Село Великая Топаль: церковь Спаса Преображения
---
1) Впервые в селе Великая Топаль я оказался в декабре 2013 года, когда вернулся из прошлого места работы в Бахрейне. Тогда казалось, что поездка на Родину окажется просто полётом на Новый Год в родные края, но потом ничего не получилось, а это село впоследствии стало местом моей работы в одной из школ.
Зимние снимки из села я выкладывал в моём блоге, теперь решил дополнить почти уже летними фотографиями.
2) Церковь не заброшена, в ней регулярно проводятся службы, но в селе не хватает средств на поддержание строения на должном уровне. Директор школы, очень сильная женщина по духу, постоянно выпрашивает у Клинцовской администрации помощь в покраске храма. Внутри там намного лучше всё, чем извне.
Церковь Преображения построена в усадьбе графа П.А. Румянцева-Задунайского в псевдоготическом стиле в 1780 году, что уникально для Брянской области. Сам стиль архитектуры схож с работами петербургского архитектора Ю.М. Фельтена.
3) Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами.
4) Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной. Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря.
5) Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах.
6) Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; э четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к XIX- началу XX вв.
Зимние снимки из села я выкладывал в моём блоге, теперь решил дополнить почти уже летними фотографиями.
2) Церковь не заброшена, в ней регулярно проводятся службы, но в селе не хватает средств на поддержание строения на должном уровне. Директор школы, очень сильная женщина по духу, постоянно выпрашивает у Клинцовской администрации помощь в покраске храма. Внутри там намного лучше всё, чем извне.
Церковь Преображения построена в усадьбе графа П.А. Румянцева-Задунайского в псевдоготическом стиле в 1780 году, что уникально для Брянской области. Сам стиль архитектуры схож с работами петербургского архитектора Ю.М. Фельтена.
3) Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами.
4) Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной. Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря.
5) Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах.
6) Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; э четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к XIX- началу XX вв.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]