Арсания - древняя Рязань
---
Это рассказ о легендарной стране русов - Арсании (Арса, Артаб), известной по арабским источникам, ныне это район средней Оки в Рязанской области. Название этого центра руси происходит от самоназвания мордовских племен - Эрзя (Арса от иранского aršan (герой, мужчина). От него же происходит и название русского города Рязань (Эрзянь). Вполне возможно, что знаменитый Остров русов, упоминаемый арабскими историками, мог быть столицей именно этого группы руси. Так как весьма вероятно, что легендарная Арса изначально находилась на Борковском острове, что рядом с нынешней Рязанью. Этот остров (или полуостров) находится в междуречье рек Оки и Трубежа у северной границы современной Рязани.
Борковский остров рядом с Рязанью на карте С.Герберштейна (1549 год).
Вид с Острова на купола Успенского собора в Рязанском кремле.
Борковский остров известен своими многочисленными кладами арабских серебряных монет, их здесь больше, чем в любом другом древнерусском городе. Знаменитый исследователь Старой Рязани Монгайт считал, что этих кладов 7, сейчас их число сократили до 5. Даже не смотря на это обстоятельство, островное село Борки, что на севере Рязани, остается абсолютным лидером по кладам куфического серебра. Для примера, в знаменитой Ладоге, главном северном городе русов, их 4, на Сарском городище - старейшем скандинавском центре рядом с Ростовом всего 2 клада. Всего на Средней и Нижней Оке известно 56 кладов арабских дирхемов, для сравнения, в районе Новгорода и Ладоги нашли лишь 25 кладов. Т.е. в районе Арсании сосредоточенно самое большое количество арабских монет, чем еще где-либо на Руси. Это свидетельство того, что Арса - главный торговый центр (торжище) русов на Великом волжском торговом пути. Именно здесь, под будущей Рязанью, перекрещивались два важнейших речных пути - волжского и донского. По Волге можно было попасть в Каспийское море, по реке Дон - в Азовское и Черное.
Карта кладов арабских дирхемов на Волжском торговом пути из книги И.Е. Дубова "Великий волжский путь". Местоположение легендарной страны Арсании (45-89) буквально бросается в глаза обилием черных точек.
На карте Московии, составленной С. Герберштейном в 1549 г., это пересечение речных путей изображено буквально. В огромное озеро в центре Московии впадают реки Ока и Дон (Танаис). Посередине этого огромного озера изображен некий Остров, имеющий у Герберштейна название Струб (Strvb).
С.Герберштейн описывает остров под Рязанью как "некогда великое княжение, государь которого не был подвластен никому", при этом он ничего не упоминает о Рязанском княжестве.
Сигизмунд Герберштейн
Записки о Московии
Рязанская область расположена между Окой и рекой Танаисом, в ней есть деревянный город недалеко от берега Оки. Была там и крепость, которая называлась Ярослав (Iaroslaw); от нее теперь остались одни следы. Недалеко от города река Ока образует остров, который называется Струб (Strub), некогда великое княжение, государь которого не был подвластен никому
Хорошо известно, что ни один город Рязанского княжества не находился на острове посередине Оки. Герберштейн упоминает Переяславль Рязанский (нынешнюю Рязань), он называет его крепостью Ярослав (Iaroslaw) и путает со Старой Рязанью, якобы от него остались только следы. Видимо, об этих городах Герберштейн узнал по рассказам. Поведали ему и великом островном государстве, которое у него в сознании наложилось на информацию о Рязанском княжестве и даже смогло ее перекрыть. Островное гос-во стало более значимым, чем будущее русское княжество. Что означает слово Струб неизвестно, возможно это видоизмененное "сруб" в значении крепости, может быть это искаженное слово "остров".
Ибн Русте, «Книга дорогих ценностей»
Что же касается русов (ар-русийа), то они — на острове, окружённом озером. Остров, на котором они живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан-рус.
Междуречье Оки и реки Трубеж - это край многочисленных озер и болот. В время весенних половодий оно почти полностью затапливалось, над водой оставались лишь вершины огромных песчаных дюн. Когда вода спадает, примерный диаметр Борковского острова может доходить до 2 км. Это несколько меньше, чем указывали арабские авторы, но они могли и ошибаться, ведь никто из арабов на Острове русов не бывал.
Борковский остров был образован наносами реки Оки. В древности его песчаные дюны огромных размеров даже называли горами. Самая большая дюна носила имя "Сакор-гора", на ней в конце 19 века был найдено поселение и большой могильник финно-угорской рязано-окской археологической культуры. Эта воинственная культура просуществовала до VII в, считается, что впоследствии она трансформировалась в культуру мещеры и подверглась сильной славянизации. Один из первых исследователей Борковского острова А.И.Черепнин записал в конце 19 века местную легенду о хозяевах Сакор-горы.
А.И. Черепнин «Местная старина. Борковской могильник» (ТРУАК, 1894, Т. 9, Вып. 1, С. 1–26)
«Давным-давно, похоже, еще до татар, на Сакор-горе был городок с железными воротами; в городе жили пришлые великаны; они вели беспутную жизнь – обижали окрестных крестьян, грабили их добро, силою отнимали жен и дочерей; никакого сладу с ними не было. Прошло много лет, великаны не оставляли своей греховной жизни. Тяжело становилось народу. Долготерпелив и многомилостив Господь, долго попускал Он безобразия великанов; но и Божию милосердию бывает конец. Бог прогневался на нечестивцев, наслал на них лютых врагов, которые истребили великанов до последнего младенца и разорили их поганый городок. Тут-то и случилось чудо, железные ворота сами собой ушли в землю, – врагам-то легко было ворваться в городок.
Остаток песчаной дюны на Борковском острове.
Информация Черепнина во многом согласуется с текстом С.Герберштейна и упоминаниями арабских авторов. На месте нынешнего поселка Борки когда-то существовал центр могущественных правителей. Арабы называли его Арса (Арта, Артания). Они писали, что никто из чужестранцев отсюда не возвращался живым. Почему - неизвестно.
Ал-Истахри
«Русы. Их три группы [джинс]. Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он [город] больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и [третья] группа их, называемая ал-Арсания, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как там они [жители] убивают всякого чужеземца, приходящего в их земли. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово [свинец?]»
Городом Куйаба арабы несомненно называли Киев, Славийа скорее всего Новгород, земля словен ильменских. Арабы часто путали балканскую Булгарию и Волжскую, поэтому в рассказе Истахри под именнем Булгара подразумевается именно Первое болгарское царство (что на Балканах). Оно действительно ближе к Киеву, чем к остальным двум центрам руси. Город Арсу многие поколения исследователей пытались размещать буквально где угодно - от Балтики до Перми. Но большинство лингвистов видело Арсанию именно в районе нынешней Рязани из-за совпадения названия города, имени местной эрзи и народа арису, упоминаемого хазарским царем Иосифом.
Ответное письмо хазарского царя Иосифа
У (этой) реки (Итиль, Волги) расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн. Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань.
Народ Арису, по мнению хазарского царя, проживал около Волги (Итиль), рядом с Суварами (С-вар - племя волжских булгар) и марийцами-черемисами (Ц-р-мис). Это примерное расселение мордовских племен.
В IX веке территорию Средней Оки захватили вятичи. Как известно из "Повести временных лет" вятичи также находились под контролем хазар и платили им дань, царь Иосиф видимо упоминает их под именем С-л-виюн (Славяне).
Можно предположить, что и русы на Борковском острове находились в зависимости от Хазарского каганата. Легенду о получении русами своей земли от хазар приводят арабские авторы.
Моджмал ат-таварих
"Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался."
Берег Борковского острова и река Ока в районе Луковского леса.
На карте ал-Идриси город Артан расположен в землях мордвы западнее Волги (Итиля). Рядом с ним на карте изображена некая река Сагину (или Сакир), чье название напоминает наименование "Сакор-горы" из легенды Борковского острова. Вполне возможно, что это неслучайно, у Идриси река Сакир - это некий приток Волги, который впадает в Азовское море, т.е. это совмещение рек Оки и Дона одновременно.
Ниже, реконструкция карты ал-Идриси с латинскими обозначениями топонимов. Кусок Черного моря находится вверху. Город Артан изображен на вершине горы. Идриси писал о нем:
ал-Идриси
Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой.
Реконструкция карты Идриси из книги Рыбакова Б. А. "Русские земли на карте Идриси". Реконструкция приближена к современной картографии.
Арабские авторы специально выделяли Оку - ее называли рекой Рус (Русов) и, судя по всему, совмещали с Волгой. Так как именно по Оке шел знаменитый Волжский торговый путь из варягов в арабы (или хазары). Сама этническая общность русь несомненно сформировалась на этом торговом пути.
«Худуд ал-алам» о реке Рус
«Другая река - Рус, которая вытекает из глубины страны славян и течет на восток, пока не достигнет границ русов. Далее она проходит границы Уртаб, Слаб и Куйафа, которые являются городами русов, и пределы Кифджак. Там она меняет направление и течет на юг к пределам печенегов и впадает в Аттил».
Река Рус так важна для составителя «Худуд ал-алам», что он размещает на ее берегах все три русских центра - Уртаб (Рязань), Слаб (Новгород) и Куйафа (Киев). Несомненно это ошибка, но она подчеркивает значение Оки и Волжского торгового пути для русской истории.
«Худуд ал-алам» О трех центрах русов.
Куйа.а - город русов, ближайший к мусульманам, приятное место и резиденция царя. Из него вывозят различные меха и ценные мечи. Сла.а - приятный город, и из него, когда царит мир, ведется торговля со страной Булгар. Артаб - город, где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму".
Неизвестный автор «Худуд ал-алам» подчеркивает, что из Арсы вывозят ценные, видимо булатные, клинки мечей. Скорее всего их производили в Европе и везли по Волжскому пути, но можно допустить, что некоторые образцы ковались и на месте, ибо рязано-окские финны имели достаточно развитую культуру металлообработки.
С XV века на Борковском острове известен мужской Богоявленский монастырь. Нынешняя Богоявленская церковь в Борках была возведена в 1673 году. Ныне вокруг церкви Богоявления сложилось кладбище поселка Борки.
В настоящее время, почти все песчаные дюны на Борковском острове перестали существовать. Отсюда в течении всего советского периода вывозился песок на стройки в г. Рязань. Из-за подобного варварства значительная часть песчаных гор превратилась в карьеры заполненные водой. Само собой, весь культурный слой Сакор-горы был полностью уничтожен. Остатки этой дюны сейчас застроены домами поселка Борки.
Озеро Святое на Борковском острове.
К востоку от Сакор-горы раньше находилось так называемое Жемчужное поле и Жемчужный бугор, а также Французские бугры. Эти названия появились из-за активного кладоискательства в этой местности. Местные жители находили россыпи ювелирных изделий прямо на поверхности Жемчужного поля. "Французскими" бугры стали из-за того, что в них постоянно находили погребения неизвестных воинов с холодным оружием, местные крестьяне считали, что это могилы солдат наполеоновской армии 1812 года.
Систематические археологические исследования Борковского острова проводились лишь в конце 19 века, это были раскопки В.А.Городцова, А.И Черепнина. Большая часть кладов куфического серебра из Борок была найдена также в 19 веке. В советское время дюны исследовались лишь эпизодически, тем более, что к 1970-м годам они были уже почти полностью уничтожены.
О поселениях на Борковском острове в советское время писал А.Л.Монгайт.
«Многие чудские селища, возникшие еще в раннем железном веке, продолжали существовать в VI—X вв. н. э. Таковы, например, два селища, открытые В. А. Городцовым в Борках в 1890 г. Одно из них находилось у южной оконечности Сокор-горы и характеризовалось ямами и остатками разрушенных глинобитных печей, около которых залегали в изобилии обломки грубой глиняной посуды, обожженные камни, железная руда и шлаки, глиняные прясла и грузила. Другой поселок открыт на так называемых «Французских буграх», недалеко от места находки клада с куфическими монетами X в. Площадь поселка покрыта слоем угля, что указывает на уничтожение его огнем. Здесь найдена масса керамики грубой формовки, с толстыми стенками, по мнению В. А. Городцова, современной Борковскому могильнику и в основном датирующей оба поселка»
А.Л. Монгайт. "Рязанская земля".
Делать выводы об этнической составляющей населения Борковского острова очень сложно, прежде всего из-за его слабой изученности. Ведь исследователи конца 19 века еще не обладали всеми навыками современной археологии. В советское время Борки исследовались мало, а к концу 20 века культурные слои Острова уже перестали существовать.
Возможно, Борковское селище в IX веке имело смешанное финно-славянское население под управлением русов-скандинавов. Так как вятичи находились под контролем Хазарии, можно предположить и наличие какого-то хазарского контингента. О присутствии хазар на Средней Оке может свидетельствовать наличие городища Казарь (Казар,Хазар) рядом с Борковским островом (к востоку 25-30 км) на левой стороне Оки.
Читайте также:
Каган - правитель русов
Солнечный царь русов
Ранние правители Руси - каганы, а не князья
Русский каганат в Пруссии
Борковский остров рядом с Рязанью на карте С.Герберштейна (1549 год).
Вид с Острова на купола Успенского собора в Рязанском кремле.
Борковский остров известен своими многочисленными кладами арабских серебряных монет, их здесь больше, чем в любом другом древнерусском городе. Знаменитый исследователь Старой Рязани Монгайт считал, что этих кладов 7, сейчас их число сократили до 5. Даже не смотря на это обстоятельство, островное село Борки, что на севере Рязани, остается абсолютным лидером по кладам куфического серебра. Для примера, в знаменитой Ладоге, главном северном городе русов, их 4, на Сарском городище - старейшем скандинавском центре рядом с Ростовом всего 2 клада. Всего на Средней и Нижней Оке известно 56 кладов арабских дирхемов, для сравнения, в районе Новгорода и Ладоги нашли лишь 25 кладов. Т.е. в районе Арсании сосредоточенно самое большое количество арабских монет, чем еще где-либо на Руси. Это свидетельство того, что Арса - главный торговый центр (торжище) русов на Великом волжском торговом пути. Именно здесь, под будущей Рязанью, перекрещивались два важнейших речных пути - волжского и донского. По Волге можно было попасть в Каспийское море, по реке Дон - в Азовское и Черное.
Карта кладов арабских дирхемов на Волжском торговом пути из книги И.Е. Дубова "Великий волжский путь". Местоположение легендарной страны Арсании (45-89) буквально бросается в глаза обилием черных точек.
На карте Московии, составленной С. Герберштейном в 1549 г., это пересечение речных путей изображено буквально. В огромное озеро в центре Московии впадают реки Ока и Дон (Танаис). Посередине этого огромного озера изображен некий Остров, имеющий у Герберштейна название Струб (Strvb).
С.Герберштейн описывает остров под Рязанью как "некогда великое княжение, государь которого не был подвластен никому", при этом он ничего не упоминает о Рязанском княжестве.
Сигизмунд Герберштейн
Записки о Московии
Рязанская область расположена между Окой и рекой Танаисом, в ней есть деревянный город недалеко от берега Оки. Была там и крепость, которая называлась Ярослав (Iaroslaw); от нее теперь остались одни следы. Недалеко от города река Ока образует остров, который называется Струб (Strub), некогда великое княжение, государь которого не был подвластен никому
Хорошо известно, что ни один город Рязанского княжества не находился на острове посередине Оки. Герберштейн упоминает Переяславль Рязанский (нынешнюю Рязань), он называет его крепостью Ярослав (Iaroslaw) и путает со Старой Рязанью, якобы от него остались только следы. Видимо, об этих городах Герберштейн узнал по рассказам. Поведали ему и великом островном государстве, которое у него в сознании наложилось на информацию о Рязанском княжестве и даже смогло ее перекрыть. Островное гос-во стало более значимым, чем будущее русское княжество. Что означает слово Струб неизвестно, возможно это видоизмененное "сруб" в значении крепости, может быть это искаженное слово "остров".
Ибн Русте, «Книга дорогих ценностей»
Что же касается русов (ар-русийа), то они — на острове, окружённом озером. Остров, на котором они живут, протяжённостью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан-рус.
Междуречье Оки и реки Трубеж - это край многочисленных озер и болот. В время весенних половодий оно почти полностью затапливалось, над водой оставались лишь вершины огромных песчаных дюн. Когда вода спадает, примерный диаметр Борковского острова может доходить до 2 км. Это несколько меньше, чем указывали арабские авторы, но они могли и ошибаться, ведь никто из арабов на Острове русов не бывал.
Борковский остров был образован наносами реки Оки. В древности его песчаные дюны огромных размеров даже называли горами. Самая большая дюна носила имя "Сакор-гора", на ней в конце 19 века был найдено поселение и большой могильник финно-угорской рязано-окской археологической культуры. Эта воинственная культура просуществовала до VII в, считается, что впоследствии она трансформировалась в культуру мещеры и подверглась сильной славянизации. Один из первых исследователей Борковского острова А.И.Черепнин записал в конце 19 века местную легенду о хозяевах Сакор-горы.
А.И. Черепнин «Местная старина. Борковской могильник» (ТРУАК, 1894, Т. 9, Вып. 1, С. 1–26)
«Давным-давно, похоже, еще до татар, на Сакор-горе был городок с железными воротами; в городе жили пришлые великаны; они вели беспутную жизнь – обижали окрестных крестьян, грабили их добро, силою отнимали жен и дочерей; никакого сладу с ними не было. Прошло много лет, великаны не оставляли своей греховной жизни. Тяжело становилось народу. Долготерпелив и многомилостив Господь, долго попускал Он безобразия великанов; но и Божию милосердию бывает конец. Бог прогневался на нечестивцев, наслал на них лютых врагов, которые истребили великанов до последнего младенца и разорили их поганый городок. Тут-то и случилось чудо, железные ворота сами собой ушли в землю, – врагам-то легко было ворваться в городок.
Остаток песчаной дюны на Борковском острове.
Информация Черепнина во многом согласуется с текстом С.Герберштейна и упоминаниями арабских авторов. На месте нынешнего поселка Борки когда-то существовал центр могущественных правителей. Арабы называли его Арса (Арта, Артания). Они писали, что никто из чужестранцев отсюда не возвращался живым. Почему - неизвестно.
Ал-Истахри
«Русы. Их три группы [джинс]. Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он [город] больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и [третья] группа их, называемая ал-Арсания, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как там они [жители] убивают всякого чужеземца, приходящего в их земли. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово [свинец?]»
Городом Куйаба арабы несомненно называли Киев, Славийа скорее всего Новгород, земля словен ильменских. Арабы часто путали балканскую Булгарию и Волжскую, поэтому в рассказе Истахри под именнем Булгара подразумевается именно Первое болгарское царство (что на Балканах). Оно действительно ближе к Киеву, чем к остальным двум центрам руси. Город Арсу многие поколения исследователей пытались размещать буквально где угодно - от Балтики до Перми. Но большинство лингвистов видело Арсанию именно в районе нынешней Рязани из-за совпадения названия города, имени местной эрзи и народа арису, упоминаемого хазарским царем Иосифом.
Ответное письмо хазарского царя Иосифа
У (этой) реки (Итиль, Волги) расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн. Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань.
Народ Арису, по мнению хазарского царя, проживал около Волги (Итиль), рядом с Суварами (С-вар - племя волжских булгар) и марийцами-черемисами (Ц-р-мис). Это примерное расселение мордовских племен.
В IX веке территорию Средней Оки захватили вятичи. Как известно из "Повести временных лет" вятичи также находились под контролем хазар и платили им дань, царь Иосиф видимо упоминает их под именем С-л-виюн (Славяне).
Можно предположить, что и русы на Борковском острове находились в зависимости от Хазарского каганата. Легенду о получении русами своей земли от хазар приводят арабские авторы.
Моджмал ат-таварих
"Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался."
Берег Борковского острова и река Ока в районе Луковского леса.
На карте ал-Идриси город Артан расположен в землях мордвы западнее Волги (Итиля). Рядом с ним на карте изображена некая река Сагину (или Сакир), чье название напоминает наименование "Сакор-горы" из легенды Борковского острова. Вполне возможно, что это неслучайно, у Идриси река Сакир - это некий приток Волги, который впадает в Азовское море, т.е. это совмещение рек Оки и Дона одновременно.
Ниже, реконструкция карты ал-Идриси с латинскими обозначениями топонимов. Кусок Черного моря находится вверху. Город Артан изображен на вершине горы. Идриси писал о нем:
ал-Идриси
Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой.
Реконструкция карты Идриси из книги Рыбакова Б. А. "Русские земли на карте Идриси". Реконструкция приближена к современной картографии.
Арабские авторы специально выделяли Оку - ее называли рекой Рус (Русов) и, судя по всему, совмещали с Волгой. Так как именно по Оке шел знаменитый Волжский торговый путь из варягов в арабы (или хазары). Сама этническая общность русь несомненно сформировалась на этом торговом пути.
«Худуд ал-алам» о реке Рус
«Другая река - Рус, которая вытекает из глубины страны славян и течет на восток, пока не достигнет границ русов. Далее она проходит границы Уртаб, Слаб и Куйафа, которые являются городами русов, и пределы Кифджак. Там она меняет направление и течет на юг к пределам печенегов и впадает в Аттил».
Река Рус так важна для составителя «Худуд ал-алам», что он размещает на ее берегах все три русских центра - Уртаб (Рязань), Слаб (Новгород) и Куйафа (Киев). Несомненно это ошибка, но она подчеркивает значение Оки и Волжского торгового пути для русской истории.
«Худуд ал-алам» О трех центрах русов.
Куйа.а - город русов, ближайший к мусульманам, приятное место и резиденция царя. Из него вывозят различные меха и ценные мечи. Сла.а - приятный город, и из него, когда царит мир, ведется торговля со страной Булгар. Артаб - город, где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму".
Неизвестный автор «Худуд ал-алам» подчеркивает, что из Арсы вывозят ценные, видимо булатные, клинки мечей. Скорее всего их производили в Европе и везли по Волжскому пути, но можно допустить, что некоторые образцы ковались и на месте, ибо рязано-окские финны имели достаточно развитую культуру металлообработки.
С XV века на Борковском острове известен мужской Богоявленский монастырь. Нынешняя Богоявленская церковь в Борках была возведена в 1673 году. Ныне вокруг церкви Богоявления сложилось кладбище поселка Борки.
В настоящее время, почти все песчаные дюны на Борковском острове перестали существовать. Отсюда в течении всего советского периода вывозился песок на стройки в г. Рязань. Из-за подобного варварства значительная часть песчаных гор превратилась в карьеры заполненные водой. Само собой, весь культурный слой Сакор-горы был полностью уничтожен. Остатки этой дюны сейчас застроены домами поселка Борки.
Озеро Святое на Борковском острове.
К востоку от Сакор-горы раньше находилось так называемое Жемчужное поле и Жемчужный бугор, а также Французские бугры. Эти названия появились из-за активного кладоискательства в этой местности. Местные жители находили россыпи ювелирных изделий прямо на поверхности Жемчужного поля. "Французскими" бугры стали из-за того, что в них постоянно находили погребения неизвестных воинов с холодным оружием, местные крестьяне считали, что это могилы солдат наполеоновской армии 1812 года.
Систематические археологические исследования Борковского острова проводились лишь в конце 19 века, это были раскопки В.А.Городцова, А.И Черепнина. Большая часть кладов куфического серебра из Борок была найдена также в 19 веке. В советское время дюны исследовались лишь эпизодически, тем более, что к 1970-м годам они были уже почти полностью уничтожены.
О поселениях на Борковском острове в советское время писал А.Л.Монгайт.
«Многие чудские селища, возникшие еще в раннем железном веке, продолжали существовать в VI—X вв. н. э. Таковы, например, два селища, открытые В. А. Городцовым в Борках в 1890 г. Одно из них находилось у южной оконечности Сокор-горы и характеризовалось ямами и остатками разрушенных глинобитных печей, около которых залегали в изобилии обломки грубой глиняной посуды, обожженные камни, железная руда и шлаки, глиняные прясла и грузила. Другой поселок открыт на так называемых «Французских буграх», недалеко от места находки клада с куфическими монетами X в. Площадь поселка покрыта слоем угля, что указывает на уничтожение его огнем. Здесь найдена масса керамики грубой формовки, с толстыми стенками, по мнению В. А. Городцова, современной Борковскому могильнику и в основном датирующей оба поселка»
А.Л. Монгайт. "Рязанская земля".
Делать выводы об этнической составляющей населения Борковского острова очень сложно, прежде всего из-за его слабой изученности. Ведь исследователи конца 19 века еще не обладали всеми навыками современной археологии. В советское время Борки исследовались мало, а к концу 20 века культурные слои Острова уже перестали существовать.
Возможно, Борковское селище в IX веке имело смешанное финно-славянское население под управлением русов-скандинавов. Так как вятичи находились под контролем Хазарии, можно предположить и наличие какого-то хазарского контингента. О присутствии хазар на Средней Оке может свидетельствовать наличие городища Казарь (Казар,Хазар) рядом с Борковским островом (к востоку 25-30 км) на левой стороне Оки.
Читайте также:
Каган - правитель русов
Солнечный царь русов
Ранние правители Руси - каганы, а не князья
Русский каганат в Пруссии
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]