Почему потоки прямых иностранных инвестиций льются только в Москву и Тюмень
26.08.2019 306 0 0 davydov-index

Почему потоки прямых иностранных инвестиций льются только в Москву и Тюмень

---
0
В закладки
Рост прямых иностранных инвестиций в Россию отмечается в основном в двух регионах: в Москве и Тюменской области, пишет газета «Коммерсантъ». Некоторые вложения также делают в Ямало-Ненецкий автономный округ, но они уступают вложениям в Москву и Тюмень. И, согласно данным Банка России, положительным баланс притока и оттока прямых иностранных инвестиций в РФ стал именно из-за нефтяных проектов в Тюменской области.

Почему потоки прямых иностранных инвестиций льются только в Москву и Тюмень инвестиций, прямых, чтобы, инвесторов, недостаточно, налоговых, льгот, также, инвестиционной, отдельных, льгота, числе, инвестиции, почему, налога, основной, далее, регионы, повышение, капитал


О том, что вообще можно делать, чтобы наращивать объем прямых инвестиций и в другие регионы, а также о том, возможно ли их заметно нарастить в условиях санкций и почему, рассказал Алисен Алисенов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС.

«Конечно, мы видим некое ослабление инвестиционной активности. Во многом это происходит как раз не из-за санкций, а из-за того, что стимулов для роста инвестиционной активности недостаточно. И в первую очередь роль тут играет внутреннее российское законодательство.

Я хотел бы обратить внимание на определенные нормы Налогового кодекса. В принципе, государство не прямо, а косвенно регулирует экономические процессы, происходящие в стране. И в основе этого регулирования лежит налоговый механизм, с помощью которого государство переориентирует инвестиции в нужном обществу направлении. С помощью налоговых льгот, преференций, послаблений оно стимулирует те или иные виды деятельности. Это и способствует повышению инвестиционной привлекательности.

Вообще, если рассматривать действующую систему налогообложения, то практически во всех налогах есть инвестиционный потенциал, но он слабо раскрыт. Наибольший потенциал такого рода заключается в налоге на прибыль. Если обратиться к нормам главы 25 Налогового кодекса РФ, то видно, что они недостаточно стимулируют развитие инвестиций в основной капитал, так как льготы действуют недостаточно эффективно.

Возьмем так называемый инвестиционный налоговый вычет – он позволяет предприятию произвести стопроцентный вычет из налога на прибыль тех сумм, которые были инвестированы в основной капитал, то есть пошли на закупку оборудования, на модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, обновление и так далее. Но хотя эта льгота прописана в документе, она работает крайне слабо.

Чтобы воспользоваться ею, во-первых, необходимо, чтобы она действовала на территории определенного субъекта Российской Федерации. На сегодня она введена в действие только в 10 субъектах РФ, да и там существует сложный разрешительный механизм ее использования. Есть ограничения на виды оборудования, при закупке которых предприятие может воспользоваться льготой, есть ограничения иного характера. Так что вроде бы льгота есть, но применить ее не представляется возможным.

Кроме того, года два-три назад с отменой так называемого трансфертного ценообразования был усилен контроль за использованием тех или иных налоговых льгот. Налоговый орган рассматривает это использование как получение экономической выгоды и очень тщательно проверяет обоснованность ее получения. Предприятие в результате подвергается более тщательному изучению. Поэтому зачастую оно отказывается от тех или иных льгот, чтобы не попасть под «налоговый мониторинг», под особый надзор Федеральной налоговой службы.

Речь идет, в частности, и о таких льготах, как та же амортизационная премия – скидка в размере от 10 до 30% при покупке тех или иных основных средств производства. Эта же льгота предоставляется в том числе и при модернизации, реконструкции действующих основных производственных фондов и так далее. То есть ситуация не стимулирует предприятия на то, чтобы пользоваться льготами, которые прописаны в Налоговом кодексе.

Так что я бы отметил неэффективность действующих налоговых льгот, зафиксированных в российском законодательстве. Они не поощряют инвестиции собственных средств предприятий в основной капитал; не стимулируют модернизировать, осуществлять реконструкцию и так далее. На мой взгляд, это одна из причин того, почему у нас недостаточно стимулов для привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных.

Я бы отметил также, что наше налоговое законодательство очень часто меняется. Его нестабильность является еще одной причиной неактивности инвесторов. Для инвесторов ведь важно, чтобы правила игры были известны на много лет вперед и не случалось резких перемен. У нас же, несмотря на уверения, что налоговая нагрузка не будет расти в ближайшие шесть лет, она все же она растет. Происходит ежегодная индексация акцизов, повышение НДС, шесть неналоговых платежей вводят в Налоговый кодекс; кроме того, обсуждается вопрос о возможном повышении экологического сбора до 100%.

То есть мы видим, что даже не с каждым годом, а раз в два-три месяца возникают какие-то новые инициативы Минфина, направленные на повышение собираемости налогов, увеличение бюджетных поступлений. Все эти поступления как раз и связаны с налоговыми или неналоговыми платежами. Сейчас, например, уже обсуждается вопрос о повышении НДПИ, налога на добычу полезных ископаемых, а также о введении ставки налога на попутный газ для нефтедобывающих компаний.

Все это отпугивает инвесторов, поэтому они и не проявляют готовности вкладывать деньги в Россию. Вообще то, что, несмотря на тяжелое экономическое положение, на стагнацию отдельных отраслей промышленности, мы делам ставку на повышение налоговых и неналоговых платежей, отбивает у инвесторов желание вкладываться в нашу экономику.

Ну, и нет у нас достаточных стимулов для развития отдельных территорий страны. Они развиваются неравномерно, программы по развитию отдельных регионов нет. А инвестиции делают в наиболее экономически благополучные регионы России, отсюда и неравномерность инвестиционных потоков.

На снижении интереса инвесторов сказывается и отсутствие каких-то объектов инфраструктуры. Вот почему обеспечить рост прямых инвестиций, в том числе из-за рубежа, в прочие регионы страны не так-то просто», – объяснил Алисен Алисенов.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]