Сжег забор – приготовил соломату
Как помочь женщине с домашним хозяйством? Рецептов тому давалось немало в каждую эпоху. Помнится, большевики даже обещали «освободить женщину от кухонного рабства».
Каким способом, спросите вы. – Созданием фабрик-кухонь, общепита. Ну, а как первый шаг – коллективный кухонный труд. В те годы в это действительно верили: что, создав в доме коммуну, можно и готовить на всех, и время экономить для «учебы и труда». Условия в послереволюционные годы вроде способствовали этому. Обилие бараков и коммуналок, огромный приток крестьян в города.
Трудно сказать, как родилась эта инициатива – готовить на весь дом (коммунальную квартиру) т.е. на 20-50 человек, выделяя для этого ответственных – женщин (для готовки) и мужчин (для помощи по хозяйству). Вполне возможно, что сами люди пришли к этому от безысходности. А коммунистические власти поддержали «почин», сочтя его идеологически верным. Так или иначе, и в столицах, и в провинции в 1920-е годы тема «общественных кухонь» возникает не раз.
На днях читательница Анастасия Кожевникова из Новороссийска любезно поделилась со мной рядом материалов из местной газеты «Красное Черноморье» за 1920-е годы. Любопытно, что новые веяния не обошли быт и этого региона революционной России. Так в июне 1926 года редакция даже помещает вот такой материал, рассказывающий об опыте обычной домохозяйки:
«Для того, чтобы верно судить о чем-либо, надо знать суть дела. Поэтому я, как имевшая личный опыт, хочу поделиться, что дала общая кухня.
В 1919-20 году, когда топливом являлись преимущественно заборы, хворост и деревья окрестных лесов, а продукты приходилось доставать в обмен в соседних деревнях, в 2-этажном доме с одной только кухней жил коллектив из 30 человек, из которых 10 человек было женщин.
Для экономии топлива и времени распределили варку обедов на весь коллектив между женщинами, а доставку дров и воды между мужчинами. В результате каждая из нас имела четыре дня свободных и могла все свое время уделить учебе, детям, шитью и т.п. И только один день приходилось дежурить, и то не одной, а двум женщинам, причем в 3 часа обед был всегда готов, и после этого времени мы опять были свободны.
Так в течение двух лет у каждой из нас оставалось очень много свободного времени и во много раз больше сохранилось здоровья, благодаря общей кухне. И только отъезд из того города, где мы жили, помешал довести до идеального состояния условия была 10 женщин, решивших коллективно нести тяжелую работу хозяйки.
Учитывая опыт и его результаты, предлагаю, не ожидая новых домов, объединиться нескольким хозяйкам (наверное, есть много семейств, располагающих почти одинаковыми денежными ресурсами и живущих в оной квартире с одной кухней, но каждая непременно в «своем углу», обособленно) и начать строить пока хотя бы кухонную жизнь коллективно, по определенному плану. Ручаюсь, что пример будет заразителен, так как сем выгодно уйти от ежедневной изнуряющей стряпни, особенно летом, и знать, что дома все будет готово к определенному часу, все вкусно, чисто и, главное, - питательно».
* * *
Что тут сказать? Большевики уверяли нас, что такой «обобществленный труд» - несомненный прогресс, путь к сияющим вершинам коммунизма. Спустя многие годы, мы понимаем, что «обобществление труда» - вполне может быть и свидетельством деградации общества. Когда одному просто не выжить и приходится «сбиваться в стаю». Критерием же, мне кажется, оказалась одна маленькая деталь из той пожелтевшей газеты: «когда топливом являлись преимущественно заборы». Не хотелось бы такого прогресса, а вам?
Ну, а, чтобы окончательно погрузиться в эпоху, покажу вам и рецепты той поры. Все они из газеты «Красное Черноморье» за 1926 год:
По моему, вполне гармоничное сочетание: сжег забор – приготовил соломату.
Взято: p-syutkin.livejournal.com