Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная
11.03.2019 857 0 0 varandej

Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная

---
0
В закладки
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Рассказав в прошлой части о нелёгком балансировании Владивостока между Севастополем, Одессой и Сан-Франциско, начну прогулку по его достопримечательностям и районам. Будет она долгой - со всеми островами и окраинами полтора десятка постов, как в иных столицах. А начнём её там, где Транссибирская магистраль встречается с морем.

Вернее, справедливости ради, происходит эта встреча минут за 40 до прибытия на вокзал, на самой окраине города. В поля и сопки обжитого Приморья вдруг вклинивается кинжалом длинный и узкий Амурский залив, и по его берегу в основном тянется Транссиб в черте города. Поезд идёт из бухты в бухту, минуя мыс за мысом, и вот такими пейзажами встречает гостя Город Нашенский. Вот только мелок Амурский залив, и вместо портовых терминалов в его бухточках - лодочные марины:

2.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Затем поезд уходит от моря, а за вагонным окном появляются старые дома. Короткий тоннель, перроны, паровоз-памятник - и вот мы прибыли. Тоннель проходит под главной площадью, над которой нависает вон та высотка краевой администрации (1983), а пути станции лежат между двумя вокзалами - железнодорожным и морским:

3.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Формально, железнодорожную историю Владивостока открыл в 1891 году лично цесаревич Николай, будущий Николай II, через здешний порт вернувшийся в Россию из турне по Евразии. Дальше ему предстоял долгий путь по Сибири, а города на Московском тракте встречали будущего государя свежепостроенными триумфальными арками. Во Владивостоке же цесаревич своими руками уложил первое звено будущей великой магистрали. Пролежало это зёрнышко в земле два года, пока инженеры изыскивали среди пологих сопок и малоросских сёл оптимальную трассу. В 1893 году началась укладка путей, а в 1894 на Золотом Роге было построено первое здание вокзала:

3а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Но та линия вела лишь в Хабаровск, откуда пассажиры и грузы могли продолжить путь по Амуру до забайкальского Сретенска - первоначальной конечной Транссиба. По-настоящему же Владивосток связала с остальной Россией в 1903 году Китайско-Восточная железная дорога, и первый прямой поезд из далёкого Петербурга принёс Владивостоку взрывной рост. За считанные годы город вырос вчетверо, став первым стотысячником за Уралом, и инфраструктура за этим ростом явно не могла угнаться. Нынешний вокзал построили только в 1909-11 годах:

4.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Станция хитро вписана в склон - пути проходят с обеих сторон от вокзала:

5.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Но привокзальная площадь лежит на уровне его второго этажа:

6.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Считается, что этот вокзал строился по образцу Ярославского вокзала Москвы на другом конце Великой магистрали. Если это и так, то сходство отдалённое угадывается лишь с некоторых точек:

7.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


В целом, само вокзальное здание кажется мне довольно громоздким, и я бы сказал, что "делают" его детали:

8а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Не знаю, аутентичен ли двуглавый орёл и где он пережил советскую эпоху, но ажурные решётки вокзальной крыши им не исчерпываются:

8.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


На многочисленных фронтах - гербы России и двух конечных городов самой длинной на свете дороги:

9.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Главное украшение владивостокского вокзала - изразцы, обильно расставленные по стенам:

10.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Всё это строилось за десятилетие до знаменитой фразы Ильича, но весь облиак вокзала буквально вопиёт: "Ведь город-то это НАШЕНСКИЙ!". Не грациозные самураи и не витиеватые драконы украшают вокзал, а богатыри да жар-птицы, и даже вместо тигров - львы:

11.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Изразцами украшены и интерьеры:

12а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Но толком осмотреть вокзал изнутри я так и не успел. Вот лишь главный зал с барельефом Николая II в торце и образами двух конечных городов на потолочной фреске:

12.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Самое неудобное свойство Владивостока-Пассажирского - в том, что почти на каждую платформу здесь ведёт свой выход, а потому по этой лестнице, ведущей к двум платформам непосредственно около здания, мне спуститься так и не довелось. Впрочем, самое красивое помещение владивостокского вокзала - бывший ресторан "Прибой", - для пассажиров в любом случае недоступно. Подробнее об интерьерах и деталях можно почитать у
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно
periskop.

13.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


У торца вокзального здания - паровоз Ea, строившийся по советским чертежами в Америке и сюда попавший в 1944 году по ленд-лизу. Такие машины были основными на Дальневосточной железной дороге вплоть до конца паровой эпохи в 1960-х годах.

14.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Паровоз - часть мемориала "Конец Транссиба" (1996), и колонна перед ним отмечает 9288-й километр. На самом деле за этим концом ещё как минимум сам вокзал, а парой километров дальше грузовой парк станции, упирающийся в Амурский залив. Для грузов Транссиба же фактический конец - это Находка, тем более что она несколько дальше от московского начала. Новенькое здание справа же ни что иное, как терминал аэроэкспресса, пущенного в 2012 году. На холмистом полуострове Муравьёва-Амурского аэропорт поставить негде, до Кневичей 60 километров и город-спутник Артём, так что аэроэкспресс тут штука действительно нужная. Более того, он и не совсем экспресс - делает в длинном городе целых 5 остановок. Главный минус же его в том, что электричка курсирует всего 5 раз в сутки, и расписание её никак не стыкуется с аэропортовским. Подробнее аэроксэпресс Владивостока показывал опять же Перископ.

15.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Чуть дальше у путей интересное здание - бывший мясохолодильник американской фирмы "Union" (1908). К своему стыду, я не разглядел, что на торце у него каменная бычья голова - усталость, чтоб её...

16.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Выглянем на привокзальную площадь с привычной стоянкой такси, остановкой городских автобусов и десятком ларьков с шаурмой, хот-догами и гонконгскими вафлями... но надо заметить, очень чистых и приличных ларьков. напротив вокзала - Почтамт, интересное здание 1970-х годов, если бы не тот факт, что построено оно на месте штаба Владивостокской крепости:

17.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Рядом Ильич (1932) как бы говорит свою знаменитую фразу о "городе нашенском" и кажет куда-то на юг:

18.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Направо - Алеутская улица, центр и Миллионка, налево - полуострова Шкота и мыс Эгершельд с маяком, но всё это тема отдельных постов. Поэтому сейчас взглянем лишь на постройки, имеющие прямое отношение к станции. В сторону Эгершельда - административное здание (1911) вокзала над багажным терминалом у платформы:

19.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Со стороны центра - управление Уссурийской железной дороги (1936), ныне Владивостокского региона Дальневосточной ЖД. Здание, как и вокзал, хитро вписано в склон, и на самом деле раза в три больше, чем кажется:

20.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


А высокая жёлтая стена принадлежит бывшему Гранд-отелю Скидельских - зданию огромному, скучному внешне, но с чрезвычайно богатой историей. Евреи-литваки Скидельские - отец Яков и три его сына, - были родом из белорусского Слонима, преуспели в украинском Екатеринославе (ныне Днепр), а с появлением КВЖД решили поменять его на Харбин.
Видя, как разросся последний, они раньше многих поняли, что портовый Владивосток железная дорога просто взорвёт, и уже в 1902 году построили отель вблизи вокзала. В 1918-22 годах, когда в Приморье сменялось власть красных и белых ("Чёрный буфер") марионеточных государств, здесь находилось консульство Британии. При Советах его место поначалу занял губисполком, а позже квартиры партийной элиты и Дворец Труда - главное, как сказали бы сейчас, общественное пространство города. На крыше его по такому случаю водрузили скульптуру "Пролетарий, разбивающий цепи на Земном шаре", автором которой был небезызвестный Владимир Винклер - самый что ни на есть белочех, то есть австро-венгерский пленный чешского происхождения, в глубине России он оказался востребован как скульптор. Накануне революции Винклер украсил несколько зданий в Омске. Одним из первых среди чехословаков попав во Владивосток, он, однако, не отправился на родину, а женился на россиянке, остался здесь и даже успел изваять кое-что для Советов... впрочем, никаких других скульптур Винклера во Владивостоке мне не известно, да и эту снесли в 1968, надстроив над зданием два этажа. Винклер в 1928 году уехал в Харбин, где и прожил остаток жизни назло всем революциям и войнам. Там же после Гражданской войны остались Скидельские, но связь с былым хозяевам их гранд-отеля не пропала: с 1930-х годов еврейские купцы стали подданными Британской Короны, а с началом японо-китайских войн отбыли в Туманный Альбион. Семён Скидельский там прославился как журналист и писатель, а его племянник Робет Скидельски - как учёный-экономист. Последний жив до сих и даже посещал Владивосток в постсоветские годы.

20а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Гранд-отель, как и весь привокзальный комплекс, отлично виден с Золотого Рога. За ним справа огромный жилой дом "Серая лошадь" 1930-х годов, а слева, с синей надписью на фасаде - офис Дальневосточного морского пароходства. На переднем плане - Морской вокзал. Что удивительно, он ровесник иных сталинок - построен в 1959-64 годах. Не удивлюсь, если по личному распоряжению Хрущёва, в 1959 году через Владивосток вернувшегося из вояжа по Америке.

21.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Внутри морвокзала в основном магазины всякой всячины и толпы китайцев, пришедшие купить сувенир а ля рюсс. На самом деле морвокзал действует, но только не каждый день - сюда причаливают паромы до Кореи и Японии и круизные лайнеры.

21а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


На площадке морвокзала с 2013 года стоит "Кнехт, показывающий время" - это его официальное название. Кнехт аутентичный, конца 19 века, но с постройкой Морвокзала и реконструкцией причальной стенки оказавшийся не у дел, поэтому его перенесли сюда и оснастили циферблатом:

22.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Терраса Морвокзала служит отличной смотровой площадкой - вокзал и Корабельная набережная располагаются у сгиба Золотого Рога, один на западном, а другой на северном берегу изогнутой бухты. Поэтому друг от друга они прекрасно видны - вот тут на заднем плане сопка Орлиное Гнездо, строящийся собор на главной площади, мост Золотые Ворота и наша следующая цель - видите на берегу очертания подводной лодки?

23.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


У торца морвокзала - бывшая таможня (1914-16). В середине ХХ века она успела послужить школой, и можно только позавидовать ученикам, учившимся под скрежет кранов и гром якорной цепи и наблюдавших корабли из классных окон. Сталинка по центру - Дальрыбвтуз на главной площади, а низкое здание с трапециевидной кровлей - это пригородный морвокзал, обслуживающий несколько линий на близлежащие острова и западный берег Амурского залива.

24.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Суда, курсирующие по этим линиям, я показывал в отдельном посте. Равно как и военные корабли на 33-м причале, который вклинивается в сгиб бухты меж вокзалом и Корабельной набережной. На кадрах выше этих кораблей нет, поскольку были они в тот день на учениях, а на кадрах с набережной на заднем плане через раз будет появляться огромный (почти 200 метров) ракетный крейсер "Варяг" - флагман Тихоокеанского флота. Кратчайший путь до Корабельной набережной - не по парадным Алеутской и Светланской улицам, а виадуками и портовыми проездами вдоль тщедушных грузовых линий, ведущих на Дальзавод в конце Золотого Рога. Мне они казались давно заброшенными, но вот мимо пригородного морвокзала прогрохотал тепловоз:

25.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Не помню, где этот орёл, но кажется - у какого-то сувенирного магазинчика с русским дубляжом китайских иероглифов. Несмотря на непрезентабельный вид, в этом углу довольно людно:

25а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


33-й причал - полноценная воинская часть с ощерившейся ДОТом проходной. За забором, однако, просматриваются корабли (когда они там есть) и две пушки полуденного выстрела. В последнее время такие появились ни к селу ни к городу во многих городах типа Красноярска, но во Владивостоке, как и в Питере, традиция вполне аутентична: пушкой вместо колокола созывала на службу народ ещё в 1860-х годах первая местная церковь. Полуденным выстрел стал то ли в 1889, то ли в 1914 году. Традиция прерывалась при Советах, возрождалась при них же в 1970-м, вновь прерывалась за недостатком у города средств на новые снаряды в 1996-97 и 2008-16-м. И вот пушки стоят, лишь только в полдень рядом с ними мне не случилось оказаться.
Ближе к проходной в сквере у причала - обелиск с корабликом, поставленный в память командиров Тихоокеанского флота. Погибли они в мирное время не на корабле, а на самолёте - 7 февраля 1981 года возвращаясь со съезда командных составов флотов в Ленинграде. Вёз адмиралов Ту-104, взлетали они в снегопад, но погубило борт не это - в Ленинграде ТОФовцы закупили множество полезных товаров, среди которых было несколько огромных рулонов бумаги. При взлёте один из них покатился по грузовому салону, от чего самолёт потерял равновесие и с полными баками рухнул на землю хвостом вперёд. Погибло 50 человек, в том числе 12 капитанов первого ранга и 16 адмиралов, среди которых был командующий ТОФ Эмиль Спиридонов. Возможно, с этой катастрофой связано и то, что большинство тихоокеанских кораблей были спущены на воду на рубеже 1980-90-х - обновившееся командование ускорило обновление флота.

26.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Вот и сама Корабельная набережная - совсем короткая, однако с Золотым мостом в качестве фона - до него полкилометра, что вдвое больше высоты пилонов и меньше длины пролёта. У причала - корабль-музей "Красный Вымпел", на переднем плане - Адмиральская пристань и обелиск основателям города (1985): в 1860 году именно сюда транспорт "Маньчжур" высадил военных строителей.

27.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Рядом и другие памятники. Например, адмиралу Николаю Кузнецову (2013), в 1939-56 годах с перерывами командиру советских военно-морских сил. В 1948-51 годах его понижали в звании до контр-адмирала (с Адмирала Флота) и отправляли командовать ТОФ. Как нетрудно догадаться, наш единственный авианосец тоже назван в его честь. Второй памятный знак (2008) - "Пионерам подводного плавания", но эту историю я расскажу чуть позже.

28.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Но меньше всего я ожидал увидеть здесь первый в России памятник Александру Солженицыну (2015). Дело в том, что диссидент вернулся в Россию в 1994 году не через Москву и даже не через Питер, а рейсом из Анкориджа с промежуточной посадкой в Магадане во Владивосток. Тот самый город, на который, согласно преданиям из патриотической среды, призывали сбросить атомную бомбу иные жертвы "карательной" психиатрии. Идея Александра Исаевича была красива - прежде, чем приехать в Москву, в подарённый Ельциным особняк, он хотел пересечь всю Россию, понять новый облик страны, а ещё - проповедовать народу под камеры западных журналистов. Разумеется, в отчаянии 1990-х всё это выглядело не возвратом Пророка в своё отечество, а дешёвым политическим шоу.

29.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Но мне нравится, что с памятником диссиденту мирно соседствует памятник большевикам. Таковым является "Красный Вымпел", военная парусно-паровая яхта, построенная в 1910 году на Охтинской верфи в Петербурге как "Адмирал Завойко". За что этому кораблю выпала честь стать в 1958 году памятником, можно понять из его названия: в ноябре 1917 года он первым на Тихоокеанском флоте поднял красный флаг. Позже "Завойко" переходил то к белым, то к красным, установление Чёрного буфера встретил на Камчатке и, опасаясь её захвата японцами, ушёл в Шанхай, а оттуда лишь в 1921 году вернулся в Советскую Россию и пару лет спустя под новым названием стал кораблём береговой охраны. Позже он оборудовал гидроаэродромы на Командорских островах и занимался минной разведкой, в 1940-х был учебным судном, а затем превратился едва ли не в первый после "Авроры" советский корабль-музей.

30.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Но не единственный на этой набережной. Большое здание слева, кстати говоря - штаб Тихоокеанского флота:

31.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Сквозь иллюминаторы на кадре выше можно заглянуть в машинное отделение:

31а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Но из помещений открыта для осмотра только рубка:

32.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


А в основном лишь палуба:

33.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Вернее, целых 3 палубы, и с верхней открываются отличные виды на Золотой Рог:

34.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


На причале Красного вымпела - его якоря:

35.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


А по другую сторону проезжей части ленивым китом на отмели разлеглась подводная лодка. С-56 была построена в 1936 году на нынешней Адмиралтейской верфи (тогда завод имени Андре Марти) в Ленинграде, по частям доставлена сюда и собрана из секций на "Дальзаводе". В 1943 годах она перешла на Северный флот, совершив переход через Панамский канал и два океана, дважды уйдя от японских торпедных атак. В остаток войны С-56 потопила немецкие танкер, тральщик, транспорт и сторожевик, оставшись в истории русского флота самой результативной субмариной по числу (но не тоннажу!) поражённых целей. Да, 4 судна, ни одно из которых не строилось как боевое - это рекорд, над которым военные из крупных стран хохотали бы в голос. Немецкая U-35 в Первую Мировую отправила на дно 226 судов, а заурядная U-209 недалеко от Вайгача за один бой уничтожила больше (правда, совершенно беззащитных судов), чем С-56 за всю свою историю. Россию всё-таки морской державой можно было назвать разве что в 18-м веке.... С-56 после войны вернулась на Тихий океан, была выведена из состава флота в 1955 году, некоторое время поработала плавучей зарядной станцией, а в 1975 году стала музеем на Корабельной набережной:

36.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Половина субмарины - действительно музей, с широкими дверями меж залов:

37.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Во Владивостоке он уместен как нигде, так как именно Владивосток, наряду с Либавой (ныне Лиепая в Латвии) считается родиной нашего подводного флота. Вообще, попытки создать корабль, незаметно для противника плавающий под водой, уходят корнями куда-то в мастерскую Леонардо да Винчи, а уже в 19 веке с подлодками экспериментировало несколько стран. Россия была в их числе: в 1834 году в Петербурге испытывали цельнометаллическую субмарину на вёсельном ходу, впервые в истории запускавшей из подводного положения ракеты (о том, что в 19 веке и с ракетами было экспериментов, я не раз писал в прошлом году). Первое реальное боевое применение субмарины произошло в 1864 году в американской Гражданской войне, и именно Штаты в 1900 году стали первой страной с регулярными подводными силами. Но паровой двигатель для подлодок был слишком громоздким, мускульный - слишком слабым, и потому их время наступило лишь в ХХ веке, когда в ход пошёл дизель. Первым серьёзным противником этой эпохи для России стала Япония, и в прошлой части я писал о том, как японские корабли бомбили Владивосток. Флот тогда был заперт стоял в Порт-Артуре, город на Золотом Роге спасли в первую очередь льды, и по мере поражений в Жёлтом море страх возвращения больших японских сил в залив Петра Великого делался всё крепче. И что смогли бы сделать местные суда против потопившим две русских эскадры крейсеров?! Модернизировать крепость было слишком долго, и именно "подводные миноносцы" казались самым быстрым решением проблемы. В 1904 году во Владивосток прибыл по Транссибирской магистрали "Дельфин" - первая русская подводная лодка в постоянной эксплуатации, построенная в 1903 году в Петербурге по образцу американского "Фултона".

38.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Дальше начались экстренные, я бы даже сказал, лихорадочные закупки подлодок везде, где их только были готовы продать. В Россию попала "Форель", построенная в Германии по испанскому проекту, кое-что из Франции, но в основном субмарины закупались в Штатах. Как вполне боеспособные "Фултоны" Джона Голланда (у нас эта серия по головному кораблю получила название "Сом"), так и "Протекторы" Саймона Лэка (серия "Осётр"), забракованные американским командованием. Так же экстренно готовились экипажи - например, одну из субмарин умудрились утопить в порту, начав погружение с открытыми люками. И тем не менее к концу русско-японской войны Россия обладал крупнейшим в мире подводным флотом - 19 судов, 13 из которых базировались на Дальнем Востоке. У японцев к тому времени было всего 7 подлодок, но главное - атаки из под воды они действительно боялись и порой начинали палить в воду из всех орудий, приняв за таковую подрыв корабля на мине. Более того, к началу Первой Мировой Россия обладала беспрецедентным опытом использования субмарин. Но подводные миноносцы Владивостока остались оружием сдерживания, экстренной заменой крепости, и петербургские адмиралы умудрились их ценность в упор не понять. К началу Первой Мировой войны Россия имела уникальный опыт использования субмарин в реальной войне - и маленький отсталый флот, в подмётки не годившийся европейским. Запоздало, в 1915 году, началось производство подлодок серии "Барс", и тем не менее в Гражданскую войну одна из них ("Пантера") потопила на Балтике британский эсминец "Виттория", так и оставшийся единственной победой русской субмарины над военным кораблём.

38а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Подводный флот мирового уровня СССР создал, фактически, лишь в Холодную войну, и именно на Тихом океане находится его главное гнездо - камчатский Вилючинск. Но в бою эти подлодки себя не показали, потому что если бы показали - то написать об этом было бы уже некому.

39а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Вторая половина С-56 оставлена как есть, или по крайней мере восстановлена в первоначальном облике:

39.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Здесь - запах железа, гулкие шаги, узкие люки между отсеков:

40.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


У выхода - торпедный аппарат и сами торпеды времён Великой Отечественной:

41.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


41а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


В 1982 году С-56 стала композиционным центром воинской мемориала. За субмариной - стена памяти владивостокцев, не вернувшихся с далёкой Великой Отечественной. Ближе - флотская часовня Андрея Первозванного (2003-05):

42.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Барельефы над вечным огнём без людей заснять почти невозможно:

43.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


А на пилонах - 102-мм орудие Обуховского завода с эсминца "Войков" (введён в строй в 1915 как "Лейтенант Ильин") и танковая башня... но только не от танка, а от бронекатера с Амура. Слева - дом флотских учреждений (1914-16), с 1918 года служившее не военному, а промысловому флоту. Были там и квартиры, в одной из которых в 1919-25 годах жил Владимир Арсеньев. А на заднем плане отель "Хаятт" - на самом деле долгострой, который не успели закончить к саммиту АТЭС в 2012 году и с той поры так и не знают, что с ним делать.

44.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Выше мемориала - тенистый Адмиральский сквер, разбитый в 1899 году на месте засыпанного распадка. В глубине - скульптура Нептуна:

45.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


И кондитерского вида триумфальная арка к визиту цесаревича (1891). Владивосток среди сибирских городов не стал исключением ни в строительстве, ни в сносе (1927), ни в воссоздании (2002):

46.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


В деталях арка удивительно похожа на вокзал, как бы напоминая о главном акте цесаревича в этом городе:

46а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Между набережной и Светланкой в сквер глядит несколько старых домов:

47.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Наверху, буквально во дворах Светланки, стоит миниатюрный Приморский кукольный театр. С 1988 года он занимает бывший "Новый театр" Кеворкова - проще говоря, синематограф.

48.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Самое интересное в нём - время постройки: даже сам стиль напоминает скорее японскую межвоенку Карафуто, чем русский модерн соседних домов. Русский модерн - он про то, как "что-то приближается!", а тут "оно" уже стучится в дверь. Цельнобетонный "Новый Театр" строился в 1918-24 годах, являя собой образец архитектуры то ли Дальневосточной республики, то ли Приамурского земства, то ли и вовсе несостоявшегося японского губернаторства Урадзи.

48а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Ниже - музей Общества изучения Амурского края (1888). Вернее, из него давно уже вырос Приморский краевой музей имени Арсеньева, а в его первом здании теперь Музей Города:

49.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


У входа - пушки-ровесницы города:

49а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Жернова и весьма загадочная стела явно если не китайского, то чжурчжэньского происхождения. Увы, табличкой она не снабжена, гугление информации о ней тонет в посторонних результатах, а ведь это явно что-то нетривиальное. Надеюсь на пояснение местных!

50.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Ниже - и само здание Общества изучения Амурского края (1913-14), основанного в 1884 году первого в этих краях краеведческого учреждения.

51.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


Колокол-памятник, как и в Корсакове, установлен к годовщине русской гиродрографической службы в 1986 году. Но точно не знаю, с какого он маяка.

51а.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


С другой стороны Корабельной набережной - здание поликлиники "Доброфлота" (ныне общегородская) почти на задворках штаба ТОФ. Очередное тесное соседство военных и промысловых моряков:

52.
Владивосток. Часть 3: вокзал и Корабельная набережная Владивосток, вокзал, годах, здание, вокзала, только, города, набережной, флота, Россию, время, Хабаровск, несколько, через, Владивостока, колорит, именно, войны, которых, можно


В следующей части пройдёмся по Светланке - главной улице в центре Владивостока.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №2.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланка.
Центр - запад.
Центр - восток.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
За Первой речкой.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Общее о регионе.
Живой мир Приморья. Океанариум.
Живой мир Приморья. Сафари-парк.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка и Врангель.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск и Рудная Пристань.
Уссурийск. Общий колорит.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. По Амуру на "Полесье".
Фуаюнь. Китайцы у себя дома.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

P.S.
Персональное большое спасибо человеку, который вчера перевёл 15 000 рублей в Варандей-Фонд. Это мотивирует! И этого хватит на 7-10 дней пути в зависимости от региона.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]