Кремль в XVII веке - чертежи и рисунки
Для того, что бы более подробно представить себе планировку Кремля в XVII веке, я сканировал и обработал для показа на сайте чертежи и рисунки - графическую реконструкцию Кремля и его центральной части, на которых показан Кремль в том виде, каким он был в конце XVII века. Ивановская и Соборная площади здесь предстают как замкнутый по периметру ансамбль, окруженный со всех сторон гражданской застройкой.
Это в качестве иллюстрации к теме - рисунок-реконструкция Аполлинария Васнецова
Что можно сказать о планировке Кремля? Небольшие площади около каждых ворот – Боровицких, Троицких, Никольских и Спасских - и далее очень узкие улицы и тесная застройка. Анализировать планировку можно до бесконечности, а еще лучше смотреть при этом рисунки-реконструкции Аполлинария Васнецова
Чертеж 1. План Московского Кремля в конце XVII в.В те годы застройка Ивановской и Соборной площадей была замкнутым комплексом, открытым только в сторону самих площадей. Грановитая палата вместе с Красным крыльцом, лестницей и арочной галереей, ограничивают Соборную площадь с западной стороны. Показаны габариты и расположение этой галереи, которая связывает Грановитую палату с Благовещенским собором и Дворцовом комплексом (на месте которого в XIX в. был построен БКД).
Южной границей площадей является большое двухэтажное здание Приказов. Оно состояло из нескольких объемов, поставленных на одной оси, каждый из которых имел свою кровлю и отдельный вход на второй этаж. Именно эти лестницы в здании Приказов украшали главный фасад, обращенный на Ивановскую и Соборную площади Кремля.
На разрезе-развертке виден и весь комплекс зданий двух центральных площадей Кремля, вся цепочка: Грановитая палата – Успенский собор – колокольня Ивана Великого – Чудов монастырь – ц. Николы Гостунского. В свете последних веяний мне кажется, что интересно будет посмотреть на взаимосвязь архитектуры Соборной площади и Чудова монастыря. Чертеж 2. План и разрез-развертка Ивановской и Соборной площадей в конце XVII в.
Несложно представить, что со стороны реки были видны только верхние части самых крупных сооружений ансамбля Соборной площади и верхние ярусы колокольни.
Комплекс зданий Приказов в XVII в. был одним из самых крупных сооружений Кремля. Просуществовал комплекс сравнительно недолго, с 1670-х по 1770-е годы, то есть приблизительно сто лет. Его северная сторона формировала застройку двух главных площадей, Ивановской и Соборной. А южный фасад Приказов самым существенным образом влиял на вид Кремля со стороны реки и Замоскворечья и был, говоря современным языком, одним из главных градообразующих объектов древнего Кремля. Когда впервые, много лет назад, я увидел план Кремля XVII века, то сразу обратил внимание именно на вот эти наружные лестницы с северного фасада Приказов.
Чертеж. Проект реконструкции комплекса зданий Приказов в Кремле:
1. Вид со стороны Ивановской и Соборной площадей.
2. План на уровне второго этажа.
И хотя открытые лестницы на второй этаж весьма характерны для древнерусского строительства, но в таком количестве в одном месте я еще не встречал. В научной литературе крыльцо с подобной лестницей называется «откидное крыльцо». Можно предположить, что стремление древнерусских зодчих не встраивать лестницу в объем здания зиждется не на боязни конструктивных сложностей, а именно из желания украсить фасад лестницей, создать эффект восхождения, или взлета на второй этаж дома, на котором чаще всего располагались и более парадные помещения.
Крыльца и открытые лестницы, очевидно, служили и своеобразными трибунами, со ступеней которых дьяки оглашали царские приказы. Вспомним народную фразу «Кричать на всю Ивановскую!», не про эти ли лестницы идет речь?
В качестве примера - похожая открытая лестница в Новодевичьем монастыре
Во всяком случае, рассматривая проект реконструкции Приказов, интуитивно веришь в правоту такого чертежа. Проект реконструкции показывает весь комплекс живописных построек, украшавших вершину Кремлевского холма в XVII в. Мне пока не попадались чертежи другого фасада, но наверное – они существуют.
А вот общий вид Кремля со стороны Москва-реки, выполненный художником К.И.Рабусом, посмотреть весьма интересно. Тем более, что в отличие от фантазийных работ многих авторов, этот художник воссоздавал древнюю архитектуру по историческим рисункам знаменитых иностранцев, посетивших Москву в XVII в.
Рабус К.И. Вид Москвы времени Петра I. 1846 г. Исторический музей
Некоторые сведения о художнике. Рабус Карл Иванович (1800-1857). Живописец, рисовальщик, историк искусства, коллекционер. Пейзажист. Учился в Академии художеств в Петербурге ( 1810-1812) у М.Н.Воробьева. Преподавал в Училище живописи и ваяния в Москве (1842-1857).
Был преподавателем перспективы в Кремлевском дворцовом архитектурном училище.
Но для нас сегодня, пожалуй, самое главное кроется в том, что – «Картина исполнена по гравюре П.Пикара (1707-1708)». Вот именно поэтому картину следует посмотреть очень внимательно. Это не просто живописное полотно, а скорее реконструкция Кремлевского ансамбля на определенный период времени. Подробнее о гравюре Пикара я рассказываю здесь.
И еще одна попытка, но уже современная, воссоздать вид Приказов со стороны Кремлевской стены – это рисунок В.М.Неделина.
-------------------------------------------------------------
Литература:
- Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков. М,: Стройиздат, 1997.
- Образ твой, Москва. Москва в русской и советской живописи. М,: Московский рабочий, 1985.
- И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.
- А.В.Бунин. История градостроительного искусства. Том1. - М.: Стройиздат, 1979 г.
-------------------------------------------------------------
Первоисточник - https://archistorik.livejournal.com/5454.html