Владимир Высоцкий - сорежиссёр "Место встречи изменить нельзя"
---
Все мы знаем, что режиссёром "Место встречи изменить нельзя" является Станислав Говорухин. Но есть в этом фильме несколько сцен, которые были сняты другим человеком, а именно - Владимиром Высоцким. Владимир Семёнович выступил в этом фильме не только как исполнитель роли Глеба Жеглова, а ещё и сорежиссёром
А дело было так. Где-то через месяц после начала съёмок, Говорухину пришлось уехать - киноначальство отправило его на какой-то кинофестиваль. Чтобы не останавливать съёмочный процесс, Говорухин решил оставить вместо себя Владимира Высоцкого, предварительно обсудив с ним детали, концепции снимаемых эпизодов, мизансцены и так далее. Ему оставили 400 метров плёнки, с расчётом, что этого ему хватит на неделю отсутствия основного режиссёра фильма. Вот только Высоцкий снял всё ему порученное за четыре дня. "Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили", - позже шутил Говорухин.
Но это было позже, а тогда, вернувшегося с фестиваля Говорухина, съёмочная группа встретила словами "Он нас измучил". Они были привычны к говорухинской манере съёмок - всё неспешно, можно сказать даже медлительно. У Высоцкого всё было не так. У него камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Владимир Семёнович требовал, чтобы к началу съёмочной смены все службы киногруппы, от осветителей до костюмеров, были полностью готовы к работе. Все задачи были поставлены чётко, репетиции он проводил быстро и снимал, как правило, с одного-двух дублей.
Какие же сцены были сняты Высоцким? Я точно знаю про три - о них рассказывали сами участники съёмок.
Сцены с Груздевым. Вот как вспоминал об этом Сергей Юрский: "В большей части моих сцен режиссёром выступил Володя. Очень хорошо с ним работалось. Он находился в прекрасной форме. Люди Высоцкому очень доверяли - и актёры, и техники. Он был весел, собран, корректен. С ним можно было спорить, договариваться, предлагать... Это была качественная работа профессионала. В нем ничего не было для меня от того, что сейчас всячески нажимается как бы: гуляка праздный, эдакий Моцарт, который все время сочиняет песни, чуть отвлекаясь от них, небрежно делает какую-то работу, и она все равно гениальна. Вот этого ничего я никогда не заставал в общении с Володей. Я заставал человека трезвого, умеющего планировать и осуществлять планы, умеющего действительно быть руководителем без того, чтобы собою подменять всех остальных, контактного руководителя и контактного партнера, с которым дело иметь мне лично было необыкновенно приятно"
Ещё одна снятая Высоцким сцена - эпизод, где Фокс попадает к Шарапову на допрос. "Я паниковал жутко - все никак не мог нащупать рисунок роли, раскусить характер Фокса, - вспоминал Александр Борисович. - И тогда Володя без пижонства и назидательности сказал мне очень точную фразу: ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает. Мне вдруг стало так легко!"
Третья сцена - с участием погибшего оперативника Васи Векшина. Евгений Леонов-Гладышев, сыгравший Векшина, рассказывал, что Высоцкий предложил облачить его героя в белое офицерское кашне, которое в послевоенные годы носила молодёжь, не попавшая на фронт. Правда эти кадры в фильм не вошли
Правда, надо отметить, что вернувшийся с кинофестиваля Говорухин оказался не сильно доволен отснятым материалом. Исполнительница роли Желтовской Юнона Карева вспоминала, что "ему не нравилось всё — как я хожу, как я говорю, как и во что меня одели"
Сам же Говорухин вспоминал, что в некоторых снятых Высоцким кадрах чувствовалась театральная режиссура. Тем не менее, большинство из отснятых эпизодов в фильме он использовал, "так как у группы не было времени что-то переснимать, да и не было особой необходимости".
Но режиссура нескольких сцен не единственный вклад Высоцкого в ленту. Именно он познакомил Вайнеров с Говорухиным а после активно включился в работу над фильмом. Начиная с процесса работы над сценарием. Он приезжал в Переделкино и активно помогал Вайнерам и Говорухину, предлагал идеи, моменты. В частности, именно он придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других фотографий, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак — указать дверь, ведущую к спасению. Ему, как вы все знаете, принадлежит идея шепелявости Кирпича, сыгранного Станиславом Садальским.
Благодаря именно Высоцкому в фильме появились Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Виктор Павлов, Александр Белявский
Использованы фотографии из архива Одесской киностудии и материалы из книг
Лазарева Г. "Глеб Жеглов. Володя Шарапов. Место встречи изменить нельзя". — Одесса: Феникс, 2012
"Владимир Высоцкий" / Сост. Лазарева Г., Миненко В.. — Одесса: Астропринт, 2006
Бакин В. "Владимир Высоцкий без мифов и легенд". — М.: Эксмо, 2010
Киеня В. "Киносудьба Владимира Высоцкого: фильмы, роли, песни". — Гомель: Полеспечать, 1992
Цыбульский М. "Владимир Высоцкий и его "кино". — Нижний Новгород: Деком, 2016
Взято: dubikvit.livejournal.com
Комментарии (1)
{related-news}
[/related-news]