Санкт-Петербург. Галерная ул., д. 20, 1860 г. Дом, двор, парадная.
---
Район вокруг нынешнего Адмиралтейства начал застраиваться с 1704 года, когда на левом берегу Невы Петр I заложил судостроительную верфь – Адмиралтейский двор. Левая сторона будущей Галерной улицы была занята Канатным заводом и Прядильным двором, а окружающая застройка была сплошь деревянной.
После пожара 1783 года, уничтожившего большую часть строений Адмиралтейства, было принято решение о его переводе в Кронштадт, в связи с чем поэтапно была осуществлена масштабная реконструкция и перепланировка прилегающих территорий, срыты земляные валы и засыпаны рвы защитной крепости, ограждающей верфь с южной стороны, разобраны обветшавшие старые постройки.
Освобождающиеся участки распродавались под частную застройку, от покупателей не было отбою – ибо сей петербургский район как был в те далёкие годы, так и поныне остался одним из элитных и статусных. Что не преминуло отразиться на его архитектуре – но, как мы увидим, в наше непростое время не является гарантией хорошей сохранности.
В 1798 г император Павел I пожаловал один из участков по Галерной улице архитектору Ф. И. Волкову, по проекту которого здесь был выстроен небольших размеров трёхэтажный особняк “на 11 оконных осей” в стиле классицизм, впоследствии неоднократно сменявший владельца.
В 1856 году, вместе с прилегающим обширным пустырём, оставшимся после демонтажа старых казарм на территории бывшего Флотского полкового двора, особняк на Галерной был куплен купцом первой гильдии, виноторговцем и банкиром Исааком Осиповичем Утиным.
Новый владелец затеял масштабное строительство громадного по тем временам доходного дома, выходящего фасадами сразу на три улицы – Галерную, Замятина переулка и Конногвардейский бульвар. Старый трёхэтажный дом был включён в новостройку, дополнительно заполучив четвертый этаж вкупе с обновлённым декором фасадов (каюсь, фото отсутствует).
Строительство всего комплекса зданий, вместе с дворовыми флигелями и мансардными помещениями, было осуществлено по проекту профессора архитектуры Романа Ивановича Кузьмина, и завершено в 1860 году.
Лицевой фасад нового четырёхэтажного корпуса по Галерной улице (как, впрочем, и остальные фасады здания) был оформлен в стиле вновь входящего в моду русского барокко середины XVIII века – вспомните хотя бы архитектуру дворца Белосельских-Белозерских, перестроенного А. И. Штакеншнейдером в 1846 году.
Модели для богатой лепнины фасадов выполнил Давид Иенсен (он же работал над скульптурами упомянутого дворца).
Здание прекрасно дополняют балконы разных размеров с ажурными решётками. Судя по плану 2 этажа (на нём Галерная улица подразумевается снизу, двор, соответственно – сверху), в длину нижний балкон соответствует габаритам одной из комнат 4-комнатной квартиры.
А судя по запущенному состоянию, проросшему деревцу и давно немытым окнам – квартиры нежилой.
Внутрь парадной мы заглянем чуть позже – жильцов там действительно не окажется, часть помещений давно используется под офисы, часть занимает государственный проектный институт. Оттого и вид такой бесхозный – здесь, со стороны Замятина переулка, уже не хватает балкона:
Роскошный доходный дом был явно рассчитан на обеспеченных постояльцев – в прессе того времени можно было встретить восторженные отзывы о шикарных интерьерах в том же барочном стиле. Разумеется, всё это кануло в лету в советское время.
До 1990-х гг существовали здесь и коммуналки, сейчас всё здание используется как нежилое, превратившись, по сути, в бизнес-центр с ”евроотремонтированными” перегороженными старыми квартирами – в Рунете можно найти свежие предложения аренды с фото.
Корпус по Конногвардейскому бульвару не так давно отреставрирован.
Корпуса по Галерной и Замятину переулку, такое ощущение, что не ремонтировались с послевоенных времен.
В том же Рунете обнаружилось объявление о продаже двух корпусов по Галерной улице и Замятину переулку вместе с дворовыми флигелями - за 450 млн. руб.
Хватит уже считать чужие деньги, пора бы и нам войти во двор – под арку, на воротах которой порадовало неожиданное уведомление:
Машин во дворе действительно оказалось немного, так что мы вовремяJ
Один из флигелей – больно похожий на старый каретный сарай или конюшню (иначе зачем еще ворота в 1860 году?) с надстроенными двумя этажами:
Его окно крупным планом, явно старинное:
Дверь во второй флигель:
Ведет вот сюда, оцениваем интересный скошенный угол, филёнки, рустовку:
Входим внутрь, рассматриваем чудесатые ступени лестницы:
Старинная металлическая тумба у входа, цоколь:
И еще одна, каменная:
Какой каретный сарай без угловой тумбы?
Мрачноватый питерский колодец:
Чёрный вход на парадную лестницу, не заперт, отлично, заходим:
Оглядываемся:
Задаём извечный питерский вопрос: почему в ТАКИЕ парадные нас загоняют с чёрного входа??
Почему нельзя входить, как нормальные люди, с улицы, как и положено, через парадный вход?
Ответ прост: парадный вход оккупирован разместившимся на первом этаже рестораном.
Ладно, мы не из привередливых – после нескольких лет в пролетарской коммуналке во втором дворе-колодце на Литейном…
Итак, высота потолков первого и последнего этажа – 3,2 м. Второго – 3,8 м. Третьего – 3,5 м. Поднимаемся по мраморным ступеням:
Бесподобные кованые ажурные вставки:
Кое-где, увы, отсутствуют:
Балясины, просто блеск:
Утраты:
Перекрытия лестничных площадок:
Мраморные подоконники:
Площадка второго этажа, дверь, тоже старая, сколько же раз её красили:
Трогательная выемка от дореволюционного звонка, надо же, осталась:
Поднимаемся дальше:
Площадка между 3 и 4 этажами:
Последний, 4 этаж, тут самая красота:
Потолок 4 этажа:
Лепнина:
Освещение не удалось перебить вспышкой:
Дверь 4 этажа:
Взгляд с 4 этажа:
Еще взгляд, эти окна – самые маленькие в парадной:
И еще, напоследок вверх:
Спускаемся, внизу замечаем отбитые ступени:
Еще раз – на выходе - любуемся подступенками с тыла:
Всё, выходим, сказка закончилась.
Побольше бы таких открытых парадных.
P.S: Там еще подвал был, с винтовой лестницей и интересным окном. Да к моему визиту не успели подготовиться – фото решила оставить при себе, чтобы еще более не испортить и без того подмоченную репутацию культурной столицыJ
После пожара 1783 года, уничтожившего большую часть строений Адмиралтейства, было принято решение о его переводе в Кронштадт, в связи с чем поэтапно была осуществлена масштабная реконструкция и перепланировка прилегающих территорий, срыты земляные валы и засыпаны рвы защитной крепости, ограждающей верфь с южной стороны, разобраны обветшавшие старые постройки.
Освобождающиеся участки распродавались под частную застройку, от покупателей не было отбою – ибо сей петербургский район как был в те далёкие годы, так и поныне остался одним из элитных и статусных. Что не преминуло отразиться на его архитектуре – но, как мы увидим, в наше непростое время не является гарантией хорошей сохранности.
В 1798 г император Павел I пожаловал один из участков по Галерной улице архитектору Ф. И. Волкову, по проекту которого здесь был выстроен небольших размеров трёхэтажный особняк “на 11 оконных осей” в стиле классицизм, впоследствии неоднократно сменявший владельца.
В 1856 году, вместе с прилегающим обширным пустырём, оставшимся после демонтажа старых казарм на территории бывшего Флотского полкового двора, особняк на Галерной был куплен купцом первой гильдии, виноторговцем и банкиром Исааком Осиповичем Утиным.
Новый владелец затеял масштабное строительство громадного по тем временам доходного дома, выходящего фасадами сразу на три улицы – Галерную, Замятина переулка и Конногвардейский бульвар. Старый трёхэтажный дом был включён в новостройку, дополнительно заполучив четвертый этаж вкупе с обновлённым декором фасадов (каюсь, фото отсутствует).
Строительство всего комплекса зданий, вместе с дворовыми флигелями и мансардными помещениями, было осуществлено по проекту профессора архитектуры Романа Ивановича Кузьмина, и завершено в 1860 году.
Лицевой фасад нового четырёхэтажного корпуса по Галерной улице (как, впрочем, и остальные фасады здания) был оформлен в стиле вновь входящего в моду русского барокко середины XVIII века – вспомните хотя бы архитектуру дворца Белосельских-Белозерских, перестроенного А. И. Штакеншнейдером в 1846 году.
Модели для богатой лепнины фасадов выполнил Давид Иенсен (он же работал над скульптурами упомянутого дворца).
Здание прекрасно дополняют балконы разных размеров с ажурными решётками. Судя по плану 2 этажа (на нём Галерная улица подразумевается снизу, двор, соответственно – сверху), в длину нижний балкон соответствует габаритам одной из комнат 4-комнатной квартиры.
А судя по запущенному состоянию, проросшему деревцу и давно немытым окнам – квартиры нежилой.
Внутрь парадной мы заглянем чуть позже – жильцов там действительно не окажется, часть помещений давно используется под офисы, часть занимает государственный проектный институт. Оттого и вид такой бесхозный – здесь, со стороны Замятина переулка, уже не хватает балкона:
Роскошный доходный дом был явно рассчитан на обеспеченных постояльцев – в прессе того времени можно было встретить восторженные отзывы о шикарных интерьерах в том же барочном стиле. Разумеется, всё это кануло в лету в советское время.
До 1990-х гг существовали здесь и коммуналки, сейчас всё здание используется как нежилое, превратившись, по сути, в бизнес-центр с ”евроотремонтированными” перегороженными старыми квартирами – в Рунете можно найти свежие предложения аренды с фото.
Корпус по Конногвардейскому бульвару не так давно отреставрирован.
Корпуса по Галерной и Замятину переулку, такое ощущение, что не ремонтировались с послевоенных времен.
В том же Рунете обнаружилось объявление о продаже двух корпусов по Галерной улице и Замятину переулку вместе с дворовыми флигелями - за 450 млн. руб.
Хватит уже считать чужие деньги, пора бы и нам войти во двор – под арку, на воротах которой порадовало неожиданное уведомление:
Машин во дворе действительно оказалось немного, так что мы вовремяJ
Один из флигелей – больно похожий на старый каретный сарай или конюшню (иначе зачем еще ворота в 1860 году?) с надстроенными двумя этажами:
Его окно крупным планом, явно старинное:
Дверь во второй флигель:
Ведет вот сюда, оцениваем интересный скошенный угол, филёнки, рустовку:
Входим внутрь, рассматриваем чудесатые ступени лестницы:
Старинная металлическая тумба у входа, цоколь:
И еще одна, каменная:
Какой каретный сарай без угловой тумбы?
Мрачноватый питерский колодец:
Чёрный вход на парадную лестницу, не заперт, отлично, заходим:
Оглядываемся:
Задаём извечный питерский вопрос: почему в ТАКИЕ парадные нас загоняют с чёрного входа??
Почему нельзя входить, как нормальные люди, с улицы, как и положено, через парадный вход?
Ответ прост: парадный вход оккупирован разместившимся на первом этаже рестораном.
Ладно, мы не из привередливых – после нескольких лет в пролетарской коммуналке во втором дворе-колодце на Литейном…
Итак, высота потолков первого и последнего этажа – 3,2 м. Второго – 3,8 м. Третьего – 3,5 м. Поднимаемся по мраморным ступеням:
Бесподобные кованые ажурные вставки:
Кое-где, увы, отсутствуют:
Балясины, просто блеск:
Утраты:
Перекрытия лестничных площадок:
Мраморные подоконники:
Площадка второго этажа, дверь, тоже старая, сколько же раз её красили:
Трогательная выемка от дореволюционного звонка, надо же, осталась:
Поднимаемся дальше:
Площадка между 3 и 4 этажами:
Последний, 4 этаж, тут самая красота:
Потолок 4 этажа:
Лепнина:
Освещение не удалось перебить вспышкой:
Дверь 4 этажа:
Взгляд с 4 этажа:
Еще взгляд, эти окна – самые маленькие в парадной:
И еще, напоследок вверх:
Спускаемся, внизу замечаем отбитые ступени:
Еще раз – на выходе - любуемся подступенками с тыла:
Всё, выходим, сказка закончилась.
Побольше бы таких открытых парадных.
P.S: Там еще подвал был, с винтовой лестницей и интересным окном. Да к моему визиту не успели подготовиться – фото решила оставить при себе, чтобы еще более не испортить и без того подмоченную репутацию культурной столицыJ
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]