С.-Петербург. Ул. Роменская, д. 12. Ц. Святителя Петра, Митрополита Московского. 1911-1913 гг.
---
Для того, чтобы узнать о существовании в Петербурге архитектурного чуда, о котором сегодня пойдет речь, мне понадобилось съездить…в Псковскую область. Век живи – век учись: когда по итогам поездки пошёл процесс поиска дополнительной информации, выяснилось, что родной брат одного из построенных в т.н. “неорусском (не путать с псевдорусским) стиле” храмов Псковской глубинки находится в Петербурге, на той самой Роменской улице:
Оба храма – как питерский, так и псковский – похожи друг на друга и построены по проектам одного и того же петербургского зодчего – епархиального архитектора Андрея Петровича Аплаксина (1879-1931).
Сегодня мы внимательно присмотримся к его петербургскому творению – тем более что после недавней реставрации на него любо-дорого взглянуть – а через неделю-другую изучим и полуразрушенный храм в деревеньке Гвоздно.
Итак, церковь Святителя Петра, Митрополита Московского, Петербург, Роменская улица, д. 12.
Просто подарок для фотографа, вышедшего из дома в погожий день J
Здание построено в 1911-1913 гг и являет собой ярчайший (а главное, сохранившийся!!!) образец т. н. “неорусского стиля” – одного из направлений модерна начала XX века – в основе которого явственно читаются черты, характерные для древнерусского зодчества, однако же окончательный силуэт, заданный здесь бесчисленными ломаными линиями, вычерчен эпатажно-размашисто и гротескно-вычурно. Своего рода ”фантазия на тему”, смело переработанная стилизация, иногда совершенно отличная от древнерусского образца. К примеру, “ломающая стереотипы”, удивительная колокольня:
Над ярусом звона – непривычно вытянутый объем, на фронтоне которого изначально была помещена огромная фреска с изображением Георгия Победоносца, различимая на дореволюционном фото:
Забегая вперед, скажем: после закрытия храма в марте 1930 г и передачи здания заводу “Гидравлик” в 1932 г, верхнюю часть колокольни, отступив на полтора метра от яруса звона, демонтировали, проёмы звонницы частично заложили. Исторический облик колокольни воссоздан в ходе масштабных реставрационных работ на архитектурном памятнике в 2014 г, сейчас решается вопрос о возобновлении росписей.
Очень украшает здание кружевная тень от ажурных подзоров кровли, нарядной каймой обрамляющая совершенно гладкие, лишенные какого-либо декора, стены. Подзоры вернулись в том же 2014 году, реставрация выполнялась согласно сохранившимся дореволюционным чертежам, с максимальным приближением к оригиналу. Явно посвежевшее здание на свой столетний возраст не выглядит – и это скорее минус, чем плюс, ибо полностью выветривается ощущение соответствующей эпохи. Но общее впечатление от уходящего в синюю высь белоснежного храма весьма нестандартной архитектуры - неизгладимое.
Прежде чем продолжить подробный осмотр памятника, озвучим немаловажный момент.
Специалисты утверждают, что, при работе над проектом здания, основную идею Андрей Петрович Аплаксин позаимствовал у В. А. Покровского, взяв за образец его Петропавловскую церковь при Шлиссельбургских пороховых заводах (не сохранилась), она на след. дорев. фото:
Оставим экспертам право ломать копья вокруг истинности этого предположения – хотя визуальное сравнение поначалу действительно говорит в его пользу. Не подлежит сомнению определённое сходство шатра с двухъярусным основанием, общего силуэта колокольни и южного фасада нашего сегодняшнего объекта (он на след. фото)...
...с теми же элементами упомянутого и представленного выше ч/б творения В. А. Покровского.
Но, например, при детальном рассмотрении тех же фасадов и колокольни, явная разница налицо. След. дореволюционное фото – северный фасад Петропавловской церкви при Шлиссельбургских пороховых заводах, к сожалению, оказавшейся на линии обороны и разрушенной в годы Великой Отечественной войны:
Возможно, кто-то обвинит А. П. Аплаксина в плагиате – но на мой личный взгляд, обвинение того не стоит: построенное пусть бы по образцу и подобию, но, несомненно, любопытнейшее сооружение - один из немногочисленных (по пальцам пересчитать) дошедших до нас памятников подобного рода. Плюс к тому, нынче весьма достойно отреставрированное, с полным воссозданием утраченных в советские годы объемов и конструкций.
Дотошные реставраторы потрудились на славу. Дореволюционное фото:
Современная панорама:
Здание заслонено деревьями, которые, с одной стороны, вырубать никто не позволит – а с другой стороны, такую архитектуру заслонять недопустимо, она должна восприниматься целиком. Дилемма, однако – и фотографировать сложно.
Но даже с деревьями, здание - просто кладезь живописных ракурсов. В основании шатра – два ряда то ли щипцов, то ли кокошников, тут первые – производные от вторых и наоборот:
Восьмерик на четверике, однако. На след. фото хорошо заметно, что линия кровли южного придела почти повторяет линию кокошника:
Главки на четырёх угловых барабанах – в ходе реставрации воспроизведено даже чешуйчатое покрытие.
Углы же четверика под барабанами выделены квадратными выступами с арочными поясками и рядом треугольных впадинок:
До революции в верхних частях этих оснований - аккурат между впадинками и арочками - располагались орнаментальные пояса живописи.
Ломаная линия кровли южного придела – отдельная тема. Теряюсь в догадках – возможно, здесь намёк на многолопастное завершение? Или на посводное покрытие да со щипцом?
Словно по линейке вычерчено, плюс удвоенный тенью рисунок подзора:
На дореволюционных фото мы видели, что здесь тоже располагалась живописная композиция – это была “Богоматерь в окружении двух коленопреклонённых ангелов”.
Два фронтона: справа южный придел, слева колокольня.
Вид с юго-востока:
Вид с востока, видна поздняя северная пристройка, появившаяся в советское время:
Здание храма – двухэтажное, первый ярус четверика занимает храм Николая Чудотворца, второй ярус четверика – храм в честь Святителя Петра. Южный придел также двухъярусный: в первом ярусе придел Равноапостольной Княгини Ольги, во втором – Троицкий придел.
Апсиды верхней церкви и верхнего придела – традиционно круглые:
За стеной нижнего яруса - алтари нижней церкви и её южного придела:
Южный придел, восточный фасад:
Двухъярусный четверик с востока – полукруглая апсида верхнего храма, три окна алтарной части нижнего храма:
Верхняя часть апсиды до 1930-х гг была украшена живописным орнаментальным поясом - в предназначенном для этой цели поперечном углублении над окнами.
Шикарная геометрия, подчёркнутая удачным освещением:
Второй ярус храма, вид с востока:
Южный входной проём выделен шикарным ажурным козырьком:
Также отбрасывающим восхитительную тень на ослепительно белую стену:
Цоколь, отделанный гранитом:
Дубовая дверь в колокольню с чудесатым оконцем:
И разукомплектуем их по отдельности. Оконце:
Дверная петля:
Дверная ручка и накладка замка:
Западный фасад и колокольня:
Такие же вытянутые оконные проёмы присутствуют на остальных фасадах, на южном – наибольшей длины:
Ещё одно окно:
Восточное окно, уже пятиугольное:
А это окно - моё любимое, потому как сквозное, в небо, навылет:
Построенный и освящённый к 1913 г, по своему прямому назначению храм использовался до закрытия 22 марта 1930 г, а два года спустя здание было передано под нужды завода ”Гидравлик”.
Пролетариату мозолили глаза ”старорежимные” архитектурные формы, в силу чего здание подверглось варварской перестройке, потеряв львиную долю роскошных завершений и окон, и вдобавок заполучив дополнительные перекрытия внутри основного объёма. На образовавшихся этажах организовали цеха, установили заводское оборудование и станки. В алтаре устроили душевые для рабочих. Фрески утрачены безвозвратно, ибо были не просто закрашены, а напрочь сбиты со стен вместе со штукатуркой.
К началу XXI века уникальный архитектурный памятник выглядел вот так:
В 1992 г храм вернули РПЦ, после чего были начаты планомерные работы по восстановлению исторического облика здания. Шатёр с двумя рядами кокошников, колокольня, пятиглавие вернулись на своё законное место лишь в 2014 году.
К счастью, обошлось без отсебятины – реставрация шла под неусыпным экспертным надзором. Сейчас до полного комплекта не хватает фресок на колокольне и южном фасаде и арки над воротами, ведущими во двор. Что до фресок – яркие краски, допустим, будут производить неприятное впечатление, а у нас от чистого сердца и с благими намерениями любят сделать ”красиво”, поэтому, может, оно и к лучшему, если оставят здание таким как есть, со строгими, белыми, нетронутыми стенами.
Будете в Питере – не поленитесь доехать по Лиговке до тихой Роменской улицы, упирающейся хвостом в ветку Октябрьской железной дороги. Разыщите сей приметный храм – с пешеходного моста над жел.-дор. путями на него открывается изумительный вид.
И вспомните, с чего я начала сей пост – с того, что в деревне Гвоздно стоит еще один заброшенный храм А. П. Аплаксина, до которого точно не доберутся реставраторы. Но добрались мы.
О чём и расскажу спустя неделю.
Оба храма – как питерский, так и псковский – похожи друг на друга и построены по проектам одного и того же петербургского зодчего – епархиального архитектора Андрея Петровича Аплаксина (1879-1931).
Сегодня мы внимательно присмотримся к его петербургскому творению – тем более что после недавней реставрации на него любо-дорого взглянуть – а через неделю-другую изучим и полуразрушенный храм в деревеньке Гвоздно.
Итак, церковь Святителя Петра, Митрополита Московского, Петербург, Роменская улица, д. 12.
Просто подарок для фотографа, вышедшего из дома в погожий день J
Здание построено в 1911-1913 гг и являет собой ярчайший (а главное, сохранившийся!!!) образец т. н. “неорусского стиля” – одного из направлений модерна начала XX века – в основе которого явственно читаются черты, характерные для древнерусского зодчества, однако же окончательный силуэт, заданный здесь бесчисленными ломаными линиями, вычерчен эпатажно-размашисто и гротескно-вычурно. Своего рода ”фантазия на тему”, смело переработанная стилизация, иногда совершенно отличная от древнерусского образца. К примеру, “ломающая стереотипы”, удивительная колокольня:
Над ярусом звона – непривычно вытянутый объем, на фронтоне которого изначально была помещена огромная фреска с изображением Георгия Победоносца, различимая на дореволюционном фото:
Забегая вперед, скажем: после закрытия храма в марте 1930 г и передачи здания заводу “Гидравлик” в 1932 г, верхнюю часть колокольни, отступив на полтора метра от яруса звона, демонтировали, проёмы звонницы частично заложили. Исторический облик колокольни воссоздан в ходе масштабных реставрационных работ на архитектурном памятнике в 2014 г, сейчас решается вопрос о возобновлении росписей.
Очень украшает здание кружевная тень от ажурных подзоров кровли, нарядной каймой обрамляющая совершенно гладкие, лишенные какого-либо декора, стены. Подзоры вернулись в том же 2014 году, реставрация выполнялась согласно сохранившимся дореволюционным чертежам, с максимальным приближением к оригиналу. Явно посвежевшее здание на свой столетний возраст не выглядит – и это скорее минус, чем плюс, ибо полностью выветривается ощущение соответствующей эпохи. Но общее впечатление от уходящего в синюю высь белоснежного храма весьма нестандартной архитектуры - неизгладимое.
Прежде чем продолжить подробный осмотр памятника, озвучим немаловажный момент.
Специалисты утверждают, что, при работе над проектом здания, основную идею Андрей Петрович Аплаксин позаимствовал у В. А. Покровского, взяв за образец его Петропавловскую церковь при Шлиссельбургских пороховых заводах (не сохранилась), она на след. дорев. фото:
Оставим экспертам право ломать копья вокруг истинности этого предположения – хотя визуальное сравнение поначалу действительно говорит в его пользу. Не подлежит сомнению определённое сходство шатра с двухъярусным основанием, общего силуэта колокольни и южного фасада нашего сегодняшнего объекта (он на след. фото)...
...с теми же элементами упомянутого и представленного выше ч/б творения В. А. Покровского.
Но, например, при детальном рассмотрении тех же фасадов и колокольни, явная разница налицо. След. дореволюционное фото – северный фасад Петропавловской церкви при Шлиссельбургских пороховых заводах, к сожалению, оказавшейся на линии обороны и разрушенной в годы Великой Отечественной войны:
Возможно, кто-то обвинит А. П. Аплаксина в плагиате – но на мой личный взгляд, обвинение того не стоит: построенное пусть бы по образцу и подобию, но, несомненно, любопытнейшее сооружение - один из немногочисленных (по пальцам пересчитать) дошедших до нас памятников подобного рода. Плюс к тому, нынче весьма достойно отреставрированное, с полным воссозданием утраченных в советские годы объемов и конструкций.
Дотошные реставраторы потрудились на славу. Дореволюционное фото:
Современная панорама:
Здание заслонено деревьями, которые, с одной стороны, вырубать никто не позволит – а с другой стороны, такую архитектуру заслонять недопустимо, она должна восприниматься целиком. Дилемма, однако – и фотографировать сложно.
Но даже с деревьями, здание - просто кладезь живописных ракурсов. В основании шатра – два ряда то ли щипцов, то ли кокошников, тут первые – производные от вторых и наоборот:
Восьмерик на четверике, однако. На след. фото хорошо заметно, что линия кровли южного придела почти повторяет линию кокошника:
Главки на четырёх угловых барабанах – в ходе реставрации воспроизведено даже чешуйчатое покрытие.
Углы же четверика под барабанами выделены квадратными выступами с арочными поясками и рядом треугольных впадинок:
До революции в верхних частях этих оснований - аккурат между впадинками и арочками - располагались орнаментальные пояса живописи.
Ломаная линия кровли южного придела – отдельная тема. Теряюсь в догадках – возможно, здесь намёк на многолопастное завершение? Или на посводное покрытие да со щипцом?
Словно по линейке вычерчено, плюс удвоенный тенью рисунок подзора:
На дореволюционных фото мы видели, что здесь тоже располагалась живописная композиция – это была “Богоматерь в окружении двух коленопреклонённых ангелов”.
Два фронтона: справа южный придел, слева колокольня.
Вид с юго-востока:
Вид с востока, видна поздняя северная пристройка, появившаяся в советское время:
Здание храма – двухэтажное, первый ярус четверика занимает храм Николая Чудотворца, второй ярус четверика – храм в честь Святителя Петра. Южный придел также двухъярусный: в первом ярусе придел Равноапостольной Княгини Ольги, во втором – Троицкий придел.
Апсиды верхней церкви и верхнего придела – традиционно круглые:
За стеной нижнего яруса - алтари нижней церкви и её южного придела:
Южный придел, восточный фасад:
Двухъярусный четверик с востока – полукруглая апсида верхнего храма, три окна алтарной части нижнего храма:
Верхняя часть апсиды до 1930-х гг была украшена живописным орнаментальным поясом - в предназначенном для этой цели поперечном углублении над окнами.
Шикарная геометрия, подчёркнутая удачным освещением:
Второй ярус храма, вид с востока:
Южный входной проём выделен шикарным ажурным козырьком:
Также отбрасывающим восхитительную тень на ослепительно белую стену:
Цоколь, отделанный гранитом:
Дубовая дверь в колокольню с чудесатым оконцем:
И разукомплектуем их по отдельности. Оконце:
Дверная петля:
Дверная ручка и накладка замка:
Западный фасад и колокольня:
Такие же вытянутые оконные проёмы присутствуют на остальных фасадах, на южном – наибольшей длины:
Ещё одно окно:
Восточное окно, уже пятиугольное:
А это окно - моё любимое, потому как сквозное, в небо, навылет:
Построенный и освящённый к 1913 г, по своему прямому назначению храм использовался до закрытия 22 марта 1930 г, а два года спустя здание было передано под нужды завода ”Гидравлик”.
Пролетариату мозолили глаза ”старорежимные” архитектурные формы, в силу чего здание подверглось варварской перестройке, потеряв львиную долю роскошных завершений и окон, и вдобавок заполучив дополнительные перекрытия внутри основного объёма. На образовавшихся этажах организовали цеха, установили заводское оборудование и станки. В алтаре устроили душевые для рабочих. Фрески утрачены безвозвратно, ибо были не просто закрашены, а напрочь сбиты со стен вместе со штукатуркой.
К началу XXI века уникальный архитектурный памятник выглядел вот так:
В 1992 г храм вернули РПЦ, после чего были начаты планомерные работы по восстановлению исторического облика здания. Шатёр с двумя рядами кокошников, колокольня, пятиглавие вернулись на своё законное место лишь в 2014 году.
К счастью, обошлось без отсебятины – реставрация шла под неусыпным экспертным надзором. Сейчас до полного комплекта не хватает фресок на колокольне и южном фасаде и арки над воротами, ведущими во двор. Что до фресок – яркие краски, допустим, будут производить неприятное впечатление, а у нас от чистого сердца и с благими намерениями любят сделать ”красиво”, поэтому, может, оно и к лучшему, если оставят здание таким как есть, со строгими, белыми, нетронутыми стенами.
Будете в Питере – не поленитесь доехать по Лиговке до тихой Роменской улицы, упирающейся хвостом в ветку Октябрьской железной дороги. Разыщите сей приметный храм – с пешеходного моста над жел.-дор. путями на него открывается изумительный вид.
И вспомните, с чего я начала сей пост – с того, что в деревне Гвоздно стоит еще один заброшенный храм А. П. Аплаксина, до которого точно не доберутся реставраторы. Но добрались мы.
О чём и расскажу спустя неделю.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]