Двор на Лаврушинском переулке, в Замоскворечье ...
---
Двор на Лаврушинском переулке, в Замоскворечье
…… или что я увидел на старой фотографии
Рассматривал недавно старые фотографии в альбомах Найденова.
И невольно отметил, что на многих снимках присутствует очень интересная информации не только по самому зданию, а и по его окружению. Видна окружающая городская среда. На сегодня это единственные документы о том, как выглядела Москва во второй половине XIX века.
Вот, например, фотография церкви Николы в Толмачах, в Замоскворечье. Фотограф установил своё оборудование в Лаврушинском переулке, во дворе жилого дома, и снял вид в сторону церкви.
1. Фотография из альбома Найденова, 1882 г.
И на первом плане получился двор тех лет. Вид чем-то схож со знаменитой картиной В.Поленова «Московский дворик». Попробуем определить точку съемки на карте:
Часть карты 1852 г.- Хотевский план Москвы
Очевидно, фотограф стоял в том месте, где написана цифра 213.
Угловой жилой дом остался слева и в кадр не попал.
А вся дворовая территория видна в деталях. Именно двор меня и заинтересовал в первую очередь, всю фотографию целиком я много раз видел.
План домовладения в большом масштабе:
Жилой дом,
строение во дворе, назовем его условно «флигель»,
небольшой сад между домом и забором.
И двор в центре домовладения, где делал съемку фотограф
Границы домовладения я обозначил красной линией и попробовал определить его площадь. Размер домовладения получился 40х35 м, то есть где-то 1400 кв. м. Но это приблизительно.
Сам жилой дом тоже удалось найти, но на более позднем снимке - на сайте «Фотографии прошлого». За полвека произошли некоторые изменения, на месте «Сада» уже появился двухэтажный жилой дом. Несложно предположить, что на рубеже веков обедневшие владельцы были вынуждены продать часть своей территории, своего сада-огорода, под строительство небольшого доходного дома.
2. Фото 1920-30 гг. Вид на застройку квартала.
Справа Лаврушинский переулок, а слева вдаль уходит Большой Толмачевский переулок
В центре снимка жилой дом, он оказался деревянный, с мезонином, и на каменном полуподвальном этаже
Дом можно назвать типичным особняком старой Москвы, очевидно в Замоскворечье таких зданий было немало. С правой стороны снимка видна входная дверь в дом, а может быть и во двор.
Могу представить себе переполох в доме, когда во двор зашел фотограф с аппаратурой, которой жители никогда, скорее всего, в жизни не видели. Можно вообразить купца и все его семейство, столпившихся на крыльце дома и наблюдавших за съемкой широко открыв и глаза и рты. Может быть, именно из-за этого фотограф повернул камеру под таким углом, чтобы жильцы не попадали в кадр. И соответственно – на фотографии есть «флигель» и постройки справа, но нет жилого дома слева.
А теперь, когда стало ясно, где находится дом и двор – самое время посмотреть детальные фрагменты дворовых сооружений. Двор простой и неухоженный, наполнен дровами и всякими сараями и пристройками, но все они живописные.
Фрагмент № 1
В центре фотографии из Альбома Найденова 1882 года видна куча дров, сложенных около забора, отделяющего двор от соседней территории церкви. Конечно, дрова в те годы были важной частью быта жителей. Думаю, что в такие обжитые районы дрова регулярно завозились, но может быть были и проблемы с их покупкой. Об этом надо читать у бытописателей тех лет. У И.Шмелева много написано о жизни Замоскворечья, надо посмотреть внимательно.
Фрагмент № 2
А вот второй фрагмент еще интереснее. На фото бревенчатая пристройка к «флигелю». Что это может быть такое? Судя по решетчатой двери, в этом помещении содержалась какая-то домашняя живность. И мешок с травой у двери тоже говорит об этом же. Может быть это курятник? Или хлев для коровы? Или может, здесь конюшня для лошади? Давайте посмотрим следующий фрагмент фотографии.
Фрагмент № 3
На третьем фрагменте самая левая часть снимка. Здесь видна телега, очевидно лошадь переступала ногами во время съемки, и у телеги запечатлелось двойное колесо. Что нагружено, понять сложно, но скорее всего – это сено. Так привезли сено? Значит – на предыдущем кадре изображено помещения для коровы или лошади. Курам сено ни к чему.
Да и содержание коровы в городе тех лет тоже проблематично, проще было покупать молоко. И можно сделать вывод, что на втором фрагменте изображена дверь в конюшню.
Значит, в состав усадьбы входили такие сооружения:
1. Жилой дом
2. Флигель, или хозяйственный корпус с конюшней
3. Сад или огород
4. Двор
Такие открытия удалось сделать, рассматривая старые фотографии.
Но остался без ответа самый главный вопрос….. Почти все фотографии в Альбомах издания Найденова выполнены с улицы. Церкви, монастыри и прочие дома фотографировали именно с улиц. И церковь Николы в Толмачах тоже прекрасно видна и с Большого и с Малого Толмачевских переулков.
Но фотограф поставил себе задачу сделать фото с Лаврушинского переулка. А поскольку с улицы вид на церковь был полузакрыт забором усадьбы, то фотограф проник во двор. И выполнил свою историческую миссию, запечатлев для нас с вами двор небогатой купеческой усадьбы второй половины XIX века. Фотографу большое спасибо!
Но вот зачем ему понадобилось фотографировать именно с Лаврушинского переулка, этого уже никто не скажет. Хотя, почему никто? Может быть, читатели ЖЖ найдут ответ!
Прошло много лет, деревянного дома уже нет, и вся застройка, окружающая церковь, давно уже новая.
Вид на церковь с Лаврушинского переулка в наши дни тоже закрыт – новым Инженерным корпусом Третьяковской галереи. Но если проникнуть во двор, то можно увидеть замечательную картину – вид из-под арки Инженерного корпуса на церковь:
Современная фотография церкви Николы в Толмачах
Вот такую историю я сочинил, разглядывая и изучая старую фотографию 1882 года :)
…………………………………………………….
- Москва. Соборы, монастыри и церкви. Часть III. Земляной город, 1883.
Замоскворецкая часть Земляного города. (В альбоме фамилия Найденова нигде не присутствует)
- Сайт «Фотографии прошлого»
- Сайт «Храмы России»
Работа впервые опубликова здесь - https://archistorik.livejournal.com/23885.html
…… или что я увидел на старой фотографии
Рассматривал недавно старые фотографии в альбомах Найденова.
И невольно отметил, что на многих снимках присутствует очень интересная информации не только по самому зданию, а и по его окружению. Видна окружающая городская среда. На сегодня это единственные документы о том, как выглядела Москва во второй половине XIX века.
Вот, например, фотография церкви Николы в Толмачах, в Замоскворечье. Фотограф установил своё оборудование в Лаврушинском переулке, во дворе жилого дома, и снял вид в сторону церкви.
1. Фотография из альбома Найденова, 1882 г.
И на первом плане получился двор тех лет. Вид чем-то схож со знаменитой картиной В.Поленова «Московский дворик». Попробуем определить точку съемки на карте:
Часть карты 1852 г.- Хотевский план Москвы
Очевидно, фотограф стоял в том месте, где написана цифра 213.
Угловой жилой дом остался слева и в кадр не попал.
А вся дворовая территория видна в деталях. Именно двор меня и заинтересовал в первую очередь, всю фотографию целиком я много раз видел.
План домовладения в большом масштабе:
Жилой дом,
строение во дворе, назовем его условно «флигель»,
небольшой сад между домом и забором.
И двор в центре домовладения, где делал съемку фотограф
Границы домовладения я обозначил красной линией и попробовал определить его площадь. Размер домовладения получился 40х35 м, то есть где-то 1400 кв. м. Но это приблизительно.
Сам жилой дом тоже удалось найти, но на более позднем снимке - на сайте «Фотографии прошлого». За полвека произошли некоторые изменения, на месте «Сада» уже появился двухэтажный жилой дом. Несложно предположить, что на рубеже веков обедневшие владельцы были вынуждены продать часть своей территории, своего сада-огорода, под строительство небольшого доходного дома.
2. Фото 1920-30 гг. Вид на застройку квартала.
Справа Лаврушинский переулок, а слева вдаль уходит Большой Толмачевский переулок
В центре снимка жилой дом, он оказался деревянный, с мезонином, и на каменном полуподвальном этаже
Дом можно назвать типичным особняком старой Москвы, очевидно в Замоскворечье таких зданий было немало. С правой стороны снимка видна входная дверь в дом, а может быть и во двор.
Могу представить себе переполох в доме, когда во двор зашел фотограф с аппаратурой, которой жители никогда, скорее всего, в жизни не видели. Можно вообразить купца и все его семейство, столпившихся на крыльце дома и наблюдавших за съемкой широко открыв и глаза и рты. Может быть, именно из-за этого фотограф повернул камеру под таким углом, чтобы жильцы не попадали в кадр. И соответственно – на фотографии есть «флигель» и постройки справа, но нет жилого дома слева.
А теперь, когда стало ясно, где находится дом и двор – самое время посмотреть детальные фрагменты дворовых сооружений. Двор простой и неухоженный, наполнен дровами и всякими сараями и пристройками, но все они живописные.
Фрагмент № 1
В центре фотографии из Альбома Найденова 1882 года видна куча дров, сложенных около забора, отделяющего двор от соседней территории церкви. Конечно, дрова в те годы были важной частью быта жителей. Думаю, что в такие обжитые районы дрова регулярно завозились, но может быть были и проблемы с их покупкой. Об этом надо читать у бытописателей тех лет. У И.Шмелева много написано о жизни Замоскворечья, надо посмотреть внимательно.
Фрагмент № 2
А вот второй фрагмент еще интереснее. На фото бревенчатая пристройка к «флигелю». Что это может быть такое? Судя по решетчатой двери, в этом помещении содержалась какая-то домашняя живность. И мешок с травой у двери тоже говорит об этом же. Может быть это курятник? Или хлев для коровы? Или может, здесь конюшня для лошади? Давайте посмотрим следующий фрагмент фотографии.
Фрагмент № 3
На третьем фрагменте самая левая часть снимка. Здесь видна телега, очевидно лошадь переступала ногами во время съемки, и у телеги запечатлелось двойное колесо. Что нагружено, понять сложно, но скорее всего – это сено. Так привезли сено? Значит – на предыдущем кадре изображено помещения для коровы или лошади. Курам сено ни к чему.
Да и содержание коровы в городе тех лет тоже проблематично, проще было покупать молоко. И можно сделать вывод, что на втором фрагменте изображена дверь в конюшню.
Значит, в состав усадьбы входили такие сооружения:
1. Жилой дом
2. Флигель, или хозяйственный корпус с конюшней
3. Сад или огород
4. Двор
Такие открытия удалось сделать, рассматривая старые фотографии.
Но остался без ответа самый главный вопрос….. Почти все фотографии в Альбомах издания Найденова выполнены с улицы. Церкви, монастыри и прочие дома фотографировали именно с улиц. И церковь Николы в Толмачах тоже прекрасно видна и с Большого и с Малого Толмачевских переулков.
Но фотограф поставил себе задачу сделать фото с Лаврушинского переулка. А поскольку с улицы вид на церковь был полузакрыт забором усадьбы, то фотограф проник во двор. И выполнил свою историческую миссию, запечатлев для нас с вами двор небогатой купеческой усадьбы второй половины XIX века. Фотографу большое спасибо!
Но вот зачем ему понадобилось фотографировать именно с Лаврушинского переулка, этого уже никто не скажет. Хотя, почему никто? Может быть, читатели ЖЖ найдут ответ!
Прошло много лет, деревянного дома уже нет, и вся застройка, окружающая церковь, давно уже новая.
Вид на церковь с Лаврушинского переулка в наши дни тоже закрыт – новым Инженерным корпусом Третьяковской галереи. Но если проникнуть во двор, то можно увидеть замечательную картину – вид из-под арки Инженерного корпуса на церковь:
Современная фотография церкви Николы в Толмачах
Вот такую историю я сочинил, разглядывая и изучая старую фотографию 1882 года :)
…………………………………………………….
- Москва. Соборы, монастыри и церкви. Часть III. Земляной город, 1883.
Замоскворецкая часть Земляного города. (В альбоме фамилия Найденова нигде не присутствует)
- Сайт «Фотографии прошлого»
- Сайт «Храмы России»
Работа впервые опубликова здесь - https://archistorik.livejournal.com/23885.html
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]