Великие заводы России: Cевмаш
---
Самый крупный, самый мощный, самый северный - всё это смело можно отнести к АО «ПО «Cевмаш». Первая атомная подводная лодка в стране, самая глубоководная, самая быстроходная, самая тихая подлодка - и это всё его работа. Сегодня АО «ПО «Cевмаш» - это один из крупнейших судостроительных комплексов России (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»), более того, единственная верфь в стране, которая осуществляет весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками. Именно отсюда вышла большая часть наших подводных лодок, а в настоящее время строятся самые современные субмарины проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень».
Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых. На этом фоне выходит постановление Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1936 года № ОК-137 о строительстве новой Судостроительной верфи. В марте 1936 года правительственная комиссия во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Т.В. Сафроновым прибывает в Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины. Говорят, по этому поводу Иосиф Сталин заметил: «монахи плохую территорию для жизни выбрать не могли, поэтому и завод надо строить там…». Собственно, строительство завода и посёлка при нём Судострой (позднее, в 1938 году, он стал городом Молотовск, а с 1957 года, носит сегодняшнее название Северодвинск) начинается в 1936 году.
Днём рождения «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года. Именно в этот день на предприятии был заложен первый корабль, линкор С-102 «Советская Белоруссия» (проект 23). Считалось, что эти линкоры будут самыми большими и мощными в мире. Правда, ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота. Дело в том, что плановая стоимость первых четырёх кораблей проекта (1,18 млрд рублей) была равна почти трети годового военно-морского бюджета страны в 1940 году. Поэтому в октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз». Из-за начала войны строительство остальных кораблей было также прекращено (готовность «Советского Союза» составила 19,44 %, «Советской Украины» - всего 7 %), а по окончании войны недостроенные корабли были просто разобраны.
Во время Великой Отечественной войны судостроительная верфь «Завод № 402» (именно так он раньше назывался) успешно выполняла ремонт и модернизацию боевых надводных кораблей, получивших «боевые ранения». Кроме этого предприятие строило и новые корабли - «морские охотники», а также ускоренными темпами осуществляло достройку и подготовку к переходу на свою базу в Полярный подводных лодок серии «Малютка» М-119, М-121, М-122. Это сравнительно небольшие корабли для борьбы с подводными лодками противника и несения дозорной службы. Своим ходом в Молотовск прибыли и С-14, С-103 и С-104, а также несколько «малюток», которые после достройки успешно ушли на базу в Полярный. С 1943 года «Завод № 402» приступил к изготовлению и поставке для ВМФ СССР новых боевых кораблей: большие морские охотники, эскадренные миноносцы, легкие крейсера. В итоге с 1943 по 1955 годы на судостроительной верфи «Завод № 402» было построено 45 новых боевых надводных кораблей.
В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-1955 годы». В начале 1950-х закончилось и строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провёл стрельбы.
Решение о создании в Северодвинске (Молотовске) первой в СССР подводной лодки с ядерной двигательной установкой принимал лично Председатель правительства СССР . Сталин. Видимо, поэтому здесь всё и получалось. За 1952-1972 годы Севмашпредприятие, или, как завод называли на Западе «фирма Егорова», стал крупнейшим в СССР и мире центром атомного подводного судостроения. Именно под руководством Евгения Павловича Егорова в короткий срок были решены технические, организационные и производственные проблемы при строительстве первой в СССР атомной подводной лодки проекта 627 К-3 «Ленинский комсомол».
Подводные лодки проекта 627 (627А) «Кит» - это первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А. В результате создания этих атомных подводных лодок СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. 24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627, которая вступила в строй уже в 1957 году и имела статус опытного корабля. Параллельно велось строительство серии из 12 кораблей проекта 627А. Основными конкурентами проекта 627(А) были первые проекты субмарин США: «Наутилус», «Скейт», «Скипджек». По сравнению с построенными раньше «Наутилусом» и «Скейтами» (1955-1958 годы) проект 627 имел ряд неоспоримых преимуществ в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», лодки 627 проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам, но имели более высокую шумность. За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, была удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.
Из серии интересный факт. При проектировании первой советской атомной подводной лодки проекта 627 главный конструктор корабля В.Н. Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков АПЛ. Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет АПЛ длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому отдельные его части размещались в пяти разных зданиях: на одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых отсека с гигантской торпедой - в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория». Макеты сооружались из фанеры и деревянных чурбаков. Трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковыми веревками с соответствующей маркировкой. Таким образом, проектанты получали возможность видеть всю проектируемую лодку, как на ладони.
Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 от 9 сентября 1959 года завод № 402 был преобразован в Северное машиностроительное предприятие, а Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26 июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие». После распада СССР завод в 1998 году преобразован в ГУП «ПО «Севмашпредприятие», а в 2001 г. - во ФГУП «ПО «Севмаш». С 2007 года является акционерным обществом.
Затем завод вошёл во вкус и начал строить подводные лодки проектов: 667А, 667АУ, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ, 705К, а также других кораблей. В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов. В 1970-х годах предприятие перешло на новый уровень и стала выпускать атомные подводные лодки класса «Акула» («Тайфун»), в том числе построило и самую большую лодку такого типа, которая была занесена в книгу рекордов Гиннесса. На палубе этих атомоходов достаточно места, чтобы там развернулся целый Камаз, а высота корабля сравнима с 9-этажным домом.
В 1983 году ВМФ была передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м. Она стала самой глубоководной боевой АПЛ в истории подводного кораблестроения. Дальше ещё больше. С 1990 года Севмашем построено более сотни военных и гражданских судов различного класса и назначения (подводные лодки, авианосец, буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы) для иностранных заказчиков, крупнотоннажные средства по добыче нефтегазовых ископаемых на шельфе Северного Ледовитого Океана для предприятий нефтегазового комплекса. В итоге, за всё время своей работы заводом построено и передано 45 боевых надводных кораблей и 172 подводных лодок (40 дизельных и 132 атомные).
На данный момент на предприятии строятся российские атомные подводные ракетоносцы четвертого поколения по проекту 885 «Ясень» и стратегические подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей». А это - по проекту "Борей-А" ведется строительство кораблей "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III", "Князь Пожарский"; по проекту "Ясень-М" - кораблей "Казань", "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск". История продолжается…
Сегодня Севмаш - это мощный многопрофильный производственный комплекс, объединяющий в своей структуре более 100 подразделений и расположенный на территории 300 Га, на минуточку, шесть государств Ватикан здесь бы с лёгкостью разместились, при этом оснащенный, как самым современным, так и проверенным временем оборудованием. Его производственные мощности объединены в две самостоятельные поточные линии: первая это цехи металлургии и судового машиностроения; вторая цехи судоверфи и достройки. Его мощности могут переработать до 80 тысяч тонн листового проката в год. Возможности стапелей позволяют строить суда дедвейтом до 100 000 тонн и шириной корпуса до 38 метров. Предприятие располагает стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 м2. Возможности Севмаша позволяют строить до 14 атомных подводных лодок одновременно. Цех №50 (Эллинг №1) имеет два дока 302х44м с двумя стапельными линиями (2х4 АПЛ), цех №55 (Эллинг №2) имеет один док 373х78м с тремя стапельными линиями (2х3 АПЛ). Кроме этого у завода есть свои участки для лесопильных и столярных работ. Годовое производство пиломатериалов составляет более 30 000 м3. На данный момент на предприятии трудятся более 27 000 человек.
Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых. На этом фоне выходит постановление Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1936 года № ОК-137 о строительстве новой Судостроительной верфи. В марте 1936 года правительственная комиссия во главе с начальником проектной организации «Союзпроектверфь» Т.В. Сафроновым прибывает в Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины. Говорят, по этому поводу Иосиф Сталин заметил: «монахи плохую территорию для жизни выбрать не могли, поэтому и завод надо строить там…». Собственно, строительство завода и посёлка при нём Судострой (позднее, в 1938 году, он стал городом Молотовск, а с 1957 года, носит сегодняшнее название Северодвинск) начинается в 1936 году.
Днём рождения «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года. Именно в этот день на предприятии был заложен первый корабль, линкор С-102 «Советская Белоруссия» (проект 23). Считалось, что эти линкоры будут самыми большими и мощными в мире. Правда, ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота. Дело в том, что плановая стоимость первых четырёх кораблей проекта (1,18 млрд рублей) была равна почти трети годового военно-морского бюджета страны в 1940 году. Поэтому в октябре 1940 был отдан приказ приостановить строительство корабля «Советская Белоруссия», готового на 1 %, а основные усилия сосредоточить на корабле «Советский Союз». Из-за начала войны строительство остальных кораблей было также прекращено (готовность «Советского Союза» составила 19,44 %, «Советской Украины» - всего 7 %), а по окончании войны недостроенные корабли были просто разобраны.
Во время Великой Отечественной войны судостроительная верфь «Завод № 402» (именно так он раньше назывался) успешно выполняла ремонт и модернизацию боевых надводных кораблей, получивших «боевые ранения». Кроме этого предприятие строило и новые корабли - «морские охотники», а также ускоренными темпами осуществляло достройку и подготовку к переходу на свою базу в Полярный подводных лодок серии «Малютка» М-119, М-121, М-122. Это сравнительно небольшие корабли для борьбы с подводными лодками противника и несения дозорной службы. Своим ходом в Молотовск прибыли и С-14, С-103 и С-104, а также несколько «малюток», которые после достройки успешно ушли на базу в Полярный. С 1943 года «Завод № 402» приступил к изготовлению и поставке для ВМФ СССР новых боевых кораблей: большие морские охотники, эскадренные миноносцы, легкие крейсера. В итоге с 1943 по 1955 годы на судостроительной верфи «Завод № 402» было построено 45 новых боевых надводных кораблей.
В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-1955 годы». В начале 1950-х закончилось и строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провёл стрельбы.
Решение о создании в Северодвинске (Молотовске) первой в СССР подводной лодки с ядерной двигательной установкой принимал лично Председатель правительства СССР . Сталин. Видимо, поэтому здесь всё и получалось. За 1952-1972 годы Севмашпредприятие, или, как завод называли на Западе «фирма Егорова», стал крупнейшим в СССР и мире центром атомного подводного судостроения. Именно под руководством Евгения Павловича Егорова в короткий срок были решены технические, организационные и производственные проблемы при строительстве первой в СССР атомной подводной лодки проекта 627 К-3 «Ленинский комсомол».
Подводные лодки проекта 627 (627А) «Кит» - это первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А. В результате создания этих атомных подводных лодок СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. 24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627, которая вступила в строй уже в 1957 году и имела статус опытного корабля. Параллельно велось строительство серии из 12 кораблей проекта 627А. Основными конкурентами проекта 627(А) были первые проекты субмарин США: «Наутилус», «Скейт», «Скипджек». По сравнению с построенными раньше «Наутилусом» и «Скейтами» (1955-1958 годы) проект 627 имел ряд неоспоримых преимуществ в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», лодки 627 проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам, но имели более высокую шумность. За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, была удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.
Из серии интересный факт. При проектировании первой советской атомной подводной лодки проекта 627 главный конструктор корабля В.Н. Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков АПЛ. Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет АПЛ длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому отдельные его части размещались в пяти разных зданиях: на одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых отсека с гигантской торпедой - в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория». Макеты сооружались из фанеры и деревянных чурбаков. Трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковыми веревками с соответствующей маркировкой. Таким образом, проектанты получали возможность видеть всю проектируемую лодку, как на ладони.
Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 от 9 сентября 1959 года завод № 402 был преобразован в Северное машиностроительное предприятие, а Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26 июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие». После распада СССР завод в 1998 году преобразован в ГУП «ПО «Севмашпредприятие», а в 2001 г. - во ФГУП «ПО «Севмаш». С 2007 года является акционерным обществом.
Затем завод вошёл во вкус и начал строить подводные лодки проектов: 667А, 667АУ, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ, 705К, а также других кораблей. В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов. В 1970-х годах предприятие перешло на новый уровень и стала выпускать атомные подводные лодки класса «Акула» («Тайфун»), в том числе построило и самую большую лодку такого типа, которая была занесена в книгу рекордов Гиннесса. На палубе этих атомоходов достаточно места, чтобы там развернулся целый Камаз, а высота корабля сравнима с 9-этажным домом.
В 1983 году ВМФ была передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м. Она стала самой глубоководной боевой АПЛ в истории подводного кораблестроения. Дальше ещё больше. С 1990 года Севмашем построено более сотни военных и гражданских судов различного класса и назначения (подводные лодки, авианосец, буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы) для иностранных заказчиков, крупнотоннажные средства по добыче нефтегазовых ископаемых на шельфе Северного Ледовитого Океана для предприятий нефтегазового комплекса. В итоге, за всё время своей работы заводом построено и передано 45 боевых надводных кораблей и 172 подводных лодок (40 дизельных и 132 атомные).
На данный момент на предприятии строятся российские атомные подводные ракетоносцы четвертого поколения по проекту 885 «Ясень» и стратегические подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей». А это - по проекту "Борей-А" ведется строительство кораблей "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III", "Князь Пожарский"; по проекту "Ясень-М" - кораблей "Казань", "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск". История продолжается…
Сегодня Севмаш - это мощный многопрофильный производственный комплекс, объединяющий в своей структуре более 100 подразделений и расположенный на территории 300 Га, на минуточку, шесть государств Ватикан здесь бы с лёгкостью разместились, при этом оснащенный, как самым современным, так и проверенным временем оборудованием. Его производственные мощности объединены в две самостоятельные поточные линии: первая это цехи металлургии и судового машиностроения; вторая цехи судоверфи и достройки. Его мощности могут переработать до 80 тысяч тонн листового проката в год. Возможности стапелей позволяют строить суда дедвейтом до 100 000 тонн и шириной корпуса до 38 метров. Предприятие располагает стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 000 м2. Возможности Севмаша позволяют строить до 14 атомных подводных лодок одновременно. Цех №50 (Эллинг №1) имеет два дока 302х44м с двумя стапельными линиями (2х4 АПЛ), цех №55 (Эллинг №2) имеет один док 373х78м с тремя стапельными линиями (2х3 АПЛ). Кроме этого у завода есть свои участки для лесопильных и столярных работ. Годовое производство пиломатериалов составляет более 30 000 м3. На данный момент на предприятии трудятся более 27 000 человек.
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]