - мамонты. На фоне горы смотрятся потрясающе.
Ну, никак не могу поверить, что мамонты были такими большими. Мне кажется, что их сделали такими, чтоб их лучше было видно с самолёта. Мог ли бивень мамонта быть толщиною с человека? И высотой этот мамонт около шести метров.
А люди просто путаются в ногах у гигантов. Неужели когда-то наши предки на них охотились?
Хвостик.
И где-то сбоку, почти незаметный, на опушке леса приткнулся олень. Он кстати тоже не такой гигантский.
Кстати когда проезжали мимо собора, то видели памятник- гигантские фигуры православных святых. Не один ли у них автор?
Автобус едет дальше и мы слушаем про разные достижения и достопримечательности северного города. И вдруг:
-Город наш - это Васюки - говорит Майя - ведь Бендер обещал васюкинцам аэропорт и международный шахматный турнир. Все это теперь есть у нас.
И действительно - в Ханты-Мансийске есть международный аэропорт и Дворец Шахмат, где проводятся международные турниры. Всё по Бендеру. К сожалению перед Шахматным Дворцом автобус не остановился. Зато мы заехали на знаменитый биатлонный стадион. Там работала машина по производству искусственного снега. В Сибири - и вдруг искусственный снег.
В дни соревнований тут всё гудит от криков болельщиков.
А мы едем на автовокзал смотреть гранитную карту Югры.
Под картой фонтан уже привычной формы. Каким ещё может быть фонтан в этом месте?
Вот такой он, Ханты-Мансийск. Место, где нет бедных. О том, что в городе нет бедных, мне сказала одна девочка на мастер-классе.
-А у нас нет бедных, разве что котята.
Бедные котята, бывает, ещё встречаются и живут в подвалах, а людей бедных в городе нет.
А ещё тут кассирами в магазинах работают мужчины. Не все конечно, но есть. Факт невиданный мною больше нигде. У нас - сплошь женщины. Помню, такое же удивление вызвал у меня мужчина-водитель ташкентского трамвая. Ведь водить трамвай - это женская профессия.
Ещё через день для нас был устроен банкет в ресторане "Фристайл" недалеко от биатлонного комплекса. Кстати ресторанов в городе тоже очень много. Мы ели рыбу, которая называется тугунок, ели мясо в соусе из хрена, пили водку и танцевали. Музыка была жутко громкой, от неё вибрировали кишки и колыхались штанины. И я думал, что по ногам ходит какой-нибудь кот и задевает за наши брюки. Но кота не было, была лишь музыка. И тогда я подумал, что Ханты-Мансийск, несмотря на весь блеск, нелепый чрезмерный пафос и выставленное напоказ богатство, всё же город хороший. И мне хотелось бы жить здесь и расти вместе с этим городом, а не деградировать вместе с родным Новоуральском.
На другой день мы уезжали в Нягань, на железную дорогу. С того же автовокзала под сенью каменной карты. Здесь же собирались и вахтовики, едущие куда-то дальше на нефтепромыслы. Я зашёл в вокзал и удивился. Было много людей и ни одной женщины среди них. Потом они, взяв огромные сумки, снялись с места и пошли организованно занимать места в трёх автобусах.
-Кто покупал билеты в нашей кассе или с сайта -садитесь первыми. А кто в Тюмени - уже потом.
Кто мог покупать билеты в Тюмени на автобус Ханты-Мансийск-Нягань? Зачем? Ведь Тюмень так далеко.
А так выглядит Север за пределами столичного города. Машины с трубами и наш автобус.
И коротенький тундровый лес по сторонам.
Скоро мы сели в поезд.
Кстати на Севере зимой нет ворон. Если у нас вороны живут круглый год, то с Севера они улетают. И прилетают обратно лишь весной. Не зря же там празднуют Вороний день. Прилетели вороны - началась весна. А вот огромные чёрные вОроны остаются на севере и зимой. Сам видел.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]