По маршруту омского трамвая №1. Статья из "Омской правды" 1936 г.
---
Попалась мне в руки книга "Время и город", изданная в 2016 г. библиотекой им. А.С. Пушкина. Есть там целый ряд "незаезженных" статей и воспоминаний об Омске. Из одной из них решил сделать экспериментальную "прогулку по городу прошлого": взял текст статьи Б. Линова "Из окна трамвая: как меняется лицо города", напечатанной в ноябре 1936 г. в "Омской правде" и добавил в нее фотографии 1930-40-х гг. (пара фото из 1950-х). Фотографии взяты с сайта Pastvu. Это фото семьи Ларионовых, документы фотофонда ОГИК музея, снимки из альбома "Видов городской архитектуры", обработанные и выложенные уважаемым
a_frumgartz.
Сад завода им. Куйбышева. Это место сейчас становится популярнее с каждым днем. Не как сад, а как конечная остановка первой линии трамвая.
Отсюда, из центра города, начинает свой восьмикилометровый путь трамвай, чтобы домчать омичей до вокзала. Вместе с толпой людей, «обкатывающих» трамвай, поднимаемся в вагон.
Каждый умещается по своему вкусу. Только ребята одинаковы во всех городах. Еще хорошенько не ознакомившись с тем, что есть внутри вагона, они отлично поняли, что снаружи есть «колбаса», на которой пока можно безнаказанно ездить.
Из окна вагона удобно созерцать свой город. Совсем на небольшую высоту поднимается человек, стоя на площадке. Но неожиданно в привычных и исхоженных местах перед ним открывается другая перспектива. И человек смотрит другими глазами на свой город.
Трамвай еще не тронулся. Из окна вагона хорошо виден сад и Дом пионеров. Недавно город отдал этот замечательный уголок детям. Ютившийся сначала в одном этаже Дом пионеров сейчас разместился в двух этажах.
За густыми кустами сада вырастает большой дом управления НКВД. И тут же, с задней площадки вагона, виден в конце Банковского переулка играющий с ветром флаг. Это ворота стадиона, созданного в этом году.
Трамвай пока еще чувствует себя несмело на улицах города. Обычно озорной звонок звучит глухо.
Вагон двигается к улице Мопра. Сменяются здание за зданием. Вон за базаром выступает новый дом. Красиво спроектированный и быстро построенный жилой дом работников связи после окончательной отделки, несомненно, будет одним из лучших зданий города.
Приятно сейчас из трамвая видеть этот дом, гордо возвышающийся среди хибарок и лавчонок. Но долго ли он будет так горделив –этот дом? Контуры будущего становятся реальнее с каждым днем. С будущего года на месте базара начнется строительство Дома советов, тут же недалеко Дом соцземледелия, дом Облплана.
Площадь Дзержинского, большое, кем-то вспаханное поле, мимо которого сейчас идет наш вагон, будет обрамлена замечательными зданиями и станет одним из красивейших мест города.
Трамвай миновал здание почты. Над этим зданием надстроен один этаж. Дом от этого стал немного выше, но не красивее.
В этом этаже заканчивается монтаж новой телефонной станции. Ведь в городе до сих пор не было не только трамвая, но и самой прозаической полуавтоматической телефонной станции. Город говорил в 1200 «эрриксонов», город крутил ручки безнадежно устаревших и хрипевших телефонов. Однако мы не можем смотреть на станцию только признательным взглядом. Медленно, очень медленно строится она.
Пятиэтажный жилой дом Облисполкома, стоящий на площади Дзержинского, только одной стеной выходит на улицу Мопра, к трамвайной линии. Дом этот –ровесник трамваю. Начали укладывать путь –начали рыть фундамент для дома. Но вот трамвай уже мчится мимо, а дом только подвели под крышу.
Не в пример другим городам не по центральной улице идет у нас трамвайная линия.
И только у моста через Омь выскакивает к улице Ленина трамвайный поезд.
Если бы вагон был одухотворенным существом, он бы каждый раз на этом месте посматривал на громадину, что возвышается за кинотеатром «Гигант».
Это здание новой котельной ТЭЦ. Теплоэлектроцентраль –солнечное сердце города, расширение которой обеспечивает бесперебойное движение трамвая и промышленное строительство Омска. 11-12 тысяч киловатт дает ТЭЦ сейчас городу. 16 тысяч киловатт даст тогда, когда вступит в строй новая котельная.
Два моста перекинулись через Омь. В окне мелькают переплеты ферм.Этот мост, что под вагоном, построен специально для трамвая.
Но в конце концов и ТЭЦ специально расширяется для трамвая. И Лермонтовская улица специально замощена.
И старая церковь снесена вот тут, на маленькой площади, чтобы радостный зеленый уголок сквера смотрел на вагоны.
И рабочие завода им. Люксембург готовили специальные поковки. И завод им. Кагановича принял специальный заказ на сверление рельсов. Специально для трамвая –значит для своего города. Не так уж хорош пока наш город, но ктоиз омичей не уверен, что он будет хорошим. Трамвай уже значительно меняет его лицо. Набирая ход, уверенно идет поезд по ул. К. Маркса, по Московской.
Из окна видны новые дома, построенные для железнодорожников, мимо пробегают те самые заводы, которые помогали строить трамвай, а еще немного дальше вагон останавливается у мясокомбината.
Трамвай, заканчивая свой путь, доходит до вокзала. Очень оживлен, но не очень благоустроен наш вокзал. Это уже заметили делегаты 2 областного съезда советов, выходя из чистых вагонов на грязную площадь. Обещали эту площадь замостить. Но потом железная дорога сочла, что это дело города, а город счел это делом железной дороги, и никто ничего не сделал.
Трамвай прошел по линии № 1. Из окна вагона мы видели небольшойкусок нашего благоустраивающегося, но пока еще малоустроенного города.
Говорили, что он отстал от жизни, этот сибирский старик. Неправда это. Новой жизнью живет ныне областной город Омск.
Линов Б. Из окна трамвая: как меняется лицо города // Ом. правда. – 1936. –16 нояб.
Небольшой бонус для дочитавших:
1 Статья о подготовке к пуску первых трамваев в Омске в газете Омская Правда от 16 ноября 1936 года.
2 Статья о пуске первого трамвая в Омске в газете Омская Правда от 7 ноября 1936 года.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]