Петербург. Толстовский дом.
---
Добрый день! Предлагаю вашему вниманию прошлогодний фотоотчёт об экскурсии в "Толстовский дом", он же доходный дом графа М.П.Толстого, построенный в 1910-1912 годах архитектором Ф.И.Лидвалем при участии Р.И.Китнера и Д.Д.Смирнова по адресу набережная Фонтанки, 54/ул. Рубинштейна 15-17.
В начале мая побывала ещё на одной архитектурной экскурсии. В этот раз Петербург глазами инженера водил нас по Толстовскому дому.
Я уже как-то ходила по его дворам (десять лет назад, омг!), но внутри бывать прежде не доводилось.
После небольшой вводной информации об истории участка, на котором построен дом, нас повели внутрь, в одну из парадных, расположенную со стороны набережной Фонтанки.
Для такого роскошного дома парадная весьма аскетична: никакой лепнины, ковровых дорожек и прочих "излишеств". Камина тоже нет, потому как дом изначально был оборудован системой центрального отопления.
1.
Парадная свежеотремонтированная, светильники, декоративная штукатурка и фотографии на стенах - современные. Двери, стекла в них, фурнитура, плитка на полу - это всё оригинальное.
Меня заинтересовал люк на полу - первый раз вижу, чтобы люк был не на улице, а вот так. Оказалось, это люк телефонной сети, а шкафчик на стене слева - распределительный телефонный узел. Он тоже здесь с самого начала, дом был буквально нашпигован всеми доступными на тот момент техническими новинками, в том числе около 300 квартир было снабжено телефонами. Впечатляющее число, учитывая, что на момент постройки этого здания в СПб было всего около 5000 телефонных номеров.
2.
Вот они, шкафчик и люк.
3.
Шильдик на шкафу, правда, уже не дореволюционный, но тоже исторический.
4.
5.
Сейчас лестница выглядит очень светлой за счет множества точечных светильников. Плюс, кажется, что в витражные окна прямо-таки лупит солнце. На самом деле тут тоже хитрость: за окнами обыкновенный сумрачный колодец, а внутри оконных рам также установлены лампы.
6.
7.
Как нам рассказали, в узких арочных нишах по углам, где сейчас вмонтированы светильники, располагались отопительные батареи.
8.
Лифт в доме тоже имелся с момента постройки.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Потом мы на минутку зашли в другую парадную, если правильно запомнила, в ту, где снималась "Зимняя вишня".
Тут тоже ремонт, чистота и... скукота, снимать нечего ))
15.
16.
Затем нас повели в изнанку. Отличительная особенность дома - у его нет глухих стен, он не стоит стена в стену с соседними домами, как это обычно делается. Архитектор пожертвовал лишними квадратными метрами, но оставил небольшое пространство между этим домом и соседним, чтобы была возможность сделать окна по всему периметру здания.
17.
18.
У Толстовского дома есть свой служебный корпус, вот это небольшое четырехэтажное здание. Внизу были гаражи, а выше - квартиры для обслуживающего персонала: электриков, прачек (на верхнем этаже самого доходного дома были прачечные) и т.д. После революции под жильё переустроили всё, что было можно, включая гаражи.
19.
Отчетливо видно первоначальное предназначение этого проёма, остались даже петли, на которых крепились ворота.
20.
В одном из этих помещений на первом этаже сейчас находится правление ТСЖ и мини-музей дома. Здесь собрана всевозможная утварь, которую находили во время ремонтов, на чердаках и в подвалах.
21.
Керосинки, самовары, стиральные доски.
22.
Вот интересный экспонат. Эта тумбочка с краником - доисторический холодильник. В нишу сверху засыпался лед, а через краник потом сливалась талая вода.
23.
24.
Целая коллекция разномастных утюгов.
25.
Специальная фарфоровая чашка для усатых джентельменов, керамическая ручка от сливного бачка и крохотный утюжок для глажки оборочек.
26.
27.
Кирпич, говорят, использовался наикрепчайший. До сих пор перепланировка и снос стен - задача не из легких.
28.
Кусок старых обоев, а под ним фрагмент старинной рекламы.
29.
На этом экскурсия завершилась, а я осталась ещё пофотографировать дом снаружи.
Проезд из главного двора к служебному корпусу. Кареты и автомобили неслабо стесали угол дома за прошедшее столетие.
30.
Выходы черных лестниц.
31.
Тот самый колодец, куда выходят окна с витражами из парадной в начале поста.
32.
Проезды из центрального двора к черным лестницам и служебному корпусу раньше тоже закрывались воротами, вон и петли остались.
33.
Первый из анфилады дворов со стороны Фонтанки, самый маленький.
34.
35.
Барельефы над боковыми малыми арками в каждом дворе свои. Здесь их украшают бараньи головы.
36.
Далее - головы сатиров.
37.
Во дворе, ближайшем к ул. Рубинштейна - женские головки.
38.
39.
С наружней отделкой дела обстоят неважно. Наш экскурсовод, сам житель этого дома, говорит, что они каждый год пишут письма о том, что дому необходим ремонт фасадов, и что каждый год администрация города отвечает в духе "да, да, как только будут средства, так сразу же".
40.
41.
Хуже всего дела у корпуса, который выдается вбок, в сторону от основной оси сквозных дворов. Здесь с самого начала находились самые дешевые квартиры, точнее даже комнаты. Планировка напоминает общежития коридорного типа. Вот в какую парадную надо было проситься на экскурсию. Думаю, здесь внутри все не так блестит и сияет, как там, куда нас пустили.
42.
Дом строился три года, с 1910 по 1912, поэтому на каждом корпусе стоит своя дата.
Этот корпус, как мы видим, самый поздний.
43.
На фото "в лоб" не видно, но за фонарями скрываются маскарончики.
44.
Рассыпающиеся скульптуры у входа в парадную. Здесь я встретила тётушку, возвращающуюся домой, которая полюбопытствовала, что я тут снимаю, а потом долго сокрушалась, что её "любимые деточки", как она любовно называла эти скульптуры, остались никому не нужны, что личики у них уже стерлись, а вазы разбились. Пожаловавшись на соседей, ТСЖ и весь мир в целом, старушка ушла, и только тогда меня посетила мысль, что надо было попросить у неё разрешения зайти с ней в парадную, посмотреть как оно там. Вот так всегда..
45.
В каждой из больших арок висят огромные кованые фонари. Возможно даже ещё рабочие, судя по наличию в них современных энергосберегающих ламп.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
В начале мая побывала ещё на одной архитектурной экскурсии. В этот раз Петербург глазами инженера водил нас по Толстовскому дому.
Я уже как-то ходила по его дворам (десять лет назад, омг!), но внутри бывать прежде не доводилось.
После небольшой вводной информации об истории участка, на котором построен дом, нас повели внутрь, в одну из парадных, расположенную со стороны набережной Фонтанки.
Для такого роскошного дома парадная весьма аскетична: никакой лепнины, ковровых дорожек и прочих "излишеств". Камина тоже нет, потому как дом изначально был оборудован системой центрального отопления.
1.
Парадная свежеотремонтированная, светильники, декоративная штукатурка и фотографии на стенах - современные. Двери, стекла в них, фурнитура, плитка на полу - это всё оригинальное.
Меня заинтересовал люк на полу - первый раз вижу, чтобы люк был не на улице, а вот так. Оказалось, это люк телефонной сети, а шкафчик на стене слева - распределительный телефонный узел. Он тоже здесь с самого начала, дом был буквально нашпигован всеми доступными на тот момент техническими новинками, в том числе около 300 квартир было снабжено телефонами. Впечатляющее число, учитывая, что на момент постройки этого здания в СПб было всего около 5000 телефонных номеров.
2.
Вот они, шкафчик и люк.
3.
Шильдик на шкафу, правда, уже не дореволюционный, но тоже исторический.
4.
5.
Сейчас лестница выглядит очень светлой за счет множества точечных светильников. Плюс, кажется, что в витражные окна прямо-таки лупит солнце. На самом деле тут тоже хитрость: за окнами обыкновенный сумрачный колодец, а внутри оконных рам также установлены лампы.
6.
7.
Как нам рассказали, в узких арочных нишах по углам, где сейчас вмонтированы светильники, располагались отопительные батареи.
8.
Лифт в доме тоже имелся с момента постройки.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Потом мы на минутку зашли в другую парадную, если правильно запомнила, в ту, где снималась "Зимняя вишня".
Тут тоже ремонт, чистота и... скукота, снимать нечего ))
15.
16.
Затем нас повели в изнанку. Отличительная особенность дома - у его нет глухих стен, он не стоит стена в стену с соседними домами, как это обычно делается. Архитектор пожертвовал лишними квадратными метрами, но оставил небольшое пространство между этим домом и соседним, чтобы была возможность сделать окна по всему периметру здания.
17.
18.
У Толстовского дома есть свой служебный корпус, вот это небольшое четырехэтажное здание. Внизу были гаражи, а выше - квартиры для обслуживающего персонала: электриков, прачек (на верхнем этаже самого доходного дома были прачечные) и т.д. После революции под жильё переустроили всё, что было можно, включая гаражи.
19.
Отчетливо видно первоначальное предназначение этого проёма, остались даже петли, на которых крепились ворота.
20.
В одном из этих помещений на первом этаже сейчас находится правление ТСЖ и мини-музей дома. Здесь собрана всевозможная утварь, которую находили во время ремонтов, на чердаках и в подвалах.
21.
Керосинки, самовары, стиральные доски.
22.
Вот интересный экспонат. Эта тумбочка с краником - доисторический холодильник. В нишу сверху засыпался лед, а через краник потом сливалась талая вода.
23.
24.
Целая коллекция разномастных утюгов.
25.
Специальная фарфоровая чашка для усатых джентельменов, керамическая ручка от сливного бачка и крохотный утюжок для глажки оборочек.
26.
27.
Кирпич, говорят, использовался наикрепчайший. До сих пор перепланировка и снос стен - задача не из легких.
28.
Кусок старых обоев, а под ним фрагмент старинной рекламы.
29.
На этом экскурсия завершилась, а я осталась ещё пофотографировать дом снаружи.
Проезд из главного двора к служебному корпусу. Кареты и автомобили неслабо стесали угол дома за прошедшее столетие.
30.
Выходы черных лестниц.
31.
Тот самый колодец, куда выходят окна с витражами из парадной в начале поста.
32.
Проезды из центрального двора к черным лестницам и служебному корпусу раньше тоже закрывались воротами, вон и петли остались.
33.
Первый из анфилады дворов со стороны Фонтанки, самый маленький.
34.
35.
Барельефы над боковыми малыми арками в каждом дворе свои. Здесь их украшают бараньи головы.
36.
Далее - головы сатиров.
37.
Во дворе, ближайшем к ул. Рубинштейна - женские головки.
38.
39.
С наружней отделкой дела обстоят неважно. Наш экскурсовод, сам житель этого дома, говорит, что они каждый год пишут письма о том, что дому необходим ремонт фасадов, и что каждый год администрация города отвечает в духе "да, да, как только будут средства, так сразу же".
40.
41.
Хуже всего дела у корпуса, который выдается вбок, в сторону от основной оси сквозных дворов. Здесь с самого начала находились самые дешевые квартиры, точнее даже комнаты. Планировка напоминает общежития коридорного типа. Вот в какую парадную надо было проситься на экскурсию. Думаю, здесь внутри все не так блестит и сияет, как там, куда нас пустили.
42.
Дом строился три года, с 1910 по 1912, поэтому на каждом корпусе стоит своя дата.
Этот корпус, как мы видим, самый поздний.
43.
На фото "в лоб" не видно, но за фонарями скрываются маскарончики.
44.
Рассыпающиеся скульптуры у входа в парадную. Здесь я встретила тётушку, возвращающуюся домой, которая полюбопытствовала, что я тут снимаю, а потом долго сокрушалась, что её "любимые деточки", как она любовно называла эти скульптуры, остались никому не нужны, что личики у них уже стерлись, а вазы разбились. Пожаловавшись на соседей, ТСЖ и весь мир в целом, старушка ушла, и только тогда меня посетила мысль, что надо было попросить у неё разрешения зайти с ней в парадную, посмотреть как оно там. Вот так всегда..
45.
В каждой из больших арок висят огромные кованые фонари. Возможно даже ещё рабочие, судя по наличию в них современных энергосберегающих ламп.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]