определение трудноопределяемого
---
Лучо Фонтана у своего холста
В комментариях к постам про современное искусство часто задавали вопрос – что вообще сегодня считать искусством? Разве Merda d'artista Пьеро Мандзони – это искусство? Разрезанный холст Фонтана – искусство? Каляки-маляки Твомбли – искусство? Рисунок моего ребенка – искусство? И где граница между настоящим творчеством и жалкой графоманией?
Я бы предложил такое определение:
Для того, чтобы любое произведение считалось искусством, достаточно соблюдения двух условий:
1. Сам автор должен считать это искусством
2. Должно быть хотя бы несколько человек, разделяющих его точку зрения
Это универсальное определение, которое подходит ко многих вещам в нашей жизни. Например – религиозные святыни.
– Что это ржавые железки?
– Это гвозди, которыми Спаситель был прибит к кресту
– О!!! Это величайшая святыня
Глоток воды в пустыне или глоток воздуха под водой – это абсолютные ценности. А почти все наши сокровища – относительные ценности. Они дорого стоят только потому, что так договорились люди.
Можно ли отдать три миллиона долларов за маленький кусочек бумаги с перевернутым изображением аэроплана «Кертис-Дженни»? Можно. Потому, что люди так договорились. И бумажные деньги – это договор. И золото. И алмазы. И криптовалюты.
Здесь имеет значение только количество людей, поддерживающих этот договор. Вы можете объявить свой автограф высочайшим произведением искусства в мире, стоимостью в миллиард долларов. Вопрос только в том, какое количество людей будет разделять вашу точку зрения. И найдется ли человек, готовый его купить за такие деньги. Полубезумный нищий проповедник становится величайшим пророком, если найдутся люди, которые в него поверят.
А границы между творчеством и графоманией не существует. Ее не определяют ни количество поклонников, ни тиражи, ни премии, ни заработанные автором деньги. Можно считать любую графоманию творчеством. Или любое творчество – графоманией. Гениальные авторы умирали в безвестности и нищите, а посредственности добивались славы и почета.
Например, великий Борхес смог продать всего 27 экземпляров своей первой книги. «Хорхе, ты становишься знаменитым», — саркастично заметила его мать. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха была отвергнута разными издательствами 140 раз, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл – 38, «Кэрри» Стивена Кинга – 30, «Обитатели холмов» Ричарда Адамса – 26, «Гарри Поттер и философский камень» Дж. K. Роулинг – 12.
Мы делаем невозможное, и иногда у нас получается – если смысл жизни не в этом, я так не играю ©
Взято: mi3ch.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]