Санкт-Петербург. Клинский проспект, дом 17. Ваулинская майолика.
---
В качестве эпиграфа к рассказу об этом в буквальном смысле ярком образце петербургской архитектуры эпохи модерн, приведем слова одного из его отцов-создателей, Петра Кузьмича Ваулина:
”Там, где простая светорассеивающая живопись тонет в сумраке, блестящая эмалевая поверхность может дать известную ясность колорита, собирая и отбрасывая все скудные лучи падающего на неё света...”
Собствено, этой цитатой можно и ограничиться, ибо в ней заключено всё: и ставший притчей во языцех извечный питерский дефицит солнца (учитывать который приходилось каждому зодчему, работавшему в Северной столице), и творческое кредо известнейшего русского художника-керамиста, основателя и руководителя Кикеринского художественно-керамического завода,...
...без продукции которого наш город потерял бы изрядную долю своего предвоенного буржуазного шика, а Ленобласть не досчиталась бы нынешнего села Кикерино, разросшегося именно благодаря и вокруг упомянутого завода.
Шестиэтажный дом на перекрёстке Серпуховской улицы и Клинского проспекта (точный адрес: Клинский проспект, дом 17) выстроен в 1912-1913 гг. по проекту Алексея Александровича Захарова – одного из многочисленных наследников легендарного Кузьмы Захарова, основателя кирпичного производства, построившего под Петербургом (ныне – на территории питерского пригорода Колпино) завод, пользующаяся высоким спросом продукция которого маркировалась клеймом “К. и Ф. Захаровы. Зав. сущ. с 1813 г.” (Один такой раритетный кирпичик “от Захаровых” лежит и у меня дома).
Завод жив-здоров и по сей день: http://www.citywalls.ru/house28952.html, только, как и многие отечественные, оставшиеся на плаву предприятия, в том числе ведущие свою историю с царских времён, принадлежит не русским купцам, а иностранным хозяевам – немецкому концерну КНАУФ…
Но вернёмся к нашему модерну.
Не сказать, чтобы уж чем-то выдающимся отличался этот доходный дом – на мой личный взгляд, нет в нём особых архитектурных достоинств.
И глазу бы почти не за что было зацепиться – если бы не блистающая под солнцем бесподобная разноцветная майолика.
Именно благодаря ей дом входит в первую десятку рейтинга лучших представителей питерского модерна, и именно она остаётся в памяти, особенно если с дневным светилом и чистым небом повезло.
Вся майолика и фасадная облицовочная плитка, коими покрыты фасады, была изготовлена в Художественно-керамических мастерских ”Гельдвейн-Ваулин”, переоборудованных из бывшего кирпичного завода, расположенного близ железнодорожной станции Кикерино Балтийской железной дороги в Петербургской губернии.
Далее приведем обширную выдержку из изданной в 1910 г. брошюры, посвящённой истории и продукции этого уникального предприятия.
Автор текста – Осип Осипович Гельдвейн – соучредитель и финансовый руководитель завода. Небезызвестный нам Пётр Кузьмич Ваулин отвечал за производственно-технологическую и художественно-творческую часть.
Итак, слово О. О. Гельдвейну:
“…Майолика – искусство, и во всех её вариациях она должна оставаться таковым…
Немало направлений пережила современная архитектура, а вместе с ней майолика, за последние годы.
Нелегко было нашей майолике стать на уровень с запросами архитектуры, не прерывая с традициями, которыми так богата в этом искусстве русская старина.
Майолика – искусство традиционалистское по существу, и каковы бы ни были новые влияния, - они не воспринимаются пассивно.
Богатое наследие оставили нам прежние века, и наша задача заключается в том, чтобы, воспринимая новую эстетику, прислушиваясь к новым лозунгам, не прерывать в то же время и с традициями, не потерять своей самобытности.
Колоссальные успехи, сделанные нашей художественной архитектурою в последнее время, служат ярким показателем правильности выбранного художниками пути в области применения майолики…
Наша задача – сохранить в майолике тот подлинный стиль, который мы видим в наших лучших исторических образцах…
Передать исторически верную по настроению гамму красок, тонкую линию классического завитка, может только художник, чуткий ко всему прекрасному и имеющий в своём распоряжении все средства и все усовершенствования, которыми обладает современная майоликовая техника.
Кикеринские художественно-керамические мастерские основаны по инициативе Петра Кузьмича Ваулина в 1907 году в имении Лилиенфельд-Толь, в двух часах езды от Петербурга по Балтийской железной дороге, около станции Кикерино.
Благодаря большим залежам превосходной глины и удобному расположению около железной дороги, эта местность вполне отвечает условиям, необходимым для организации керамического производства.
Это – первые в России мастерские, основанные на широких началах, отвечающие самым требовательным вкусам в художественном отношении и, благодаря превосходному техническому оборудованию, выпускающие товар, по своим техническим качествам соответствующий требованиям нашего сурового северного климата."
След. фото – герб сельского поселения Кикерино, фоном – облицовочная плитка, в центре – майоликовый фриз и две птицы в характерном для изображений на изразцах полуобороте, в память о мастерских Петра Ваулина:
"До основания мастерских в Кикерине, П К. Ваулиным, совместно с С. И. Мамонтовым, были устроены небольшие мастерские под Москвой, в Абрамцеве, положившие основание к возрождению у нас майолики. [В усадьбе “Абрамцево” Ваулин работал с 1890 по 1903 гг – прим. авт.]
В Абрамцевских мастерских приняли участие выдающиеся художники [М.А.Врубель, В.А.Серов, К.А.Коровин, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.Д.Поленов и другие] и главным вдохновителем всего дела был художник Михаил Врубель...
Долго боролись мастерские Абрамцева с массовым непониманием нового направления, и даже специалисты относились к нему скептически.
По уходе из Абрамцевских мастерских [в 1903 г] П. К. Ваулин получил приглашение заведовать керамической школой в Миргороде, Полтавской губернии. Богатство красок южно-русского орнамента всецело захватило П. К. Ваулина, и он с пылом стал насаждать в руководимой им школе мотивы и краски юга. Однако ему не удалось искоренить в этой школе создавшуюся там рутину, и он бросил это дело, дававшее ему больше горечи, чем радости.
П. К. Ваулин решил, что только в культурном центре, где сосредоточены лучшие художественные силы, можно успешно проводить свои художественные принципы, можно создать дело, поставленное не на ремесленных, а на художественных началах.
Немало затруднений было при основании мастерских в Петербурге.
В самом городе устройство завода невозможно по чисто техническим условиям. Необходимо иметь на месте подходящую глину, необходима большая площадь, а кроме того, для такого дела нужна некая обособленность от городской суеты и сутолоки.
Лучшим местом было признано загородное имение Лилиенфельд-Толя, где и были оборудованы мастерские.
П. К. Ваулин привлёк в качестве работников своих лучших и талантливейших учеников, изучавших майолику под его руководством еще в Абрамцеве и в Миргороде.
Как было в Абрамцеве, так и теперь в Кикерине мастерские стараются привлечь талантливейших представителей искусства…
...Многие думали, что при наших сильных морозах майолика будет давать трещины, и будет происходить расслаивание глазури.
Теперь нет сомнений в том, что материал кикеринских мастерских может вполне выдерживать суровые климатические условия севера.
И что не только на севере, но и в средней полосе наш материал не подвергается изменениям и прочно сохраняется при самых неблагоприятных условиях климата.
Следует заметить, что для всех облицовочных материалов холодная, но постоянно низкая температура зимы менее опасна, чем зима с постоянно меняющейся температурой. Постоянное оттаивание днём и замерзание ночью, что замечается в средней полосе, крайне вредно отражается на облицовочном материале.”
…В блокаду сей удивительный дом почти не пострадал.
Полгода назад его диковинные фасады капитально подреставрировали – на радость прохожим и любопытным зевакам отчистили от вековой копоти старую, прекрасно сохранившуюся столетнюю майолику.
Шероховатую штукатурку навели новую.
Оконные рамы не тронули.
Гранит первого этажа отпескоструили – заодно счистив надпись об авторстве Захарова, когда-то украшавшую парадный вход.
Кондиционеры и видеокамеры на фасадах запрещены под угрозой серьезного штрафа – за этим неусыпно следят бдительные жильцы дома.
Ну а по какой причине суммарное количество ананасов на фасадах превышает все разумные пределы – наверное, так и останется загадкой, не иначе как должно перейти в некое никому неведомое качество…
”Там, где простая светорассеивающая живопись тонет в сумраке, блестящая эмалевая поверхность может дать известную ясность колорита, собирая и отбрасывая все скудные лучи падающего на неё света...”
Собствено, этой цитатой можно и ограничиться, ибо в ней заключено всё: и ставший притчей во языцех извечный питерский дефицит солнца (учитывать который приходилось каждому зодчему, работавшему в Северной столице), и творческое кредо известнейшего русского художника-керамиста, основателя и руководителя Кикеринского художественно-керамического завода,...
...без продукции которого наш город потерял бы изрядную долю своего предвоенного буржуазного шика, а Ленобласть не досчиталась бы нынешнего села Кикерино, разросшегося именно благодаря и вокруг упомянутого завода.
Шестиэтажный дом на перекрёстке Серпуховской улицы и Клинского проспекта (точный адрес: Клинский проспект, дом 17) выстроен в 1912-1913 гг. по проекту Алексея Александровича Захарова – одного из многочисленных наследников легендарного Кузьмы Захарова, основателя кирпичного производства, построившего под Петербургом (ныне – на территории питерского пригорода Колпино) завод, пользующаяся высоким спросом продукция которого маркировалась клеймом “К. и Ф. Захаровы. Зав. сущ. с 1813 г.” (Один такой раритетный кирпичик “от Захаровых” лежит и у меня дома).
Завод жив-здоров и по сей день: http://www.citywalls.ru/house28952.html, только, как и многие отечественные, оставшиеся на плаву предприятия, в том числе ведущие свою историю с царских времён, принадлежит не русским купцам, а иностранным хозяевам – немецкому концерну КНАУФ…
Но вернёмся к нашему модерну.
Не сказать, чтобы уж чем-то выдающимся отличался этот доходный дом – на мой личный взгляд, нет в нём особых архитектурных достоинств.
И глазу бы почти не за что было зацепиться – если бы не блистающая под солнцем бесподобная разноцветная майолика.
Именно благодаря ей дом входит в первую десятку рейтинга лучших представителей питерского модерна, и именно она остаётся в памяти, особенно если с дневным светилом и чистым небом повезло.
Вся майолика и фасадная облицовочная плитка, коими покрыты фасады, была изготовлена в Художественно-керамических мастерских ”Гельдвейн-Ваулин”, переоборудованных из бывшего кирпичного завода, расположенного близ железнодорожной станции Кикерино Балтийской железной дороги в Петербургской губернии.
Далее приведем обширную выдержку из изданной в 1910 г. брошюры, посвящённой истории и продукции этого уникального предприятия.
Автор текста – Осип Осипович Гельдвейн – соучредитель и финансовый руководитель завода. Небезызвестный нам Пётр Кузьмич Ваулин отвечал за производственно-технологическую и художественно-творческую часть.
Итак, слово О. О. Гельдвейну:
“…Майолика – искусство, и во всех её вариациях она должна оставаться таковым…
Немало направлений пережила современная архитектура, а вместе с ней майолика, за последние годы.
Нелегко было нашей майолике стать на уровень с запросами архитектуры, не прерывая с традициями, которыми так богата в этом искусстве русская старина.
Майолика – искусство традиционалистское по существу, и каковы бы ни были новые влияния, - они не воспринимаются пассивно.
Богатое наследие оставили нам прежние века, и наша задача заключается в том, чтобы, воспринимая новую эстетику, прислушиваясь к новым лозунгам, не прерывать в то же время и с традициями, не потерять своей самобытности.
Колоссальные успехи, сделанные нашей художественной архитектурою в последнее время, служат ярким показателем правильности выбранного художниками пути в области применения майолики…
Наша задача – сохранить в майолике тот подлинный стиль, который мы видим в наших лучших исторических образцах…
Передать исторически верную по настроению гамму красок, тонкую линию классического завитка, может только художник, чуткий ко всему прекрасному и имеющий в своём распоряжении все средства и все усовершенствования, которыми обладает современная майоликовая техника.
Кикеринские художественно-керамические мастерские основаны по инициативе Петра Кузьмича Ваулина в 1907 году в имении Лилиенфельд-Толь, в двух часах езды от Петербурга по Балтийской железной дороге, около станции Кикерино.
Благодаря большим залежам превосходной глины и удобному расположению около железной дороги, эта местность вполне отвечает условиям, необходимым для организации керамического производства.
Это – первые в России мастерские, основанные на широких началах, отвечающие самым требовательным вкусам в художественном отношении и, благодаря превосходному техническому оборудованию, выпускающие товар, по своим техническим качествам соответствующий требованиям нашего сурового северного климата."
След. фото – герб сельского поселения Кикерино, фоном – облицовочная плитка, в центре – майоликовый фриз и две птицы в характерном для изображений на изразцах полуобороте, в память о мастерских Петра Ваулина:
"До основания мастерских в Кикерине, П К. Ваулиным, совместно с С. И. Мамонтовым, были устроены небольшие мастерские под Москвой, в Абрамцеве, положившие основание к возрождению у нас майолики. [В усадьбе “Абрамцево” Ваулин работал с 1890 по 1903 гг – прим. авт.]
В Абрамцевских мастерских приняли участие выдающиеся художники [М.А.Врубель, В.А.Серов, К.А.Коровин, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.Д.Поленов и другие] и главным вдохновителем всего дела был художник Михаил Врубель...
Долго боролись мастерские Абрамцева с массовым непониманием нового направления, и даже специалисты относились к нему скептически.
По уходе из Абрамцевских мастерских [в 1903 г] П. К. Ваулин получил приглашение заведовать керамической школой в Миргороде, Полтавской губернии. Богатство красок южно-русского орнамента всецело захватило П. К. Ваулина, и он с пылом стал насаждать в руководимой им школе мотивы и краски юга. Однако ему не удалось искоренить в этой школе создавшуюся там рутину, и он бросил это дело, дававшее ему больше горечи, чем радости.
П. К. Ваулин решил, что только в культурном центре, где сосредоточены лучшие художественные силы, можно успешно проводить свои художественные принципы, можно создать дело, поставленное не на ремесленных, а на художественных началах.
Немало затруднений было при основании мастерских в Петербурге.
В самом городе устройство завода невозможно по чисто техническим условиям. Необходимо иметь на месте подходящую глину, необходима большая площадь, а кроме того, для такого дела нужна некая обособленность от городской суеты и сутолоки.
Лучшим местом было признано загородное имение Лилиенфельд-Толя, где и были оборудованы мастерские.
П. К. Ваулин привлёк в качестве работников своих лучших и талантливейших учеников, изучавших майолику под его руководством еще в Абрамцеве и в Миргороде.
Как было в Абрамцеве, так и теперь в Кикерине мастерские стараются привлечь талантливейших представителей искусства…
...Многие думали, что при наших сильных морозах майолика будет давать трещины, и будет происходить расслаивание глазури.
Теперь нет сомнений в том, что материал кикеринских мастерских может вполне выдерживать суровые климатические условия севера.
И что не только на севере, но и в средней полосе наш материал не подвергается изменениям и прочно сохраняется при самых неблагоприятных условиях климата.
Следует заметить, что для всех облицовочных материалов холодная, но постоянно низкая температура зимы менее опасна, чем зима с постоянно меняющейся температурой. Постоянное оттаивание днём и замерзание ночью, что замечается в средней полосе, крайне вредно отражается на облицовочном материале.”
…В блокаду сей удивительный дом почти не пострадал.
Полгода назад его диковинные фасады капитально подреставрировали – на радость прохожим и любопытным зевакам отчистили от вековой копоти старую, прекрасно сохранившуюся столетнюю майолику.
Шероховатую штукатурку навели новую.
Оконные рамы не тронули.
Гранит первого этажа отпескоструили – заодно счистив надпись об авторстве Захарова, когда-то украшавшую парадный вход.
Кондиционеры и видеокамеры на фасадах запрещены под угрозой серьезного штрафа – за этим неусыпно следят бдительные жильцы дома.
Ну а по какой причине суммарное количество ананасов на фасадах превышает все разумные пределы – наверное, так и останется загадкой, не иначе как должно перейти в некое никому неведомое качество…
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]