Гвоздно, Гдовский район Псковской области. Церковь Косьмы и Дамиана, 1912 г.
---
Полагаю, мало кому из читателей предоставится возможность своими глазами увидеть сие архитектурное чудо, ибо вряд ли найдутся желающие ехать в псковскую глухомань по сомнительным дорогам только ради удовольствия воочию познакомиться и запечатлеть в гигабайтах полуразрушенный храм, аналогов которому на территории той же Псковской области не существует, а по всей России остались считанные единицы (след. фото - западный фасад).
Дабы подробно представить сей любопытнейший объект, затерянный на просторах Родины, фото выкладываем, не скупясь, щедро делясь обретённой уходящей красотою с любителями и ценителями отечественной аутентичной архитектуры. (След фото - южный фасад:)
Церковь Косьмы и Дамиана в деревне Гвоздно Гдовского района Псковской области (напротив которой в списке объектов ”must see” у нас стояло три восклицательных знака) – широко известный в узких кругах знатоков памятник т. н. неорусского стиля зодчества, хотя, строго говоря, первоначальная дата его постройки – 1863 г. (След. фото - северный фасад:)
Первый “теплый” (отапливаемый) кирпичный пятиглавый храм на этом самом холме действительно был построен в 1863 г и благополучно простоял 45 лет, покуда с ним не случилась беда: в октябре 1908 г в результате пожара оказалась серьёзно повреждена верхняя часть здания и колокольня. (След. фото: колокольня)
Просьба прихожан пострадавшего храма по поводу его восстановления была удовлетворена на удивление оперативно: в 1909 году Андреем Петровичем Аплаксиным – последним епархиальным архитектором Санкт-Петербургской епархии – был выполнен проект перестройки здания, согласно которому уцелевшие в пожаре остатки конструкций и кирпичных стен укреплялись, дополнялись, усиливались и надстраивались, законсервировав, таким образом, внутри обновлённой постройки её первоначальный исторический остов.
Красавец-мужчина на след. фото и есть наш архитектор, г-н Аплаксин, автор, к слову, проекта шатровой “неорусской” церкви Петра Митрополита на Роменской улице Петербурга, с которой мы познакомились неделю назад:
Некоторые сохранившиеся до нашего времени чертежи А. П. Аплаксина нынче безвозмездно доступны в Рунете – большое человеческое спасибо опубликовавшим их добрым, нежадным людям. Отдельная благодарность сайту http://www.opskove.ru/object/104380088?lc=ru , на котором обнаружились отсканированные ч/б фото церкви в Гвоздно 40-летней давности. (След. фото - южный фасад:)
Нынешнее состояние окружённого гниющими строительными лесами, брошенного на произвол судьбы уникального памятника, мягко говоря, оставляет желать лучшего – сейчас о его первоначальном облике можно составить более-менее полное впечатление, лишь сопоставив одновременно три источника информации: 1) чертежи 1909 г; 2) ч/б фото 1977-78 гг; 3) современные фото уцелевших архитектурных деталей.
Собственно, на сих трёх китах зиждется наш сегодняшний рассказ. (След чертеж - разрез Запад-Восток:)
Итак, за основу объёмно-пространственной композиции сооружения А. П. Аплаксиным был принят сохранившийся после пожара на 2/3 высоты четверик здания 1863 г, габариты которого и сейчас читаются в плане обновленного храма: длина старого здания составляла 11,5 саж, ширина 5,5 саж (1 сажень = 2,13 м, т. е. 24,5 м х 12 м).
В процессе восстановительных работ, за счет добавленного с запада притвора с колокольней, здание удлинилось на 4,5 м, в ширину оставшись в тех же 12 м. (След фото 1977 г - вид с юга.)
Внешний же облик здания претерпел кардинальный, как сейчас бы сказали, upgrade.
Как известно, г-н Аплаксин был деятельным приверженцем любопытнейшего направления в архитектуре, называемого нынче ”неорусским стилем” (живописнейшая гремучая смесь модерна с элементами древнерусского зодчества), и, разумеется, свои творческие пристрастия отразил и в данном объекте.
Немудрено, что при освящении вновь отстроенного храма 8 октября 1912 г на прилегающей территории яблоку негде было упасть (см. фото на наших любимых Соборах.ру: http://sobory.ru/photo/325537 ) Можно только догадываться, какие мысли и чувства обуревали собравшихся прихожан (деревенских простолюдинов из крестьян), при виде громадного, на тот момент ультра-модного храма, построенного именитым столичным зодчим в невиданных доселе формах: с высоченным восьмигранным шатром в центре, да с диковинной звонницей, да с часовнею, одна изысканная линия кровли которой уже ввергает в трепет, и прочая, и прочая…(След. фото - западный фасад, проект А. П. Аплаксина:)
К сожалению (или к счастью?), нам в Гвоздне не досталось солнца.
Мрачное впечатление от руин было бы не столь угнетающим в ясную погоду.
Окруженная роскошными зарослями пустынная площадка на вершине холма, к которой ведут гранитные ступени:
Поднимаясь, глядишь вверх, на открывающийся западный фасад, и если бы не поджимающее время (в поездках всё по таймеру) – стоять, смотреть и осмысливать здесь можно было бы очень долго…
За годы забвения храм изрядно потускнел, превратившись в поблекшую тень самого себя и утратив часть конструкций, но общий замысел, грандиозный размах, нюансы архитектурного решения прекрасно читаются до сих пор, иногда по следам, по намёкам, по заросшим травою старым уцелевшим камням…
Здание – стопроцентный оригинал, не тронутый реставрациями, а посему бесценный.
Храм не закрывался после революции и использовался по прямому назначению вплоть до “хрущёвской оттепели” – любопытно было бы понять, почему и каким образом ему настолько повезло? А покуда отапливаемое здание обитаемо – оно живо, за его состоянием следят, у него не рушатся главы, не сыплется кладка, не течёт кровля.
Пишут, что 1961 году службы в храме были запрещены, имущество вывезено в Псков, а в опустевшем здании разместилась ремонтная база местного колхоза.
Западный портал однозначно не подходил для проезда внутрь здания испорченной сельхозтехники – поэтому, ничтоже сумняшеся, в северном фасаде архитектурного памятника, на месте нижней пары небольших окон, пробили ворота...
(След. фото северный фасад, проект А. П. Аплаксина:)
Спустя 16 лет, в 1977-78 гг, храм (к всеобщей нашей радости) запечатлел на фото архитектор-реставратор Борис Степанович Скобельцын (все ч/б фото в этой статье – его авторства), и можно заметить, что на снимках тех лет здание всё еще пребывает в не самом худшем состоянии: явно угадывается почти повсеместное наличие штукатурки, шатер прочно покоится на вполне себе целом восьмерике, а все главы стоят на своих законных местах. (След. фото 1977 г - северный фасад)
По всему выходит, что именно в течение последних 40 лет и свершается медленный, но неумолимо-деструктивный основной процесс разрушения. И не факт, что точка невозврата еще не пройдена…(След. фото - северный фасад:)
Сравнение старинных архитектурных чертежей с современными фото – занятие увлекательное, но в нашем случае сопровождающееся чередой невесёлых размышлений о дальнейшей судьбе уникального архитектурного памятника. (След. фото - северный фасад:)
Реставрировать руинированный храм, расположенный в труднодоступной деревне, оживающей лишь в дачный сезон, вряд ли будут. Хотя в его истории дважды находились щедрые жертвователи, на средства которых поначалу строился, а впоследствии и перестраивался сей необычный храм. (След. фото - северный фасад:)
Кто знает, вдруг посчастливится и в третий раз – как известно, история развивается по спирали.
Пока нам остаётся лишь радоваться тому, что имеем, пытаясь разглядеть, сквозь навязчивую паутину строительных лесов, остатки былой архитектуры.
Восточная и юго-восточная части здания практически не видны (предыд. фото) – всё густо заслонено досками, скрывающими апсиду и интереснейшую часовню (она на след. фото).
Апсида:
Северо-восточное окно апсиды, первоначальная форма арочной перемычки которого была скорректирована перестройкой 1912 г:
Поребрик, которым выложена верхняя часть апсиды:
Пристроенная к апсиде с юга часовня хорошо видна на чертеже западного фасада и разрезе по линии Север-Юг:
Часовня на фото 1977 г:
Часовня, нынешнее состояние, увы, в виде деталей:
Арка на столбах:
Линия кровли:
Остаётся лишь догадываться, насколько шикарно она смотрелась сто лет назад.
Сходную с часовней композицию зодчий повторяет в северо-западной пристройке - входном крыльце, ведущем на лестницу колокольни:
Те же плавные линии кровли и существующее изначально, но утраченное нынче завершение в виде небольшого шатра.
Выложенный камнем цоколь под крыльцом колокольни:
Над крыльцом, во втором ярусе внутри здания, располагалась еще одна часовня:
На западном фасаде на её местоположение указывала ниша для размещения иконы, с металлическим козырьком и резной окантовкой:
Металлической каймою, сохранившейся до сих пор, орнаментированы многие линии на фасадах:
Окно южного фасада с килевидным кокошником:
Сохранились симпатичные решетки на окнах:
А сами окна повсюду разные, южный фасад:
Некоторые очень приметной формы, особенно на западном фасаде, том, что с колокольней:
Ну, вы уже наверняка и сами заметили, мы лишь дадим вдобавок крупный план:
А вот это “ползучее” окошко – моё любимое:
Кирпичный орнамент, этот сюжет сохранился как на северном, так и на южном фасадах:
Когда-то всё было покрыто штукатуркой, вроде как желтого оттенка, но и сейчас, в её отсутствие, чистый кирпич даёт качественную фактурную картинку:
Утопленные в стену приземистые столбы, и далеко не факт, что со штукатуркой это смотрелось бы интереснее:
Всё приходится разглядывать сквозь деревяшки, поэтому крупных планов – мизер. К тому же в радиусе далее 10 метров начинаются завалы досок и непроходимые заросли, мокрые от росы, отнимающие всякую надежду снять приличную панораму без искажения.
А и правильно, нечего тут слоняться кому ни попадя, понаехали, понимаешь…
Отдельная тема – то, что уцелело от барабанов.
Центральный восьмигранный, с заложенными окнами в остатках щипцов-кокошников:
Душераздирающее зрелище, иначе не скажешь. Четыре глухих, пройдемся по каждому:
Один уже обезглавлен:
На остальных трех частично сохранились покрытия глав:
Крест, раритет столетней давности:
Глядит сверху на царящее под ним безобразие и мерзость запустения.
А мы в ответ – на него снизу. Полстраны проехали (один из нас точно), чтобы всё это с собой увезти.
На барабанах – остатки штукатурки (наверное?), возможно того же цвета была нижняя часть здания. И вездесущие сорняки, на том самом месте, откуда должен начинаться шатёр.
Интересно, в каком году его демонтировали? Или сам рухнул?
Колокольня – тоже облупившаяся и поросшая травою, но невыносимо прекрасная:
И пусть мне тысячу раз напомнят про плагиат, про то, что идею Андрей Аплаксин увёл у В. А. Покровского – не соглашусь, достаточно внимательно сравнить. След фото - 1977 г.:
Эта – сама по себе колокольня, своя собственная. След фото - 1977 г.:
Её даже успели покрыть свежим железом во время последней попытки ремонта здания:
Сияет, выбиваясь из общего облика заброшенного здания.
Квадратные нишки, щедро рассыпанные по фасадам, частенько попадаются на глаза, перебираясь из кадра в кадр. Где-то чётно-симметрично:
Где-то нечётным трио:
И напоследок – пара фото интерьеров, это уже не моё, кому-то повезло больше.
Южная стена:
Паруса:
Свод:
Алтарь:
И на финише – еще раз обернёмся назад, перед тем, как спуститься с холма по заросшей мхом старой лестнице обратно в ту жизнь.
Сердечная благодарность всем, дочитавшим сей обширный пост.
На самом деле, впечатлений и фото гораздо большеJ
Надеемся, мы вас не слишком утомили.
Искренне ваши, с уважением, Авторы.
Дабы подробно представить сей любопытнейший объект, затерянный на просторах Родины, фото выкладываем, не скупясь, щедро делясь обретённой уходящей красотою с любителями и ценителями отечественной аутентичной архитектуры. (След фото - южный фасад:)
Церковь Косьмы и Дамиана в деревне Гвоздно Гдовского района Псковской области (напротив которой в списке объектов ”must see” у нас стояло три восклицательных знака) – широко известный в узких кругах знатоков памятник т. н. неорусского стиля зодчества, хотя, строго говоря, первоначальная дата его постройки – 1863 г. (След. фото - северный фасад:)
Первый “теплый” (отапливаемый) кирпичный пятиглавый храм на этом самом холме действительно был построен в 1863 г и благополучно простоял 45 лет, покуда с ним не случилась беда: в октябре 1908 г в результате пожара оказалась серьёзно повреждена верхняя часть здания и колокольня. (След. фото: колокольня)
Просьба прихожан пострадавшего храма по поводу его восстановления была удовлетворена на удивление оперативно: в 1909 году Андреем Петровичем Аплаксиным – последним епархиальным архитектором Санкт-Петербургской епархии – был выполнен проект перестройки здания, согласно которому уцелевшие в пожаре остатки конструкций и кирпичных стен укреплялись, дополнялись, усиливались и надстраивались, законсервировав, таким образом, внутри обновлённой постройки её первоначальный исторический остов.
Красавец-мужчина на след. фото и есть наш архитектор, г-н Аплаксин, автор, к слову, проекта шатровой “неорусской” церкви Петра Митрополита на Роменской улице Петербурга, с которой мы познакомились неделю назад:
Некоторые сохранившиеся до нашего времени чертежи А. П. Аплаксина нынче безвозмездно доступны в Рунете – большое человеческое спасибо опубликовавшим их добрым, нежадным людям. Отдельная благодарность сайту http://www.opskove.ru/object/104380088?lc=ru , на котором обнаружились отсканированные ч/б фото церкви в Гвоздно 40-летней давности. (След. фото - южный фасад:)
Нынешнее состояние окружённого гниющими строительными лесами, брошенного на произвол судьбы уникального памятника, мягко говоря, оставляет желать лучшего – сейчас о его первоначальном облике можно составить более-менее полное впечатление, лишь сопоставив одновременно три источника информации: 1) чертежи 1909 г; 2) ч/б фото 1977-78 гг; 3) современные фото уцелевших архитектурных деталей.
Собственно, на сих трёх китах зиждется наш сегодняшний рассказ. (След чертеж - разрез Запад-Восток:)
Итак, за основу объёмно-пространственной композиции сооружения А. П. Аплаксиным был принят сохранившийся после пожара на 2/3 высоты четверик здания 1863 г, габариты которого и сейчас читаются в плане обновленного храма: длина старого здания составляла 11,5 саж, ширина 5,5 саж (1 сажень = 2,13 м, т. е. 24,5 м х 12 м).
В процессе восстановительных работ, за счет добавленного с запада притвора с колокольней, здание удлинилось на 4,5 м, в ширину оставшись в тех же 12 м. (След фото 1977 г - вид с юга.)
Внешний же облик здания претерпел кардинальный, как сейчас бы сказали, upgrade.
Как известно, г-н Аплаксин был деятельным приверженцем любопытнейшего направления в архитектуре, называемого нынче ”неорусским стилем” (живописнейшая гремучая смесь модерна с элементами древнерусского зодчества), и, разумеется, свои творческие пристрастия отразил и в данном объекте.
Немудрено, что при освящении вновь отстроенного храма 8 октября 1912 г на прилегающей территории яблоку негде было упасть (см. фото на наших любимых Соборах.ру: http://sobory.ru/photo/325537 ) Можно только догадываться, какие мысли и чувства обуревали собравшихся прихожан (деревенских простолюдинов из крестьян), при виде громадного, на тот момент ультра-модного храма, построенного именитым столичным зодчим в невиданных доселе формах: с высоченным восьмигранным шатром в центре, да с диковинной звонницей, да с часовнею, одна изысканная линия кровли которой уже ввергает в трепет, и прочая, и прочая…(След. фото - западный фасад, проект А. П. Аплаксина:)
К сожалению (или к счастью?), нам в Гвоздне не досталось солнца.
Мрачное впечатление от руин было бы не столь угнетающим в ясную погоду.
Окруженная роскошными зарослями пустынная площадка на вершине холма, к которой ведут гранитные ступени:
Поднимаясь, глядишь вверх, на открывающийся западный фасад, и если бы не поджимающее время (в поездках всё по таймеру) – стоять, смотреть и осмысливать здесь можно было бы очень долго…
За годы забвения храм изрядно потускнел, превратившись в поблекшую тень самого себя и утратив часть конструкций, но общий замысел, грандиозный размах, нюансы архитектурного решения прекрасно читаются до сих пор, иногда по следам, по намёкам, по заросшим травою старым уцелевшим камням…
Здание – стопроцентный оригинал, не тронутый реставрациями, а посему бесценный.
Храм не закрывался после революции и использовался по прямому назначению вплоть до “хрущёвской оттепели” – любопытно было бы понять, почему и каким образом ему настолько повезло? А покуда отапливаемое здание обитаемо – оно живо, за его состоянием следят, у него не рушатся главы, не сыплется кладка, не течёт кровля.
Пишут, что 1961 году службы в храме были запрещены, имущество вывезено в Псков, а в опустевшем здании разместилась ремонтная база местного колхоза.
Западный портал однозначно не подходил для проезда внутрь здания испорченной сельхозтехники – поэтому, ничтоже сумняшеся, в северном фасаде архитектурного памятника, на месте нижней пары небольших окон, пробили ворота...
(След. фото северный фасад, проект А. П. Аплаксина:)
Спустя 16 лет, в 1977-78 гг, храм (к всеобщей нашей радости) запечатлел на фото архитектор-реставратор Борис Степанович Скобельцын (все ч/б фото в этой статье – его авторства), и можно заметить, что на снимках тех лет здание всё еще пребывает в не самом худшем состоянии: явно угадывается почти повсеместное наличие штукатурки, шатер прочно покоится на вполне себе целом восьмерике, а все главы стоят на своих законных местах. (След. фото 1977 г - северный фасад)
По всему выходит, что именно в течение последних 40 лет и свершается медленный, но неумолимо-деструктивный основной процесс разрушения. И не факт, что точка невозврата еще не пройдена…(След. фото - северный фасад:)
Сравнение старинных архитектурных чертежей с современными фото – занятие увлекательное, но в нашем случае сопровождающееся чередой невесёлых размышлений о дальнейшей судьбе уникального архитектурного памятника. (След. фото - северный фасад:)
Реставрировать руинированный храм, расположенный в труднодоступной деревне, оживающей лишь в дачный сезон, вряд ли будут. Хотя в его истории дважды находились щедрые жертвователи, на средства которых поначалу строился, а впоследствии и перестраивался сей необычный храм. (След. фото - северный фасад:)
Кто знает, вдруг посчастливится и в третий раз – как известно, история развивается по спирали.
Пока нам остаётся лишь радоваться тому, что имеем, пытаясь разглядеть, сквозь навязчивую паутину строительных лесов, остатки былой архитектуры.
Восточная и юго-восточная части здания практически не видны (предыд. фото) – всё густо заслонено досками, скрывающими апсиду и интереснейшую часовню (она на след. фото).
Апсида:
Северо-восточное окно апсиды, первоначальная форма арочной перемычки которого была скорректирована перестройкой 1912 г:
Поребрик, которым выложена верхняя часть апсиды:
Пристроенная к апсиде с юга часовня хорошо видна на чертеже западного фасада и разрезе по линии Север-Юг:
Часовня на фото 1977 г:
Часовня, нынешнее состояние, увы, в виде деталей:
Арка на столбах:
Линия кровли:
Остаётся лишь догадываться, насколько шикарно она смотрелась сто лет назад.
Сходную с часовней композицию зодчий повторяет в северо-западной пристройке - входном крыльце, ведущем на лестницу колокольни:
Те же плавные линии кровли и существующее изначально, но утраченное нынче завершение в виде небольшого шатра.
Выложенный камнем цоколь под крыльцом колокольни:
Над крыльцом, во втором ярусе внутри здания, располагалась еще одна часовня:
На западном фасаде на её местоположение указывала ниша для размещения иконы, с металлическим козырьком и резной окантовкой:
Металлической каймою, сохранившейся до сих пор, орнаментированы многие линии на фасадах:
Окно южного фасада с килевидным кокошником:
Сохранились симпатичные решетки на окнах:
А сами окна повсюду разные, южный фасад:
Некоторые очень приметной формы, особенно на западном фасаде, том, что с колокольней:
Ну, вы уже наверняка и сами заметили, мы лишь дадим вдобавок крупный план:
А вот это “ползучее” окошко – моё любимое:
Кирпичный орнамент, этот сюжет сохранился как на северном, так и на южном фасадах:
Когда-то всё было покрыто штукатуркой, вроде как желтого оттенка, но и сейчас, в её отсутствие, чистый кирпич даёт качественную фактурную картинку:
Утопленные в стену приземистые столбы, и далеко не факт, что со штукатуркой это смотрелось бы интереснее:
Всё приходится разглядывать сквозь деревяшки, поэтому крупных планов – мизер. К тому же в радиусе далее 10 метров начинаются завалы досок и непроходимые заросли, мокрые от росы, отнимающие всякую надежду снять приличную панораму без искажения.
А и правильно, нечего тут слоняться кому ни попадя, понаехали, понимаешь…
Отдельная тема – то, что уцелело от барабанов.
Центральный восьмигранный, с заложенными окнами в остатках щипцов-кокошников:
Душераздирающее зрелище, иначе не скажешь. Четыре глухих, пройдемся по каждому:
Один уже обезглавлен:
На остальных трех частично сохранились покрытия глав:
Крест, раритет столетней давности:
Глядит сверху на царящее под ним безобразие и мерзость запустения.
А мы в ответ – на него снизу. Полстраны проехали (один из нас точно), чтобы всё это с собой увезти.
На барабанах – остатки штукатурки (наверное?), возможно того же цвета была нижняя часть здания. И вездесущие сорняки, на том самом месте, откуда должен начинаться шатёр.
Интересно, в каком году его демонтировали? Или сам рухнул?
Колокольня – тоже облупившаяся и поросшая травою, но невыносимо прекрасная:
И пусть мне тысячу раз напомнят про плагиат, про то, что идею Андрей Аплаксин увёл у В. А. Покровского – не соглашусь, достаточно внимательно сравнить. След фото - 1977 г.:
Эта – сама по себе колокольня, своя собственная. След фото - 1977 г.:
Её даже успели покрыть свежим железом во время последней попытки ремонта здания:
Сияет, выбиваясь из общего облика заброшенного здания.
Квадратные нишки, щедро рассыпанные по фасадам, частенько попадаются на глаза, перебираясь из кадра в кадр. Где-то чётно-симметрично:
Где-то нечётным трио:
И напоследок – пара фото интерьеров, это уже не моё, кому-то повезло больше.
Южная стена:
Паруса:
Свод:
Алтарь:
И на финише – еще раз обернёмся назад, перед тем, как спуститься с холма по заросшей мхом старой лестнице обратно в ту жизнь.
Сердечная благодарность всем, дочитавшим сей обширный пост.
На самом деле, впечатлений и фото гораздо большеJ
Надеемся, мы вас не слишком утомили.
Искренне ваши, с уважением, Авторы.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]