Великие заводы России: Cевмаш
07.05.2019 516 0 0 zavodfoto

Великие заводы России: Cевмаш

---
0
В закладки
Самый крупный, самый мощный, самый северный - всё это смело можно отнести к АО «ПО «Cевмаш». Первая атомная подводная лодка в стране, самая глубоководная, самая быстроходная, самая тихая подлодка - и это всё его работа. Сегодня АО «ПО «Cевмаш» - это один из крупнейших судостроительных комплексов России (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»), более того, единственная верфь в стране, которая осуществляет весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками. Именно отсюда вышла большая часть наших подводных лодок, а в настоящее время строятся самые современные субмарины проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень».

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых


Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых. На этом фоне выходит постановление Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1936 года № ОК-137 о строительстве новой Судостроительной верфи. В марте 1936 года правительственная комиссия во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Т.В. Сафроновым прибывает в Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины. Говорят, по этому поводу Иосиф Сталин заметил: «монахи плохую территорию для жизни выбрать не могли, поэтому и завод надо строить там…». Собственно, строительство завода и посёлка при нём Судострой (позднее, в 1938 году, он стал городом Молотовск, а с 1957 года, носит сегодняшнее название Северодвинск) начинается в 1936 году.

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых


Днём рождения «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года. Именно в этот день на предприятии был заложен первый корабль, линкор С-102 «Советская Белоруссия» (проект 23). Считалось, что эти линкоры будут самыми большими и мощными в мире. Правда, ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота. Дело в том, что плановая стоимость первых четырёх кораблей проекта (1,18 млрд рублей) была равна почти трети годового военно-морского бюджета страны в 1940 году. Поэтому в октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз». Из-за начала войны строительство остальных кораблей было также прекращено (готовность «Советского Союза» составила 19,44 %, «Советской Украины» - всего 7 %), а по окончании войны недостроенные корабли были просто разобраны.

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых


Во время Великой Отечественной войны судостроительная верфь «Завод № 402» (именно так он раньше назывался) успешно выполняла ремонт и модернизацию боевых надводных кораблей, получивших «боевые ранения». Кроме этого предприятие строило и новые корабли - «морские охотники», а также ускоренными темпами осуществляло достройку и подготовку к переходу на свою базу в Полярный подводных лодок серии «Малютка» М-119, М-121, М-122. Это сравнительно небольшие корабли для борьбы с подводными лодками противника и несения дозорной службы. Своим ходом в Молотовск прибыли и С-14, С-103 и С-104, а также несколько «малюток», которые после достройки успешно ушли на базу в Полярный. С 1943 года «Завод № 402» приступил к изготовлению и поставке для ВМФ СССР новых боевых кораблей: большие морские охотники, эскадренные миноносцы, легкие крейсера. В итоге с 1943 по 1955 годы на судостроительной верфи «Завод № 402» было построено 45 новых боевых надводных кораблей.

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых


В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-1955 годы». В начале 1950-х закончилось и строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провёл стрельбы.

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых


Решение о создании в Северодвинске (Молотовске) первой в СССР подводной лодки с ядерной двигательной установкой принимал лично Председатель правительства СССР . Сталин. Видимо, поэтому здесь всё и получалось. За 1952-1972 годы Севмашпредприятие, или, как завод называли на Западе «фирма Егорова», стал крупнейшим в СССР и мире центром атомного подводного судостроения. Именно под руководством Евгения Павловича Егорова в короткий срок были решены технические, организационные и производственные проблемы при строительстве первой в СССР атомной подводной лодки проекта 627 К-3 «Ленинский комсомол».

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых


Подводные лодки проекта 627 (627А) «Кит» - это первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А. В результате создания этих атомных подводных лодок СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. 24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627, которая вступила в строй уже в 1957 году и имела статус опытного корабля. Параллельно велось строительство серии из 12 кораблей проекта 627А. Основными конкурентами проекта 627(А) были первые проекты субмарин США: «Наутилус», «Скейт», «Скипджек». По сравнению с построенными раньше «Наутилусом» и «Скейтами» (1955-1958 годы) проект 627 имел ряд неоспоримых преимуществ в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», лодки 627 проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам, но имели более высокую шумность. За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, была удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых


Из серии интересный факт. При проектировании первой советской атомной подводной лодки проекта 627 главный конструктор корабля В.Н. Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков АПЛ. Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет АПЛ длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому отдельные его части размещались в пяти разных зданиях: на одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых отсека с гигантской торпедой - в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория». Макеты сооружались из фанеры и деревянных чурбаков. Трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковыми веревками с соответствующей маркировкой. Таким образом, проектанты получали возможность видеть всю проектируемую лодку, как на ладони.

Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 от 9 сентября 1959 года завод № 402 был преобразован в Северное машиностроительное предприятие, а Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26 июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие». После распада СССР завод в 1998 году преобразован в ГУП «ПО «Севмашпредприятие», а в 2001 г. - во ФГУП «ПО «Севмаш». С 2007 года является акционерным обществом.
Затем завод вошёл во вкус и начал строить подводные лодки проектов: 667А, 667АУ, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ, 705К, а также других кораблей. В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов. В 1970-х годах предприятие перешло на новый уровень и стала выпускать атомные подводные лодки класса «Акула» («Тайфун»), в том числе построило и самую большую лодку такого типа, которая была занесена в книгу рекордов Гиннесса. На палубе этих атомоходов достаточно места, чтобы там развернулся целый Камаз, а высота корабля сравнима с 9-этажным домом.

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых


В 1983 году ВМФ была передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м. Она стала самой глубоководной боевой АПЛ в истории подводного кораблестроения. Дальше ещё больше. С 1990 года Севмашем построено более сотни военных и гражданских судов различного класса и назначения (подводные лодки, авианосец, буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы) для иностранных заказчиков, крупнотоннажные средства по добыче нефтегазовых ископаемых на шельфе Северного Ледовитого Океана для предприятий нефтегазового комплекса. В итоге, за всё время своей работы заводом построено и передано 45 боевых надводных кораблей и 172 подводных лодок (40 дизельных и 132 атомные).

На данный момент на предприятии строятся российские атомные подводные ракетоносцы четвертого поколения по проекту 885 «Ясень» и стратегические подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей». А это - по проекту "Борей-А" ведется строительство кораблей "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III", "Князь Пожарский"; по проекту "Ясень-М" - кораблей "Казань", "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск". История продолжается…

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых


Сегодня Севмаш - это мощный многопрофильный производственный комплекс, объединяющий в своей структуре более 100 подразделений и расположенный на территории 300 Га, на минуточку, шесть государств Ватикан здесь бы с лёгкостью разместились, при этом оснащенный, как самым современным, так и проверенным временем оборудованием. Его производственные мощности объединены в две самостоятельные поточные линии: первая это цехи металлургии и судового машиностроения; вторая цехи судоверфи и достройки. Его мощности могут переработать до 80 тысяч тонн листового проката в год. Возможности стапелей позволяют строить суда дедвейтом до 100 000 тонн и шириной корпуса до 38 метров. Предприятие располагает стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 м2. Возможности Севмаша позволяют строить до 14 атомных подводных лодок одновременно. Цех №50 (Эллинг №1) имеет два дока 302х44м с двумя стапельными линиями (2х4 АПЛ), цех №55 (Эллинг №2) имеет один док 373х78м с тремя стапельными линиями (2х3 АПЛ). Кроме этого у завода есть свои участки для лесопильных и столярных работ. Годовое производство пиломатериалов составляет более 30 000 м3. На данный момент на предприятии трудятся более 27 000 человек.

Великие заводы России: Cевмаш кораблей, проекта, лодки, более, подводных, строительство, завод, лодок, проекту, первой, подводные, завода, корабля, подводной, строить, атомные, также, построено, предприятие, боевых

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]