Горцы в Красной Армии. 1942 г.
20.06.2019 279 0 0 oper-1974

Горцы в Красной Армии. 1942 г.

---
0
В закладки
        К собственно национальным формированиям, созданным на Северном Кавказе, следует отнести 114-ю Чечено-Ингушскую кавалерийскую дивизию, 115-ю Кабардино-Балкарскую кавалерийскую дивизию, 255-й отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк и Отдельный Дагестанский кавалерийский эскадрон.
          К национальным можно отнести и 29-й (позднее преобразован в 40-й гвардейский) Кубанский казачий кавалерийский полк, формировавшийся на территории Адыгеи и более чем наполовину укомплектованный представителями титульной национальности.
       Только дагестанской и адыгейской частям, небольшим по численности, посчастливилось дойти с боями до Дня Победы, окончив войну в Западной Европе; остальные были расформированы в 1942 г., через несколько месяцев после сформирования.
        Северокавказские национальные части имели ряд принципиальных особенностей. Их формирование, в отличие от прочих национальных частей, шло на добровольных началах, а материальное обеспечение, кроме огнестрельного вооружения, возлагалось на население и республиканские власти. Горцам было разрешено использовать национальную форму одежды.


        Кабардино-Балкарскому обкому, который взялся за дело "по-большевистски", удалось сформировать 115-ю кавалерийскую дивизию в короткие сроки и без значительных затруднений.
        Личный состав дивизии в подавляющем числе прежде не проходил ни срочной службы, ни допризывной подготовки. Командный состав в основном был призван из запаса и в большинстве своем не имел опыта участия в Великой Отечественной войне. Политсостав, за единичными исключениями, и вовсе не имел опыта военной службы, то есть был призван с гражданских партийных должностей.
        В лучшую сторону выделялся лишь старший командный состав, большинство которого имело военную подготовку в размере нормального курса военной школы или ускоренного курса усовершенствования командного состава (КУКС). Командный состав в основном был представлен русскими и украинцами, в меньшей степени - кабардинцами и балкарцами.
         Подполковник Эхохин в своем личном дневнике отмечал, что за период формирования дивизии не было зафиксировано серьезных недостатков; деятельность партийных и советских органов он характеризовал положительно.
         В день приема одного из полков в действующую армию 2 мая 1942 г. в населенном пункте Баксан Эхохин наблюдал подлинный народный праздник, где все люди были сплочены общей гордостью за своих сыновей, одетых в национальную одежду, вооруженных кинжалами и клинками.
       По воспоминаниям бывшего первого секретаря Северо-Осетинского обкома партии Н.П. Мазина, приглашенного на торжества, проводы были организованы грандиозные. "Национальные одежды, холодное оружие - все очень красочно… Первоначально состоялся парад бригады, потом митинг, и в конце торжеств была проведена джигитовка и рубка лозы".
       Переброска дивизии на фронт не обошлась без чрезвычайных происшествий: было отмечено несколько случаев групповых дезертирств, в основном, как подчеркнуто в источнике, балкарцев. Среди 27 дезертиров оказалось 8 членов партии и 8 комсомольцев. Считалось, что большинство из них ушли в банды, действовавшие на территории Кабардино-Балкарии. Это говорило о том, что дисциплина в дивизии была на невысоком уровне.
+++++++
          В Чечено-Ингушской АССР ситуация оказалась значительно сложнее. 114-я кавалерийская дивизия (командир Х.Д. Мамсуров, комиссар политрук М.Т. Гайрбеков, начальник штаба подполковник И.Х. Баев) была сформирована в составе 277, 296 и 315-го кавалерийских полков, кавалерийского артиллерийского дивизиона, артпарка и ряда других специальных подразделений.
          К началу марта 1942 г. дивизия в основном была укомплектована личным составом, правда, в командном составе, особенно младшем, испытывался большой недостаток. Следует отметить, что большая часть командиров, поступивших на укомплектование дивизии (190 чел.), имела пехотные специальности.
       В январе 1942 г. несколько десятков чеченцев и ингушей, имевших достаточную общеобразовательную подготовку и состоявших в комсомоле или в коммунистической партии, были направлены на учебу в кавалерийское отделение Грозненского пехотного училища.
         По национальному составу 3543 чел. были чеченцами, 441 ингушами, 33 осетинами, 298 русскими и 237 чел. представляли прочие национальности.
       Однако на практике организовать работу по боевой подготовке частей дивизии не удалось. Согласно постановлению Военного совета СКВО от 27 февраля 1942 г., 5 марта дивизия была проверена комиссией округа во главе с полковником Волковым.
         Результаты проверки выявили неудовлетворительное состояние всех сфер жизни дивизии. Планирование боевой подготовки штабом дивизии было поставлено неудовлетворительно: приказы не были спущены в подразделения, планы контроля и проверки не разработаны; программы и расписания командирской учебы не объявлены.
       При учебной тревоге в полках наблюдался "большой шум и растерянность командного состава". Караул нес службу с грубейшими нарушениями; караульных помещений не имелось, а постовых ведомостей не велось вообще. В результате окрестное население беспрепятственно проникало в расположение дивизии в любое время суток.
         Бытовые условия в дивизии были неудовлетворительными. "Во всех помещениях грязь, некультурность, элементарные правила гигиены отсутствуют", – сообщалось в материалах проверки. В дивизии была зафиксирована стопроцентная вшивостъ.
       Политико-моральное состояние личного состава в целом комиссия характеризовала как здоровое, но в то же время отметила широкое распространение пьянства, в том числе и среди чеченцев.
         Самой серьезной проблемой в дивизии стало дезертирство личного состава, в том числе групповое. Комиссия СКВО постаралась найти объективные причины широкого распространения тяжких воинских преступлений.
        "Слабая постановка партийно-политической работы среди рядового и начальствующего состава, - отмечалось в заключении комиссии, - тяжелое материальное состояние бойца, плохое питание, необеспеченность другими видами довольствия, либеральное отношение командования к нарушителям дисциплины привели к массовым случаям дезертирства из частей и подразделений".

          Приводились конкретные данные: в декабре 1941 г. дезертировало 26 чел., в январе 1942 г. - 247 чел., в феврале 1942 г. - 201 чел. Нередко дезертирства совершались группами. Убыль личного состава в связи с дезертирством за весь период существования дивизии с декабря 1941 г. по март 1942 г. составила 742 чел.573 (18,73 % от списочного состава).
         Из числа дезертировавших добровольно вернулись в части 101 чел. Удалось задержать 61 дезертира, из которых было осуждено 18 чел.
       Следует отметить ошибочность бытующей в некоторых публицистических и популярных исторических изданиях точки зрения о том, что чеченцы дезертировали с оружием в руках, ибо ни стрелкового, ни артиллерийского вооружения дивизия так и не получила до момента своего расформирования в апреле 1942 г. Возможно, поэтому дезертирам выносились достаточно мягкие наказания.
       По итогам мартовской проверки комиссией полковника Волкова, 114-ю Чечено-Ингушскую кавалерийскую дивизию было решено расформировать к 18 марта 1942 г., создав на ее базе чечено-ингушский кавалерийский полк и чечено-ингушский кавалерийский дивизион и передав на их укомплектование лучший людской и конский состав дивизии.
          Всего на укомплектование полка, получившего номер 255, поступило 1023 чеченца, 156 ингушей, 154 русских и 81 представитель других национальностей. Благодаря строгому отбору удалось добиться очень высокой партийно-комсомольской прослойки - 35 % (при средней по Красной армии - 15-20 %). Что важно, большинство личного состава (1158 чел.) владело русским языком.
        Командиром полка был назначен майор Я. Абадиев (30 апреля 1942 г. его сменил капитан М.А. Висаитов, уже после войны удостоенный звания Героя Советского Союза). Начальником штаба был капитан Алханов, а позднее - капитан Емельянов. Комиссаром полка был назначен политрук Имадаев.
          Отдельный кавалерийский дивизион формировался во вторую очередь, и качество его состава было ниже: на 597 человек (чеченцев - 469, ингушей - 78, русских - 11, прочих - 39) имелось лишь 80 членов ВКП(б). Конским составом дивизион обеспечен не был.
+++++++++++++++++++++++
          Фронтовая судьба северокавказских национальных формирований оказалась драматичной и очень короткой. В самом начале битвы за Кавказ летом 1942 г. они использовались в борьбе с плацдармами войск вермахта на левом берегу Дона. Как и многие другие части Северо-Кавказского фронта, 225-й кавалерийский полк и 115-я кавалерийская дивизия были буквально сметены танковыми армадами врага.
        Северо-Кавказский фронт, к началу битвы за Кавказ (25 июля 1942 г.) представлявший собой, по существу, остатки разбитого в конце мая 1942 г. Крымского фронта, в который вливались другие отступавшие части, располагал очень незначительным количеством свежих частей и соединений. Горские кавалерийские части оказались в их числе, и на них возлагались большие надежды.

         В середине июня часть сил 115-й кавалерийской дивизии и 255-го кавалерийского полка были задействованы в прочесывании лесного массива южнее хутора Веселый Веселовского района Ростовской области, где, по оперативным данным НКВД, скрывались дезертиры и возможные агенты противника. Операцию по ликвидации находившихся в лесу дезертиров и агентов врага было приказано использовать в интересах тактической подготовки частей.
           В середине июля 1942 г. 115-я кавдивизия и 255-й кавполк, включенные в состав 51-й армии, после длительного марша прибыли на южный берег Дона, имея задачу упорно его оборонять, не допустив вторжения противника в Сальские степи и на территорию Северного Кавказа.
         Главным силам надлежало быть готовыми действовать в направлении Сталинград – Сальские степи и, если благоприятно сложится обстановка, во взаимодействии с 14-м танковым корпусом нанести врагу контрудар. В ударную группу входил Отдельный кавалерийский корпус в составе 115-й кавалерийской дивизии, 255-го отдельного кавалерийского полка, 40-й танковой бригады и 19-го гвардейского минометного полка.
          В случае наступления противника на Сталинград севернее Дона ударная группа выдвигалась в районы Мал. Мартыновка, Бол. Орловка и Батлаевская для прикрытия этого участка фронта.
        Первоначально частям 115-й кавдивизии, как основной силе Отдельного кавкорпуса, удавалось отражать передовые группы противника.
          В оперативной сводке 51-й армии сообщалось: "Захватив переправу через р. Сал, противник просочился через боевые порядки 316 кавалерийского полка 115 кавалерийской дивизии, занявшей к этому времени оборону на рубеже Мал. Мартыновка, Рубашкин, Бол. Мартыновка, Арбузов, Батлаевская, Новоселовка (общим протяжением 50 км), занял Батлаевскую и вышел к Крепянке, Московскому…
         Выброшенные на автомашинах спешенные два эскадрона 297 кавалерийского полка 115 кав. дивизии, стремительной атакой с утра 27.07.42 выбили противника с северной окраины Батлаевской и удержали этот населенный пункт, несмотря на контратаку двух рот мотопехоты и 20 танков, поддержанных сильным артиллерийским огнем".

          В последующие дни дивизия вела ожесточенные бои с превосходящим противником. Особенно кровопролитный бой состоялся 29 июля в районе Большая Мартыновка.
       12 августа, уже на новом рубеже обороны в районе села Ремонтное, 115-я кавалерийская дивизия вновь вступила в неравный бой с танками противника и понесла тяжелые потери. В дальнейшем остатки дивизии отступали отдельными группами по калмыцким степям и влились в состав 4-го кавалерийского корпуса. Здесь дивизия в сентябре 1942 г. была расформирована.
+++++
         Боевой путь 255-го Чечено-Ингушского кавалерийского полка во многом был похож на историю кабардино-балкарской дивизии, тем более что и сражаться им выпало в бескрайних Сальских степях, можно сказать, плечом к плечу.
       18 июля полк был передан в оперативное подчинение 138-й стрелковой дивизии 51-й армии, задачей которой являлось оборонять предмостный район у станицы Цимлянской и всю полосу левобережья Дона до стыка с войсками 64-й армии.
        Противник рвался в направлении Котельникова, с тем чтобы овладеть железнодорожной магистралью Тихорецкая - Сталинград. 4 августа в бою под Чилековом полк подвергся атакам с воздуха, а затем был рассеян танками противника и потерял, как сказано в журнале боевых действий полка, "убитыми, ранеными, а главным образом разбежавшимися свыше 50 % людей и до 70 % лошадей", а также значительную часть вооружений и имущества.

         В дальнейшем 255-й кавалерийский полк отступал в общей группе южного крыла 64-й армии, которой руководил заместитель командарма генерал-лейтенант В.И. Чуйков.
       К середине августа 1942 г. в полку оставалось 599 человек и 384 лошади. 27 августа - 4 сентября полк принимал участие в боях против румынских войск за калмыцкое селение Тундутово, потеряв 18 чел. убитыми, 28 ранеными и 33 без вести пропавшими.
       В дальнейшем полк действовал в районе сел Унген-Герачи, Зим, Чарлакта, Присарта совместно с остатками 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии.
16 октября 1942 г. приказом НКО полк был расформирован.

          Из остатков 115-й кавдивизии и 255-го кавполка были сформированы два кавалерийских разведывательных дивизиона и истребительно-противотанковый дивизион.
        Курьезную смысловую инверсию, связанную с этим переформированием, можно встретить в современной региональной литературе. Упразднение боевых частей как разукомплектованных и небоеспособных и сформирование на их основе значительно меньших по штату подразделений, парадоксальным образом представлено как "свидетельство признания не только боевых заслуг воинов полка (имеется в виду 255-й Чечено-Ингушский полк), но и безграничного к ним доверия".
         Интересны оценки боевых качеств горских кавалерийских формирований, данные их начальниками штабов - капитаном Емельяновым (255-й кавполк) и подполковником Эхохиным (115-я кавдивизия).
           Оба начальника штаба высказывались в том смысле, что при более благоприятных условиях и грамотном использовании конницы северокавказские соединения могли проявить себя лучше:"Хорошо с чеченцами быть в наступлении. Здесь они дерутся храбро".
+++++++++
          Любопытно, что часть кавалеристов после окончания активной фазы боев, пользуясь относительной близостью родных мест, беспрепятственно вернулись домой.
          Подполковник Эхохин встречал целые группы вооруженных кабардинцев и балкарцев, невозмутимо следовавших прочь от линии фронта и считавших свой воинский долг выполненным.
        По данным НКВД КБАССР, число дезертиров, вернувшихся в республику, достигало 700 чел. Многие из них "с оружием ушли в горы, составив ядро бандитских групп".
          Такие же настроения нередко встречались и среди чеченцев и ингушей. Капитан Емельянов оставил на этот счет парадоксальный комментарий: "Отдельные люди в полку были прекрасными, а в общей массе - все свободолюбивые". Отметим, что ментально не все горцы воспринимали Советский Союз, Россию как свою родину. Еще в период формирования 114-й Чечено-Ингушской дивизии среди личного состава встречалось такое мнение, что "они будут защищать только свою республику".
++++++++
           4 января 1942 г. в состав действующей армии была зачислена 13-я Кубанская казачья кавалерийская дивизия, в составе которой имелся 29-й Кубанский казачий кавалерийский полк, формировавшийся на территории Адыгеи. Из 1294 отобранных в полк бойцов и командиров около 700 чел. были уроженцами Адыгеи.
           В составе 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса полк прошел всю войну, закончив ее в Праге, заслужил гвардейское звание (40-й гвардейский), удостоен почетного наименования "Барановичский".
++++++++
          Дагестанская АССР с ее более чем миллионным населением, в отличие от соседних автономных и союзных республик, в начале войны не имела собственного национального формирования.
          В августе 1942 г., когда началась битва за Кавказ и немецкие войска быстро продвигались к предгорьям, Совнарком ДАССР обратился к командованию Красной армии с просьбой разрешить трудящимся Дагестана сформировать добровольческий кавалерийский эскадрон.
       3 сентября 1942 г. Военный совет дислоцированной на территории Дагестана 44-й армии Северной группы войск Закавказского фронта дал разрешение на формирование в составе кавалерийского полка 44-й армии эскадрона из добровольцев Дагестана. Этот вопрос был возложен на К.Р. Караева, известного в республике партизана периода Гражданской войны.
       Бойцы эскадрона получили право на ношение национальной формы одежды: черкески, шапки, кинжалы, башлыки. В течение нескольких дней был набран полный состав подразделений, многим желающим пришлось отказать.
         10 октября 1942 г. эскадрон был включен в состав 44-й армии и с почестями отправился на фронт. В последующем Дагестанский обком ВКП(б) направлял людские и конские пополнения в эскадрон. Дагестанское подразделение начало боевые действия под станицей Ищерской, восточнее Моздока, и прошло длинный боевой путь до Берлина.

https://books.google.ru/books?id=Y3x0qUk6PpQC&pg=PT218&lpg=PT218&dq=Северокавказские+национальные+части+имели+ряд+принципиальных+особенностей.+Их+формирование,+в+отличие+от+прочих+национальных+частей,+шло+на+добровольных+началах,+а+материальное+обеспечение,+кроме+огнестрельного+вооружения,+возлагалось+на+население+и+республиканские+власти.+Горцам+было+разрешено+использовать+национальную+форму+одежды.&source=bl&ots=ppGYRYL77O&sig=ACfU3U1IkjYyZBxPawT_2e-ZuBTB_3U3Jw&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiykrHi_dviAhXt0qYKHfx-AMsQ6AEwAXoECAkQAQ#v=onepage&q=Северокавказские%20национальные%20части%20имели%20ряд%20принципиальных%20особенностей.%20Их%20формирование%2C%20в%20отличие%20от%20прочих%20национальных%20частей%2C%20шло%20на%20добровольных%20началах%2C%20а%20материальное%20обеспечение%2C%20кроме%20огнестрельного%20вооружения%2C%20возлагалось%20на%20население%20и%20республиканские%20власти.%20Горцам%20было%20разрешено%20использовать%20национальную%20форму%20одежды.&f=false


Горцы в Красной Армии. 1942 г. дивизии, полка, армии, кавалерийский, состав, состава, кавалерийского, дивизия, противника, частей, составе, фронта, личного, части, подразделений, кавалерийская, более, часть, августа, очень

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]