Три горы внутри города.
---
Город Новоуральск устроен так, что весь его исторический центр занимают три горы. В разных других городах в исторических центрах - площади, памятники и ещё что-то такое же важное и красивое. А у нас - три горы. Наш город был построен вокруг них. Одна гора называется Осиновая, или же Сосновая, две другие называются "Гора Уральская". Одна вершина горы Уральской и другая вершина всё той же горы Уральской. Впрочем, с названиями городских гор вечная путаница. Кто-то их называет так, кто-то - вообще никак. Если б наши горы были повыше, то им конечно бы дали красивые и запоминающиеся названия. Но тогда никто бы город вокруг них не стал строить.
А у нас, у новоуральских блогеров-туристов-краеведов, чуть ли не каждый День Победы случается поход по каким-нибудь городским горкам. Например, в прошлом году мы ходили на гору Трубную, которая тоже расположена прямо в городе. Сегодня нас уже больше, чем в прошлом году. И мы собираемся на крыльце библиотеки. Здесь нас 15 человек. Позже к нам присоединилась Женя, и нас стало уже 16. Здесь все те, кого вы не раз встречали в моём блоге. Представлю вновь присоединившихся. Это Тамара Михайловна Ширяева. Впрочем, она тоже не первый раз на страницах моего ЖЖ. И туристы Евгений и Василий. Они стоят слева в верхнем ряду.
Тяга к знаниям у нас в крови, поэтому библиотеку приходится брать штурмом, несмотря на то, что она закрыта.
-Библиотека, пусти Веронику!
Библиотека у нас находится прямо на склоне горы Осиновой. Поэтому идём туда. Маршрут наш идёт по местам, которые всем хорошо знакомы и были описаны в наших блогах неоднократно.
На вершине горы находится Каменная долина. Место, которое в семидесятых годах срыли с помощью взрыва. На месте взрывов лес очень долго не рос совсем, а теперь начинает расти потихоньку, по мере того, как на голых камнях нарастает почва.
-Г.Д. Завада хотел построить тут новый дворец культуры УЭХК ещё в семидесятые.
-А зачем нужен был второй дворец? Да ещё так близко от старого?
Дворец был нужен, потому что культура в нашем городе развивалась, а старый Дворец - небольшой. Можно сказать "деревенского размера". Про "деревенский размер" я подумал потому, что точно такие же типовые дворцы были построены во многих рабочих посёлках нашей округи. Наш город в семидесятые уже сильно перерос размер рабочего посёлка, и потому отцам города хотелось чего-то посолиднее.
-А старый дворец хотели передать под дом пионеров - сказал В.В. Семёнов.
Отцы города начали расчитку площадки под новый очаг культуры. А пока чистят, подали в центр прошение на возведение здания. Думали, что пока там в Москве всё согласуют, пройдёт немало времени, и все великие взрывные работы будут к тому времени закончены. Но как раз в это время у Советского Союза начались финансовые трудности. И Леонид Ильич запретил строительство учреждений культуры по всей стране. Потом финансовые трудности закончились, но дворец так и не построили. Хотя эта идея долго была популярной в нашем городе. И взрывные работы проводились в этом месте ещё в начале 80-х. Но потом культура города пошла каким-то другим путём. И от идеи огромного дворца отказались окончательно.
Обычно в этом месте в центре города совершенно безлюдно. Но сегодня праздник, сегодня тепло. Поэтому сегодня сюда стекаются люди на шашлыки. И без зазрения совести жгут запрещённые костры, не боясь никаких штрафов. Да и что тут может загореться на сплошных камнях? Нам пришлось даже выбирать место, чтоб никто кроме нас не попал в кадр.
Именно на этом этапе к нам присоединилась Женя. Она искала нас по лесу, и постоянно натыкалась на группы разных отдыхающих.
А на этом камне кто-то нарисовал Всевидящее око. Масоны в городе Новоуральске оставили свои следы в самых неожиданных местах. Хотя называли имя и автора этого знака. То ли это Владимир Ломов, то ли Михаил Чернякин. Так что, может быть, масоны тут не при чём.
Павел Анатольевич показывал нам, где из-под земли выступают глыбы змеевика. А вот какой-то тоже ценный камень халькодендрит. Ну, прямо по самоцветам ходим. Правда толку от этих халькодендритов нет никакого. Да и от змеевика тоже. Они годятся для коллекций любителей камня - но и только. К тому же, чтоб достать их в товарных количествах, нужно долбить скалы.
Мы пересекли всю горку и вышли на место бывшего летнего кинотеатра за дворцом культуры. Здесь был парк с танцплощадкой, аттракционами,летним театром, помещением для игры в шахматы и чтения газет. Об этом парке больше всего знает Элла Анатольевна evetskaya. Это её тема. И сегодня она нам много рассказывала о парке и его истории.
Лес на горе Осиновой самый настоящий. Правда осин нет. Почем у ж её так назвали? А может осины были спилены в процессе расчистки места для дворца? Типа невзлюбила их почему-то местная советская власть.
Странная находка. Какая-то одежда и изрезанный школьный ранец.Место, где была картинка, вырезано острым лезвием. Зачем? Лес этот вряд ли кто-то чистит, и поэтому живописный мусор встречается тут нередко.
А тут была кинобудка. Были аллеи, по сторонам которых стояли щиты с наглядной агитацией. В культуре города Свердловска-44 получился какой-то странный провал в несколько лет. Старый парк культуры и отдыха, который был зесь, в 1970-м году ликвидировали, а новый построили только лет через десять или даже позже. Может быть, это связано с пересмотром политики "культурной изоляции" города. Закрытый город раньше рассматривался как замкнутая и самодостаточная система, где жители должны были удовлетворять все свои потребности, в том числе и культурные, не выезжая за его пределы. Вероятно, эта система дала трещину именно в те годы. И на культурный досуг горожан надолго махнули рукой.
А может быть, бремя культуры решено было взвалить на плечи телевидения. И в городе стали строить первый ретранслятор. Он кстати стоит тут же.
До середины 60-х телевидение в городе уже было, но оно было несовершенным. Каждый житель, у которого был в доме телевизор, строил свою собственную антенну. Он залезал на крышу, и буквально рискуя жизнью, пытался сориентировать свою конструкцию из палок и проволоки в нужном направлении. То есть направить её на Свердловск. Некоторым жителям города это удавалось, кому-то -нет. ТВ-сигналы доходили не до всех и воспитательный эффект телевидения был невысок. А крыши городских домов представляли собой живописный "лес"из разного рода антенн.
Железную башню ретранслятора (а она 50 метров высотой) собрали и стали поднимать. Поднимали с помощью трактора и "падающей стрелы". Владимир Валентинович на примере двух палок показывает нам, как это происходило.
-А людей, живущих рядом не эвакуироваи?
-Скорее всего нет, ведь метод падающей стрелы один из самых безопасных.
Вот где-то тут он и был, очаг культуры - показывает нам Павел Анатольевич.
А потом мы увидели белку. И ещё одну. Неснять белку- этого я не мог себе позволить. Я стал плодкрадываться и делать кадр за кадром. Но белка, отлично видимая простым глазом, почти совсем незаметна на снимке. Вы видите здесь белку?
А здесь?
Потом мы пошли на бывшую танцплощадку. Фото на ступенях парадной парковой лестницы.
А это один тут блогер с бутылкой пива. До чего отвратительная харя! Снимок сделан в знак протеста против "мусорщиков", оставляющих свой мусор где попало. Бутылку с недопитой "радостью" мы нашли тут же, а потом сунули её в один из мусорных мешков.
Мы спускаемся с горки вниз, к фундаментам, на которых стояли аттракционы - качели-лодочки, карусель и самолёты, которые крутились на специальной штанге, совершая "мёртвую петлю". Немногочисленные исторические фото всего этого не раз были выложены на страничках нашего сообщества.
А мы идём к второй горке. Как сказал нам П.А. Исаков, дом справа, сильно скрытый ветвями - это тот самый , где жил известный городской турист-фотограф Леонид Крюковский. В его квартире живут какие-то его родственники и хранится весь его фотоархив.
Входим во дворы.
Здесь, на краю горы стоит единственный наиболее полно сохранившийся декоративный бетонный вазон. В 50-х годах такие штуки "античного дизайна" ставили в самых разных местах. В городе их было много. Потом почти все они разрушились. Или же их безжалостно разломали. А здесь мы можем видеть, какими были малые архитектурные формы 50-х годов.
Фото с "античной" вазой.
Здесь же лабиринт и полоса препятствий. Для кого это было построено? Для работников прокуратуры, чтоб они разминались в обеденный перерыв? Прокуратура города тут неподалёку.
На вершине этой горы небольшие скалы. Сюда мы приходили из школы, когда в школе объявляли воздушную тревогу.
А вот и сама наша родная школа 41, где я жутко давно учился.
Школа окружена забором, сквозь который нам нужно было просочиться, чтоб завершить наше путешествие, взобравшись на третью гору.
Есть ли на всете заборы, которые не под силу уральскому краеведу? Нет таких заборов.
Ещё одна дыра в сетке - и мы на пути к цели. Можно было бы и не лазить. но тогда пришлось бы всю школу обходить.
Пройдя мимо военкомата...
Мы подходим к бомбоубежижу. К тому самому, возле которого мы встречали рассвет. Часть наших товарищей решила окунуться в атмосферу мрачного подземелья, а мы пошли дальше.
Здесь, на каменном носу горы Уральской наше путешествие и закончилось.
А вообще эта гора называется Мишарная или Шамшурная, а Уральской её назвали только после того, как прямо под ней построили улицу Уральскую.
-А почему Мишарная? - спросили мы Павла Анатольевича.
-На карте было написано "Шамшурная", но буквы пропечатались нечётко. Кто-то читал и прочёл, как Мишарная.
А шамшура - это какая-то древняя женская шапочка.
Вот так мы и прошли все три горы, на которые приходится центр нашего города Новоуральска.
Мы сидим, а Тамара Михайловна наблюдает на нами сверху.
Ну, и последний кадр - "уральский подснежник". Сон-трава или прострел. Говорят, что он чуть ли не занесён в Красную книгу. Но у нас весной встречается нередко.
Конечно после каждого такого похода рождается много планов, куда бы ещё сходить и съездить. Посмотрим, воплотятся ли они в жизнь.
А у нас, у новоуральских блогеров-туристов-краеведов, чуть ли не каждый День Победы случается поход по каким-нибудь городским горкам. Например, в прошлом году мы ходили на гору Трубную, которая тоже расположена прямо в городе. Сегодня нас уже больше, чем в прошлом году. И мы собираемся на крыльце библиотеки. Здесь нас 15 человек. Позже к нам присоединилась Женя, и нас стало уже 16. Здесь все те, кого вы не раз встречали в моём блоге. Представлю вновь присоединившихся. Это Тамара Михайловна Ширяева. Впрочем, она тоже не первый раз на страницах моего ЖЖ. И туристы Евгений и Василий. Они стоят слева в верхнем ряду.
Тяга к знаниям у нас в крови, поэтому библиотеку приходится брать штурмом, несмотря на то, что она закрыта.
-Библиотека, пусти Веронику!
Библиотека у нас находится прямо на склоне горы Осиновой. Поэтому идём туда. Маршрут наш идёт по местам, которые всем хорошо знакомы и были описаны в наших блогах неоднократно.
На вершине горы находится Каменная долина. Место, которое в семидесятых годах срыли с помощью взрыва. На месте взрывов лес очень долго не рос совсем, а теперь начинает расти потихоньку, по мере того, как на голых камнях нарастает почва.
-Г.Д. Завада хотел построить тут новый дворец культуры УЭХК ещё в семидесятые.
-А зачем нужен был второй дворец? Да ещё так близко от старого?
Дворец был нужен, потому что культура в нашем городе развивалась, а старый Дворец - небольшой. Можно сказать "деревенского размера". Про "деревенский размер" я подумал потому, что точно такие же типовые дворцы были построены во многих рабочих посёлках нашей округи. Наш город в семидесятые уже сильно перерос размер рабочего посёлка, и потому отцам города хотелось чего-то посолиднее.
-А старый дворец хотели передать под дом пионеров - сказал В.В. Семёнов.
Отцы города начали расчитку площадки под новый очаг культуры. А пока чистят, подали в центр прошение на возведение здания. Думали, что пока там в Москве всё согласуют, пройдёт немало времени, и все великие взрывные работы будут к тому времени закончены. Но как раз в это время у Советского Союза начались финансовые трудности. И Леонид Ильич запретил строительство учреждений культуры по всей стране. Потом финансовые трудности закончились, но дворец так и не построили. Хотя эта идея долго была популярной в нашем городе. И взрывные работы проводились в этом месте ещё в начале 80-х. Но потом культура города пошла каким-то другим путём. И от идеи огромного дворца отказались окончательно.
Обычно в этом месте в центре города совершенно безлюдно. Но сегодня праздник, сегодня тепло. Поэтому сегодня сюда стекаются люди на шашлыки. И без зазрения совести жгут запрещённые костры, не боясь никаких штрафов. Да и что тут может загореться на сплошных камнях? Нам пришлось даже выбирать место, чтоб никто кроме нас не попал в кадр.
Именно на этом этапе к нам присоединилась Женя. Она искала нас по лесу, и постоянно натыкалась на группы разных отдыхающих.
А на этом камне кто-то нарисовал Всевидящее око. Масоны в городе Новоуральске оставили свои следы в самых неожиданных местах. Хотя называли имя и автора этого знака. То ли это Владимир Ломов, то ли Михаил Чернякин. Так что, может быть, масоны тут не при чём.
Павел Анатольевич показывал нам, где из-под земли выступают глыбы змеевика. А вот какой-то тоже ценный камень халькодендрит. Ну, прямо по самоцветам ходим. Правда толку от этих халькодендритов нет никакого. Да и от змеевика тоже. Они годятся для коллекций любителей камня - но и только. К тому же, чтоб достать их в товарных количествах, нужно долбить скалы.
Мы пересекли всю горку и вышли на место бывшего летнего кинотеатра за дворцом культуры. Здесь был парк с танцплощадкой, аттракционами,летним театром, помещением для игры в шахматы и чтения газет. Об этом парке больше всего знает Элла Анатольевна evetskaya. Это её тема. И сегодня она нам много рассказывала о парке и его истории.
Лес на горе Осиновой самый настоящий. Правда осин нет. Почем у ж её так назвали? А может осины были спилены в процессе расчистки места для дворца? Типа невзлюбила их почему-то местная советская власть.
Странная находка. Какая-то одежда и изрезанный школьный ранец.Место, где была картинка, вырезано острым лезвием. Зачем? Лес этот вряд ли кто-то чистит, и поэтому живописный мусор встречается тут нередко.
А тут была кинобудка. Были аллеи, по сторонам которых стояли щиты с наглядной агитацией. В культуре города Свердловска-44 получился какой-то странный провал в несколько лет. Старый парк культуры и отдыха, который был зесь, в 1970-м году ликвидировали, а новый построили только лет через десять или даже позже. Может быть, это связано с пересмотром политики "культурной изоляции" города. Закрытый город раньше рассматривался как замкнутая и самодостаточная система, где жители должны были удовлетворять все свои потребности, в том числе и культурные, не выезжая за его пределы. Вероятно, эта система дала трещину именно в те годы. И на культурный досуг горожан надолго махнули рукой.
А может быть, бремя культуры решено было взвалить на плечи телевидения. И в городе стали строить первый ретранслятор. Он кстати стоит тут же.
До середины 60-х телевидение в городе уже было, но оно было несовершенным. Каждый житель, у которого был в доме телевизор, строил свою собственную антенну. Он залезал на крышу, и буквально рискуя жизнью, пытался сориентировать свою конструкцию из палок и проволоки в нужном направлении. То есть направить её на Свердловск. Некоторым жителям города это удавалось, кому-то -нет. ТВ-сигналы доходили не до всех и воспитательный эффект телевидения был невысок. А крыши городских домов представляли собой живописный "лес"из разного рода антенн.
Железную башню ретранслятора (а она 50 метров высотой) собрали и стали поднимать. Поднимали с помощью трактора и "падающей стрелы". Владимир Валентинович на примере двух палок показывает нам, как это происходило.
-А людей, живущих рядом не эвакуироваи?
-Скорее всего нет, ведь метод падающей стрелы один из самых безопасных.
Вот где-то тут он и был, очаг культуры - показывает нам Павел Анатольевич.
А потом мы увидели белку. И ещё одну. Неснять белку- этого я не мог себе позволить. Я стал плодкрадываться и делать кадр за кадром. Но белка, отлично видимая простым глазом, почти совсем незаметна на снимке. Вы видите здесь белку?
А здесь?
Потом мы пошли на бывшую танцплощадку. Фото на ступенях парадной парковой лестницы.
А это один тут блогер с бутылкой пива. До чего отвратительная харя! Снимок сделан в знак протеста против "мусорщиков", оставляющих свой мусор где попало. Бутылку с недопитой "радостью" мы нашли тут же, а потом сунули её в один из мусорных мешков.
Мы спускаемся с горки вниз, к фундаментам, на которых стояли аттракционы - качели-лодочки, карусель и самолёты, которые крутились на специальной штанге, совершая "мёртвую петлю". Немногочисленные исторические фото всего этого не раз были выложены на страничках нашего сообщества.
А мы идём к второй горке. Как сказал нам П.А. Исаков, дом справа, сильно скрытый ветвями - это тот самый , где жил известный городской турист-фотограф Леонид Крюковский. В его квартире живут какие-то его родственники и хранится весь его фотоархив.
Входим во дворы.
Здесь, на краю горы стоит единственный наиболее полно сохранившийся декоративный бетонный вазон. В 50-х годах такие штуки "античного дизайна" ставили в самых разных местах. В городе их было много. Потом почти все они разрушились. Или же их безжалостно разломали. А здесь мы можем видеть, какими были малые архитектурные формы 50-х годов.
Фото с "античной" вазой.
Здесь же лабиринт и полоса препятствий. Для кого это было построено? Для работников прокуратуры, чтоб они разминались в обеденный перерыв? Прокуратура города тут неподалёку.
На вершине этой горы небольшие скалы. Сюда мы приходили из школы, когда в школе объявляли воздушную тревогу.
А вот и сама наша родная школа 41, где я жутко давно учился.
Школа окружена забором, сквозь который нам нужно было просочиться, чтоб завершить наше путешествие, взобравшись на третью гору.
Есть ли на всете заборы, которые не под силу уральскому краеведу? Нет таких заборов.
Ещё одна дыра в сетке - и мы на пути к цели. Можно было бы и не лазить. но тогда пришлось бы всю школу обходить.
Пройдя мимо военкомата...
Мы подходим к бомбоубежижу. К тому самому, возле которого мы встречали рассвет. Часть наших товарищей решила окунуться в атмосферу мрачного подземелья, а мы пошли дальше.
Здесь, на каменном носу горы Уральской наше путешествие и закончилось.
А вообще эта гора называется Мишарная или Шамшурная, а Уральской её назвали только после того, как прямо под ней построили улицу Уральскую.
-А почему Мишарная? - спросили мы Павла Анатольевича.
-На карте было написано "Шамшурная", но буквы пропечатались нечётко. Кто-то читал и прочёл, как Мишарная.
А шамшура - это какая-то древняя женская шапочка.
Вот так мы и прошли все три горы, на которые приходится центр нашего города Новоуральска.
Мы сидим, а Тамара Михайловна наблюдает на нами сверху.
Ну, и последний кадр - "уральский подснежник". Сон-трава или прострел. Говорят, что он чуть ли не занесён в Красную книгу. Но у нас весной встречается нередко.
Конечно после каждого такого похода рождается много планов, куда бы ещё сходить и съездить. Посмотрим, воплотятся ли они в жизнь.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]