На пепелище и руинах культурного наследия
---
Продолжаю рассказывать о путешествии по Калининградской области. Начали в Немане (Как для съемок кинофильма в СССР взорвали Тевтонский замок "Рагнит") и продвигаемся в сторону Советска.
Показательная ситуация случилась у нас по выезде из Немана. Планировали посмотреть в посёлке Мичуринское Неманского района, усадьбу Альтхоф-Рагнит, памятника культурного наследия. Однако уже в дороге читаем в новостях, что там горит одна из построек усадьбы.
Так что мы приехали на дымящееся пепелище.
Этот кусочек путешествия в видеоформате:
Подписывайтесь на мой канал в Ютюбе - https://www.youtube.com/c/MasterokST
Фото 2.
Сгорела хозяйственная постройка усадьбы Альтхоф-Рагнит, построенная в 1860 году. Памятник регионального значения. Возможно, причиной стал пал травы. Такие комментарии мы услышали в итоге.
Вот как выглядело здание до пожара:
Давайте узнаем, что это за сооружение.
Альтхоф-Рагнит - большое господское поместье семейства Мак на въезде в город Рагнит, нынешнего Неман, со стороны Тильзита, нынешнего Советска. Им принадлежали обширные земли до Нойхоф-Рагнита (Котельниково).
Семья Мак имела более 1500 лошадей, в основном тракенинской породы. Конезаводы располагались в Альтхоф-Рагните и Нойхоф-Рагните.
Вокруг усадьбы был разбит обширный дендрологический парк с деревьями, привезенными со всего мира. Там же на территории поместья был глубокий и чистый пруд.
В усадьбе проводились ежегодные восточно-прусские дворянские собрания. Первоначально в парке было посажено 150 редких деревьев и кустарников: черная сосна, береза Юнга, каштан мясокрасный, тюльпанное дерево и т.д. В благодарность за создание уникального парка жители Рагнита установили семейству Мак памятник, который до наших дней не сохранился.
В советский период на прилегающей к парку территории эффективно работал плодопитомник, известный на всю Калининградскую область.
Так же в советское время здесь располагалась контора успешного совхоза - миллионера "Мичуринец". Руководство совхоза строго следило, чтобы постройки, парк с уникальными деревьями, пруд были в отличном состоянии. В парке любили гулять мамочки с колясками, часто приезжали горожане - порыбачить , отдохнуть.
Парк вокруг поместья в наше время носит название "Мичуринский", так же как и улица, на которой ныне располагается усадьба. На сегодняшний день еще сохранились остатки парка на площади около 0,2 га и пруд, расположенный полукругом, внутри этого полукруга - исскуственный холм, поросший широколиственными деревьями. Возраст деревьев 35-155 лет, в этом парке можно увидеть породы деревьев, произроставших в ледниковый период.
Сейчас усадьба выглядит вот так.
Фото 3.
В 1990-е годы, с ликвидацией совхоза, комплекс зданий усадьбы Альтхоф Рагнит начал приходить в запустение. Пожар, произошедший 10 мая 2014 года, превратил господский дом усадьбы в руины.
Фото 4.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 усадьба Альтхоф Рагнит получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
Еще заметны черты интересной архитектуры.
Фото 5.
Деревянные элементы отделки.
Фото 6.
Но все это не надолго.
Фото 7.
Культурное наследие этой земли пропадает навсегда.
Фото 8.
Повторю слова одного из деятелей культуры калининградской области: "После того, как эта земля стала российской, вся история, которая тут происходила тоже стала российской "
Фото 9.
Но пока в калининградской области действует политика борьбы с "германизацией"
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Далее на нашем маршрутебыла вот такая водонапорная башня.
Фото 13.
И тоже памятник архитектуры.
Сейчас на территории области сохранились около 50 водонапорных башен довоенной постройки.
В связи с техническим прогрессом последних десятилетий большинство из них потеряли жизненную перспективу. Сооружения постепенно ветшают. Наряду с этим, многие из башен, как оригинальные высотные архитектурные постройки, стали украшением городов области. Пришло время вдохнуть в старые башни новую жизнь.
Появление первых водонапорных башен на севере Восточной Пруссии связано со строительством Восточной железной дороги в 1852-1860 годы.
Из ныне существующих, самыми старинными являются прямоугольные башни на вокзалах Зеленоградск, Полесск, Мозырь, построенные до конца 80-х годов XIX века.
Фото 14.
Было бы интересно посмотреть (хотя наверное уже не сохранилось) именно на действующую водонапорную башню того времени.
Башни следующего поколения (конец 80-х годов - начало XX века) - восьмиугольное кирпичное основание с зашитой деревом емкостью, можно увидеть в Железнодорожном, Приморске, на станции в Светлое. Когда-то такие башни использовались только на прусских государственных линиях. С 1900 года до начала I Мировой войны строились башни с цилиндрическим верхом на коническом круглом цоколе. Такие сооружения стоят сейчас на вокзалах в Балтийске, Знаменске, Железнодорожном, Гусеве. Все эти типы железнодорожных башен имели высоту 12-18 метров и емкости 50-100 м3.
Более крупные башни строились с 1916 до 1938 года. Их высота достигала 30 метров, а емкости - 200 м3. Такие башни до сих пор возвышаются над путями в Нестерове, Советске, Багратионовске, Чистых Прудах.
Фото 15.
Но больше всего меня удивили огромные, не побоюсь этого слова, ОГРОМНЫЕ очистные сооружения возле этой башни.
Фото 18.
Не совсем представляю, каков был принцип работы этих сооружений.
Фото 17.
Но там вот такие обширные подвалы.
Фото 20.
Кто подскажет, что в этих подвалах было? На видеоролике можете посмотреть подробнее. Там отстаивалась вода?
Фото 16.
В городах и на крупных предприятиях водонапорные башни стали строиться примерно на 30 лет позднее железнодорожных. С самого начала это были сооружения значительных размеров (до 50 метров в высоту и емкостью до 1000 м3). Первая такая башня была сооружена в Кёнигсберге на территории ныне действующей Центральной водопроводной станции на Советском проспекте.
Фото Илья Крушевский
Большинство городских и заводских башен построены в начале XX века, до I Мировой войны. Это было связано, прежде всего, с бурным развитием водопровода.
Водонапорные башни в городах-курортах имели дополнительные емкости: в Светлогорске - для морской воды, в Отрадном - для горячей. Башни Светлогорска, Отрадного и Балтийска были оборудованы смотровыми площадками для отдыхающих. Интересно, что самая современная (1927 год) башня в Балтийске сооружалась по проекту известного кёнигсбергского архитектора Ганса Хоппа и считалась одной из лучших в Германии.
Фото Илья Крушевский
Атмосферное такое сооружение. Хотя даже не могу представить себе, какая судьба ждет весь этот комплекс и что вообще с ним можно сделать?
Фото 21.
А за рекой уже Литва.
Фото 19.
Заехали еще в бывшую воинскую часть. Казармы тут были в старинных прусских конюшнях (или казармах?).
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
По идее это тоже исторические памятники, но если уж тевтонский замок Рагнит никому не нужен, то понятное дело это точто скоро сровняют с землей.
Фото 26.
Напомню, что автопробег "Открывая Серебряное ожерелье" по калининградской области стал возможен благодаря поддержке друзей и спонсоров:
#openso2019 #Subaru #Сбербанк #Мегафон #Проект111 #Одноклассники #Авторадио #КомсомольскаяПравда #TvilRu #путешествиеначинаетсястебя #Redmond #ReadyForSky #RусскаЯЕвропА
Взято: masterok.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]