Хранители: детали фильма, которые вы не заметили
В честь 10-летия со дня выхода в прокат, вспоминаем политический и культурный подтекст, скрытый в визуальных образах одного из лучших кинокомиксов из когда-либо снятых.
Сегодня нишу супергероики монополизировал Дисней, но ещё каких-то 10 лет назад всё было иначе. Благодаря Кристоферу Нолану – с его мо-дарк-мо-реалистик подходом к материалу – королём мира была студия DC. Свой успех она решила закрепить киноадаптацией графического романа «Хранители».
Широкая аудитория почти ничего не знала об этом монументальном труде Алана Мура.
Если кто-то и слышал, что первоисточник многослоен, глубок и массово бомбардирует зрителя отсылками ко многим знаковым общественно-политическим событиям второй половины ХХ века, то желание побежать в кино на корню убивало присутствие в трейлере летающего голого голубого мужика. Увиденное резко диссонировало с тем, что делал Нолан, и вызывало в памяти болезненные флэшбеки, в которых у Клуни были бэт-доспехи с сосками, а у Шварценеггера, сверкавшего синей лысиной, была морозильная пушка.
DC осмелились разыграть один из главных своих козырей, который режиссёр Зак Снайдер почти покадрово перенёс на экран. О том, какие детали «Хранителей» остались незамеченными, мне бы и хотелось поговорить.
1. Действие фильма происходит в альтернативной реальности, в которой США выиграли Вьетнамскую войну и сделали эту азиатскую страну свои 51-м штатом. По этой причине на всех флагах США, что показаны в фильме, вместо 50 изображена 51 звезда:
2. В открывающей сцене в подворотне у городской оперы, Ночной Филин спасает от грабителя состоятельную пару. Стены подворотни украшены плакатами оперетты Штрауса Fledermaus, что переводится как “Летучая мышь” и косвенно намекает, что эта пара – родители Брюса Уэйна, который, судя по всему, не стал ни сиротой, ни Бэтменом:
3. Поцелуй хранительницы по имени Шёлковый призрак и случайной медсестры – отсылка к знаменитой фотографии Альфреда Эйзенштадта, на которой запечатлён поцелуй моряка и медсестры на Таймс-Сквер во время празднования капитуляции Японии во Второй мировой войне:
4. Вечеринка проводов на пенсию Салли Юпитер воспроизводит “Тайную вечерю” Леонардо да Винчи:
5. Сцена, в которой девушка-хиппи украшает цветком ствол автомата – отсылка к фотографиям “Flower Power” Берни Бостона и “An American Young Girl” Марка Рибо:
Кадр из фильма
Снимок Марка Рибо
Снимок Берни Бостона
6. В сцене с культовым нью-йоркским клубом Studio 54 можно заметить диско-группу The Village People, Мика Джаггера и Дэвида Боуи:
7. Зак Снайдер спрятал отсылку к «Хранителям» в трейлере к своему предыдущему фильму «300 спартанцев». В R-rated ролике можно заметить Роршаха, стоящего на поле боля и держащего значок Комедианта.
8. “Удачи, мистер Горски”. Именно эту фразу произносит в открывающей сцене астронавт Нил Армостронг вместо фразы “Один маленький шаг для человека и огромный шаг для человечества”. Согласно городской легенде, в детстве Нил играл в бейсбол под окнами соседей и услышал, что миссис Горски пообещала мужу оральные утехи лишь в том случае, если соседский мальчишка отправится на Луну. Эту легенду опроверг лично Армстронг:
9. Сцена убийства президента Кеннеди воспроизведена в точности, как на записи, сделанной Абрахамом Запрудером – самом полном видеосвидетельстве смерти 35-го президента США. В сцене фильма можно заметить и самого Запрудера с видеокамерой:
10. В репортаже выпуска новостей показана видеозапись, на которой был мельком запечатлён Роршах. В этом коротком ролике Роршах почти покадрово воспроизводит движения Бигфута из знаменитого видео-мистификации 1967-го года:
11. Зак Снайдер появился в фильме в крошечной роли-камео: он сыграл солдата, который прикрывает Комедианта во время битвы на полях войны во Вьенаме:
12. В сцене описания роста напряжённости в отношениях СССР и США, звучит песня 99 Luftballons немецкой исполнительницы Nina. Эта песня имеет к конфликту Запада и Востока самое прямое отношение, т.к. родилась под впечатлением выступления группы Роллинг Стоунз в Берлине (когда в воздух было выпущено множество шаров) и допущения, что шарики могут попасть через Стену в ГДР и спровоцировать ядерный конфликт:
ПС: «Хранители» в прокате с треском провалились. Почти две трети заработанных денег фильму принесли американские зрители, а в мире он прошёл почти незамеченным.
Тогда это фиаско казалось рядовым недоразумением, досадным лишь для условной горстки фанатов.
Сегодня – когда кино о рыцарях плаща эволюционировало до уровня конвейерной штамповки, способной удивить лишь тогда, когда не вызывает рвотно-зевотные позывы – это фиаско ощущается куда болезненней. Другого такого произведения, столь же нелинейного и столь же нетипичного, мир супергероики увидит ещё ох как не скоро.