ГАЗ - Торпедо
06.03.2019 480 0 0 masterok

ГАЗ - Торпедо

---
0
В закладки
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


Великая Отечественная Война закончилась, и советский автомобильный спорт постепенно возрождался, опыт создания скоростных автомобилей хоть и медленно, но накапливался. Это был длительный и тяжелый процесс, поскольку многие именитые конструкторы довоенных времен на время боевых действий переквалифицировались в создателей и проектировщиков военной техники, например, А. Пухалин и А. Никитин. А некоторые талантливые инженеры (например, В. Ципулин) и вовсе были репрессированы. И, тем не менее, остались люди, которых смело можно назвать флагманами советского автопрома. На ЗИСе это был В. Ростков, а на ГАЗе – А. Смолин.

Именно Смолин в 1951 году придумал уникальный дизайн новой разработки ГАЗа – модели СГ-2, которая широкой публике известна под названием Торпедо.

Фото 2.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


Послевоенный автоспорт СССР не мог похвастаться обилием дисциплин: самыми популярными и быстро развивающимися были линейные гонки и кроссы. С одной стороны, эти виды автомобильного спорта были достаточно демократичными, а с другой, технические требования того времени были весьма либеральными, позволяющими вносить в конструкцию серийных автомобилей серьезные изменения. К примеру, Положение о первенстве СССР 1950 года позволяло вносить в конструкцию серийного автомобиля любые изменения. Это касалось и формы кузова, и доработок двигателя. В конструкции последнего разрешалось и изменение фаз газораспределения, и увеличение рабочего объема, сообразно классу заявленного автомобиля. Правда, подобные вольности быстро пришли в противоречие с еще одной генеральной идеей развития советского спорта – массовостью.

ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


Опыт первого же чемпионата СССР по автогонкам, состоявшегося в 1950 году, показал, что существующие технические требования ставят в неравные условия гонщиков-одиночек и тех, кто располагает мощными производственными базами. А поэтому для создания некоего баланса технические требования чемпионата СССР менялись практически ежегодно. Так, уже в 1951 году были введены строгие ограничения на изменение конструкции кузова, а годом позже был ограничен и уровень доработок двигателей. Тем не менее автоспорт того времени оставался благодатной почвой для конструкторов-новаторов. Важно было лишь заручиться поддержкой руководителей предприятий.

Именно такие условия и создались на Горьковском автомобильном заводе, опытное конструкторское бюро которого возглавлял Алексей Андреевич Смолин, руководивший также и спортивным направлением. До прихода на ГАЗ Алексей Андреевич там же, в Горьком, работал главным конструктором на авиационном заводе и теперь использовал идеи, применяемые в разработке летательных аппаратов, в автостроении. Поэтому нет ничего удивительного, что именно из-под карандаша Смолина вышел проект необычного автомобиля, проходившего в бюро под индексом СГ-2, а позже получившего название ГАЗ-Торпедо. Наверное, от группы конструкторов, руководимых Смолиным, в ближайшее время можно было ожидать дальнейшего развития удачного проекта ГАЗ «Победа-Спорт», но то, что в 1951 году представил авиационный инженер, выглядело весьма необычно.

Фото 3.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


По аналогии с самолетами, каркас и кузовные панели ГАЗ-Торпедо делали из алюминия, а форма кузова была максимально приближена к каплевидной - наиболее аэродинамичной форме, созданной самой природой

ГАЗ-Торпедо был автомобилем, кузов которого был разработан и произведен с максимальным использованием авиационных технологий. В основе сигарообразного (Смолин был блестящим специалистом в области аэродинамики летальных аппаратов) кузова была пространственная рама из алюминиевых профилей, обшитая тонкостенными алюминиевыми листами.

Обтекаемый каплевидный корпус, был совсем не похож на другое известное детище ГАЗа – Победу-Спорт. Это была совершенно новая конструкция, созданная буквально с чистого листа. При разработке своего проекта Смолин прибегал к использованию передовых авиационных технологий.

Эта машина получилась значительно легче своей предшественницы – Победы, при этом обладая намного лучшей обтекаемостью. Корпус состоял из дюралюминиевых профилей, обшитых листами алюминия. Длина кузова составляла целых 6300 мм, ширина – 2070 мм, а высота – 1200 мм. Вес болида составлял 1100 кг. Двигатель использовался тот же, что и на автомобиле ГАЗ «Победа-Спорт», – форсированный мотор ГАЗ-20 с нагнетателем типа «Рутс» и объемом, увеличенным до 2487 см3. Такой двигатель выдавал 105 л.с. при 4000 об/мин, но вес ГАЗ-Торпедо был на 100 кг меньше, чем у «Победы-Спорт».

Карданный вал как на Победе-Спорт, состоящий из двух частей, разделенных промежуточной опорой. Движок состоял из четырех цилиндров со степенью сжатия 6,0.

Фото 4.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


Также имела место трехступенчатая коробка передач без синхронизаторов, клапанный механизм SV и один карбюратор. Машина получилась довольно мощной – 105 лошадиных сил при оборотах 4000 в минуту. Но, несмотря на все технические ухищрения, побить рекорд скорости ЗИСа-112 она не смогла. Максимальная скорость Торпедо – 190 км/ч. На этом спорткаре было установлено два рекорда всесоюзного значения.

Фото 5.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


И все же, нельзя не отметить передовые идеи Смолина, использованные при создании ГАЗ-Торпедо. Это была своеобразная тренировка перед созданием более совершенных конструкций, ведь впервые была построена машина с такими великолепными аэродинамическими свойствами. Они были достигнуты именно благодаря уникальному обтекаемому дизайну корпуса, предложенному талантливым инженером Смолиным. Для Торпедо характерна отличная управляемость, чем, кстати, не могут похвастаться ни ЗИС-112, ни Победа-Спорт.

Фото 6.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


Да и многие авто 50-х годов не отличались легкостью и маневренностью. В результате модели СГ1 и СГ2 послужили отправной точкой для воплощения в жизнь идей о сверхскоростном авто, способном легко бить мировые рекорды. И такой аппарат вскоре был построен и оснащен турбодвигателем, но это, конечно, отдельная история.

Фото 7.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


По техническим требованиям того времени кабины всех спортивных автомобилей, за исключением тех, что принимали участие в рекордных заездах, были двухместными: экипаж состоял из гонщика и механика. В ходе заезда линейных гонок механик доливал масло в двигатель, при необходимости производил переключение на запасную систему зажигания, контролировал показания приборов…

Фото 8.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


Этот автомобиль имел несколько названий: на этапе проекта это был ГАЗ-СГ2, на бортах уже готового прототипа красовалась надпись «Торпедо»-ГАЗ, а в гоночных протоколах машина была заявлена как ГАЗ-Торпедо

Как уже было сказано, технические требования 1951 года серьезно ограничивали работы с кузовами серийных автомобилей, а ГАЗ-Торпедо и прототипом-то назвать было нельзя – образец был штучным. Поэтому на линейную гонку чемпионата СССР 1951 года испытатель завода Николай Сорокин и механик Глеб Зяблов вывели ГАЗ-Торпедо вне зачета. Дистанцию в 300 км автомобиль прошел со средней скоростью 166 км/ч, установив новый рекорд СССР. Есть и еще один весомый показатель – 1 км со стартом с места автомобиль преодолел за 33,7 секунды, что также стало лучшим национальным достижением того времени.

Фото 9.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


Фото 11.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


Фото 12.
ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт

АЗ-Торпедо во время испытаний. Позади едут его предшественники, ГАЗ-СГ1 «Победа-Спорт», построенные на шасси серийной «Победы»

Ну а дальше… Из-за того, что машина не вписывалась в гоночных техрегламент, о ней постепенно забыли, оставив пылится на заводских задворках.

По некоторым сведениям удивительный сигарообразный автомобиль ГАЗ-Торпедо очень хорошо сохранился до наших дней. Сейчас автомобильный музей ГАЗа занимается работами по восстановлению этого прекрасного образца советской инженерной мысли.

А вот кстати и "Победа-Спорт" поближе:

ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


Мы тут подробнее обсуждали Советский автопром: Горьковский Автомобильный Завод

ГАЗ - Торпедо ГАЗТорпедо, Смолин, технические, кузова, автомобилей, времени, автомобиль, требования, машина, проекта, время, состоял, чемпионата, «ПобедаСпорт», автомобиля, создания, советского, Торпедо, конструкцию, автоспорт


источники
http://the-legends.ru/articles/439/1951-gaz-torpedo/
http://5koleso.ru/articles/obzory/gonochnye-legendy-sssr-gaz-torpedo

Вот вам еще образцы советского автопрома: вспомним, Почему АЗЛК-2141 никогда не имел своего "сердца", а вот История создания автобуса ЛиАЗ-677. Вспомним историю, Как "Fiat" 124 стал "Жигулями" и про Русский Willys. А был еще Сверхпроходимый советский внедорожник — «Луноход» и "Победа" на альтернативных видах топлива
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]