Глазго: как выглядит "шотландский Детройт"
21.05.2019 496 0 0 varlamov

Глазго: как выглядит "шотландский Детройт"

---
0
В закладки
Глазго: как выглядит


Некогда Глазго был одним из важнейших промышленных центров всей Великобритании. Уже в 1821 году его население превысило население Эдинбурга и продолжало расти вплоть до Второй мировой войны. К концу XIX века здесь строили корабли и локомотивы, производили химикаты и взрывчатые вещества, текстиль и продукты, мебель и сигареты – буквально всё.

В следующем столетии Глазго стал одним из первых в Европе городов-миллионеров. Сюда тянулись мигранты из шотландской провинции, из других частей Великобритании и даже из континентальной Европы. Сначала Глазго пострадал от рецессии после Первой мировой войны, затем от Великой депрессии, но сумел восстановить экономику примерно к началу Второй мировой и продолжил рост в послевоенные годы. Однако с начала 60-х его промышленность перестала выдерживать конкуренцию с новыми экономическими монстрами типа ФРГ и Японии. Начался период упадка Глазго.

В 70-е годы в Глазго жило уже менее 900 тысяч человек, а к началу нулевых население города сократилось до 586 тысяч. Город пытались спасать путём строительства многоэтажек (!) и загородных жилмассивов. Но хоть Глазго и удалось избавиться от трущоб, фактически это привело лишь к тому, что часть населения покинула границы города. Возможно, упадок был связан ещё и с отказом властей ориентироваться на традиционные отрасли промышленности. Вместо этого в Шотландии развивалась своя Кремниевая долина (Silicon Glen), где появлялись новые рабочие места, а Глазго продолжал их терять.

Во второй половине XX века даже возникло такое понятие, как "эффект Глазго". Этот термин связан не столько с экономикой, сколько с демографией. Дело в том, что жители Глазго обладали самым слабым здоровьем среди обитателей крупных городов Великобритании. Ожидаемая продолжительность жизни в городе также была наименьшей. Причём каких-то очевидных факторов для этого не было. Высказывались предположения, что виноваты суровые зимы, плохая экология и, возможно, эмиграция самых молодых и здоровых горожан. До сих пор уровень смертности в Глазго один из самых высоких в Европе.

Тем не менее, где-то с середины нулевых население Глазго начало вновь медленно расти. Власти сделали упор на туризм и финансы. Промышленные объекты, которые раньше были основой благополучия города, и после "смерти" продолжили ему служить, привлекая всё новых туристов. Некоторые кварталы в центре подверглись джентрификации, сюда из пригородов стали возвращаться состоятельные люди. Уровень безработицы в современном Глазго уже ниже, чем в английских промышленных центрах, таких как Бирмингем или Манчестер.

01. Электричка из Эдинбурга до Глазго. Так в Шотландии выглядят обычные междугородние поезда. Крупнейшие города страны соединяются сразу четырьмя железнодорожными ветками.
Глазго: как выглядит


02. Сиденья для инвалидов, пожилых людей, беременных и пассажиров с детьми маркируются специальными знаками.
Глазго: как выглядит


03. В поезде есть вагоны первого и второго классов, это первый:
Глазго: как выглядит


04. Вокзал Глазго
Глазго: как выглядит


05. Сейчас его реконструируют, и для оформления забора вокруг стройки пригласили местную художницу. Она сделала вот такие классные принты.
Глазго: как выглядит


06. Бьюкенен-стрит, главная пешеходная улица Глазго. Первый её участок стал пешеходным в 1978 году, с тех пор она превратилась в центр шоппинга.
Глазго: как выглядит


07.
Глазго: как выглядит


08. Обратите внимание, что вывеска кафе довольно аккуратно вписана в облик исторического здания. Хотя можно было обойтись и вовсе без неё, а заодно без рекламных стоек.
Глазго: как выглядит


09.
Глазго: как выглядит


10. Художественная галерея и музей Келвингроув. Здание построили в начале XX века, открытие галереи было приурочено к началу Международной выставки в Глазго 1901 года.
Глазго: как выглядит


11. А ещё в Глазго есть музей Захи Хадид! Нет, в её честь музея пока нет, но есть Музей транспорта, дизайн которого разработала её студия.
Глазго: как выглядит


12. Музей построили в 2011 году. Его архитектура должна символизировать связь Глазго и реки Клайд. Сам музей стоит на стрелке Клайда и его притока, реки Кельвин.
Глазго: как выглядит


13. В начале XX века трамвайная система Глазго была одной из крупнейших в Европе. К 1922 году длина линий достигала 160 километров, по улицам курсировали двухэтажные трамваи (их было построено более 1000 и они выходили на маршруты вплоть до 50-х годов). Двухэтажные троллейбусы тоже, кстати, были.
Глазго: как выглядит


Глазго: как выглядит


Такие электрические дабл-декеры заменили в 40-х годах один из трамвайных маршрутов. Но впоследствии и они были уничтожены.
Глазго: как выглядит


14. Стоит отметить, что расцвет трамвайного движения пришёлся как раз на пик населения Глазго (1920-е – 1960-е годы). Но затем автомобилизация победила. Последний трамвай вышел на линию в 1962 году, последний троллейбус – в 1967-м. Глазго был последним городом Британии, где работал трамвай. Этот трамвайный погром середины XX века пережил только Блэкпул, там трамвай действует до сих пор.
Глазго: как выглядит


15. Местами Глазго очень похож на Детройт.
Глазго: как выглядит


16. Многие здания были снесены в период упадка, и на их месте сейчас пустыри.
Глазго: как выглядит


17. Запросто можно встретить неухоженные участки, напоминающие о России.
Глазго: как выглядит


18. Восточноевропейский квартал ) Кстати, европейских мигрантов в Глазго относительно мало, примерно 1% населения. Пакистанцев, например, почти в три раза больше.
Глазго: как выглядит


19. Но иногда попадаются магазины с товарами из Восточной Европы и даже "русские кафе".
Глазго: как выглядит


20. А это внутригородская электричка. Она очень похожа на междугороднюю, но состоит из одного вагона. Проблема городской железнодорожной системы в том, что она разделена пополам рекой Клайд, а на соединение двух частей власти никак не могут найти финансирование.
Глазго: как выглядит


21. Построили модный ТПУ.
Глазго: как выглядит


22. Так выглядят современные остановки:
Глазго: как выглядит


23. Типичная застройка Глазго
Глазго: как выглядит


24.
Глазго: как выглядит


25. Многие жилые дома, как и галерея Келвингроув, построены из красного песчаника.
Глазго: как выглядит


26.
Глазго: как выглядит


27. Церковь на фоне многоэтажечки – это нормально.
Глазго: как выглядит


28. Помимо жилых многоэтажек есть офисные. Выглядят они так же уныло, как и у нас.
Глазго: как выглядит


29. Спальный район, из благоустройства тут разве что мощение.
Глазго: как выглядит


30.
Глазго: как выглядит


31. Парковки, контейнерные площадки и никому не нужные плиточные поля. Напомнило лионское гетто или спальные районы Польши и Прибалтики.
Глазго: как выглядит


32. "Какая же это многоэтажка?!" – спросите вы. Да, согласен, тут явно бросили строить на полпути )
Глазго: как выглядит


33. Но есть и настоящие многоэтажки!
Глазго: как выглядит


34. Муравейнички начали строить в Глазго в 1960-е годы, чтобы вытащить тысячи людей из трущоб. Некоторые из этих домов стоят до сих пор.
Глазго: как выглядит


Самый яркий пример – жилой комплекс Red Road Flats, восемь многоэтажных башен, рассчитанных примерно на 5 тысяч человек. СМИ называли их "маяком надежды для жителей трущоб Глазго".
Глазго: как выглядит


Действительно, сначала жилищные условия тысяч людей радикально улучшились. Но за домами плохо ухаживали, в них стали ломаться лифты, протекать окна... Постепенно в многоэтажках стали селиться маргинальные элементы – наркоманы, алкоголики и просто мелкие хулиганы, которые устраивали драки и выкидывали грязные подгузники, бутылки и старые телевизоры прямо в окно.
Глазго: как выглядит


В итоге из поначалу благополучного микрорайона выросло полноценное гетто. В 1980-м году власти объявили два корпуса Red Road Flats непригодными для проживания семей. Вместо семейных людей туда въехали студенты и члены YMCA. Принимались некоторые меры против преступности: появились домофоны, электронные ключи и круглосуточные дежурные-консьержи.

Количество преступлений снизилось, но хорошую репутацию ЖК так и не смог себе вернуть. Кроме того, его здания были самыми высокими в Глазго и пользовались определённой популярностью у самоубийц.

Глазго: как выглядит


К началу XXI века стоимость ремонта зданий уже превышала ренту, получаемую городом от жильцов, поэтому в 2008-м было принято решение начать постепенный снос ЖК. Последние башни были снесены в 2014 году. Почитайте, я недавно писал об этом.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]