Памятники рационального модерна Армавира 1
---
Дом Варвары Работягиной
В первые годы ХХ столетия в селе Армавире на смену эклектике приходит модерн. Из широкого спектра направлений данного стиля наибольшее распространение здесь получил так называемый «рациональный модерн», для которого был характерен простой и лаконичный изобразительный язык, раскрывавший функциональное назначение и конструктивные особенности зданий. Большинство крупных домов, возведенных в 1910-е гг., были почти лишены декоративных украшений, имели подчеркнуто строгий и деловой облик, что, в какой-то степени, отражало ментальность армавирцев, традиционно воспринимавшихся в качестве трезвых и прагматичных коммерсантов. В значительной мере такая архитектура, чем-то напоминавшая стиль американских многоэтажных построек, соответствовала самому духу эпохи капитализма с его практицизмом и утилитарным подходом к действительности.
Дом Варвары Работягиной (1913 г.) на углу улиц Ленина, 59 и Коммунистической, 83 (фото А.Кандаурова).
Для армавирских зданий, сооруженных в духе рационального модерна, был характерен особый способ кладки-пустошовки, при которой связующий раствор не доводился до лицевого края кирпича, благодаря чему на фасаде четко проявлялся геометрический рисунок швов, подчеркивавший фактуру строительного материала. В окна некоторых таких домов вставлялись большие зеркальные стекла, эффектно контрастировавшие с темной поверхностью кирпичных стен. Отсутствие декоративных излишеств, функционализм, ясность и простота архитектурных форм являлись основой эстетики рационального модерна. В Армавире этот стиль в той или иной степени воплотился в большинстве значительных сооружений 1910-х гг. Именно рациональный модерн определял специфику архитектурного облика селения той поры.
Самые крупные и заметные здания гостиниц, магазинов, банков, кинематографов и других заведений, возведенные в стиле рационального модерна были расположены в центре Армавира, который сильнее всего пострадал от бомбардировок фашистской авиации в 1942 г. После освобождения города от оккупации остававшиеся от домов обгорелые коробки чаще всего разбирали для расчистки места под новое строительство. Гораздо реже на основе уцелевших капитальных стен здания восстанавливали, правда, почти всегда их изначальный исторический облик оказывался сильно искажен или же полностью утрачен. Лишь за пределами центрального района города уцелел ряд относительно небольших преимущественно жилых зданий, воплощающих характерные приметы рационального модерна. К сожалению, многие из них снесли или же неузнаваемо перестроили уже в последние десятилетия. Уцелевшие дома, видимо, ожидает та же участь. Но пока еще периферийные кварталы скрывают немало любопытных памятников капитальной застройки самого городского села России начала ХХ в. В дальнейшем я планирую представить несколько таких зданий, причем приоритет будет сделан в пользу фотоматериалов, а не текстов.
Начну, пожалуй, с самого симпатичного, на мой взгляд, представителя стиля рационального модерна, конечно, если говорить о тех домах, которые относительно неплохо сохранились в Армавире до наших дней.
На углу улиц Ленина, 59 и Коммунистической, 83 стоит двухэтажный кирпичный дом, сооруженный в 1913 г.
Вид на дом с улицы Ленина (фото А.Кандаурова).
Вид с улицы Коммунистической.
Это сооружение представляет собой пример небольшого доходного дома, так как в 1913 г. в армавирской газете появилось объявление о сдаче здесь квартир с удобствами. Известно об этом здании совсем немного. По данным списка домовладельцев Армавира за 1915 г., хозяйкой усадьбы была крестьянка Варвара Герасимовна Работягина. В номерах газеты за 1917 г. сообщалось что, по упомянутому адресу ведет прием больных доктор Е.Г.Работяга. Видимо, здесь имеется ввиду дочь домохозяйки Варвары Герасимовны Елена Григорьевна, либо же ее сестра Евдокия Герасимовна, которые также проживали в этом доме. Ничего более об истории этого здания мне не известно. Гораздо большего внимания заслуживает его скромный, но небезынтересный и очень характерный для армавирской архитектуры начала ХХ в. внешний облик.
В первые годы ХХ столетия в селе Армавире на смену эклектике приходит модерн. Из широкого спектра направлений данного стиля наибольшее распространение здесь получил так называемый «рациональный модерн», для которого был характерен простой и лаконичный изобразительный язык, раскрывавший функциональное назначение и конструктивные особенности зданий. Большинство крупных домов, возведенных в 1910-е гг., были почти лишены декоративных украшений, имели подчеркнуто строгий и деловой облик, что, в какой-то степени, отражало ментальность армавирцев, традиционно воспринимавшихся в качестве трезвых и прагматичных коммерсантов. В значительной мере такая архитектура, чем-то напоминавшая стиль американских многоэтажных построек, соответствовала самому духу эпохи капитализма с его практицизмом и утилитарным подходом к действительности.
Дом Варвары Работягиной (1913 г.) на углу улиц Ленина, 59 и Коммунистической, 83 (фото А.Кандаурова).
Для армавирских зданий, сооруженных в духе рационального модерна, был характерен особый способ кладки-пустошовки, при которой связующий раствор не доводился до лицевого края кирпича, благодаря чему на фасаде четко проявлялся геометрический рисунок швов, подчеркивавший фактуру строительного материала. В окна некоторых таких домов вставлялись большие зеркальные стекла, эффектно контрастировавшие с темной поверхностью кирпичных стен. Отсутствие декоративных излишеств, функционализм, ясность и простота архитектурных форм являлись основой эстетики рационального модерна. В Армавире этот стиль в той или иной степени воплотился в большинстве значительных сооружений 1910-х гг. Именно рациональный модерн определял специфику архитектурного облика селения той поры.
Самые крупные и заметные здания гостиниц, магазинов, банков, кинематографов и других заведений, возведенные в стиле рационального модерна были расположены в центре Армавира, который сильнее всего пострадал от бомбардировок фашистской авиации в 1942 г. После освобождения города от оккупации остававшиеся от домов обгорелые коробки чаще всего разбирали для расчистки места под новое строительство. Гораздо реже на основе уцелевших капитальных стен здания восстанавливали, правда, почти всегда их изначальный исторический облик оказывался сильно искажен или же полностью утрачен. Лишь за пределами центрального района города уцелел ряд относительно небольших преимущественно жилых зданий, воплощающих характерные приметы рационального модерна. К сожалению, многие из них снесли или же неузнаваемо перестроили уже в последние десятилетия. Уцелевшие дома, видимо, ожидает та же участь. Но пока еще периферийные кварталы скрывают немало любопытных памятников капитальной застройки самого городского села России начала ХХ в. В дальнейшем я планирую представить несколько таких зданий, причем приоритет будет сделан в пользу фотоматериалов, а не текстов.
Начну, пожалуй, с самого симпатичного, на мой взгляд, представителя стиля рационального модерна, конечно, если говорить о тех домах, которые относительно неплохо сохранились в Армавире до наших дней.
На углу улиц Ленина, 59 и Коммунистической, 83 стоит двухэтажный кирпичный дом, сооруженный в 1913 г.
Вид на дом с улицы Ленина (фото А.Кандаурова).
Вид с улицы Коммунистической.
Это сооружение представляет собой пример небольшого доходного дома, так как в 1913 г. в армавирской газете появилось объявление о сдаче здесь квартир с удобствами. Известно об этом здании совсем немного. По данным списка домовладельцев Армавира за 1915 г., хозяйкой усадьбы была крестьянка Варвара Герасимовна Работягина. В номерах газеты за 1917 г. сообщалось что, по упомянутому адресу ведет прием больных доктор Е.Г.Работяга. Видимо, здесь имеется ввиду дочь домохозяйки Варвары Герасимовны Елена Григорьевна, либо же ее сестра Евдокия Герасимовна, которые также проживали в этом доме. Ничего более об истории этого здания мне не известно. Гораздо большего внимания заслуживает его скромный, но небезынтересный и очень характерный для армавирской архитектуры начала ХХ в. внешний облик.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]