Курск. Заброшенная жд-линия и старинные мосты
---
Железнодорожный вокзал в Курске располагается довольно далеко от центра и по нынешним меркам, а 150 лет назад так вообще казался удалённым чёрт-те куда. Это было неудобно как пассажирам (на целый час раньше отдавать приказы седлать коней да греть самовар перед отъездом), так и купцам (лишняя копеечка уходит за подвоз груза к центру).
4 года после открытия железной дороги через город горожане мучились-мучились, да потом власти наконец-то решили строить в центр от современного вокзала (тогда он назывался узловая станция Ямская) однопутную жд-ветку. Случилось это в 1872 году.
Строительство началось в 1874-м. При этом работы планировалось завершить в кратчайшие сроки, но всё затянулось аж на 4 года. Причиной этому стало то, что для прокладки железнодорожных путей было нужно выкупить частные строения, владельцы которых немедленно повысили цены.
Линия работала долго, аж до 1968 года, пока не была ликвидирована. Однако в Курске неплохо сохранились её следы - насыпи, рельсы и аж 3 старинных моста.
Сегодня мы пройдём по ветке и посмотрим на то, что ещё от неё осталось.
1. Начнём прогулку недалеко от площади Добролюбова на берегу реки Тускарь (ударение на "у"). Учёные говорят, что её название идёт аж от иранского слова *tusk, что значит "пустой", а течёт она через несколько рек, включая Днепр, в Чёрное море
Перед рекой, на месте современного цирка, стоял вокзал. Это была конечная станция описываемой ветви. До 1934 года пассажирский терминал носил название Курский вокзал, а станция - Город Курск.
В 1934 году обслуживание пассажиров было прекращено, а вокзал был переименован в "Вокзал "Курск-ветка" при городской товарной станции". В здании после этого размещались управление железной дорогой и городские кассы предварительной продажи железнодорожных билетов. В 1968 году его снесли.
По описанию путеводителя по городу Курску от 1902 года вокзал был "очень мал и тесен". Собственно, по картинке это отлично видно
2. Почти рядом с вокзалом располагался первый на линии мост. Вообще при общей длине ветки всего около 6,4 км аж 3 моста на ней - это довольно много. Но что делать, речная сесть в Курске богата.
Впрочем, от старого моста осталось несколько опор, которые обильно заросли травой и деревьями. Вот, что пишут про него на Викимапии:
Бывший железнодорожный мост, сейчас пешеходный. Долгое время имел ветхое деревянное покрытие, которое в советское время перед 1 мая и 7 ноября кое-как латали. Позже положили бетонные плиты и заасфальтировали. Сейчас активно используется жителями Стрелецкой слободы для перехода в центральную часть города. Вокруг моста и под ним очень много бытового мусора.
Она же показывает ( раз, два, три) снимки подревнее и соответственно с менее заросшей местностью. По ним можно понять общую картину моста и окрестностей.
В 1910-е рядом со стальным железнодорожным мостом через Тускарь был построен другой мост для второго железнодорожного пути. Он был нужен для разведения пассажирских и грузовых поездов.
3. Немного отвлечёмся. Здесь рядом находится (нет, не сточная канава) - речушка Кур. Длина её всего 17 км, но именно по её названию назван город Курск. Согласитесь, нечасто в честь такого ручейка называют целые города, да ещё и областные центры.
Название "Кур", возможно, идёт от народного термина "курьЯ" - "речной залив, узкий проток реки, заводь". Правда, существуют версии, что Кур когда-то был полноводной и судоходной рекой, а после обмелел.
Более народная версия объясняет название происходящим от птиц куропатка или курица, привязав название к их обилию здесь в древности, а также к названиям близлежащих сёл и рек с "куриными названиями" (река Большая Курица, деревня Курица)
4. Устье Кура находится метрах в 50 от моста (он отсюда слева). Дальняя вода - это уже Тускарь. На стрелке оборудовано что-то типа небольшой набережной
5. Самой же необычной находкой оказался указатель "река Кур - река Тускарь", стоящий у устья Кура. Примечательно, что вокруг берег вовсе не благоустроен. Тут леса, дебри, трава по пояс и вдруг..на те - указатель!
6. Но вернёмся к жд-линии.
Сразу после моста начинают показывать рельсы. Линии нет с 1968 года, а рельсы сохранились!
7. Честно, я думал, что ничего примечательно до следующего моста мы не найдём, однако метров через 200 рельсы показались совсем явно и стало видно колею.
Поезда по линии ходили 6 раз в день. Проезд стоил от 6 (в 3-м классе) до 15 копеек (в 1-м классе). Расписание согласовывалось с прибытием и отправлением поездов Московко-Курской, Курско-Киевской и Курско-Харьково-Азовской железных дорог. Линия обслуживалась паровозами с составами из пяти вагонов
8. С насыпи бывшей железной дороги открываются виды на центр. Думаю, с такого ракурса хорошо узнаваемые строения Знаменского монастыря видели не многие.
А когда-то именно таким представал Курск перед пребывающими в город на поезде пассажирами
Примерно это же место во время работы линии
9. Тем временем мы дошли до второго моста. Переброшен он через совсем небольшой ручеёк и болотистую местность
10. Мост сперва кажется обычным
11. Однако стоит спуститься чуть вниз..
12. Интересно, почему эта конструкция больше напоминает перевёрнутый мост? Или его правда когда-то перевернули?
13. Пройдя дальше по путям, кое-где пробираясь через заросли, кое-где идя по расположенным рядом улицам, мы подходим к третьему мосту - самому интересному. Это изюминка на торте всего похода!
14. Построен он в 1878 году при строительстве линии
15. Мост соединяет берега протоки Кривец - протоки реки Тускарь
16. "Проход по мосту посторонним лицам строго воспрещён". Однако мы нарушим
17. Тем более, что нынешняя охрана не против)
18. В ночь на 2 ноября 1941 году, при отступлении Красной Армии из города, мост взорвали. Восстановили его в 1942 году оккупировавшие город нацисты.
Обожаю такие конструкции! На мосту можно находиться очень долго, пребывание не надоедает. Жил бы я в Курске, я частенько приезжал бы сюда с компанией или побыть наедине.
Безусловно, этот мост оказался самым интересным, что удалось увидеть за 2 дня в городе! Уж точно интереснее различных построек в центре)
19. После ликвидации ветки он стал пешеходным, а рядом с ним в 1969 году построили (от нас слева) бетонный мост для автотранспорта
Как я уже говорил, в 1968 году Курская городская ветвь прекратила своё существование. Вокзал "Курск-ветка" был снесён, а железнодорожные пути и мост через реку Тускарь для второго пути - разобраны.
Три оставшихся моста стали пешеходными, а на месте городского вокзала, снова повторюсь, построили здание цирка.
Вместе с линией ушла целая глава из жизни Курска. Однако, это жизнь.
Взято: cr2.livejournal.com
Комментарии (1)
{related-news}
[/related-news]