Рынок данных в России: проблемы развития
---
В России разрабатывается стратегия развития рынка больших данных. Ее положения обсуждались на совещании 2 сентября в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Информацию источника, пожелавшего остаться неназванным, газете «Ведомости» подтвердил руководитель департамента Минкомсвязи Василий Слышкин.
Разработкой занимается Ассоциация участников рынка больших данных, в которую входят, например, Сбербанк, Газпромбанк, Тинькофф Банк, «Мегафон», «Ростелеком», «Яндекс», Mail.ru Group и т.д. В пресс-службе ассоциации журналистов заверили, что стратегию на период до 2024 года предполагается представить уже осенью 2019 года. В то же время источник газеты отметил, что Минкомсвязи пока считает ее недоработанной.
Издание пишет, что стратегия предлагает, в частности, разрешить игрокам рынка передавать друг другу анонимные персональные данные, а государству — разрешить делиться этими данными с частными компаниями. Речь также идет о создании стандарта для внедрения Big Data в государственных компаниях и о начале санкционированного государством перевода в цифровую форму данных в таких областях, как, например, здоровье граждан. Кроме того, предлагается разрешить пользователям дистанционно и одновременно давать согласие на использование информации в нескольких целях и в рамках экспериментов кое-где ослабить государственное регулирование в сфере обмена данными.
О ситуации на рынке данных в России, его развитии и рисках рассказал Иван Бегтин, председатель Ассоциации участников рынка данных, директор АНО «Информационная культура».
«Рынок больших данных как механизм торговли и обмена недостаточно развит в России исключительно из-за государственных ограничений и регулирования. На практике, конечно, все игроки на рынке скупают данные – в основном в маркетинговых целях, в целях проверки контрагентов. Есть еще много задач, для решения которых нужны эти сведения.
Так что этот рынок существует; он не маленький – это десятки, даже сотни миллиардов рублей. Он не всегда публичный, особенно в том, что касается торговли данными о людях. Часто это «серый» и даже «черный» рынок, когда украденные государственные базы толкают всякие предприимчивые теневые дельцы.
Безусловно, изменение государственной политики в этой области необходимо. Нужно определить, в каких случаях государство может предоставлять сведения, в каких случаях должно быть ослаблено госрегулирование и нужно позволять компаниям обмениваться данными между собой. Это с одной стороны.
С другой стороны, мы видим в этом ослабление защиты государством персональных данных граждан. На фоне того, что в Европе принимается GDPR (Тhe General Data Protection Regulation, новые правила обработки персональных данных граждан, предоставляющие резидентам Евросоюза возможность полного контроля над своими персональными данными, – прим. ред.), на фоне того, что в США активно обсуждают защиту цифровых прав граждан, в России, наоборот, встает вопрос об ослаблении защиты.
То есть баланса интересов общества и граждан сейчас нет. Основная проблема именно в этом – в том, что интересы общества никто не защищает. Государство действует по модели «главное, чтобы люди не запаниковали», потому что об этом стали писать медиа, все больше разбираться в этом, и есть уже издания, которые специализируются на цифровой повестке. А бизнес лоббирует только свои собственные интересы.
Мы оказываемся в ситуации, когда лоббист лишь один, и он хочет добиться работы по принципу «все разрешить», а противостоит ему только та часть государственной машины, которая просто опасается социальных последствий. У нас нет такого, чтобы кто-то, как в Евросоюзе, добивался введения GDPR, – ни консорциумы, ни общественные организации, ни политические партии этим не занимаются. Так что главный тезис, который нужно запомнить и о котором следует писать, именно таков: интересы граждан в цифровой повестке никто сейчас не представляет.
Для исправления этого нужно, чтобы появились общества защиты цифровых прав потребителей и чтобы у них была государственная поддержка. У нас пока недостаток правозащитных организаций в цифровой среде. Если они появятся, есть вероятность, что все придет к балансу. А без этого создавать стратегии развития рынка… Ну, да, не разрешать бизнесу обмениваться данными плохо, потому что если запретить, обмен не перестанет существовать, а только уйдет в тень полностью. Но плохо и не защищать права граждан.
Здесь необходимо достаточно умное регулирование, а оно работает только при наличии некоторых переговорных позиций с разных сторон. Я считаю, что сторон должно быть несколько и регулирование должно учитывать их интересы», – сказал Иван Бегтин.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Разработкой занимается Ассоциация участников рынка больших данных, в которую входят, например, Сбербанк, Газпромбанк, Тинькофф Банк, «Мегафон», «Ростелеком», «Яндекс», Mail.ru Group и т.д. В пресс-службе ассоциации журналистов заверили, что стратегию на период до 2024 года предполагается представить уже осенью 2019 года. В то же время источник газеты отметил, что Минкомсвязи пока считает ее недоработанной.
Издание пишет, что стратегия предлагает, в частности, разрешить игрокам рынка передавать друг другу анонимные персональные данные, а государству — разрешить делиться этими данными с частными компаниями. Речь также идет о создании стандарта для внедрения Big Data в государственных компаниях и о начале санкционированного государством перевода в цифровую форму данных в таких областях, как, например, здоровье граждан. Кроме того, предлагается разрешить пользователям дистанционно и одновременно давать согласие на использование информации в нескольких целях и в рамках экспериментов кое-где ослабить государственное регулирование в сфере обмена данными.
О ситуации на рынке данных в России, его развитии и рисках рассказал Иван Бегтин, председатель Ассоциации участников рынка данных, директор АНО «Информационная культура».
«Рынок больших данных как механизм торговли и обмена недостаточно развит в России исключительно из-за государственных ограничений и регулирования. На практике, конечно, все игроки на рынке скупают данные – в основном в маркетинговых целях, в целях проверки контрагентов. Есть еще много задач, для решения которых нужны эти сведения.
Так что этот рынок существует; он не маленький – это десятки, даже сотни миллиардов рублей. Он не всегда публичный, особенно в том, что касается торговли данными о людях. Часто это «серый» и даже «черный» рынок, когда украденные государственные базы толкают всякие предприимчивые теневые дельцы.
Безусловно, изменение государственной политики в этой области необходимо. Нужно определить, в каких случаях государство может предоставлять сведения, в каких случаях должно быть ослаблено госрегулирование и нужно позволять компаниям обмениваться данными между собой. Это с одной стороны.
С другой стороны, мы видим в этом ослабление защиты государством персональных данных граждан. На фоне того, что в Европе принимается GDPR (Тhe General Data Protection Regulation, новые правила обработки персональных данных граждан, предоставляющие резидентам Евросоюза возможность полного контроля над своими персональными данными, – прим. ред.), на фоне того, что в США активно обсуждают защиту цифровых прав граждан, в России, наоборот, встает вопрос об ослаблении защиты.
То есть баланса интересов общества и граждан сейчас нет. Основная проблема именно в этом – в том, что интересы общества никто не защищает. Государство действует по модели «главное, чтобы люди не запаниковали», потому что об этом стали писать медиа, все больше разбираться в этом, и есть уже издания, которые специализируются на цифровой повестке. А бизнес лоббирует только свои собственные интересы.
Мы оказываемся в ситуации, когда лоббист лишь один, и он хочет добиться работы по принципу «все разрешить», а противостоит ему только та часть государственной машины, которая просто опасается социальных последствий. У нас нет такого, чтобы кто-то, как в Евросоюзе, добивался введения GDPR, – ни консорциумы, ни общественные организации, ни политические партии этим не занимаются. Так что главный тезис, который нужно запомнить и о котором следует писать, именно таков: интересы граждан в цифровой повестке никто сейчас не представляет.
Для исправления этого нужно, чтобы появились общества защиты цифровых прав потребителей и чтобы у них была государственная поддержка. У нас пока недостаток правозащитных организаций в цифровой среде. Если они появятся, есть вероятность, что все придет к балансу. А без этого создавать стратегии развития рынка… Ну, да, не разрешать бизнесу обмениваться данными плохо, потому что если запретить, обмен не перестанет существовать, а только уйдет в тень полностью. Но плохо и не защищать права граждан.
Здесь необходимо достаточно умное регулирование, а оно работает только при наличии некоторых переговорных позиций с разных сторон. Я считаю, что сторон должно быть несколько и регулирование должно учитывать их интересы», – сказал Иван Бегтин.
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]