Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы
---
Владивосток часто сравнивают с Севастополем, Мурманском или Одессой. Но я бы сказал, роднит их только непохожесть на другие русские города. Друг с другом у них сходства ещё меньше: если на реках в нашей континентальной стране строили по векам наработанным шаблонам, то каждый морской город России - это эксперимент с формой. В прошлой части я рассказывал о судах и кораблях Владивостока, теперь же полюбуемся городом с моря, островов, сопок и, конечно же, МОСТОВ.
Между Владивостоком и Севастополем есть одно принципиальное различие: Севастополь стоит на разветвлённой бухте, а Владивосток - на разветвлённом полуострове. Более того: Севастополь - город на бухте, как ни взгляни, а вот положение Владивостока можно понимать по-разному в зависимости от масштаба карты. В ближайшем приближении он тоже стоит на бухте Золотой Рог, своё название вполне оправдывающей формой. Центр - как раз на сгибе рога с внешней стороны, главная в городе Светланская улица идёт над северным берегом, а Золотой мост пересекает бухту примерно там, где на карте к воде выходит цифра "3". Западнее бухты - длинный полуостров Шкота, переходящий в мыс Эгершельд, и так как второе название более звучное, я буду чаще использовать его. С юга - полуостров Чуркин, в который врезаются бухты Диомид, Улисс и Патрокл на проливе Босфор Восточный: большинство "греческих" названий здесь происходит от кораблей.
В следующем приближении вдруг оказывается, что всё это великолепие лежит на кончике полуострова Муравьёва-Амурского, у основания которого стоит город-спутник Артём с аэропортом Кневичи. За Босфором Восточным же - целый "домашний" архипелаг Императрицы Евгении. Первые три острова в нём обитаемы, и даже на карте прекрасно виден Русский мост через пролив.
Еесли же подняться ещё выше - то становится ясно, что Владивосток стоит в заливе Петра Великого, распадающемся здесь на Амурский и Уссурийский заливы по разные стороны полуострова. Амурский - меньше, тише и теплее, поэтому в основном город глядит на него. Уссурийский зато чище, поэтому по его берегу тянется владивостокская "ривьера". А на том берегу - городок Большой Камень, где раньше строили военные корабли, а теперь будут строить гигантские газовозы.
1а.
Но при этом длина полуострова Муравьёва-Амурского более 40 километров, ширина в той части, где он застроен от берега до берега - около 10 километров, так что с земли понять устройство Владивостока очень сложно. Сначала полюбуемся городом извне, то есть с сопок и пляжей Русского острова. Доминанта Владивостока - сопка Орлиное гнездо (209м), увенчанная телебашней. Правее - Золотой мост, который я покажу отдельно:
2.
Левее же хорошо видна Крестовая сопка на Эгершельде, на которой нет ни леса, ни домов. Скалистую вершину действительно венчает маленький крест, а у Советов были на неё другие планы: обычно Владик характеризуют "нашим Сан-Франциско", но кому-то в крайкоме, видать, был милее Рио-де-Жайнеро. По родившемуся в 1970-х годах замыслу на вершине Крестовой сопки, как Христос на горе Корковадо, должен был стоять колоссальный Ильич, указующий могучей дланью в океан. С реализацией проекта, однако провозились до Перестройки, а теперь вот тренды новые - кому-то в верхах пришла в голову идея более буквального косплея Рио. Обратите внимание на передний план - кадр снят не с Босфора Восточного, а с бухты Новик, вдающейся в остров Русский примерно на 80% его ширины. В 1899 году из неё прокопали канал к Босфору Восточному, прямо напротив устья Золотого Рога, где теперь контейнерный терминал:
3.
Крутые берега Эгершельда, поросшие высотками, как гусеница паразитическим грибом:
4.
По центру, правее двух свечек, видна Тигровая сопка у основания полуострова Шкота. С другой стороны Золотого Рога - полуостров Чуркин, "фасад" которого образует грузный мыс Голдобина меж Золотым Рогом и следующей бухтой Диомид:
5.
В этом безумном узоре берега даже башен управления движение судов целых две, и это для неподготовленного человека создаёт заметную путаницу: друг на друга они похожи, но расположены в совершенно разных местах. Вторая башня стоит на полуострове Назимова меж следующими бухтами Улисс и Патрокл:
6.
Над Улиссом - спальные районы, за которыми высится плосковерхая гора со звучным названием Холодильник:
7.
Над Патроклом - три трубы Владивостокской ТЭЦ-2 (1969-72, 437 МВТ - уровень большинства московских ТЭЦ), доминанта городского пейзажа со стороны Уссурийского залива, чью воду электростанция использует для охлаждения..
8.
Сам же Патрокл - пожалуй, самая живописная из бухт Владивостока, может быть потому, что город до её скалистых берегов едва-едва дошёл. Вот вид с Русского моста, на переднем плане мыс Иродова, а в самой бухте притаился "Быстрый" - второй после флагмана корабль Тихоокеанского флота:
9.
На той стороне Патрокла - узкий длинный полуостров Басаргина, больше похожий на остров, прицепившийся к берегу тонкой косой:
10.
Мечта каждого жителя и гостя Города Нашенского - побывать на этих антропоморфных скалах:
11.
Но легально попасть туда нельзя - начало полуострова занимает режимный институт гидроакустики, работающий конечно же по торпедам, подлодкам и военным кораблям. На конце полуостров разветвляется, и скалы с кадра выше обращены вглубь Босфора Восточного, а мыс Басаргина с маяком (1957) и ведущим к нему верёвочным мостиком отмечает выход в Уссурийский залив. На той стороне синеют горы Сихотэ-Алиня, другим концом за 1000 километров отсюда выходящие к Ванино. Возможно, прямо по курсу Пидан (1333м), главная вершина Ливадийского хребта, на которой, якобы, обитает нечто наподобие "человека-мотылька" из американских страшилок. Впрочем, учитывая, что восхождение на Пидан - самый популярный туристический маршрут Приморья, привидеться гостям этой горы могло и не такое.
12.
Итак, посмотрев на город извне, зайдём в Золотой Рог. Открывает бухту кошка Токаревского. Хотя по мне так это не кошка, а крыса, или вернее её хвост - тонюсенькая коса от оконечности Эгершельда. У окончания её, на маленьком островке, доступном вброд, стоит Маяк (1910). Летом на него толпами ходит народ, а зимой на льду вокруг валяются нерпы и лают друг на друга громче всех собак.
13.
Чуть выше - ещё одна цепочка маяков Шкотовского створа (1910), почти как на главной улице в Ванино:
14.
Ни со стороны Чуркина, ни со стороны Эгершельда у Золотого Рога нет набережных - куда нужнее здесь портовые терминалы:
15.
Самые зрелищные из которых - угольные. В первую очередь благодаря гигантским пульверизаторам, не дающим едкой пыли разлететься на город:
16.
Перспектива Золотого Рога (вид с Чуркина) упирается в Корабельную набережную и центральную площадь Борцов За Власть Советов На Дальнем Востоке. По генплану 1965 года на ней должны были стоять две высотки - администрации Приморья и Дальневосточного пароходства. Первую, высотой 75 метров, построили лишь в 1983 году почти что над Транссибом, вторую же строить даже не начинали, и потому с 2011 года на её месте сооружается Спасо-Преображенский собор. Под высоткой видны колонны морского вокзала, большую часть которого закрывает паром, курсирующий в Южную Корею и Японию. За ним скрыт железнодорожный вокзал, конечная Транссиба, и последний тоннель великая магистраль преодолевает как раз под площадью. По центру видна мощная сталинка Дальрыбвтуза (1951) и фасады домов начала ХХ века, построенных немецкими купцами - Лангелитье, Даттаном, Кунстом и Альберсом. Под ними - катера "пригородного" морского вокзала, слева направо "Лотос", "Москва" и "Пассат". Всех их я показывал подробнее в прошлой части, как и военные корабли, оставшиеся за правым краем кадра.
17.
И легко подумать, что здесь - конец бухты и пахнущая ржавчиной стоячай вода, но нет. Золотой Рог круто поворачивает - прямо под Золотой мост. За мостом - сопка Буссе, не телебашней увенчанная, а радиовышкой, построенной там ещё до революции для нужд Владивостокской крепости:
18.
Идею вылепить из Владика "Советский Сан-Франциско" озвучил ещё Хрущёв в 1960-х годах в рамках проекта "догоним и перегоним Америку". За океаном на генсека, в душе оставшегося сельским парнем с донецкого завода, неизгладимое впечатление произвели небоскрёбы Нью-Йорка, у нас превратившиеся в Новый Арбат; кукуруза, у нас на десятилетия ставшая мемом, и холмистый Сан-Франциско на другой стороне Тихого океана. Но пейзаж на Босфоре Восточном был живописен и до всех городов, а главный атрибут "города в стиле диско" советским строителям повторить не удалось - конечно же, речь о мосте Золотые Ворота. Вообще, парадокс, но СССР очень плохо давались большие мосты - крупнейший советский мост (в Саратове) даже не превзошёл по длине крупнейшего царского моста (в Хабаровске), а из первой десятки самых длинных мостов России 8 были построены в постсоветское время. Не очень понимаю, каким образом, но к концу нулевых отечественное мостостроение подошло к прорыву в число мировых лидеров - не по количеству, конечно (тут перед Китаем все равны), а по сложности и масштабу отдельных проектов. Поводом для этого прорыва стал саммит стран Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), одной из крупнейших мировых организаций, который в 2012 году решили провести во Владивостоке. Площадку саммита было решено построить на острове Русском, а потом передать её под кампус Дальневосточного университета. А к острову Русскому от аэропорта Кневичи проложили на полсотни километров Гостевой маршрут - во Владивостоке это почти такой же устоявшийся термин, как в Ташкенте - Президентская трасса: прямая скоростная транспортная ось, близостью к которой в городе определяется благоустройство. В Ташкенте, правда, на трассе ещё и обрубили большинство въездов с боковых улиц, а во Владивостоке с его безумным рельефом проектировщикам и без того хватало забот - на пути Гостевого маршрута лежали сопки, проливы и бухты. С конца 2000-х годов в Городе Нашенском закипела Великая стройка:
19.
Первое её звено - наименее известный, самый простой, но вместе с тем и самый длинный (4,3 километра) Низководный мост, представляющий собой эстакаду из 80 пролётов над мелководными верховьями Амурского залива:
20.
В теории это кратчайший выезд из города к аэропорту Кневичи и трассе "автомобильного Транссиба", которую, кстати, замкнули между Читой и Хабаровском примерно тогда же - в 2010 году. На практике я не ездил по этому мосту ни разу - междугородние автобусы почему-то ходят по старой дороге через Трудовое и Артём. Низководный мост - это часть объездной, и от его окончания налево уходит извилистая дорога по незастроенным сопкам Уссурийского залива, а направо - улица Маковского и проспект 100-летия Владивостока к центру города.
21.
Где высится важнейший из тройки Золотой мост, название своё получивший вовсе не из-за стоимости, а из-за того, что проходит над Золотым Рогом. Над центром он нависает потрясающе эффектно, но из центра к мосту не так просто попасть - въезд на него куда выше по склону.
22.
Обща длина моста - 2,1 километра, и теоретически в нём 9 пролётов. Но здесь это не главное: за мостом в бухте стоит судоремонтный Дальзавод, а значит мост ни в коем случае не должен был помешать судоходству. Уложить эстакаду на множестве быков или подвесить один пролёт на высоту несколько десятков метров - это задачи, по сложности своей не сопоставимые. Главный пролёт Золотого моста имеет длину 737 метров, а висит в 60 метрах над водой. В пилонах необычной "растопыренной" формы - 225 метров, то есть они выше всех окрестных сопок, а потому по Светланке и по Чуркину неподготовленный человек ходит преимущественно с задранной головой. Сказывается и расположение в центре города - именно Золотой мост стал новой доминантой Владивостока. В пейзаж города он вписался исключительно удачно, так что и поверить сложно, что ещё недавно моста над бухтой тут не было:
23.
Но главный логистически, по размеру Золотой мост не идёт ни в какое сравнение с Русским мостом, перекинутым через Босфор Восточный. Русский он опять же из от избытка национальной гордости, а потому что на остров Русский ведёт. Расположенный на окраине, он почти не попадает в городские панорамы, и во весь рост виден разве что с Эгершельда. Но масштаб... Масштаб его сверхчеловеческий, а потому необъясним без цифр.
24.
Полная длина моста опять же не очень-то велика - 3100 метров. Но уникален Русский мост своим центральным пролётом в 70 метрах над водой, даже не одним из самых длинных, а просто самым длинным в мире среди вантовых мостов - 1104м. Правда, есть ещё десятка два более длинных пролётов у висячих мостов, в том числе мировой лидер Акаси-Кайкё (1991м) в Японии и те самые Золотые Ворота (1280м) в Сан-Франциско. Но вантовые мосты мощнее и надёжнее - их не пошатнуть ветром и не прогнуть избыточной нагрузкой в одном месте. Недостаток же у вантовых мостов по сути один - длину их пролёта ограничивает высота пилонов:
25.
Высота пилонов Русского моста - 321 метр, и на момент постройки они уступали лишь пилонам виадука Мийо во Франции (343м), перекинутого, впрочем, не через пролив, а через глубокую долину небольшой речки. В 2016 году мост на Босфоре Восточном потеснил на третье место ещё и мост Султана Селима Грозного на настоящем Босфоре, да и то всего на один метр. В бывшем СССР выше этих пилонов лишь несколько небоскрёбов Петербурга и Москвы, телебашни столиц, парочка металлических вышек да десяток заводских труб. Но в общем погоня за рекордами пустое дело - размер моста определяется в первую очередь размером преграды, а владивостокскими гигантами могла бы гордиться абсолютно любая страна.
26.
Масштаб Владивостокских мостов под сомнение поставить не получилось, кажется, ни у кого - хоть с СССР сравнивай, хоть с Европой или Китаем. По затратам Золотой и Русский вышли существенно дороже большинства эстакадных или висячих мостов, но среди вантовых их цена опять же на мировом уровне - 2,5 миллиарда долларов за весь Гостевой маршрут, то есть примерно по миллиарду за каждый. Мост Селима Грозного вышел чуть дешевле, а мост Сутун (второй по длине пролёта среди вантовых) в Китае - в полтора раза дороже. Поэтому самый спорный вопрос - нужность. Русский мост ведёт практически в тупик, через десяток километров заканчивается даже асфальтовая дорога, а демография во Владивостоке не такая, чтобы город попёр строиться за пролив. ДВФУ - тоже не такого значения вуз, чтобы ради него одного городить один из лучших мостов мира. В общем, относительно нужности Русского моста у меня правда есть сомнения, а вот Золотой мост очень сильно разгрузил городские магистрали от пробок и для жителей мрачного Чуркина стал спасением: объезжать бухту можно и час, мост же переносит в город за считанные минуты. Как бы то ни было, в самом Владивостоке из встреченных мне людей нужность мостов, по крайней мере Золотого, не ставил под сомнение никто. Свои мосты в Городе Нашенском любят:
27.
Есть и ещё один важный момент - опыт. Для отечественного строительства эти мосты стали выпускным экзаменом, свидетельством возможности построить мост любой сложности. Если бы проект провалился (не в прямом смысле слова, конечно) и превратился в долгострой, это было бы обидно и позорно, но на практике не очень-то критично. В Крыму позволить себе фиаско после всех громких слов о мосте Россия уже не могла, но начиная проект, уже знала, что он нам по силам... При этом на Владивостокских мостах разорился "Мостовик" из Омска, похоронив таким образом и Омское метро. Но сами специалисты никуда не делись, а ресурсов и компетенции России хватает пока что, кажется, на одну такую стройку единовременно. Из Владивостока мостострой отправился сначала в Сочи, потом в Крым, а в общем ждут большого моста у нас сейчас три места - Салехард, Сахалин и Якутск.
27а.
С мостов открываются отличные виды, но сначала отправимся к смотровым площадкам. Самая известная из таковых находится на склоне (не вершине!) Орлиного Гнезда, в старом кампусе ДВФУ, с момента моей поездки окончательно переехавшего на Русский. Эти кадры уже исторические - зимой начался снос корпусов, и разве что памятник Кириллу и Мефодию не тронут:
28.
Вот он, самый канонический вид Владивостока. Устье Золотого Рога, длинный тонкий Эгершельд, Чуркин с обоими мостами (у левого края кадра - не труба, а пилон), остров Русский на заднем плане и синие горы Хасанского района за блестящим Амурским заливом.
29.
Центр поближе. Обратите внимание на перемену - когда снимался кадр выше, заканчивались учения "Восток-2018", и эти же корабли несколькими днями ранее мы видели в Татарском проливе близ Холмска. Морское судно - штука покрупнее иных домов, а потому пейзаж владивостокских берегов меняется непрерывно. Тут в кадре флагман "Варяг" и эсминец "Быстрый" - я рассказывал о них в прошлой части, а на 33-м причале у самого центра - их дом. Ниже "Варяга" виден музеефицированный старичок "Красный Вымпел" (1910) и маленький Флотский храм Андрея Первозванного (2005). Левее - высотка "Хаятт": два отеля начали строить к саммиту АТЭС-2012, но не успели в срок, и теперь это местные долгострои: покупать их никто не хочет, зато деньги за содержание и ремонты капают, частично попадая в кого надо карман. На Шкота же хорошо видны Крестовая сопка и товарная часть станции Владивостока, практически официальный конец Транссиба (хотя фактически я бы сказал, что таковой стоит искать в Находке).
30.
Центр скрыт за краем сопки, сюда заглядывая лишь собором у площади. Выше строится первый на Дальнем Востоке небоскрёб - 45-этажный "Аквамарин". Начинали стройку, по словам местных, китайцы, но пройдя самый сложный этап и переняв опыт, наши их благополучно выжали, уверен, создав этим симметричные проблемы каким-нибудь коллегам в Поднебесной. Слева в кадре привокзальная площадь - Морской вокзал (1959-66) у берега, железнодорожный вокзал (1909-11) за ним и почтамт 1970-х годов на месте штаба Владивостокской крепости.
31.
Эта часть города лучше видна с Золотого моста - только снимать её можно лишь на ходу из окна автобуса: пеший проход по мосту закрыт, а из машины обзор закрывают заграждения. Но высота даже так впечатляет, и не ясно, едешь ты или летишь?
32.
Особенно эффектны виды в самом начале моста. Вот например Светланка - её меньшая, но самая красивая часть близ площади. Слева за собором - ближайшая к центру Тигровая сопка и грандиознейший сталинский дом (1936-39), всему Владивостоку известный, почему-то, как Серая лошадь.
33.
На Светланке же как будт опрямо под мостом, а на самом деле в двух кварталах от него хорошо заметно высокое голубое здание с колоннадой на углу. Оно строилось в 1909-11 годах как штаб Сибирской флотилии (то есть - Тихоокеанского флота), но из-за революции так им и не стало. До постройки высотки тут обитала администрация Приморья, затем - комсомол, а ныне и вовсе банк. Левее - торговый дом Чурина (1916), крупнейшего во Владивостоке тех лет русского купца, так что даже в Харбине хлеб а-ля рюсс называют чуринским. Бетонный корпус напротив - конструктивистский Дом офицеров Тихоокеанского флота (1933)... но впрочем, приметных зданий на Светланке столько, что прогулка по ней не влезет в один пост. Сейчас нам интереснее устройство города - следующая улица проходит выше крыш предыдущей:
34.
Золотой мост выводит на Чуркин, и отсюда сам смотрится роскошнее всего:
35.
Слева от его пилонов просматривается унылое здание Драмтеатра имени Горького (1975) и сталинка Городской думы (1955). Поставили её что надо - пешком я к этой башне не подходил ни разу, но издали видел, кажется, чаще любого другого владивостокского здания.
36.
Теперь вернёмся на смотровую площадку и пойдём взглядом выше по Золотому Рогу. Под площадкой - верхняя станция фуникулёра, построенного в 1962 году по личному распоряжению Хрущёва: для косплея Сан-Франциско это определённо было проще, чем подвесной мост. Первоначально основной ролью фуникулёра была доставка студентов меж разными площадками ДВГУ на склоне, но сейчас его основной контингент - туристы. В начале нашей поездки он работал, но через считанные дни закрылся на ремонт, надеюсь что не "вялотекущий".
37.
За фуникулёром прекрасно виден Дальзавод, пущенный в 1887 году. Он в общем и дал жизнь Тихоокеанскому флоту: прежде корабли отсюда приходилось гонять на ремонт в порты иностранных колоний, до которых путь был куда ближе, чем до Европейской России, но тоже далёк. Дальзавод исправно работает и ныне, и например "Бурный" (систершип "Быстрого") сидит в его доке с 2005 года. Впрочем, у судов, зашедших сюда в не столь давние времена, ремонт проходит гораздо быстрее. А исторический центр завода у старейших краснокирпичных корпусов недавно переделали в очаровательную набережную Цесаревича Николая - получилось не хуже московских Красного Октября или Нескучного сада.
38.
Посмотрим выше по берегу. Обратите внимание на два храма - кирху Святого Павла (1907-09) внизу справа и костёл Богородицы (1909-21) вверху слева: Владивосток, как Одесса или Астрахань, отличался редкой в Старом свете многонациональностью. Самыми многочисленными были выходцы из Китая, Японии и Кореи, но самым влиятельными - немцы и американцы. При этом гости с запада жили больше в восточной части центра, а гости с востока - в западной. Хотя слишком уж условны эти понятия там, где солнце садится за китайские сопки, а Америка на востоке за линией перемены дат.
39.
Зато армяне вездесущи, солидная их община была в своё время даже в Сингапуре, так что не удивительно, что Владивостоке у подножья новых башен-близнецов стоит армянская церковь Сурб-Геворк (1909). А вот мечети здесь нет до сих пор, и кажется, даже до революции не было.
40.
Отдельный жанр владивостокских сюжетов - вид сквозь ванты. На костёл, например:
41.
Или на трубы ТЭЦ-2:
42.
Оба прошлых кадра сняты со Шкота. Тот, где трубы - с Тигровой сопки, вершина которой, увы, заросла:
43.
Вид на костёл же я снял с Эгершельда, с Токаревской сопки практически у маяка. Вид на Золотой мост с кадра №18 - тоже отсюда, а вот поймать одним кадром оба берега узкого длинного полуострова у меня так и не получилось.
44.
Берег Амурского залива живописно изрезан, в бухтах чередуются промзоны и марины, а замыкает перспективу основанная в 1911 году ТЭЦ-1 с одинокой высокой трубой. Район за ней - окраина, но окраина престижная и потому интенсивно строящаяся:
45.
А вот так сам Эгершельд выглядит с Русского моста, под который по глади Босфора Восточного готовится зайти ближайшее судно:
46.
Думаю, на карте из начала поста вас должна была озадачить подпись "сопка Холодильник". Да, во Владивостоке правда есть такая гора, высшая точка в границах городской застройки (258м), своё нынешнее название получившая из-за холодильных погребов Владивостокской крепости. Крепость эту искать не стоит - она пронизывает город и острова десятками объектов, часть из которых музеефицированы, часть заброшены, а часть по-прежнему используются по прямому назначению. Строительство её началось в 1889 году, а особенно активизировалось после русско-японской войны: морской державой стать России так и не удалось, но вместо мощнейших в мире флотов мы строили мощнейшие в мире береговые крепости. В ту же Крымскую войну англичане даже не пытались подойти к Петербургу - считалось, что с моря его взять невозможно. Но Петербургская крепость к началу ХХ века успела устареть, и к 1910-м годам именно Владивосток был самым укреплённым от морских атак портом мира. Однако и интервенты в 1918-м, и большевики в 1922-м занимали город без боя, войны Владик знал лишь криминальные в 1990-х годах, так что не сделала крепость ни единого боевого выстрела и тем более ни один снаряд по ней не прилетел. О крепости у меня будет пара постов, но выделить её из города откровенно сложно:
47.
С Холодильника, меж тем, от стоящих на склоне орудий, открываются свои роскошные виды. Другая сторона Орлиного Гнезда за промзоной у станции Первая Речка:
48.
Русский мост рафинировано грандиозен:
49.
А это просто Владивосток как он есть - сопки делают красивыми даже советские микрорайоны делают красивыми, но жить на них ужасно неудобно:
50.
Со стороны Уссурийского залива город постепенно растворяется в сопках. По долине Первой речки тянется промзона, а через неё ещё в 1972 году был перекинут Рудневский мост. Его архитектор ещё до окончания строительства был арестован, а вот почему и как - мнения владивостокцев расходятся: то ли за нарушения в проекте, то ли по ложному обвинению в нарушениях, которые в последствии уже на самом деле понаделали преемники. Как бы то ни было, мост считался опасным и всё советское время был закрыт. В 1993 году, когда город заполонили "праворукие японки", губернатор волевым усилием разрешил проезд по "горе-мосту", но с тех пор периодически то кусок от него отвалится, то опора треснет, и порой мост закрывается надолго. При одном из закрытий выяснилось, что у Рудневского моста даже хозяина нет, юридический статус у него примерно как у накатанных колей посреди поля. Я, однако, проезжал по нему, и не раз:
51.
За мостом - огромный для черты города карьер стройматериалов, разрабатывающийся с 1970-х годов. На другой стороне Первой речки блестит Зелёный угол - это рынок подержанных японских машин, то есть натурально место, где формировалось постсоветское лицо Дальнего Востока. Ведь если Дальний Восток от России отделится - то на гербе его, конечно, будет Правый руль! Зелёный угол, конечно, после всех автопошлин и рублевых обвалов уже не тот, но всё ещё чрезвычайно колоритен, и мы туда дойдём в одном из постов.
52.
А вот так Холодильник выглядит "со спины", с музеефицированного Седьмого форта на сопке Торопова (168м):
53.
Самый интересный вид отсюда открывается на север, на низководный мост с кадра №19. Однако и центр просматривается самобытно:
54.
Вид вдоль Амурского залива через бухту Кирпичного Завода. За трубой ТЭЦ-1 - остров Русский, восточный берег которого весьма скалист:
55.
Самые же высокие сопки Владивостока тянутся хребтом вдоль объездной, напрямик соединяющей Низководный мост с Русским. Вот скажем вид с горы Попова (426м), увенчанной Третьим фортом Императрицы Екатерины. Здесь хорошо видно всё обилие сопок:
56.
За трубами ТЭЦ-2 блестит гигантская ракушка Океанариума. Он открылся уже существенно позже саммита АТЭС, но удался на славу - мы запросто там провели целый день. Про Океанариум будет отдельный пост, причём в главе уже не Владивостока, а Приморья.
56а.
А вдаль по заливу Петра Великого уходит в марево архипелаг Императрицы Евгении. За Босфором Восточным - Сапёрный мыс Русского острова, за длинной бухтой Новик - его основная часть. Дальше - остров Попова, скрывающий за своей парой вершин остров Рейнеке, а вдалеке какие-то другие, уже не обитаемые острова.
57.
В следующей части - про общий колорит Владивостока, теперь не в панорамах, а в деталях.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №2.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланка.
Центр - запад.
Центр - восток.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
За Первой речкой.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Общее о регионе.
Живой мир Приморья. Океанариум.
Живой мир Приморья. Сафари-парк.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка и Врангель.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск и Рудная Пристань.
Уссурийск. Общий колорит.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. По Амуру на "Полесье".
Фуаюнь. Китайцы у себя дома.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]