Балканы-2019. Путешествие туда и обратно
Про сами Балканы, я, пожалуй, расскажу отдельно. А тут отмечу именно дорогу туда и обратно. Всё же, тот минус автопутешествия, что нельзя вот так взять и улететь из далёкой точки, закончив путешествие когда устал, или когда пора домой. Нет, блин, изволь оттарабанить положенные х тысяч по асфальту назад. Не бросать же машину на произвол судьбы в другой стране? Так вот, из 9 тысяч км примерно половина заняла именно дорога до Балкан в обе стороны. Но ничего, это ж тоже интересно.
Москва - Белград. 2100 км. Заняло 4 дня.
Можно бы было и за 3, но тогда бы это было точно на износ.
Правда, последний день на износ и вышел (когда было проехано по локальным дорогам около 700 км).
В целом, убеждаюсь ещё раз что на большие расстояния ехать на своём авто по скорости вполне сопоставимо с автостопом. Там ты тратишь время на выход на позицию и ожидание машины, тут - на отдых и всякие возможные сюрпризы.Но возможностей, конечно, больше.
Так, на этом маршруте мне довелось заехать в следующие места, в которые я бы так вряд ли бы заглянул!
1. Дорогобуж. Древний русский город, ровесник Киева, стоящий на той же реке, в котором, несмотря на это, нефиг делать..
Мы же сюда заглянули ради самого крупного глобуса в Европе (и второго в мире, расположенного около местного химзавода.
Оттуда можно проехать по старой Смоленской дороге (вдоль которой леса-леса-леса) до облцентра.
6. Смоленск. Ну он был в планах. До Смоленска меня "провожала" жена, чтобы не начинать одному. В Смоленске - вот такие трамваи-тянитолкаи (уже нет).
2. Мемориальный комплекс "Катынь". Не думал заезжать, но уж прямо на дороге он, даже никуда в сторону не надо ехать было.
В тот день меня хватило только до Бреста. Сначала пришлось решать некоторые дела в самом Смоленске, а на следующий день - уже в Бресте. Нашёл копеечную столовую, где вышло пообедать аж за 4,5 рубля (2 доллара)
Компот, борщ - всё как полагается.
3. Были мысли заехать в Томашовку что в 50 км к югу от Бреста и рядом с украинской и польской границами, и осмотреть ж.д. станцию Влодава. Однако прочитал что там погранзона и лучше туда не соваться. В итоге, потратив 2 часа на переход границе в Долмачёво, оказался в Жечепосполитой и Евросоюзе. Впервые, сам за рулём сюда доехал! И направился в польскую Влодаву. Когда-то хотели специально сюда приехать из Люблина, но не хватило времени. Пожалуй, заезжать сюда стоит действительно лишь если только по пути. Можно посмотреть польский и белорусский (на другой стороне реки) пограничные столбы.
4. Следующим пунктом был Красник. Ну.. сами понимаете :)
Дальше ехал без особых остановок, по объездным проехал Люблин, Жешув. К ночи добрался до гор, где и заночевал прямо в машине. Наутро въехал в Словакию.
Проехал транзитно Прешов ( в котором был 7 лет назад)
И Кошице, в котором с удивлением обнаружил трамвай (думал, что только троллейбусы там).
Если Словакия проехалась быстро, то на Венгрию ушёл весь день. Вечные дилеммы - по платным дорогам или бесплатным. В Словакии за 30 км это бы всяко не имело смыла. В Венгрии я уж было собирался. Но по платным дорогам крюк в 100 км через Будапешт, и платить все равно минимум 11 евро. В итоге усладил свою жабу и двинулся огородами :)Оно, конечно, заняло 6 часов, но я все эти красоты зато увидел, проехал через насквозь через города Мишкольц, Сольнок и Сегед.
В Сербии уж поехал до Белграда по автобану, там платишь по расстоянию, да и поздно уж было.
5. Сельтс (Szelts). Мелкий венгерский городишко, в котором нефиг делать, но в который я заехал вынужденно, т.к. потерял зарядку от телефона. Зарядку в итоге так и не купил, всё было закрыто.
Навострился делать фото прямо за рулём (тормозя до минимальной скорости).
Отсутствие удовольствия езды на поездах во время автопутешествия можно компенсировать заездами на всякие глухие станции и фотографирование поездов там (куда бы так без машины заехать не получилось). Так вот в Венгрии заехал на какой-то глухой полустанок, где никого не было, с целью пообедать на нём.
Поезда, правда, так и не дождался. Зато парочка попалась на переездах.
Венгрия
Можно было бы и за 3,5 дня доехать, но пришлось и некоторое время уделить обслуживанию машины. Сперва несколько часов потратил в Смоленске в поисках автосервиса, который мне заменит магнитолу (полгорода объездил в поисках оного). Далее, в районе Толочина в меня врезалась странная птица. Хоть скорость была около 120, птица, похоже, осталась жива - в зеркало увидел, что она, ковыляя, полетела дальше. Но оказалось, что она умудрилась выбить противотуманную фару. Фару удалось вставить на честном слове, но в Бресте пришлось искать сервис, который бы её закрепил. В итоге оказалось, что все крепления сорваны и какие-то механики просто приколхозили её проволокой. Так и едем :) Ну и эта внеплановая история с зарядкой, съевшая ещё часть времени.
Очень советую тем, кто поедет, изначально определять срок, на который едете и на весь срок делать страховку, т.е. "зелёную карту". Я думал что за месяц управляюсь, но его не хватило. А на месте нигде не сделаешь. Можно только в каждой стране делать страховки той страны, в которой находишься, но это эпическая сумма выйдет. А спрашивают страховку на границах (в т.ч. и на выезде) постоянно. Без неё можно на штраф в 1000 евро попасть. В итоге нашёл способ как сделать "зелёную карту" в России, но мне повезло, что на Балканы летел человек, который смог мне её передать.
На Балканах, соответственно, посещены все страны кроме Греции: Сербия, Болгария, (Северная) Македония, Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Хорватия. Македония, Албания, Черногория, Хорватия - кратко полутранзитом, Сербия, Болгария, Босния - очень подробно. В Косово я ездил без машины, оставив её в Рашке - 1) боязно было ехать с российскими номерами (хотя албанцы меня убеждали в обратном), 2) в Косово не действует "Зелёная карта" и надо дополнительную страховку делать, 3) Хотелось сэкономить бензин, 4) Хотелось затестить поезд "Кральево - Митровица" и внутрикосовские поезда.
По самим Балканам большую часть проехано с семьёй и друзьями (от Бургаса до Травника).
На обратном пути, который уже начался в октябре, заглянул в Будапешт. Эх, вот не хотел заезжать, зная насколько он залипабелен, а я был там не так давно (4 года назад). Но попав в гости к русскоговорящему венгру Ласло, не смог удержаться от соблазна съездить в центр и ещё раз насладиться этой красотой. Хотя изначально думал сразу с утра ехать дальше.
Несмотря на мерзейшую погоду, насладиться получилось сполна - ведь Будапешт люто прекрасен в любое время года. Ну это примерно как Питер же, как можно проехать Питер транзитом, не погуляв в нём по набережным хотя бы часок-другой? :)
Ещё один занятный городок на моём обратном пути - словацкая Банска Бистрица. Небольшой город среди зелёных сопок, смотрится довольно душевно. Совсем крошечный исторический центр, который обходится за 1-1,5 часа, и в середине главной площади - советский обелиск памяти погибших в ВОВ. Вот это я понимаю, хорошо :))
В Краков заехать на один день - ни о чём. Но захотел посетить друзей, которых внезапно образовалось в этом городе очень много. Ну что-то увидел.
Осталось 1500 км, которые планировалось проехать за 2 дня. Впечатлила варшавская объездная, состоящая вот из таких полутоннелей.
Последним пунктом оказался город Волковыск Гродненской области. Милое умиротворённое местечко в Западной Белоруссии. Уже было 10 вечера, когда я его проезжал. Думал ехать дальше, вроде бы и были силы. Но увидев мотель, решил не перенапрягаться и остановился. Когда ещё побываешь в городе с таким названием. :) Утром совершил небольшую прогулку.
По дороге проехал мимо ещё одного Косово..
Тем временем, дома наступила глубокая осень. За последний день я проехал почти 1000 км, добравшись до дома лишь в 2.30 ночи. Да, я езжу не очень быстро - отдыхи, перекусы и прочие зависоны сильно снижают скорость. Но без них удовольствие от езды быстро пропадает, начинается какой-то марафон на выживание. А зачем оно мне?
Так что, в целом, ощущения несколько неоднозначные от такого опыта.
Удобно, конечно, что не привязан к расписаниям, к загруженности трассы и т.д. Можно выехать из города в любую секунду. Удобно, что можно заехать в любую дыру. Удобно, что всегда есть мобильная "камера хранения". И в любом месте остановиться, сделать фото. Но с этим уже даже порой начинается какой-то перебор.
С другой стороны, что-то при таком способе "теряется". Какая-то часть погружения в действительность. Может тут дело привычки, может ещё что-то. Ну и вечные вопросы "где припарковаться", "как бы не побить машину на этих колдобинах" и т.д. Впрочем, достижение, что за все 1,5 месяца я ни разу не заплатил за парковку - всегда удавалось найти бесплатные варианты. Да, подальше от центра, но что нам пройти лишние 500 м, не развалимся же. Ещё повезло, что за всё это путешествие никаких поломок не случилось. За исключением того эпизода с птицей, разве что. Даже в шиномонтаж ни разу не пришлось обращаться. С ужасом думал что если вдруг что произойдёт, как это и где чинить в незнакомой стране, как объяснить мастерам и сколько это будет стоить.
Пару раз подвозил на небольшие расстояния голосующих, возвращал "карму": :) Один раз была пара чешских автостопщиков в Боснии, другой раз - местный сербский мужик там же. Мне советовали для компенсации расходов зарегистрироваться в блаблакаре, но, подумав, я отказался. Там какие-то обязательства, сразу появляется привязка ко времени. А так хочется воспользоваться теми аспектами свободы, которые машина даёт :)
Так что, думаю, повторю как-нибудь такой опыт, и не раз, но всяко не в одиночку. Одному ездить на большие расстояния на автомобиле нет ни смысла, ни интереса.
Взято: griphon.livejournal.com