По Енисею в 2019 году: Четырехсотлетний Енисейск
---
Правильнее было бы назвать этот пост ночной Енисейск, ибо дело было поздней ночью. Теплоход при движении вниз, на север, в искомый город приходит к 23:30. При этом транспортная линия на Енисее, имеет четкую понятную задачу: доставить пассажира из точки А в точку Б. Поэтому здесь очень и очень жесткий график. На стоянку в Енисейске отведено всего полчаса. Однако и за это время мы успеваем достаточно бегло осмотреть историческую часть города накануне празднования четырехсотлетия.
Начало рассказа:
Окрестности Красноярска
Казачинский порог
01. К слову, одиннадцать лет назад, в виду опоздания теплохода, стоянка в Енисейске была сокращена всего до 10-15 минут. Пассажиры вышли и еще больше подсело на борт, и вперед на север. К тому же с борта теплохода смотреть было не на что. Темнота да и только.
02. Теперь, совсем другое дело. Вид с реки на старинный город витринно отремонтировали, подсветили. Сделали яркую набережную. И потому, несмотря на поздний час, в городе много прогуливающихся горожан встречающих очередной рейс теплохода.
Почти все фото этого поста сделаны на телефон, так что не обессудьте.
Итак, город Енисейск был основан в 1619 году, в качестве Тунгусского острога. Очень скоро острог превратился в административный и экономический центр всей Восточной Сибири. Отсюда происходило движение русских землепроходцев на юг и дальше на восток Сибири. Достаточно будет упомянуть, что такие города как Красноярск, Иркутск, Нерчинск, Братск и прочие были основаны енисейскими казаками. Через Енисейск проходили маршруты экспедиций Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, Витуса Беринга, и других известных на весь мир товарищей. Уже к середине XVII века население насчитывало до 3000 человек. В городе работало более 20 фабрик и заводов. Годовой товарооборот енисейского рынка (основной вид деятельности которого поначалу заключался в добыче пушнины) достигал 60 000 руб! Для сравнения постройка небольшого дома в Москве во времена правления Алексея Михайловича (1645-1676) стоила порядка 10 рублей; Хлеб стоил - 1 копейку за килограмм; Корова - 2 рубля. Самый высокий фиксированный доход (оклад) был у бояр - достигал 100 руб а месяц (это без учета доходов от поместий и крестьян). Так что 60 тысяч тогдашних рублей - это круто! ) Отсюда и быстрый рост населения Енисейска, стремительный рост доходов города, и его влияния среди Сибирских городов тех дней.
03. Центральная улица города, называется само-собой в честь Ленина, в прошлом Большая.
04. Я так понимаю, что вся улица в прошлом представляла собой променад из магазинов и торговых центров. Например этот дом и лавка купца Захарова, торгово-жилая усадьба 1860-1870 годов постройки. На первом этаже - лавка, на втором - жилой дом купца. За фасадным зданием располагались амбары, конюшня и прочие приусадебные постройки. И так устроены почти все дома на улице.
05. Чуть поодаль дом с магазином Хнюнина и Коновалова. Довольно любопытное соседство собственников: Священника Воскресенской церкви Хнюнина и купца Коновалова.
06. Жилой дом, хотя все же нежилой. )
07. Так уж вышло, что наша короткая стоянка в Енисейске была аккурат накануне празднования четырехсотлетия города. Кругом монтировались уличные сцены, ожидались многочисленные гости, в глазах двоилось от отрядов МЧС и Росгвардии.
08. После строительства Московско-Иркутского тракта и Транссибирской магистрали, которые прошли южнее на 350 километров через Красноярск, Енисейск стал быстро терять накопленное столетиями влияние и богатство, превратившись окончательно в удаленный провинциальный городишко.
09. С богатейшей историей и красивой архитектурой. Дом Савельева, в котором на момент постройки в 1860 году располагались торговый дом купца Трифона Савельева и жилой второй этаж в котором он и жил со своей семьей. Конечно после прихода советской власти, все эти дома были конфискованы у владельцев, и переданы ведомствам, в частности в этом здании многие годы был городской ЗАГС и Библиотека.
10. Усадьба купца Алексея Бородкина, 1909 года постройки. Если я не ошибаюсь, построенная в модном для начала XX века стиле модерн.
11. Дом купца первой гильдии Федора Дементьева, 1837 года постройки. Кстати говоря, в середине XVIII века (период максимального расцвета) в Енисейске насчитывалось по меньшей мере 143 купца первой гильдии, и по некоторым данным до 1200 (как-то с трудом верится) купцов второй гильдии.
12. Учитывая ограниченность по времени, мы успели пробежать по улице Ленина, и даже немного заглянуть в глубь города. Должен признать, что такой яркой и внешне восстановленной улицы в городе больше мы не увидели. То ли их нет, то ли они не освещены. Даже крупнейший Спасо-Преображенский собор утопал в темноте и в глубине городских построек.
13. Наверное днем город выглядит иначе, вероятно богаче и наряднее. Впрочем, допускаю что где-нибудь на окраинах встречаются заброшенные, покосившиеся и давно заросшие избы. В этом тоже есть некое притяжение.
Попробую резюмировать свои краткие впечатления. Енисейск - это город, вектор развития которого обращен в прошлое, точнее в сохранение богатой истории "Отца сибирских городов", так по крайней мере его позиционируют местные краеведы. Зачем туристу ехать в Енисейск? Нашел достаточно подробную статью, а также существует туристический сайт посвященный городу в канун 400-летия, если интересно рекомендую заглянуть, там много исторических фото.
14. А тем временем, теплоход готовиться к отплытию. Кажется даже погудел, несмотря на поздний час.
15. На борт подсело значительное количество пассажиров, вероятно сказывается близость железнодорожной станции в Лесосибирске (примерно в 50 км от пристани), и собственно автомобильная дорога, по которой из Красноярска в Енисейск ходит автобус. Многие пассажиры (не туристы) предпочитают не терять время (16,5 часов светлого времени суток), да и стоимость кают из Енисейска заметно ниже.
16. Прощаемся с Енисейском, с ярко освещенным восстановленным Богоявленским собором (1730-1750), и берем курс на север.
17. Дальше автомобильных дорог по Енисею нет, средство доставки пассажиров и грузов, только по реке. Изредка авиация, санавиация. В Норильске, Туруханске и Игарке есть аэропорты, правда я не уверен что в Игарку и Туруханск существуют регулярные рейсы даже из Красноярска. Зимой, когда станет лед на реке, запускается зимник, по которому доставляются грузы и пассажиры, но это скорее "дорога жизни", а не приключений. Так что все самое интересное впереди!
Взято: kitv.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]