Ситуация с ТБО. Ставропольский край
---
Продолжаем цикл статей о специфике реализации “мусорной реформы” в регионах Российской Федерации. В этот раз поговорим о ситуации с ТБО в Ставропольском крае.
Ставропольский край – субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также Северо-Кавказского экономического района. Административный центр — город Ставрополь. Население 2 795 431 человек 2019.
Региональный оператор
Согласно Территориальной схеме Ставропольского края в регионе формируется новая система обращения с ТКО, которая включает в себя 4 зоны деятельности.
Региональные операторы по обращению с ТКО на территории Ставропольского края:
Первая зона — ООО “Эко-Сити”. Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО — 24 мая 2018 года.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: Апанасенковский, Грачевский, Красногвардейский, Труновский, Туркменский, Шпаковский районы, Изобильненский, Ипатовский, Новоалександровский, Петровский городские округа, город Ставрополь. Статус регионального оператора присвоен сроком на 15 лет.
Дата подписания соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края — 02 июня 2017 года. Действует с 1 января 2018 года.
Вторая зона — ООО “Жилищно-коммунальное хозяйство”. Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО — 27 апреля 2018 года.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: Андроповский, Кировский, Кочубеевский, Курский, Предгорный, Степновский районы, Советский, Георгиевский, Минераловодский городские округа, города Георгиевск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Невинномысск, Пятигорск.
Статус регионального оператора присвоен сроком на 9 лет. Должен приступить к деятельности не позднее 1 января 2019 г.
Третья зона — ООО “Экострой”. Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО — 6 марта 2018 года.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: Александровский, Новоселицкий районы, Благодарненский городской округ. Статус регионального оператора присвоен сроком на 9 лет. Приступил к деятельности 1 июля 2018 г.
Четвертая зона — ООО “Комбинат Благоустройства”. Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО — 6 марта 2018 года.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: Арзгирский, Буденновский, Левокумский районы, Нефтекумский городской округ. Статус регионального оператора присвоен сроком на 9 лет. Приступил к деятельности 1 июля 2018 г.
Тарифная политика
Постановлением региональной комиссии по тарифам установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО “Эко-Сити” на период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года — 668,29 рублей за 1 куб. метр.
ООО “Жилищно-коммунальное хозяйство” на период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года — 686,40 рублей за 1 куб. метр. (НДС не начисляется). На период с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года — 699,46 рублей за 1 куб. метр (НДС не начисляется).
ООО “Экострой” на период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года — 621,65 рублей за 1 куб. метр (НДС не начисляется). На период с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года — 663,18 рублей за 1 куб. метр (НДС не начисляется).
ООО “Комбинат Благоустройства” на период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года — 648,16 рублей за 1 куб. метр.
В зависимости от поселения и условий проживания (многоквартирный дом или индивидуальное домовладение) жители будут платить от 75 рублей (станица Беломечетская) до 150 рублей (г.Лермонтов) с человека.
Категории граждан, для которых предусмотрены льготы по коммунальным услугам: инвалиды 1,2 и 3 группы; инвалиды и участники ЧАЭС (в ряде регионов льготы распространяются на инвалидов и участников местных ЧС); ветераны труда; ветераны труда, признанные таковыми в регионе; инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших; лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда” и члены их семей; семьи с детьми-инвалидами; лица, пострадавшие от политических репрессий; многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).
Мусорная инфраструктура в регионе
В Ставропольском крае система обращения с ТКО включает один мусоросжигательный завод и 10 объектов размещения, которые имеют необходимые лицензии. “Их мощности достаточно, чтобы обеспечивать потребности края в размещении и обработке отходов”, — подчёркивается в сообщении на сайте правительства.
По словам полпреда президента РФ в СКФО Олега Белавенцева, сегодня на первый план выходят развитие технологий утилизации и переработки отходов, использование вторсырья. Есть положительный опыт внедрения таких практик: в Ставропольском крае региональный оператор развивает производство тротуарной плитки с использованием полимерных отходов, мощностью до 5,5 тысячи тонн сырья в год.
Кроме того, в регионе реализуются несколько пилотных проектов. Например, в 2018 году на базе предприятий регионального оператора заработала линия по переработке ПЭТ-тары. Отходы перерабатываются в полиэфирное волокно, у которого широкое поле применения – от текстильной промышленности до медицины. Годовая мощность этого производства – до 3,6 тыс. тонн сырья.
В свою очередь, стеклянные бутылки сортируются и отправляются на завод в Минводы.
Активность общественных организаций
7 и 8 февраля 2019 года в Ставропольском крае представители “Молодежки ОНФ” вместе с представителями регионального оператора, муниципалитета, управляющих компаний, экологов провели поквартирный опрос населения и проверили контейнерные площадки для сбора мусора во дворах жилых домов.
Жители Новоалександровска рассказали, что коммунальные отходы в городе рабочие собирают недобросовестно. Пока грузят в контейнер – разбрасывают мусор по дороге, а за собой не убирают. Представитель регионального оператора ООО “Эко-Сити” пообещал разобраться и устранить нарушение.
В Ессентуках основная проблема заключается в слабой информированности населения о проходящей реформе. Представители “Молодежки ОНФ” рассказали жителям города, для чего введена новая система обращения с отходами, из чего складывается тариф на вывоз и утилизацию ТКО.
“В целом люди относятся к реформе положительно, графиком и вывозом мусора довольны, но есть вопросы. В основном они касаются собственников земли, на которых установлены контейнерные площадки. Людям разъяснили, что необходимо обращаться к ним напрямую. Кроме того, на всех проинспектированных площадках мы повесили информационные плакаты, в которых указали требования к региональным операторам. Повторную проверку проведем через месяц, чтобы узнать, исправлены ли нарушения”, – сообщил участник “Молодежки ОНФ” Владимир Василенко.
Отметим, что в региональный исполком ОНФ поступает много жалоб из сельских территорий, где оплата по новой формуле расчета оказалась неподъемной для жителей (до начала “мусорной реформы” во многих населенных пунктах края плата за вывоз ТКО начислялась исходя из фактически накопленного объема отходов).
Так, например, семья из Новоалександровска наполняла собственный контейнер в течение полутора месяцев, затем по заявке сотрудники специализированной компании вывозили мусор. Стоило это 250 руб. Теперь семья из четырех человек ежемесячно платит 440 руб. (по 110 руб. с человека) за вывоз неполного контейнера.
“Почему люди возмущаются? Потому что приходится платить больше, а качество услуги то же, или даже хуже. Если раньше мусор вывозили за 250 рублей и все были довольны, то почему теперь цена в два раза выше? ОНФ настаивает на прозрачности работы всех регоператоров. Мы должны знать, что включено в тариф. Если есть инвестиционная составляющая, то куда пойдут эти деньги, какая сортировочная станция или современный полигон будут построены? Кстати, президент России в послании Федеральному собранию 20 февраля обратил внимание, что надо избавляться от разных “мутных” структур в этой отрасли. Все должно быть понятно и прозрачно”, – прокомментировала член Центрального штаба ОНФ, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева.
Она отметила, что возможность оплачивать мусор по фактическому объему накопления, а не по нормативам, сейчас обсуждается в правительстве РФ и Минприроды России.
“Нормативы накопления отходов надо пересматривать. Не могут люди в соседних территориях мусорить в разы больше. Мы видим, что реформа уже вовсю шагает по стране, но ведомственные документы сильно отстают. Мы хотим, чтобы министерство ускорилось. Пока бумаги пишутся, люди платят из своего кармана и не понимают, почему такие суммы”, – считает О. Тимофеева.
Эксперты ОНФ считают, что сейчас важно поддержать добросовестных плательщиков грамотным решением этой проблемы. “Нельзя допустить, чтобы люди думали, что мусорная реформа – это способ отъема денег у населения”, – сказала эксперт ОНФ Лейла Сароян.
Деятельность региональных операторов
С задачами первого, экспериментального года “мусорной реформы” на Ставрополье справились и власти, и региональные операторы, считает начальник отдела по проведению государственной политики в области обращения с отходами министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Игорь Падалка.
Проблемы выявлялись и устранялись уже по мере перехода на новую систему обращения с отходами. Но многое еще предстоит сделать, чтобы рынок утилизации мусора стал по-настоящему цивилизованным.
По мнению региональных властей, необходимо передать опыт ранее действующих региональных операторов вновь начавшим работать и минимизировать количество жалоб населения на качество услуг. Одновременно надо в процессе устранять те проблемы, которые мешают работать региональным операторам.
Таким образом, по мнению экспертов, в регионе сложилась сложная ситуация с вывозом и переработкой мусора.
Член Президиума НП “Опора России” (г. Ставрополь) Виктор Бондаренко рассуждает о ситуации с вывозом и переработкой мусора в регионе: "Как таковой реформы нет. Она должна была заключаться в том, чтобы вместо свалки строить мусороперерабатывающие заводы. А на деле получилось наоборот. Все осталось точно так же, но мы ещё создали монополиста.
И очевидно, что на место структуры, которая была до этого на рынке вывоза и утилизации мусора, мы получили монстра, который сейчас выставляет огромные счета. И плохо ли она работает, хорошо ли, поменять мы ее не можем".
Общественный деятель (г. Ставрополь) Михаил Зверев рассуждает о специфике мусорной реформы на Ставрополье: "Считаю, что старт мусорной реформы абсолютно неудачный. Весь малый бизнес из-за этого оказался буквально выброшен с рынка. Их интересы никто не учёл. Сейчас этот вопрос решили таким образом, что должна быть квота для малого бизнеса.
Во многих регионах контракты на вывоз мусора заключены на 10-15 лет. Поэтому необходимо предусмотреть компенсационные мероприятия. И хотя мусорных войн в виде сожжённых контейнеров или переполненных мусорных площадок нет, ситуация в целом остаётся напряженной".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Ставропольский край – субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также Северо-Кавказского экономического района. Административный центр — город Ставрополь. Население 2 795 431 человек 2019.
Региональный оператор
Согласно Территориальной схеме Ставропольского края в регионе формируется новая система обращения с ТКО, которая включает в себя 4 зоны деятельности.
Региональные операторы по обращению с ТКО на территории Ставропольского края:
Первая зона — ООО “Эко-Сити”. Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО — 24 мая 2018 года.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: Апанасенковский, Грачевский, Красногвардейский, Труновский, Туркменский, Шпаковский районы, Изобильненский, Ипатовский, Новоалександровский, Петровский городские округа, город Ставрополь. Статус регионального оператора присвоен сроком на 15 лет.
Дата подписания соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края — 02 июня 2017 года. Действует с 1 января 2018 года.
Вторая зона — ООО “Жилищно-коммунальное хозяйство”. Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО — 27 апреля 2018 года.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: Андроповский, Кировский, Кочубеевский, Курский, Предгорный, Степновский районы, Советский, Георгиевский, Минераловодский городские округа, города Георгиевск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Невинномысск, Пятигорск.
Статус регионального оператора присвоен сроком на 9 лет. Должен приступить к деятельности не позднее 1 января 2019 г.
Третья зона — ООО “Экострой”. Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО — 6 марта 2018 года.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: Александровский, Новоселицкий районы, Благодарненский городской округ. Статус регионального оператора присвоен сроком на 9 лет. Приступил к деятельности 1 июля 2018 г.
Четвертая зона — ООО “Комбинат Благоустройства”. Дата выбора регионального оператора по обращению с ТКО — 6 марта 2018 года.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: Арзгирский, Буденновский, Левокумский районы, Нефтекумский городской округ. Статус регионального оператора присвоен сроком на 9 лет. Приступил к деятельности 1 июля 2018 г.
Тарифная политика
Постановлением региональной комиссии по тарифам установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
ООО “Эко-Сити” на период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года — 668,29 рублей за 1 куб. метр.
ООО “Жилищно-коммунальное хозяйство” на период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года — 686,40 рублей за 1 куб. метр. (НДС не начисляется). На период с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года — 699,46 рублей за 1 куб. метр (НДС не начисляется).
ООО “Экострой” на период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года — 621,65 рублей за 1 куб. метр (НДС не начисляется). На период с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года — 663,18 рублей за 1 куб. метр (НДС не начисляется).
ООО “Комбинат Благоустройства” на период с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года — 648,16 рублей за 1 куб. метр.
В зависимости от поселения и условий проживания (многоквартирный дом или индивидуальное домовладение) жители будут платить от 75 рублей (станица Беломечетская) до 150 рублей (г.Лермонтов) с человека.
Категории граждан, для которых предусмотрены льготы по коммунальным услугам: инвалиды 1,2 и 3 группы; инвалиды и участники ЧАЭС (в ряде регионов льготы распространяются на инвалидов и участников местных ЧС); ветераны труда; ветераны труда, признанные таковыми в регионе; инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших; лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда” и члены их семей; семьи с детьми-инвалидами; лица, пострадавшие от политических репрессий; многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).
Мусорная инфраструктура в регионе
В Ставропольском крае система обращения с ТКО включает один мусоросжигательный завод и 10 объектов размещения, которые имеют необходимые лицензии. “Их мощности достаточно, чтобы обеспечивать потребности края в размещении и обработке отходов”, — подчёркивается в сообщении на сайте правительства.
По словам полпреда президента РФ в СКФО Олега Белавенцева, сегодня на первый план выходят развитие технологий утилизации и переработки отходов, использование вторсырья. Есть положительный опыт внедрения таких практик: в Ставропольском крае региональный оператор развивает производство тротуарной плитки с использованием полимерных отходов, мощностью до 5,5 тысячи тонн сырья в год.
Кроме того, в регионе реализуются несколько пилотных проектов. Например, в 2018 году на базе предприятий регионального оператора заработала линия по переработке ПЭТ-тары. Отходы перерабатываются в полиэфирное волокно, у которого широкое поле применения – от текстильной промышленности до медицины. Годовая мощность этого производства – до 3,6 тыс. тонн сырья.
В свою очередь, стеклянные бутылки сортируются и отправляются на завод в Минводы.
Активность общественных организаций
7 и 8 февраля 2019 года в Ставропольском крае представители “Молодежки ОНФ” вместе с представителями регионального оператора, муниципалитета, управляющих компаний, экологов провели поквартирный опрос населения и проверили контейнерные площадки для сбора мусора во дворах жилых домов.
Жители Новоалександровска рассказали, что коммунальные отходы в городе рабочие собирают недобросовестно. Пока грузят в контейнер – разбрасывают мусор по дороге, а за собой не убирают. Представитель регионального оператора ООО “Эко-Сити” пообещал разобраться и устранить нарушение.
В Ессентуках основная проблема заключается в слабой информированности населения о проходящей реформе. Представители “Молодежки ОНФ” рассказали жителям города, для чего введена новая система обращения с отходами, из чего складывается тариф на вывоз и утилизацию ТКО.
“В целом люди относятся к реформе положительно, графиком и вывозом мусора довольны, но есть вопросы. В основном они касаются собственников земли, на которых установлены контейнерные площадки. Людям разъяснили, что необходимо обращаться к ним напрямую. Кроме того, на всех проинспектированных площадках мы повесили информационные плакаты, в которых указали требования к региональным операторам. Повторную проверку проведем через месяц, чтобы узнать, исправлены ли нарушения”, – сообщил участник “Молодежки ОНФ” Владимир Василенко.
Отметим, что в региональный исполком ОНФ поступает много жалоб из сельских территорий, где оплата по новой формуле расчета оказалась неподъемной для жителей (до начала “мусорной реформы” во многих населенных пунктах края плата за вывоз ТКО начислялась исходя из фактически накопленного объема отходов).
Так, например, семья из Новоалександровска наполняла собственный контейнер в течение полутора месяцев, затем по заявке сотрудники специализированной компании вывозили мусор. Стоило это 250 руб. Теперь семья из четырех человек ежемесячно платит 440 руб. (по 110 руб. с человека) за вывоз неполного контейнера.
“Почему люди возмущаются? Потому что приходится платить больше, а качество услуги то же, или даже хуже. Если раньше мусор вывозили за 250 рублей и все были довольны, то почему теперь цена в два раза выше? ОНФ настаивает на прозрачности работы всех регоператоров. Мы должны знать, что включено в тариф. Если есть инвестиционная составляющая, то куда пойдут эти деньги, какая сортировочная станция или современный полигон будут построены? Кстати, президент России в послании Федеральному собранию 20 февраля обратил внимание, что надо избавляться от разных “мутных” структур в этой отрасли. Все должно быть понятно и прозрачно”, – прокомментировала член Центрального штаба ОНФ, вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева.
Она отметила, что возможность оплачивать мусор по фактическому объему накопления, а не по нормативам, сейчас обсуждается в правительстве РФ и Минприроды России.
“Нормативы накопления отходов надо пересматривать. Не могут люди в соседних территориях мусорить в разы больше. Мы видим, что реформа уже вовсю шагает по стране, но ведомственные документы сильно отстают. Мы хотим, чтобы министерство ускорилось. Пока бумаги пишутся, люди платят из своего кармана и не понимают, почему такие суммы”, – считает О. Тимофеева.
Эксперты ОНФ считают, что сейчас важно поддержать добросовестных плательщиков грамотным решением этой проблемы. “Нельзя допустить, чтобы люди думали, что мусорная реформа – это способ отъема денег у населения”, – сказала эксперт ОНФ Лейла Сароян.
Деятельность региональных операторов
С задачами первого, экспериментального года “мусорной реформы” на Ставрополье справились и власти, и региональные операторы, считает начальник отдела по проведению государственной политики в области обращения с отходами министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Игорь Падалка.
Проблемы выявлялись и устранялись уже по мере перехода на новую систему обращения с отходами. Но многое еще предстоит сделать, чтобы рынок утилизации мусора стал по-настоящему цивилизованным.
По мнению региональных властей, необходимо передать опыт ранее действующих региональных операторов вновь начавшим работать и минимизировать количество жалоб населения на качество услуг. Одновременно надо в процессе устранять те проблемы, которые мешают работать региональным операторам.
Таким образом, по мнению экспертов, в регионе сложилась сложная ситуация с вывозом и переработкой мусора.
Член Президиума НП “Опора России” (г. Ставрополь) Виктор Бондаренко рассуждает о ситуации с вывозом и переработкой мусора в регионе: "Как таковой реформы нет. Она должна была заключаться в том, чтобы вместо свалки строить мусороперерабатывающие заводы. А на деле получилось наоборот. Все осталось точно так же, но мы ещё создали монополиста.
И очевидно, что на место структуры, которая была до этого на рынке вывоза и утилизации мусора, мы получили монстра, который сейчас выставляет огромные счета. И плохо ли она работает, хорошо ли, поменять мы ее не можем".
Общественный деятель (г. Ставрополь) Михаил Зверев рассуждает о специфике мусорной реформы на Ставрополье: "Считаю, что старт мусорной реформы абсолютно неудачный. Весь малый бизнес из-за этого оказался буквально выброшен с рынка. Их интересы никто не учёл. Сейчас этот вопрос решили таким образом, что должна быть квота для малого бизнеса.
Во многих регионах контракты на вывоз мусора заключены на 10-15 лет. Поэтому необходимо предусмотреть компенсационные мероприятия. И хотя мусорных войн в виде сожжённых контейнеров или переполненных мусорных площадок нет, ситуация в целом остаётся напряженной".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]