Таганрог. Особняк М. И. Жеребцова. 1870-1880-е гг. Дом с мраморным колодцем.
---
Одним из самых шикарных купеческих особняков, сохранившихся в Таганроге с дореволюционных времён, по праву считается дом, когда-то принадлежавший семейству богатейшего землевладельца юга России - Михаилу Ильичу Жеребцову.
Громадный по таганрогским меркам частный особняк (в архитектуре которого зодчий щедро использовал мотивы безнадёжно архаичных в то время, но вечно живых в провинции барокко с ренессансом) смело мог тягаться с аналогичными постройками городских VIP-персон того же уровня – расположенных, кстати, на той же Николаевской улице.
Конкуренцию во всём и стремление пустить пыль в глаза при любом удобном случае никто нигде не отменял.
Сделать лучше, чем у соседа, у нас в крови J
Вычурно и богато.
И пусть все восхищаются.
И завидуют.
И попробуют переплюнуть - если получится.
В торговом портовом южном городе, коим является Таганрог, концентрация капиталов, климатические условия, обширность экономических связей и наличие возможностей для проявления коммерческой жилки позволяли предприимчивым людям сколотить состояние в течение сравнительно небольшого периода времени.
Свободные средства, как и во все времена, вкладывали в недвижимость (как в жилую, строя семейное гнездо, так и в коммерческую – сдавая в аренду доходные дома, склады, торговые помещения).
Сто лет назад подавляющее большинство таганрогских коммерсантов и членов их семей не приняли переворот 1917 года и либо успели покинуть страну, либо погибли – в обоих случаях оставив после себя память в виде интереснейшей, разнообразной и многочисленной частной застройки в исторической части города.
В собственности Михаила Ильича Жеребцова, купца 1-ой гильдии, находились 430 тыс. десятин земли – плодородных южных чернозёмов, вот уж где воистину “золотое дно”. А потому в средствах он стеснён не был – и дом свой строил с размахом. А чтобы в веках прочно запечатлеть имя – на балюстрадах решил выковать вензеля: если хорошо присмотреться, можно в кованой вязи различить инициалы домовладельца, М, Ж:
Правда, не ясно, на какой угол зрения рассчитаны эти буквы – снизу их разглядеть практически невозможно, а фотокамер с “зумом” сто лет назад не существовало. Хотя, что я тут привередничаю: хозяин – барин, захотел – поставил. Да так, что стоят до сих пор.
Вообще таганрогские решетки – отдельная обширнейшая тема для рассказа. Каждый уважающий себя домовладелец считал своим долгом, опять же, поставить себе решетку, ворота и навес над входом лучше, круче и красивше, чем у соседа, родственника или знакомого. Отсюда – невероятное разнообразие всяческих декоративных металлоконструкций, весьма оживляющих фасады исторических зданий. У нашего дома обнаружилась прекраснейшая калитка во двор:
Ну чем не чудо? А ручка?
Где вы еще такое видели? Пыталась с обратной стороны сфотографировать замок – дохлый номер, он оказался безнадёжно загорожен досками.
Калитка – составной элемент въездных ворот во двор, от конструкции которых сейчас осталась, по большому счёту, одна пятая часть: столбы с амфорами:
Перекинутая арка с небольшим козырьком разобрана уже в наши дни – на советских фото она еще присутствует, но сейчас от неё остались лишь следы в кирпичной кладке столбов:
Металлические створки ворот по дизайну повторяли калитку – та же ажурная вязь на недошедшей до нашего времени решетке. Очень не хочется думать, что ТАКУЮ решетку сдали в металлолом или отправили на чью-то сановную дачу.
Каменные амфоры, обвитые гирляндами, присутствуют не только на столбах – в большом количестве они расставлены на крыше особняка (говорят, их двадцать).
Красота эта местами укутана в сетку – видно, сыплется потихоньку на головы прохожим.
Эти самые традиционные греческие кувшины – здесь вещь супер-популярная.
Во-первых, потому что несколько тысячелетий назад на землях нынешнего Таганрога располагались греческие поселения, в память о себе оставившие в культурном слое множество глиняных черепков, из которых – в ходе современных раскопок – археологи склеивают старинные артефакты, те самые амфоры, в которых когда-то давным-давно хранили воду, зерно, растительное масло и, разумеется, вино – куда ж без него, кругом сплошные виноградникиJ
Во-вторых, греки живут в Таганроге по сей день – это отдельная тема для рассказа, но если кратко – в 1775 году Екатерина II издала указ-приглашение на проживание в пустынном в ту пору Таганроге греческих переселенцев. Братья-греки, помимо привнесения в наши широты своих богатейших культуры и традиций, очень много сделали для развития Таганрога – в городе даже одна из улиц называется Греческой, а в городских исторических хрониках треть фамилий – греческие.
Ну и далеко ходить не надо – достаточно посмотреть на наш нынешний особняк – ионический ордер с волютами, откуда?
Правильно, Древняя Эллада.
Так вот. Мы уже почти вошли во двор – когда-то вымощенным камнем, проглядывающим в проплешинах асфальта.
Смотрим на дом с торца:
Шикарный карниз:
Я не очень люблю завитушки-гирлянды, но для города своего детства готова сделать исключение.
Здесь – всё на своём месте.
Даже если чувство меры явно нарушено.
Сдержанность и лаконичность на провинциальном юге?
Ну что вы, забудьте, оставьте их дома!
Щедрое солнце, жара, буйная природа, море, эмоции зашкаливают, кровь играет, амфоры, опять же, на каждом шагу – о каком чувстве меры может идти речь?! JJJ Главное, чтоб было красиво!
Не зря ведь говорил мой земляк, Антон Павлович Чехов, тоже уроженец Таганрога – в человеке должно быть всё прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли. И дом – добавим мы, Антон Павлович просто не закончил фразу, амфору, наверное, принеслиJ
Кстати, помните, рассказ А. П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, в котором действующие лица никак не могут вспомнить фамилию акцизного чиновника, лечившего заговором зубную боль? “Такая еще простая фамилия…словно как бы лошадиная…Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте…Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло”
И Кобылин, и Жеребцов – вполне реальные таганрожцы дореволюционной поры, дом второго из них мы рассматриваем сегодня. А фамилия акцизного в рассказе оказалась – Овсов.
Со стороны двора дом уже выглядит иначе – здесь прямые углы мягко закругляются. Наверху появляются мои любимые круглые окна, тут они аж тройные:
А декор приглушён, всё ж таки во дворе он не столь важен.
Сохранилась веранда, через которую можно было спуститься в сад – который наверняка был, просто не дожил до наших дней.
Уцелевшая решетка:
С верандой тоже не всё хорошо – в советское время тут похозяйничали: пристроили длинный перпендикулярный корпус, а на самой веранде к дверям приладили ”предбанник”- фойе.
Внизу пробили окно и два дверных проёма. Из-за такого постороннего нагромождения архитектурный замысел читается с трудом, но, думаю, изначально всё было красиво, симметрично, с нарядной лестницей, ажурными перилами, навесом.
Столбы сейчас густо обмазаны цементом, раньше наверняка тоже выглядели иначе – с филёнками, колоннами или лепниной, да и какие-нибудь вазоны здесь были бы вполне к месту.
А теперь – главное. Если мы стоим лицом к дому – оно у нас за спиной. Разворачиваемся.
Вот здесь я уже не выдержала.
Потому что для меня одной это как-то слишком много.
Колодец. Старый. Похоже, мраморный.
Ребята, мраморный дореволюционный колодец, настоящий.
И решетка над ним – подлинная. Фантастическая. Узоры – те же, что и на калитке, всё продумано, заказывалось комплектом.
Михаил Ильич Жеребцов, хозяин дома – решетка по-над колодцем была украшена его инициалами:
И лев. Мраморная морда.
Ну привет, чудо, давай знакомиться.
Рычишь на меня, да?
Или рассказываешь о чём-то?
И всё это можно потрогать – все эти раритеты перещупать, погладить, прикоснуться.
Как это здесь уцелело до сих пор?
Не без потерь, разумеется, кое-что открутили уже:
Домик рядом, деревянный, старый, глиной обмазанный.
Живописный до невозможности, хотя и заброшен до безобразия. Сгниёт ведь здесь.
Окно какое – таких наличников давно уже не делают:
Крыша – загляденье.
Какого он года, домик этот? Сторожка, возможно. Сад охранять. Или нет?
Колодец, конечно – это просто откровение. Можно с обратной стороны зайти – нарядный узор укроет бывший купеческий особняк, спрятав изуродованную пристройками веранду.
Отовсюду хорош колодец – как ни крути.
И амфоры на крыше - еще разок, со стороны двора:
И красавицу с главного фасада напоследок:
(Продолжение следует)
Громадный по таганрогским меркам частный особняк (в архитектуре которого зодчий щедро использовал мотивы безнадёжно архаичных в то время, но вечно живых в провинции барокко с ренессансом) смело мог тягаться с аналогичными постройками городских VIP-персон того же уровня – расположенных, кстати, на той же Николаевской улице.
Конкуренцию во всём и стремление пустить пыль в глаза при любом удобном случае никто нигде не отменял.
Сделать лучше, чем у соседа, у нас в крови J
Вычурно и богато.
И пусть все восхищаются.
И завидуют.
И попробуют переплюнуть - если получится.
В торговом портовом южном городе, коим является Таганрог, концентрация капиталов, климатические условия, обширность экономических связей и наличие возможностей для проявления коммерческой жилки позволяли предприимчивым людям сколотить состояние в течение сравнительно небольшого периода времени.
Свободные средства, как и во все времена, вкладывали в недвижимость (как в жилую, строя семейное гнездо, так и в коммерческую – сдавая в аренду доходные дома, склады, торговые помещения).
Сто лет назад подавляющее большинство таганрогских коммерсантов и членов их семей не приняли переворот 1917 года и либо успели покинуть страну, либо погибли – в обоих случаях оставив после себя память в виде интереснейшей, разнообразной и многочисленной частной застройки в исторической части города.
В собственности Михаила Ильича Жеребцова, купца 1-ой гильдии, находились 430 тыс. десятин земли – плодородных южных чернозёмов, вот уж где воистину “золотое дно”. А потому в средствах он стеснён не был – и дом свой строил с размахом. А чтобы в веках прочно запечатлеть имя – на балюстрадах решил выковать вензеля: если хорошо присмотреться, можно в кованой вязи различить инициалы домовладельца, М, Ж:
Правда, не ясно, на какой угол зрения рассчитаны эти буквы – снизу их разглядеть практически невозможно, а фотокамер с “зумом” сто лет назад не существовало. Хотя, что я тут привередничаю: хозяин – барин, захотел – поставил. Да так, что стоят до сих пор.
Вообще таганрогские решетки – отдельная обширнейшая тема для рассказа. Каждый уважающий себя домовладелец считал своим долгом, опять же, поставить себе решетку, ворота и навес над входом лучше, круче и красивше, чем у соседа, родственника или знакомого. Отсюда – невероятное разнообразие всяческих декоративных металлоконструкций, весьма оживляющих фасады исторических зданий. У нашего дома обнаружилась прекраснейшая калитка во двор:
Ну чем не чудо? А ручка?
Где вы еще такое видели? Пыталась с обратной стороны сфотографировать замок – дохлый номер, он оказался безнадёжно загорожен досками.
Калитка – составной элемент въездных ворот во двор, от конструкции которых сейчас осталась, по большому счёту, одна пятая часть: столбы с амфорами:
Перекинутая арка с небольшим козырьком разобрана уже в наши дни – на советских фото она еще присутствует, но сейчас от неё остались лишь следы в кирпичной кладке столбов:
Металлические створки ворот по дизайну повторяли калитку – та же ажурная вязь на недошедшей до нашего времени решетке. Очень не хочется думать, что ТАКУЮ решетку сдали в металлолом или отправили на чью-то сановную дачу.
Каменные амфоры, обвитые гирляндами, присутствуют не только на столбах – в большом количестве они расставлены на крыше особняка (говорят, их двадцать).
Красота эта местами укутана в сетку – видно, сыплется потихоньку на головы прохожим.
Эти самые традиционные греческие кувшины – здесь вещь супер-популярная.
Во-первых, потому что несколько тысячелетий назад на землях нынешнего Таганрога располагались греческие поселения, в память о себе оставившие в культурном слое множество глиняных черепков, из которых – в ходе современных раскопок – археологи склеивают старинные артефакты, те самые амфоры, в которых когда-то давным-давно хранили воду, зерно, растительное масло и, разумеется, вино – куда ж без него, кругом сплошные виноградникиJ
Во-вторых, греки живут в Таганроге по сей день – это отдельная тема для рассказа, но если кратко – в 1775 году Екатерина II издала указ-приглашение на проживание в пустынном в ту пору Таганроге греческих переселенцев. Братья-греки, помимо привнесения в наши широты своих богатейших культуры и традиций, очень много сделали для развития Таганрога – в городе даже одна из улиц называется Греческой, а в городских исторических хрониках треть фамилий – греческие.
Ну и далеко ходить не надо – достаточно посмотреть на наш нынешний особняк – ионический ордер с волютами, откуда?
Правильно, Древняя Эллада.
Так вот. Мы уже почти вошли во двор – когда-то вымощенным камнем, проглядывающим в проплешинах асфальта.
Смотрим на дом с торца:
Шикарный карниз:
Я не очень люблю завитушки-гирлянды, но для города своего детства готова сделать исключение.
Здесь – всё на своём месте.
Даже если чувство меры явно нарушено.
Сдержанность и лаконичность на провинциальном юге?
Ну что вы, забудьте, оставьте их дома!
Щедрое солнце, жара, буйная природа, море, эмоции зашкаливают, кровь играет, амфоры, опять же, на каждом шагу – о каком чувстве меры может идти речь?! JJJ Главное, чтоб было красиво!
Не зря ведь говорил мой земляк, Антон Павлович Чехов, тоже уроженец Таганрога – в человеке должно быть всё прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли. И дом – добавим мы, Антон Павлович просто не закончил фразу, амфору, наверное, принеслиJ
Кстати, помните, рассказ А. П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, в котором действующие лица никак не могут вспомнить фамилию акцизного чиновника, лечившего заговором зубную боль? “Такая еще простая фамилия…словно как бы лошадиная…Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте…Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло”
И Кобылин, и Жеребцов – вполне реальные таганрожцы дореволюционной поры, дом второго из них мы рассматриваем сегодня. А фамилия акцизного в рассказе оказалась – Овсов.
Со стороны двора дом уже выглядит иначе – здесь прямые углы мягко закругляются. Наверху появляются мои любимые круглые окна, тут они аж тройные:
А декор приглушён, всё ж таки во дворе он не столь важен.
Сохранилась веранда, через которую можно было спуститься в сад – который наверняка был, просто не дожил до наших дней.
Уцелевшая решетка:
С верандой тоже не всё хорошо – в советское время тут похозяйничали: пристроили длинный перпендикулярный корпус, а на самой веранде к дверям приладили ”предбанник”- фойе.
Внизу пробили окно и два дверных проёма. Из-за такого постороннего нагромождения архитектурный замысел читается с трудом, но, думаю, изначально всё было красиво, симметрично, с нарядной лестницей, ажурными перилами, навесом.
Столбы сейчас густо обмазаны цементом, раньше наверняка тоже выглядели иначе – с филёнками, колоннами или лепниной, да и какие-нибудь вазоны здесь были бы вполне к месту.
А теперь – главное. Если мы стоим лицом к дому – оно у нас за спиной. Разворачиваемся.
Вот здесь я уже не выдержала.
Потому что для меня одной это как-то слишком много.
Колодец. Старый. Похоже, мраморный.
Ребята, мраморный дореволюционный колодец, настоящий.
И решетка над ним – подлинная. Фантастическая. Узоры – те же, что и на калитке, всё продумано, заказывалось комплектом.
Михаил Ильич Жеребцов, хозяин дома – решетка по-над колодцем была украшена его инициалами:
И лев. Мраморная морда.
Ну привет, чудо, давай знакомиться.
Рычишь на меня, да?
Или рассказываешь о чём-то?
И всё это можно потрогать – все эти раритеты перещупать, погладить, прикоснуться.
Как это здесь уцелело до сих пор?
Не без потерь, разумеется, кое-что открутили уже:
Домик рядом, деревянный, старый, глиной обмазанный.
Живописный до невозможности, хотя и заброшен до безобразия. Сгниёт ведь здесь.
Окно какое – таких наличников давно уже не делают:
Крыша – загляденье.
Какого он года, домик этот? Сторожка, возможно. Сад охранять. Или нет?
Колодец, конечно – это просто откровение. Можно с обратной стороны зайти – нарядный узор укроет бывший купеческий особняк, спрятав изуродованную пристройками веранду.
Отовсюду хорош колодец – как ни крути.
И амфоры на крыше - еще разок, со стороны двора:
И красавицу с главного фасада напоследок:
(Продолжение следует)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]