Изделие № 0
Носил главный идеолог эпохи застоя галоши часто даже в ясную погоду. Летом он ездил в машине с задраенными стеклами и запрещал включать вентиляцию. Суслов в молодости болел туберкулезом и боялся рецидива болезни и простуды. Поэтому в жару он ходил в плаще, шляпе, ну и в галошах. Он, вероятно, был последним из жителей Москвы, который продолжал их надевать...
А ведь не дурак был Михаил Андреевич))
Галоши имеют долгую историю. Существует две версии их происхождения. Согласно одной из них, галоши обязаны своим происхождением далекой культуре индейцев Южной Америки. Когда европейцы стали наведываться на загадочный континент, они заметили у индейцев мячи, непромокаемые холсты и обувь. Они заинтересовались свойствами сока каучукового дерева, стали делать из него галантерейную мелочь, а в начале прошлого века – привозить готовую каучуковую обувь от индейцев.
По другой версии, галоши изобретены англичанином Рэдли в начале девятнадцатого века, который никак не мог вылечится от простуды, подхваченной им из-за вечной лондонской слякоти тех лет. От скуки он читал том «Галльской войны» Юлия Цезаря и узнал, что древние галлы для защиты от грязи носили защитные футляры для обуви «gallicae». В 1803 году от запатентовал своё изобретение – чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Галоши из сырого каучука обладали одним серьезным недостатком: на холоде они твердели и становились ломкими, а в жаркую погоду «таяли» – неприятно пахли, делались липкими и мягкими.
В первые четыре десятилетия XIX века многие предприниматели пытались сделать каучук независимым от природных условий. Больше всех повезло Чарльзу Гудийру, который после многолетних экспериментов изобрел метод, известный сейчас, как вулканизация («сваривание» каучука с серой при нагревании).
Американские компании быстро наладили массовый выпуск «overshoes», т.е. верхней обуви из вулканизированного каучука. Новые галоши не боялись ни жары, ни холода. Американская новинка встречала оживленный спрос и в других странах, в том числе и России. С этого момента галоши стали постепенно входить в быт русской знати.
Летом 1859 года гамбургский купец Фердинанд Краузкопф вместе с несколькими русскими купцами учредил «фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий в Санкт-Петербурге. Летом 1860 года заработала в России первая резиновая фабрика. Дело сразу пошло полным ходом: в октябре выпускалось уже до 1000 пар галош в день. Первоначальное название фабрики – Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ). С 1888 года на изделиях появился фабричный знак в виде треугольника с начальными буквами фирмы внутри него, а еще через 20 лет название «Треугольник» было официально прибавлено к прежнему. Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу, а в России щупальца ее сбыта протянулись аж до Владивостока.
Чехлы для обуви составляли в XIX веке основную продукцию резиновой промышленности. Основным покупателем этих резиновых изделий было городское население, причем все его категории. Галоши стали частью выходного костюма кадровых рабочих, которые нередко надевали их на обувь даже тогда, когда погода этого не требовала – для форсу. Чиновники и купцы, дворники и извозчики в ненастную погоду на ботинки, сапоги или валенки надевали низкие или глубокие галоши. Зажиточные крестьяне тянулись вслед за горожанами. Граф Н.Е. Комаровский в своих записках отмечал, что для русского крестьянина надетые на сапоги галоши «чуть ли не возносят его над уровнем прочих сельчан, придавая ему значение аристократического характера».
Несколько позже появились зимние галоши на теплой байковой подкладке красного цвета – они были мягче, теплее, не повреждали кожаную обувь. Именно такие галоши стали культовыми и навечно остались в памяти многих поколений россиян.ТРАРМ стал одним из крупнейших «резиновых» производителей мира, получал премии и золотые медали за свою продукцию и был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В разгар первой мировой войны «Треугольник» оказался, по существу, единственным поставщиком резины для автотранспорта, авиации. Основная же продукция – галоши – отошла на задний план.
Дефицит галош сразу почувствовали покупатели, одним из которых был герой рассказа «Собачье сердце» Михаила Булгакова профессор Преображенский. Как известно, галоши из парадного подъезда дома, где жил Филипп Филиппович, исчезли еще в апреле 1917 года. Их уперли пролетарии. Последних можно понять: галош на всех их не хватало. Вскоре торговля была запрещена, и галоши можно было нелегально приобрести только на рынке или где-нибудь украсть.
Выпуск советских галош начался только в 1921 году, когда «Треугольник», а следом за ним и московский «Большевик» возобновили работу. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. На ниве рекламы московских галош трудились лучшие творческие силы страны – плакаты Маяковского и Родченко навеки остались в истории советского конструктивистского дизайна. Стремление всеми силами нарастить объемы производства часто вело к снижению качества производимой продукции. Это грозило стране валютными потерями – галоши были статьей экспорта Страны Советов. Марка «Треугольника» была хорошо известна за рубежом, но советские резиновые изделия уже не соответствовали западным требованиям. В августе 1930 года Совет торгпредства СССР в Германии, направляя завкому «Красного Треугольника» материалы по рекламациям, писал: «Мы дискредитируем в глазах иностранных покупателей нашу продукцию так, как если бы нашей задачей являлось не расширение, а сужение рынков сбыта для наших товаров».
К концу первой пятилетки дело с галошами ухудшилось, росли цены даже на то, что распределялось. Историк А.Г. Маньков в своем юношеском дневнике описал семейную ссору, произошедшую весной 1933 года. Разговор шел о покупке галош, пара которых стоила 15 рублей, что стало бы ударом по семейному бюджету. Отец кричал, что все деньги идут «на жратву», но потом вдруг согласился с тем, что и галоши нужны. Все-таки это был предмет первой необходимости. Следующий взлет культовой обуви пришелся на 50-60-е годы.
Широкий ассортимент стремился охватить все виды населения и все жизненные ситуации: выпускались галоши и боты мужские, женские, мальчиковые, девичьи и детские; галоши с гнездом для каблука – чтобы надевать на ботиночки, и без оного – чтобы носить на необутой ноге; формовые без подкладки (чуни); типа босоножек с ремешком вместо задника и т.д. Начиная с 1970-х годов в СССР неуклюжие галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине со слякотью и грязью на улицах крупных российских городов. Последнюю дань классическим «советским» галошам отдала компания Bosco Di Ciliegi, разрабатывавшая дизайн костюмов для сборной России для Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Наша сборная была в пальто «а ля Шаляпин», бобровых шапках и галошах, одетых на валенки.
И несколько слов о рижском «Проводнике»
Товарищество «Проводник» В 1888 году акционерное общество, основанное на русско-французском капитале, построило на болотистой окраине Риги, Саркандаугаве, крупное предприятие «Проводник». В 1889 году «Проводник» стал выпускать первую продукцию: различные технические и хирургические резиновые изделия, а в 1890 году начал производство галош.
Чтобы получить больше прибыли, фирма скупала земельные участки, строила новые заводские корпуса. В 1914 году товарищество «Проводник» насчитывало уже 220 промышленных и жилых зданий. Товарищество производило в больших количествах техническую резину; резиновые рукава; шины (как автомобильные, так и экипажные); изоляционные материалы: асбестовые изделия и ткани, эбонит; непромокаемые ткани; игрушки (в основном мячи).
Высокий уровень выпускаемой продукции позволил фирме занять ведущее место не только в России, но и на мировом рынке.
В мировой резиновой промышленности того времени «Проводник» занимал по размерам производства четвертое место, а по производству шин – второе. Общий оборот составлял 65 млн. рублей, на заводах фирмы работало свыше 14 тыс. человек, из них 48 процентов составляли женщины. Товарищество владело 31 патентом и заявлениями об образцах в 11 странах. Именно технический уровень разработок «Проводника» и привлек сюда на работу в качестве помощника начальника автошинного цеха, будущего ученого-ракетостроителя Фридриха Цандера, после окончания с отличием Рижского политехнического института.
Объединяло различные производства то, что все изделия производились из очень современного для того времени материала — резины. В джунглях Амазонки добывался каучук, корабли через океан везли его в Ригу, потому что коммерсанты знали: именно здесь ценное сырье смогут использовать наилучшим образом.
В цехах работникам «Проводника» выдавали не только бесплатное молоко и бесплатный чай, но и бесплатный лимонад. В Межапарке, неподалёку от богатых вилл, разместилось красивое здание детских яслей «Проводника».
При заводе имелись больница, роддом, несколько бесплатных бань. В заводском парке для работников предприятия четыре дня в неделю проводились по вечерам бесплатные концерты. Заботились на «Проводнике» и о детях рабочих — на оплату их занятий в учебных заведениях города предприятие ежегодно тратило тысячи рублей.
Пожалуй, наибольшее впечатление ныне способен произвести четырехэтажный клуб «Проводника». В библиотеке предлагались газеты на русском, латышском, немецком и даже литовском языках. Здесь же имелись кегельбаны, десять биллиардных столов, работало даже закрытое (только для конторщиков предприятия) казино.
Летом 1915 года, в связи с наступлением немецких войск в направлении Елгава – Рига, началась срочная эвакуация промышленных предприятий Риги вглубь России. Фирма «Проводник» эвакуировала свои заводы в Москву.
В послевоенные годы акционерное общество хотело восстановить производство некоторых видов резиновых изделий, но из этого ничего не получилось, и в 1928 году «Проводник» был ликвидирован.
Источник
Взято: skif-tag.livejournal.com