Суздаль. Звонница Спасо-Евфимиева монастыря. 1530, 1691 гг.
---
В третьем выпуске ”Памятников древнего русского зодчества” за 1897 год Владимир Васильевич Суслов размещает иллюстрированную статью о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря в городе Суздале, Владимирской губернии.
Присмотримся к звоннице (её еще называют колокольницей) повнимательнее, а также к её окружению и истории – давней и новейшей.
Кроме прекрасного альбома В. В. Суслова, в знакомстве с архитектурой древней звонницы нам поможет изданное в 1870 г ”Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря”, авторство которого принадлежит Леониду Ивановичу Сахарову, человеку более чем осведомлённому в вопросах содержимого древних монастырских архивов, ибо в ту пору он занимал должность секретаря настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря - архимандрита Досифея.
Сей 88-страничный труд позволяет осмыслить, что представляла собой святая обитель полтора столетия назад – в неторопливые времена отличных от нынешних идеологии и системы ценностей. На след. фото – снимок С. М. Прокудина-Горского, 1912 г, на котором звонница выкрашена красным цветом (как удалось выяснить в ходе реставрационных работ, до XIX века постройка была белой):
Разумеется, к моменту издания ”Описания…” Л. И. Сахарова, архитектура монастырских построек претерпела ряд изменений, исказивших их первоначальный облик. Наша звонница не стала исключением, потеряв в 1750-1760-х гг живописнейшее завершение из закомар и кокошников над девятигранным столпообразным храмом XVI века, а посему, перед тем, как приступить к чтению, полюбуемся на результат замечательной реставрации, осуществлённой в 1978 г:
Итак, строки 1870 года:
“Расположенный на возвышенном, отлогом берегу реки Каменки, Спасо-Евфимиев монастырь, почти за 10 верст с северной и южной сторон, привлекает взоры путешественника массою своих каменных строений.
Внутри возвышенных зубчатых стен, окаймляющих монастырь на протяжении 542 сажен (1 сажень=2,13 м), и пересечённых, на 12 пунктах, высокими башнями, любознательный посетитель найдет немало памятников отечественной старины, в архитектуре церковной и зодчестве, в главном храме, ризнице и библиотеке…
Громадные твердыни монастыря, воздвигнутые в XVII столетии, без сомнения сооружены с оборонительной целью. Высота ограды сторон: южной, восточной и северной достигает 4-х сажен, а западной – 3,5 сажен, толщина стены везде 3 аршина (1 аршин=71 см).” На след фото – надвратная Благовещенская церковь, 1628 г:
“…Прямо на север от Благовещенской церкви вас [за]интересует монастырская, оригинальной древней архитектуры, колокольня, каких у нас в России, говорят, всего только три. Это невысокое, четвероугольное здание, высотою до кровли 221/4 , длиною 22, шириною 7 аршин (15,8 х 15,6 х 5 метров), в виде галереи и разделённое в верхнем ярусе на три для колоколов помещения.” (След. кадр – чертежи из III выпуска ”Памятников древнего русского зодчества” В. В. Суслова, 1897 г :)
“Галерея северною стороною примкнута к осьмигранной башне (на самом деле, граней девять, это хорошо заметно на плане), составлявшей древнюю колокольню; теперь верх её накрыт почти в уровень с галереей, а над промежутком возвышается невысокий четвероугольный ярус с часовыми колоколами, оканчивающийся пирамидою и крестом.” (След кадр – рисунок из III выпуска ”Памятников древнего русского зодчества” В. В. Суслова, 1897 г.)
“Полагать надобно, что галерея пристроена к этому осьмиграннику в конце XVII столетия, к которому времени относится слитие больших колоколов. Но древняя колокольня едва ли не современна основанию монастыря: потому что в ней в среднем ярусе была церковь во имя Иоанна Предтечи, которая, как видно по описям 1758 и 1764 года, в этот промежуток времени, разобрана за ветхостью.”
Строительство девятигранного храма Рождества Иоанна Предтечи ”иже под колоколы” относят к 1530 году – посвящение объясняют фактом рождения у Василия III сына Ивана – будущего царя Иоанна Грозного.
Сам храм располагался во втором ярусе здания, первый ярус отводился под складские помещения, на третьем помещались колокола.
“Общий вес всей массы колоколов простирается до 1100 пуд (1 пуд=16,38 кг). Самый старый отлит в 1561 г. Вес самого большого – 566 пуд, отлит в 1691 г.”
Прямоугольная звонница пристраивалась к древней церкви ”иже под колоколы” поэтапно: в конце XVI века с юга была пристроена однопролётная ”колокольница” с часами (часозвонь), а в 1690-х гг, в силу необходимости, добавились еще два пролёта.
”Старина боевых колокольных часов сказывается самим циферблатом с славянскими цифрами.
Из описи 1660 года видно, что они переживают третье столетие, - там записано:”В часовой палатке часы большие с четвертями, а у них колокол боевой, да четыре колокола четвертных.” Старый механизм, однако ж, за слабостью сил, нередко предаётся отдохновению, и только вставка или припайка новых зубцов к колёсам машины взамен выпадающих, возвращают ей на время орган звука.”
Циферблат, цифры которого на древнерусский манер изображены буквами, весьма экзотичен – и в Суздале не единственен. Подобный ему расположен на колокольне, что у Рождественского собора в так называемом ”Суздальском кремле”, он на след. фото:
Но вернемся к описанию Спасо-Евфимиевой звонницы:
“В нижнем этаже сей башни и галереи существуют также палатки для склада разных, вышедших из употребления, монастырских вещей."
"В палатках под колокольнею сложены архивные дела и бумаги, разные металлические и матерчатые церковные и трапезные вещи, остатки от винокуренной посуды древнего монастырского производства, [а также] 6 железных незначительного калибра пушек, 23 бердыша, медная полуразорванная броня и несколько ружейных прикладов с старыми замками – память о неспокойных временах Российской истории”
“Далее к северу рисуется Спасо-Преображенский собор, где почивают святые мощи покровителя обители, чудотворца Евфимия. Наружный вид собора величествен, потому что по двум боковым приделам, увенчанным своими особыми главами, он представляется семиглавым.” Вид на Спасо-Преображенский собор с юга, он в центре кадра; слева, с горкой кокошников и шатром – Успенская церковь, 1525 г:
И это же чудо древнерусского зодчества с другого ракурса - Успенская церковь (1525 г) Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря:
След. кадр – Спасо-Преображенский собор (1580 г) Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, вид с северо-запада:
Вся эта лепота – белоснежная роскошная средневековая архитектура – воссоздана титаническими усилиями специалистов Владимирских реставрационных мастерских. Из руин, в которые методично превращались бесподобные памятники на протяжении нескольких десятилетий после революции.
Открыточный Суздаль, которым восхищается полмира, и против которого ополчилась некоторая часть соотечественников, мол, дорого, людно и глянцево – этого чудо-Суздаля могло вообще не случиться, ибо к 1967 году (когда было принято историческое решение о создании в городе Центра международного туризма) значительная часть архитектурного наследия пребывала в удручающем состоянии, причем кое-где – в несовместимом с жизнью. На след фото колокольня и Сретенская церковь Ризоположенского монастыря, снимок 2010 года:
В советские годы были разрушены 14 церквей – разобраны на кирпичи. В уцелевших, как водится, обустраивали что ни попадя. След. фото – Успенская церковь (та, что была на предыдущих фото с горкой кокошников и шатром, 1525 года) и палаты архимандрита, снимок 1960-х гг.:
В Спасо-Евфимиевом монастыре с 1923 года расположился политизолятор.
В 1933-1934 гг. был разобран замечательный памятник, стоявший на территории обители — мраморный мавзолей с наружной мозаичной иконой над могилой Д. М. Пожарского, он на след фото:
Б. И. Романовский 17 марта 1933 г. осматривал памятники монастыря, занятого политизолятором ОГПУ. Оказалось, что уже около 10 дней шла разборка мавзолея. «По заявлению коменданта, — пишет Романовский, — разборка производится по разрешению Москвы. Мрамор (каррарский) идет на постройку Дома советов в Москве. Работы по разборке с тщательной сохранностью мраморных плит производит мастер из Москвы, который производит работы по сооружению мавзолея им. В. И. Ленина». След. кадр – наша звонница, фото 1960-х гг:
С 1940 года на территории монастыря – лагерь специального назначения НКВД, в котором содержались военнопленные, одним из которых стал фельдмаршал Паулюс, а после войны и до 1967 г – колония для девочек-преступниц. (След. кадр - Никольская церковь Евфимиева монастыря (1669 г), фото 1960-х гг:)
А когда в конце 1960-х было решено превратить Суздаль в Советскую туристическую Мекку, многострадальным монастырским постройкам была уготована участь превращения в гостиничный комплекс для размещения гостей города численностью 360 человек.
К счастью, в ходе полномасштабных научно-исследовательских работ эти планы пришлось подкорректировать ввиду выявленной высочайшей историко-культурной ценности объектов, входящих в состав архитектурного комплекса монастыря.
Сейчас на его территории – музей.
Присмотримся к звоннице (её еще называют колокольницей) повнимательнее, а также к её окружению и истории – давней и новейшей.
Кроме прекрасного альбома В. В. Суслова, в знакомстве с архитектурой древней звонницы нам поможет изданное в 1870 г ”Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря”, авторство которого принадлежит Леониду Ивановичу Сахарову, человеку более чем осведомлённому в вопросах содержимого древних монастырских архивов, ибо в ту пору он занимал должность секретаря настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря - архимандрита Досифея.
Сей 88-страничный труд позволяет осмыслить, что представляла собой святая обитель полтора столетия назад – в неторопливые времена отличных от нынешних идеологии и системы ценностей. На след. фото – снимок С. М. Прокудина-Горского, 1912 г, на котором звонница выкрашена красным цветом (как удалось выяснить в ходе реставрационных работ, до XIX века постройка была белой):
Разумеется, к моменту издания ”Описания…” Л. И. Сахарова, архитектура монастырских построек претерпела ряд изменений, исказивших их первоначальный облик. Наша звонница не стала исключением, потеряв в 1750-1760-х гг живописнейшее завершение из закомар и кокошников над девятигранным столпообразным храмом XVI века, а посему, перед тем, как приступить к чтению, полюбуемся на результат замечательной реставрации, осуществлённой в 1978 г:
Итак, строки 1870 года:
“Расположенный на возвышенном, отлогом берегу реки Каменки, Спасо-Евфимиев монастырь, почти за 10 верст с северной и южной сторон, привлекает взоры путешественника массою своих каменных строений.
Внутри возвышенных зубчатых стен, окаймляющих монастырь на протяжении 542 сажен (1 сажень=2,13 м), и пересечённых, на 12 пунктах, высокими башнями, любознательный посетитель найдет немало памятников отечественной старины, в архитектуре церковной и зодчестве, в главном храме, ризнице и библиотеке…
Громадные твердыни монастыря, воздвигнутые в XVII столетии, без сомнения сооружены с оборонительной целью. Высота ограды сторон: южной, восточной и северной достигает 4-х сажен, а западной – 3,5 сажен, толщина стены везде 3 аршина (1 аршин=71 см).” На след фото – надвратная Благовещенская церковь, 1628 г:
“…Прямо на север от Благовещенской церкви вас [за]интересует монастырская, оригинальной древней архитектуры, колокольня, каких у нас в России, говорят, всего только три. Это невысокое, четвероугольное здание, высотою до кровли 221/4 , длиною 22, шириною 7 аршин (15,8 х 15,6 х 5 метров), в виде галереи и разделённое в верхнем ярусе на три для колоколов помещения.” (След. кадр – чертежи из III выпуска ”Памятников древнего русского зодчества” В. В. Суслова, 1897 г :)
“Галерея северною стороною примкнута к осьмигранной башне (на самом деле, граней девять, это хорошо заметно на плане), составлявшей древнюю колокольню; теперь верх её накрыт почти в уровень с галереей, а над промежутком возвышается невысокий четвероугольный ярус с часовыми колоколами, оканчивающийся пирамидою и крестом.” (След кадр – рисунок из III выпуска ”Памятников древнего русского зодчества” В. В. Суслова, 1897 г.)
“Полагать надобно, что галерея пристроена к этому осьмиграннику в конце XVII столетия, к которому времени относится слитие больших колоколов. Но древняя колокольня едва ли не современна основанию монастыря: потому что в ней в среднем ярусе была церковь во имя Иоанна Предтечи, которая, как видно по описям 1758 и 1764 года, в этот промежуток времени, разобрана за ветхостью.”
Строительство девятигранного храма Рождества Иоанна Предтечи ”иже под колоколы” относят к 1530 году – посвящение объясняют фактом рождения у Василия III сына Ивана – будущего царя Иоанна Грозного.
Сам храм располагался во втором ярусе здания, первый ярус отводился под складские помещения, на третьем помещались колокола.
“Общий вес всей массы колоколов простирается до 1100 пуд (1 пуд=16,38 кг). Самый старый отлит в 1561 г. Вес самого большого – 566 пуд, отлит в 1691 г.”
Прямоугольная звонница пристраивалась к древней церкви ”иже под колоколы” поэтапно: в конце XVI века с юга была пристроена однопролётная ”колокольница” с часами (часозвонь), а в 1690-х гг, в силу необходимости, добавились еще два пролёта.
”Старина боевых колокольных часов сказывается самим циферблатом с славянскими цифрами.
Из описи 1660 года видно, что они переживают третье столетие, - там записано:”В часовой палатке часы большие с четвертями, а у них колокол боевой, да четыре колокола четвертных.” Старый механизм, однако ж, за слабостью сил, нередко предаётся отдохновению, и только вставка или припайка новых зубцов к колёсам машины взамен выпадающих, возвращают ей на время орган звука.”
Циферблат, цифры которого на древнерусский манер изображены буквами, весьма экзотичен – и в Суздале не единственен. Подобный ему расположен на колокольне, что у Рождественского собора в так называемом ”Суздальском кремле”, он на след. фото:
Но вернемся к описанию Спасо-Евфимиевой звонницы:
“В нижнем этаже сей башни и галереи существуют также палатки для склада разных, вышедших из употребления, монастырских вещей."
"В палатках под колокольнею сложены архивные дела и бумаги, разные металлические и матерчатые церковные и трапезные вещи, остатки от винокуренной посуды древнего монастырского производства, [а также] 6 железных незначительного калибра пушек, 23 бердыша, медная полуразорванная броня и несколько ружейных прикладов с старыми замками – память о неспокойных временах Российской истории”
“Далее к северу рисуется Спасо-Преображенский собор, где почивают святые мощи покровителя обители, чудотворца Евфимия. Наружный вид собора величествен, потому что по двум боковым приделам, увенчанным своими особыми главами, он представляется семиглавым.” Вид на Спасо-Преображенский собор с юга, он в центре кадра; слева, с горкой кокошников и шатром – Успенская церковь, 1525 г:
И это же чудо древнерусского зодчества с другого ракурса - Успенская церковь (1525 г) Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря:
След. кадр – Спасо-Преображенский собор (1580 г) Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, вид с северо-запада:
Вся эта лепота – белоснежная роскошная средневековая архитектура – воссоздана титаническими усилиями специалистов Владимирских реставрационных мастерских. Из руин, в которые методично превращались бесподобные памятники на протяжении нескольких десятилетий после революции.
Открыточный Суздаль, которым восхищается полмира, и против которого ополчилась некоторая часть соотечественников, мол, дорого, людно и глянцево – этого чудо-Суздаля могло вообще не случиться, ибо к 1967 году (когда было принято историческое решение о создании в городе Центра международного туризма) значительная часть архитектурного наследия пребывала в удручающем состоянии, причем кое-где – в несовместимом с жизнью. На след фото колокольня и Сретенская церковь Ризоположенского монастыря, снимок 2010 года:
В советские годы были разрушены 14 церквей – разобраны на кирпичи. В уцелевших, как водится, обустраивали что ни попадя. След. фото – Успенская церковь (та, что была на предыдущих фото с горкой кокошников и шатром, 1525 года) и палаты архимандрита, снимок 1960-х гг.:
В Спасо-Евфимиевом монастыре с 1923 года расположился политизолятор.
В 1933-1934 гг. был разобран замечательный памятник, стоявший на территории обители — мраморный мавзолей с наружной мозаичной иконой над могилой Д. М. Пожарского, он на след фото:
Б. И. Романовский 17 марта 1933 г. осматривал памятники монастыря, занятого политизолятором ОГПУ. Оказалось, что уже около 10 дней шла разборка мавзолея. «По заявлению коменданта, — пишет Романовский, — разборка производится по разрешению Москвы. Мрамор (каррарский) идет на постройку Дома советов в Москве. Работы по разборке с тщательной сохранностью мраморных плит производит мастер из Москвы, который производит работы по сооружению мавзолея им. В. И. Ленина». След. кадр – наша звонница, фото 1960-х гг:
С 1940 года на территории монастыря – лагерь специального назначения НКВД, в котором содержались военнопленные, одним из которых стал фельдмаршал Паулюс, а после войны и до 1967 г – колония для девочек-преступниц. (След. кадр - Никольская церковь Евфимиева монастыря (1669 г), фото 1960-х гг:)
А когда в конце 1960-х было решено превратить Суздаль в Советскую туристическую Мекку, многострадальным монастырским постройкам была уготована участь превращения в гостиничный комплекс для размещения гостей города численностью 360 человек.
К счастью, в ходе полномасштабных научно-исследовательских работ эти планы пришлось подкорректировать ввиду выявленной высочайшей историко-культурной ценности объектов, входящих в состав архитектурного комплекса монастыря.
Сейчас на его территории – музей.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]