Доходы регионов: скопить на Указ
---
В 2018 году российские регионы показали существенный рост доходов и сокращение расходов, свидетельствует обзор Газпромбанка «Регионы России».
Ссылаясь на этот документ, газета «Известия» приводит, в частности, данные о том, что доходы за 2018 год выросли на 16 процентов, причем в основном за счет поступлений в региональные бюджеты от налогов, а не за счет дотаций от федерального центра. При этом рост расходов не превысил 11 процентов.
Совокупный долг регионов без учета Москвы в 2018 году снизился – на 5 процентов, до уровня 2,2 триллиона рублей. Снизился и уровень их кредитной нагрузки.
О процессах, которые привели к таким изменениям, о перспективах, а также о том, почему можно ожидать именно такого развития событий, размышляет Александр Дерюгин, научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Научного направления «Макроэкономика и финансы», руководитель Лаборатории исследований бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара.
«Доходы регионов показали большой рост в 2018 году. Но если посмотреть на динамику внутри года, окажется, что значительная часть роста была за счет IV квартала. Регионы просто не успели принять новых расходных обязательств, не успели потратить эти деньги. Поэтому их результаты исполнения бюджета за 2018 год были, наверное, самыми лучшими за все время существования Российской Федерации. Отчет зафиксировал самое большое количество профицитных регионов – всего лишь 15 регионов исполнили консолидированный бюджет с дефицитом.
Кроме того, в регионах сознавали, что начинается новый политический цикл. В 2018 году вышел новый Указ президента (имеется в виду Указ от 7 мая 2018 года за номером 204 – прим. ред.) – а там нацпроекты, увеличение расходов. И так как часть года никто толком не понимал, на что тратить деньги, все их берегли, зная, что в 2019 году и дальше их придется тратить на исполнение Указа. Зачем им было тратить в 2018 году, если важно было сперва уяснить, какими будут приоритеты и куда бежать.
Если говорить о 2018 годе, то надо отметить: в целом за этот год цены на нефть существенно выросли; кроме того, насколько я помню, рубль девальвировался процентов на двадцать. Эти два фактора сыграли на рост доходов – и федерального бюджета, и бюджетов региональных. В 2019 году, думаю, такого роста доходов региональных бюджетов все же не случится, хотя данные о нем в первом квартале были неплохими. Однако вряд ли у нас снова будет девальвация на двадцать процентов и значительный рост цен на нефть. В этом смысле 2018 года можно назвать «тучным» годом, выделяющимся среди прочих – в наших локальных обстоятельствах для региональных бюджетов он был именно таким.
И в ближайшее время едва ли можно ожидать чего-то подобного, поскольку темпы экономического роста в целом будут низкими. Правительство в прогнозах рисует их повышение, но непонятно, за счет чего это может происходить. Меры, заложенные в наших нацпроектах, бесспорно, полезны для экономики, но они не приведут к значительному экономическому росту. Нам нужно менять институты (большинство экспертов сходятся во мнении, что нужно менять по крайней мере судебную и правоохранительную систему), но так как никто их реформировать не собирается, то неясно, с чего вдруг меняться ситуации в целом и экономике России начинать резко расти. Скорее всего, темпы ее роста будут на уровне нуля или одного процента.
Надо отметить, что регионы стали проводить более жесткую бюджетную политику. Даже в 2018 году при хорошем росте доходов расходы в реальном выражении, то есть расходы консолидированных бюджетов регионов в процентах к ВВП, оказались чуть ли ни самыми низкими за очень большой промежуток времени (если не вообще за все время существования современной России). Дело в том, перед регионами стоит очень сложная задача: с одной стороны, они понимают, что достичь показателей, на которых их нацелили, без институциональных изменений практически невозможно, особенно в части экономического роста; с другой стороны, они под этим подписались. Что они будут делать?
Понятно, что сейчас еще только начало нового политического цикла, и что-то будет корректироваться. Есть вероятность того, что с показателями будут проведены манипуляции, как то было после предыдущих майских указов – тогда, если не ошибаюсь, «среднюю зарплату» преобразовали в «средний доход», соответственно уменьшив. На эту мысль также наводит тот факт, что заместитель председателя правительства РФ по социальной политике Татьяна Голикова заявляла, будто бедность у нас как-то не так считается, надо бы считать по-другому. В этом смысле новый политический цикл будет очень любопытен: все понимают, что достичь нужных показателей нельзя, но при этом выстроена жесткая система контроля за исполнением Указа. Как все это будет работать, не знаю», – сказал Александр Дерюгин.
Ну, как-то так.
Комментарии экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Ссылаясь на этот документ, газета «Известия» приводит, в частности, данные о том, что доходы за 2018 год выросли на 16 процентов, причем в основном за счет поступлений в региональные бюджеты от налогов, а не за счет дотаций от федерального центра. При этом рост расходов не превысил 11 процентов.
Совокупный долг регионов без учета Москвы в 2018 году снизился – на 5 процентов, до уровня 2,2 триллиона рублей. Снизился и уровень их кредитной нагрузки.
О процессах, которые привели к таким изменениям, о перспективах, а также о том, почему можно ожидать именно такого развития событий, размышляет Александр Дерюгин, научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Научного направления «Макроэкономика и финансы», руководитель Лаборатории исследований бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара.
«Доходы регионов показали большой рост в 2018 году. Но если посмотреть на динамику внутри года, окажется, что значительная часть роста была за счет IV квартала. Регионы просто не успели принять новых расходных обязательств, не успели потратить эти деньги. Поэтому их результаты исполнения бюджета за 2018 год были, наверное, самыми лучшими за все время существования Российской Федерации. Отчет зафиксировал самое большое количество профицитных регионов – всего лишь 15 регионов исполнили консолидированный бюджет с дефицитом.
Кроме того, в регионах сознавали, что начинается новый политический цикл. В 2018 году вышел новый Указ президента (имеется в виду Указ от 7 мая 2018 года за номером 204 – прим. ред.) – а там нацпроекты, увеличение расходов. И так как часть года никто толком не понимал, на что тратить деньги, все их берегли, зная, что в 2019 году и дальше их придется тратить на исполнение Указа. Зачем им было тратить в 2018 году, если важно было сперва уяснить, какими будут приоритеты и куда бежать.
Если говорить о 2018 годе, то надо отметить: в целом за этот год цены на нефть существенно выросли; кроме того, насколько я помню, рубль девальвировался процентов на двадцать. Эти два фактора сыграли на рост доходов – и федерального бюджета, и бюджетов региональных. В 2019 году, думаю, такого роста доходов региональных бюджетов все же не случится, хотя данные о нем в первом квартале были неплохими. Однако вряд ли у нас снова будет девальвация на двадцать процентов и значительный рост цен на нефть. В этом смысле 2018 года можно назвать «тучным» годом, выделяющимся среди прочих – в наших локальных обстоятельствах для региональных бюджетов он был именно таким.
И в ближайшее время едва ли можно ожидать чего-то подобного, поскольку темпы экономического роста в целом будут низкими. Правительство в прогнозах рисует их повышение, но непонятно, за счет чего это может происходить. Меры, заложенные в наших нацпроектах, бесспорно, полезны для экономики, но они не приведут к значительному экономическому росту. Нам нужно менять институты (большинство экспертов сходятся во мнении, что нужно менять по крайней мере судебную и правоохранительную систему), но так как никто их реформировать не собирается, то неясно, с чего вдруг меняться ситуации в целом и экономике России начинать резко расти. Скорее всего, темпы ее роста будут на уровне нуля или одного процента.
Надо отметить, что регионы стали проводить более жесткую бюджетную политику. Даже в 2018 году при хорошем росте доходов расходы в реальном выражении, то есть расходы консолидированных бюджетов регионов в процентах к ВВП, оказались чуть ли ни самыми низкими за очень большой промежуток времени (если не вообще за все время существования современной России). Дело в том, перед регионами стоит очень сложная задача: с одной стороны, они понимают, что достичь показателей, на которых их нацелили, без институциональных изменений практически невозможно, особенно в части экономического роста; с другой стороны, они под этим подписались. Что они будут делать?
Понятно, что сейчас еще только начало нового политического цикла, и что-то будет корректироваться. Есть вероятность того, что с показателями будут проведены манипуляции, как то было после предыдущих майских указов – тогда, если не ошибаюсь, «среднюю зарплату» преобразовали в «средний доход», соответственно уменьшив. На эту мысль также наводит тот факт, что заместитель председателя правительства РФ по социальной политике Татьяна Голикова заявляла, будто бедность у нас как-то не так считается, надо бы считать по-другому. В этом смысле новый политический цикл будет очень любопытен: все понимают, что достичь нужных показателей нельзя, но при этом выстроена жесткая система контроля за исполнением Указа. Как все это будет работать, не знаю», – сказал Александр Дерюгин.
Ну, как-то так.
Комментарии экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]