
На ретро-поезде по Кругобайкальской ЖД
---
В посте расскажу о поездке на ретро-поезде по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД), которая является, пожалуй, одной из самых известных инженерных достопримечательностей России.

Существуют разные способы прокатиться по КБЖД. Мы выбрали самый простой - заказали однодневный тур на сайте компании BaikalExpress. Компания предлагает два варианта маршрута:
Вариант 1 (классический). Поездом от ст. Иркутск Пассажирский - Слюдянка-1 - ст. Байкал, паромом от ст.Байкал до Листвянки, и затем автобусом до Иркутска.
Вариант 2 (зеркальный). Автобусом от Иркутска в Листвянку, затем паромом до ст. Байкал, затем поездом до ст. Слюдянка-1 и затем до ст. Иркутск Пассажирский.
Мы выбрали второй вариант. К тому же, так как в дальнейшие планы входила поездка в сторону Улан-Удэ, то мы сошли на ст. Слюдянка-1, и в Иркутск не возвращались. Компания предлагает два варианта поездов: Circum Train, в который может входить до 10-х вагонов и выбранный нами ретро-поезд, в который может входить до 4-х вагонов (у нас по факту было всего два). В пути поезд совершил четыре остановки на станциях Уланово (97 км), Итальянская Стенка (102 км), Киркирей (123 км) и Ангасолка (149 км).
1. Рано утром мы подошли к Иркутскому драматическому театру имени Н. П. Охлопкова, откуда отходит автобус в Листвянку.

2. Напротив театра находится здание Управления Восточно-Сибирской железной дороги, построенное в 1950-е годы.

3. Приехали в Листвянку.

4. Здесь находится исток Ангары: слева Байкал, в справа уже Ангара. Переправляемся на ту сторону.

5.

6. С воды показались порт и одноименная станция Байкал. Ныне станция Байкал является тупиковой. Хотя изначально жд линия до Иркутска шла как раз отсюда вдоль Ангары. В 1949 году была построена более короткая линия из Иркутска в Слюдянку, в результате чего участок Иркутск - Байкал стал резервным. А в 1956 году, в ходе наполнения водохранилища, его и вовсе затопило. В итоге, нынешний участок линии Байкал-Слюдянка стал ненужным и впоследствии толком не модернизировался, сохранив первоначальный исторический шарм.

7. Порт находится не в самом презентабельном виде.

8. Станция Байкал. Была открыта в 1900 году. Оригинальное здание вокзала до наших дней не дошло. Но в 2005 году, в честь празднования 100-летия дороги, было принято решение о строительстве реплики исторического вокзала, а также об открытии музея КБЖД в одном из его помещений.

9. Хотя, по фотографии 1975 года видно, что изначальная версия вокзала была красивее.

10. Интерьеры радуют.

11. В одной из комнат станции находится музей КБЖД.

12. Макет порта и станции образца 1900-х годов.

13. Макет, иллюстрирующий строительство тоннелей. Всего на 89-ти километровом участке ст. Байкал - Слюдянка сохранилось 38 тоннелей, то есть, в среднем, это почти по одному тоннелю каждые 2 километра! Суммарная длина всех тоннелей 9063 метра, то есть более 10% всего пути.

14. На деревянном перроне пока стоят наши вагоны, а локомотив еще не подошёл. Есть время осмотреть местные достопримечательности.

15.

16.

17.

18. Здесь установлен паровоз-памятник Л-4657, построенный в 1953 на Луганском заводе. Ранее памятник находился на ст. Уланово.

19. Подъезжает наша спайка локомотивов Л-4253 и Л-3485, произведенные тоже на Луганском заводе в 1951 и 1954 годах, соответственно.

20. Идём на посадку.

21. Наш РЖД-шный сидячий вагон. Кстати, за отдельную плату можно заказать билет по ходу поезда с видом на Байкал.

22. Прибыли на станцию Уланово. Открыта в 1905 году.

23. Красота!

24.

25. Меня особенно порадовало, что платформа сделана из дерева, в ретро-стиле.

26. Времени стоянки здесь вполне достаточно, чтобы прогуляться по округе.

27.

28. Как я уже говорил, вариантов путешествий по КБЖД много. Самый продвинутый из них - на дрезине. У ст. Уланово как раз встретили ребят, которые передвигались на вот таком самодельном агрегате.

29. Ребята, кстати, оказались очень весёлыми - даже устроили нам небольшое представление, когда мы проезжали мимо:)

30. Заброшенное водоподъемное здание, которое было частью системы водоснабжения паровозов. Подобные здания также располагались на станциях Байкал, Маритуй, Шарыжалгай.

31. Входим в очередной тоннель.

32. Платформа 102 км. Здесь находится посёлок Шумиха и одноименная турбаза.

33.

34.

35. Здесь же течёт бурная речушка Малая Шумиха, питающая Байкал.

36.

37. Устье реки Малая Шумиха и мост.

38. Оставляем наш поезд и идём гулять.

39.

40. Присел отдохнуть. Тут может создаться впечатление, что поезд стремительно приближается, но это, конечно, не так:)

41. Галерея №7 каменная однопутная - «Шумихинская». Долгое время использовался как путь через галерею, так и обходной. Но затем, оставили только обходной путь.

42.

43.

44. Металлический мост, сохранившийся с первого периода строительства КБЖД, а справа железобетонный, более новый мост.

45. В какой-то момент поезд тронулся от пл. 102 км и на всех парах, гудя пронёсся мимо нас и остановился у подпорной стены, известной как "Итальянская стенка".

46. Вот она. И правда своим видом напоминает итальянскую архитектуру.

47. Дело всё в том, что сооружение спроектировал итальянский инженер Луиджи Феррари! Вообще, вместе с русскими КБЖД строили итальянские рабочие и инженеры, которые использовали свой опыт вырубки тоннелей в Альпах. Причем, заметная группа итальянцев впоследствии так и осталась жить в Сибири.

48. Проезжаем станцию Маритуй.

49. К сожалению, остановка здесь не предусмотрена, так что красивые постройки и ленд-лизовские рельсы посмотреть не получилось.

50. Прибыли к одному из самых красивых инженерных сооружений КБЖД - комплексу "Киркирейский".

51. В комплекс "Киркирейский" входит тоннель №18, тоннель №18 бис, акведук и дренажнные штольни. В 1905 году тоннель №18 был поврежден сильным горным давлением и в 1913 году закрыт для движения. На смену ему был пробит параллельный тоннель №18 бис. Акведук над тоннелем был создан для отвода ручья Киркирей. Одним словом, впечатляет!

52.

53. Еще один образец самодельной дрезины.

54. Вот так выглядит закрытый для движения тоннель №18.

55. Вдоль всей КБЖД растёт какое-то невероятное количество цветов.

56. Красота!

57. Едем дальше.

58. Моя спутница подсказала, что можно же пойти поснимать с заднего окна последнего вагона.

59. И правда, окно оказалось довольно чистым, так что какое-то время я смотрел на прекрасные пейзажи.

60. Очередная противооползневая галерея.

61. Особенно впечатляет, когда поезд заходит в тоннель, который заполняется дымом. Затем, при выходе из тоннеля, эти клубы дыма выходят вслед за поездом.

62. Здесь за тоннелем сразу начинается открытая Железобетонная галерея №3, которая защищает путь от горного обвала и камнепада.

63.

64.

65. Не успел один тоннель закончиться, как начался следующий!

66.

67. Здесь за тоннелем проезжаем два моста над Упорной губой. Мост слева построен в 1905 году, а тот, по которому мы едем - в 1914 году.

68. Прибыли на ст. Ангасолка. Открыта в 1949 году.

69. Здесь у устья одноименной реки находятся сразу два моста: каменный арочный виадук, построенный в 1904 году (справа) и его более новый железобетонный собрат, построенный в 1914 году (слева).

70. Новый мост. Здесь видно, что в 1914 году уже меньше следили за красотой сооружений.

71. Всё самое красивое было построено в первый период строительства КБЖД.

72.

73. Неиспользуемая галерея "Ангасольская 1" за мостами.

74. А это уже вполне себе настоящая дрезина.

75. Цветочки!

76. Обходим паровоз и спускаемся ниже к Байкалу.

77.

78. Время возвращаться.

79.

80. Стела КБЖД, открытая в 2013 году.

81. Прибыли в Слюдянку. Вокзал был открыт в 1905 году, и вроде он единственный в России, выполненный из белого мрамора.

82. Здесь паровозы отцепили. Им на смену пришёл локомотив поновее, который потащил вагоны в сторону Иркутска. Ну а мы остались в Слюдянке.

Очень рад, что наконец смог посмотреть КБЖД. Несколько жалею, что в ходе тура удалось не всё посмотреть.

Существуют разные способы прокатиться по КБЖД. Мы выбрали самый простой - заказали однодневный тур на сайте компании BaikalExpress. Компания предлагает два варианта маршрута:
Вариант 1 (классический). Поездом от ст. Иркутск Пассажирский - Слюдянка-1 - ст. Байкал, паромом от ст.Байкал до Листвянки, и затем автобусом до Иркутска.
Вариант 2 (зеркальный). Автобусом от Иркутска в Листвянку, затем паромом до ст. Байкал, затем поездом до ст. Слюдянка-1 и затем до ст. Иркутск Пассажирский.
Мы выбрали второй вариант. К тому же, так как в дальнейшие планы входила поездка в сторону Улан-Удэ, то мы сошли на ст. Слюдянка-1, и в Иркутск не возвращались. Компания предлагает два варианта поездов: Circum Train, в который может входить до 10-х вагонов и выбранный нами ретро-поезд, в который может входить до 4-х вагонов (у нас по факту было всего два). В пути поезд совершил четыре остановки на станциях Уланово (97 км), Итальянская Стенка (102 км), Киркирей (123 км) и Ангасолка (149 км).
1. Рано утром мы подошли к Иркутскому драматическому театру имени Н. П. Охлопкова, откуда отходит автобус в Листвянку.

2. Напротив театра находится здание Управления Восточно-Сибирской железной дороги, построенное в 1950-е годы.

3. Приехали в Листвянку.

4. Здесь находится исток Ангары: слева Байкал, в справа уже Ангара. Переправляемся на ту сторону.

5.

6. С воды показались порт и одноименная станция Байкал. Ныне станция Байкал является тупиковой. Хотя изначально жд линия до Иркутска шла как раз отсюда вдоль Ангары. В 1949 году была построена более короткая линия из Иркутска в Слюдянку, в результате чего участок Иркутск - Байкал стал резервным. А в 1956 году, в ходе наполнения водохранилища, его и вовсе затопило. В итоге, нынешний участок линии Байкал-Слюдянка стал ненужным и впоследствии толком не модернизировался, сохранив первоначальный исторический шарм.

7. Порт находится не в самом презентабельном виде.

8. Станция Байкал. Была открыта в 1900 году. Оригинальное здание вокзала до наших дней не дошло. Но в 2005 году, в честь празднования 100-летия дороги, было принято решение о строительстве реплики исторического вокзала, а также об открытии музея КБЖД в одном из его помещений.

9. Хотя, по фотографии 1975 года видно, что изначальная версия вокзала была красивее.

10. Интерьеры радуют.

11. В одной из комнат станции находится музей КБЖД.

12. Макет порта и станции образца 1900-х годов.

13. Макет, иллюстрирующий строительство тоннелей. Всего на 89-ти километровом участке ст. Байкал - Слюдянка сохранилось 38 тоннелей, то есть, в среднем, это почти по одному тоннелю каждые 2 километра! Суммарная длина всех тоннелей 9063 метра, то есть более 10% всего пути.

14. На деревянном перроне пока стоят наши вагоны, а локомотив еще не подошёл. Есть время осмотреть местные достопримечательности.

15.

16.

17.

18. Здесь установлен паровоз-памятник Л-4657, построенный в 1953 на Луганском заводе. Ранее памятник находился на ст. Уланово.

19. Подъезжает наша спайка локомотивов Л-4253 и Л-3485, произведенные тоже на Луганском заводе в 1951 и 1954 годах, соответственно.

20. Идём на посадку.

21. Наш РЖД-шный сидячий вагон. Кстати, за отдельную плату можно заказать билет по ходу поезда с видом на Байкал.

22. Прибыли на станцию Уланово. Открыта в 1905 году.

23. Красота!

24.

25. Меня особенно порадовало, что платформа сделана из дерева, в ретро-стиле.

26. Времени стоянки здесь вполне достаточно, чтобы прогуляться по округе.

27.

28. Как я уже говорил, вариантов путешествий по КБЖД много. Самый продвинутый из них - на дрезине. У ст. Уланово как раз встретили ребят, которые передвигались на вот таком самодельном агрегате.

29. Ребята, кстати, оказались очень весёлыми - даже устроили нам небольшое представление, когда мы проезжали мимо:)

30. Заброшенное водоподъемное здание, которое было частью системы водоснабжения паровозов. Подобные здания также располагались на станциях Байкал, Маритуй, Шарыжалгай.

31. Входим в очередной тоннель.

32. Платформа 102 км. Здесь находится посёлок Шумиха и одноименная турбаза.

33.

34.

35. Здесь же течёт бурная речушка Малая Шумиха, питающая Байкал.

36.

37. Устье реки Малая Шумиха и мост.

38. Оставляем наш поезд и идём гулять.

39.

40. Присел отдохнуть. Тут может создаться впечатление, что поезд стремительно приближается, но это, конечно, не так:)

41. Галерея №7 каменная однопутная - «Шумихинская». Долгое время использовался как путь через галерею, так и обходной. Но затем, оставили только обходной путь.

42.

43.

44. Металлический мост, сохранившийся с первого периода строительства КБЖД, а справа железобетонный, более новый мост.

45. В какой-то момент поезд тронулся от пл. 102 км и на всех парах, гудя пронёсся мимо нас и остановился у подпорной стены, известной как "Итальянская стенка".

46. Вот она. И правда своим видом напоминает итальянскую архитектуру.

47. Дело всё в том, что сооружение спроектировал итальянский инженер Луиджи Феррари! Вообще, вместе с русскими КБЖД строили итальянские рабочие и инженеры, которые использовали свой опыт вырубки тоннелей в Альпах. Причем, заметная группа итальянцев впоследствии так и осталась жить в Сибири.

48. Проезжаем станцию Маритуй.

49. К сожалению, остановка здесь не предусмотрена, так что красивые постройки и ленд-лизовские рельсы посмотреть не получилось.

50. Прибыли к одному из самых красивых инженерных сооружений КБЖД - комплексу "Киркирейский".

51. В комплекс "Киркирейский" входит тоннель №18, тоннель №18 бис, акведук и дренажнные штольни. В 1905 году тоннель №18 был поврежден сильным горным давлением и в 1913 году закрыт для движения. На смену ему был пробит параллельный тоннель №18 бис. Акведук над тоннелем был создан для отвода ручья Киркирей. Одним словом, впечатляет!

52.

53. Еще один образец самодельной дрезины.

54. Вот так выглядит закрытый для движения тоннель №18.

55. Вдоль всей КБЖД растёт какое-то невероятное количество цветов.

56. Красота!

57. Едем дальше.

58. Моя спутница подсказала, что можно же пойти поснимать с заднего окна последнего вагона.

59. И правда, окно оказалось довольно чистым, так что какое-то время я смотрел на прекрасные пейзажи.

60. Очередная противооползневая галерея.

61. Особенно впечатляет, когда поезд заходит в тоннель, который заполняется дымом. Затем, при выходе из тоннеля, эти клубы дыма выходят вслед за поездом.

62. Здесь за тоннелем сразу начинается открытая Железобетонная галерея №3, которая защищает путь от горного обвала и камнепада.

63.

64.

65. Не успел один тоннель закончиться, как начался следующий!

66.

67. Здесь за тоннелем проезжаем два моста над Упорной губой. Мост слева построен в 1905 году, а тот, по которому мы едем - в 1914 году.

68. Прибыли на ст. Ангасолка. Открыта в 1949 году.

69. Здесь у устья одноименной реки находятся сразу два моста: каменный арочный виадук, построенный в 1904 году (справа) и его более новый железобетонный собрат, построенный в 1914 году (слева).

70. Новый мост. Здесь видно, что в 1914 году уже меньше следили за красотой сооружений.

71. Всё самое красивое было построено в первый период строительства КБЖД.

72.

73. Неиспользуемая галерея "Ангасольская 1" за мостами.

74. А это уже вполне себе настоящая дрезина.

75. Цветочки!

76. Обходим паровоз и спускаемся ниже к Байкалу.

77.

78. Время возвращаться.

79.

80. Стела КБЖД, открытая в 2013 году.

81. Прибыли в Слюдянку. Вокзал был открыт в 1905 году, и вроде он единственный в России, выполненный из белого мрамора.

82. Здесь паровозы отцепили. Им на смену пришёл локомотив поновее, который потащил вагоны в сторону Иркутска. Ну а мы остались в Слюдянке.

Очень рад, что наконец смог посмотреть КБЖД. Несколько жалею, что в ходе тура удалось не всё посмотреть.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]