Приемо-сдаточный пункт Новопортовского месторождения
---
Кто читает мой инстаграм, в курсе, что полторы недели я был на севере. Совершил путешествие мечты, даже не побоюсь сказать, что это был морской круиз. Я посмотрел, как нефть с Новопортовского месторождения через уникальный терминал «Ворота Арктики» в Обской губе перегружают на танкер ледового класса. Далее он следует по Обской губе и Северному морскому пути до Мурманска. Там нефть перегружают на танкер-накопитель «Умба». Между прочим, сейчас это самый большой танкер, который ходит под российским флагом.
Но не будем забегать вперед. Этим репортажем я открываю цикл статей, как устроена эта уникальная логистическая схема. Как устроен танкер, как живет экипаж на нем. Как готовят нефть к транспортировке, как перегружают. Что такое ледокольное судно обеспечения и зачем оно нужно. В общем, материала будет много, не переключайтесь! Начнем мы с Приемо-сдаточного пункта Новопортовского месторождения.
Новопортовское — самое северное и одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал (а по запасам жидких углеводородов — крупнейшее). Расположено в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 360 км к северо-востоку от города Салехард, в 30 км от побережья Обской губы. Там не было ничего. Ни транспортной, ни любой другой инфраструктуры. А температура зимой достигает −50 градусов. В таких условиях и начали осваивать месторождение. Сначала инфраструктуру для комфортного проживания и работы. Параллельно шло освоение промышленных площадок. Был построен трубопровод к Приемо-сдаточному пункту, возведен круглогодичный терминал «Ворота Арктики». И возникает вполне логичный вопрос, а зачем так забираться далеко на север?
Новопортовское месторождение было открыто в 1964 году. Долгое время его разработка была экономически нецелесообразной из-за отсутствия логистической инфраструктуры. Вполне хватало более «легкой» в добыче нефти на Большой земле. Но те времена остались далеко позади, месторождения, открытые и разрабатываемые десятилетия назад, постепенно снижают объемы добычи. Поэтому компания «Газпром нефть» взяла курс на Арктику, ведет разведку еще севернее и вводит в эксплуатацию новые месторождения.
1. Как я написал во вступлении, первый фонтан забил 24 декабря 1964 года. Это была скважина Р-50 с суточным дебитом газа более 1 млн кубометров. К 1987 году на месторождении было пробурено в общей сложности 117 разведочных скважин, однако активное освоение промысла началось в 2012 году, когда возникла целесообразность его разработки и были доступны современные технологии. В ходе работ по расконсервации старых скважин был получен фонтанирующий приток нефти с дебитом 140 кубометров в сутки. Полномасштабное эксплуатационное бурение на Новопортовском месторождении началось летом 2014 года.
2. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, относится к категории легких с низким содержанием серы (около 0,1 %). Это один из самых технологичных проектов компании «Газпром нефть». Здесь апробируются технологии бурения в условиях вечной мерзлоты и экстремальных температур. Для повышения эффективности разработки применяются бурение горизонтальных, двуствольных скважин, многостадийный гидроразрыв пласта и другие сложные технические решения.
3. Кроме того, нефть Novy Port практически безводная и отличается низким содержанием примесей, а значит, практически не требует дополнительноий подготовки, что делает ее ценным сырьем для нефтеперерабатывающих заводов. Таким образом, после добычи и подготовки нефти на Центральном пункте сбора нефти она по 100 километровому нефтепроводу, построенному в условиях вечной мерзлоты, отправляется на Приемо-сдаточный пункт, расположенный на берегу Обской Губы около села Мыс Каменный.
4. Здесь нефть накапливается в резервуарах и, после подхода танкера, через терминал «Ворота Арктики» перегружается на борт судна.
5. Рында в честь первой зимней отгрузки нефти, но была еще и первая летняя. Она состоялась 21 августа 2014 — го, в этом году компания отметила 5 лет с того дня, когда нефть Novy Port впервые отправили по Северному морскому пути. Самое интересное, что возможность танкерной отгрузки проверялась в 2011 году, тогда атомный ледокол Вайгач осуществил опытную проводку из порта Сабетта до села Мыс Каменный.
6. Начальник смены Сергей Большаков готовится руководить процессом отгрузки нефти на танкер.
7. Терминал «Ворота Арктики» автоматизирован и на нем нет сотрудников. Все управление дистанционное. По телекамерам можно видеть, как идет процесс шланговки — присоединения муфты с шлангами от терминала к танкеру. Но о терминале я напишу отдельный материал.
8. Две колбы слева — нефть из скважин. Потом нефть, которая отправляется заказчику. Справа так называемый сорт нефти Urals — смесь разных сортов нефти с разных месторождений. Так как нефть с Новопортовского месторождения уникальная, то она была выделена в отдельный сорт, который ни с какой другой не смешивают. Кстати, его цена примерно раза в два дороже, чем обычная нефть.
9. На Приемно-сдаточном пункте находится лаборатория, которая контролирует качество поставляемой нефти.
10. В лаборатории хранятся так называемые арбитражные пробы. Это опечатанные пробы с каждой партии для контроля качества. Если лаборатория заказчика выявит вдруг какое либо не соответствие, то назначается дополнительная экспертиза уже этих арбитражных проб. За все время поставок с этого месторождения такой необходимости не было.
11. Михаил Обухов, оператор товарный Цеха подготовки и перекачки нефти Приемо-сдаточного пункта (ПСП) Новопортовского месторождения
12. Приемо-сдаточный пункт предназначен для приема, хранения, коммерческого учета товарной нефти и ее подачи на терминал «Ворота Арктики». Его сооружения ПСП рассчитаны на 9,1 млн тонн нефти в год.
13. Все оборудование полностью автоматизировано и работает удаленно. Вахта — всего около 100 человек.
15. Естественно, все объекты, связанные с газом или нефтью являются опасными, поэтому правила пожарной безопасности драконовские.
16. Регулярно проводятся учения пожарных расчетов.
17. Особенности вечной мерзлоты — этот радиатор система ГЕТ или захолаживания. По сути она является «холодильником», конструкция укладывается под фундамент и отвечает за поддержание заданного температурного режима вечномерзлых грунтов в любое время года.
18. Сооружения Приемо-сдаточного пункта расширяются — сейчас строится вторая очередь. А под радугой село Мыс Каменный. Туда мы тоже заглянем.
19. Огромное значение уделяется экологии. Еще до начала работ были проведены полномасштабные исследования экосистемы. Сейчас вокруг всех объектов проводится экологический мониторинг, а с 2016 года работает экологическая лаборатория, в задачи которой входит круглосуточное наблюдение за основными параметрами экосистемы. При строительстве первой очереди нефтепровода от месторождения до села Мыс Каменный были изучены пути миграции животных и построены специальные переходы для оленей. Нефтепровод оборудован скин- системой, которая позволяет контролировать его состояние и параметры в режиме реального времени и удаленно корректировать его работу.
20. Муфта — граница. Справа нефть принадлежит «Газпром Нефти». Слева — заказчику. Обратите внимание, что муфта опечатана, как счетчик воды у вас дома.
21. В следующих репортажах я расскажу как устроен быт на вахте, а потом как нефть через терминал попадает на танкер.
Но не будем забегать вперед. Этим репортажем я открываю цикл статей, как устроена эта уникальная логистическая схема. Как устроен танкер, как живет экипаж на нем. Как готовят нефть к транспортировке, как перегружают. Что такое ледокольное судно обеспечения и зачем оно нужно. В общем, материала будет много, не переключайтесь! Начнем мы с Приемо-сдаточного пункта Новопортовского месторождения.
Новопортовское — самое северное и одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал (а по запасам жидких углеводородов — крупнейшее). Расположено в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 360 км к северо-востоку от города Салехард, в 30 км от побережья Обской губы. Там не было ничего. Ни транспортной, ни любой другой инфраструктуры. А температура зимой достигает −50 градусов. В таких условиях и начали осваивать месторождение. Сначала инфраструктуру для комфортного проживания и работы. Параллельно шло освоение промышленных площадок. Был построен трубопровод к Приемо-сдаточному пункту, возведен круглогодичный терминал «Ворота Арктики». И возникает вполне логичный вопрос, а зачем так забираться далеко на север?
Новопортовское месторождение было открыто в 1964 году. Долгое время его разработка была экономически нецелесообразной из-за отсутствия логистической инфраструктуры. Вполне хватало более «легкой» в добыче нефти на Большой земле. Но те времена остались далеко позади, месторождения, открытые и разрабатываемые десятилетия назад, постепенно снижают объемы добычи. Поэтому компания «Газпром нефть» взяла курс на Арктику, ведет разведку еще севернее и вводит в эксплуатацию новые месторождения.
1. Как я написал во вступлении, первый фонтан забил 24 декабря 1964 года. Это была скважина Р-50 с суточным дебитом газа более 1 млн кубометров. К 1987 году на месторождении было пробурено в общей сложности 117 разведочных скважин, однако активное освоение промысла началось в 2012 году, когда возникла целесообразность его разработки и были доступны современные технологии. В ходе работ по расконсервации старых скважин был получен фонтанирующий приток нефти с дебитом 140 кубометров в сутки. Полномасштабное эксплуатационное бурение на Новопортовском месторождении началось летом 2014 года.
2. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, относится к категории легких с низким содержанием серы (около 0,1 %). Это один из самых технологичных проектов компании «Газпром нефть». Здесь апробируются технологии бурения в условиях вечной мерзлоты и экстремальных температур. Для повышения эффективности разработки применяются бурение горизонтальных, двуствольных скважин, многостадийный гидроразрыв пласта и другие сложные технические решения.
3. Кроме того, нефть Novy Port практически безводная и отличается низким содержанием примесей, а значит, практически не требует дополнительноий подготовки, что делает ее ценным сырьем для нефтеперерабатывающих заводов. Таким образом, после добычи и подготовки нефти на Центральном пункте сбора нефти она по 100 километровому нефтепроводу, построенному в условиях вечной мерзлоты, отправляется на Приемо-сдаточный пункт, расположенный на берегу Обской Губы около села Мыс Каменный.
4. Здесь нефть накапливается в резервуарах и, после подхода танкера, через терминал «Ворота Арктики» перегружается на борт судна.
5. Рында в честь первой зимней отгрузки нефти, но была еще и первая летняя. Она состоялась 21 августа 2014 — го, в этом году компания отметила 5 лет с того дня, когда нефть Novy Port впервые отправили по Северному морскому пути. Самое интересное, что возможность танкерной отгрузки проверялась в 2011 году, тогда атомный ледокол Вайгач осуществил опытную проводку из порта Сабетта до села Мыс Каменный.
6. Начальник смены Сергей Большаков готовится руководить процессом отгрузки нефти на танкер.
7. Терминал «Ворота Арктики» автоматизирован и на нем нет сотрудников. Все управление дистанционное. По телекамерам можно видеть, как идет процесс шланговки — присоединения муфты с шлангами от терминала к танкеру. Но о терминале я напишу отдельный материал.
8. Две колбы слева — нефть из скважин. Потом нефть, которая отправляется заказчику. Справа так называемый сорт нефти Urals — смесь разных сортов нефти с разных месторождений. Так как нефть с Новопортовского месторождения уникальная, то она была выделена в отдельный сорт, который ни с какой другой не смешивают. Кстати, его цена примерно раза в два дороже, чем обычная нефть.
9. На Приемно-сдаточном пункте находится лаборатория, которая контролирует качество поставляемой нефти.
10. В лаборатории хранятся так называемые арбитражные пробы. Это опечатанные пробы с каждой партии для контроля качества. Если лаборатория заказчика выявит вдруг какое либо не соответствие, то назначается дополнительная экспертиза уже этих арбитражных проб. За все время поставок с этого месторождения такой необходимости не было.
11. Михаил Обухов, оператор товарный Цеха подготовки и перекачки нефти Приемо-сдаточного пункта (ПСП) Новопортовского месторождения
12. Приемо-сдаточный пункт предназначен для приема, хранения, коммерческого учета товарной нефти и ее подачи на терминал «Ворота Арктики». Его сооружения ПСП рассчитаны на 9,1 млн тонн нефти в год.
13. Все оборудование полностью автоматизировано и работает удаленно. Вахта — всего около 100 человек.
15. Естественно, все объекты, связанные с газом или нефтью являются опасными, поэтому правила пожарной безопасности драконовские.
16. Регулярно проводятся учения пожарных расчетов.
17. Особенности вечной мерзлоты — этот радиатор система ГЕТ или захолаживания. По сути она является «холодильником», конструкция укладывается под фундамент и отвечает за поддержание заданного температурного режима вечномерзлых грунтов в любое время года.
18. Сооружения Приемо-сдаточного пункта расширяются — сейчас строится вторая очередь. А под радугой село Мыс Каменный. Туда мы тоже заглянем.
19. Огромное значение уделяется экологии. Еще до начала работ были проведены полномасштабные исследования экосистемы. Сейчас вокруг всех объектов проводится экологический мониторинг, а с 2016 года работает экологическая лаборатория, в задачи которой входит круглосуточное наблюдение за основными параметрами экосистемы. При строительстве первой очереди нефтепровода от месторождения до села Мыс Каменный были изучены пути миграции животных и построены специальные переходы для оленей. Нефтепровод оборудован скин- системой, которая позволяет контролировать его состояние и параметры в режиме реального времени и удаленно корректировать его работу.
20. Муфта — граница. Справа нефть принадлежит «Газпром Нефти». Слева — заказчику. Обратите внимание, что муфта опечатана, как счетчик воды у вас дома.
21. В следующих репортажах я расскажу как устроен быт на вахте, а потом как нефть через терминал попадает на танкер.
Взято: russos.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]