Каменные закладные кресты Новгорода Великого
---
Неотделимой деталью архитектуры XIV-XVII веков Новгорода Великого, являются живописные и загадочные каменные закладные кресты на памятниках той эпохи. Разных форм и размеров, резные и гладкие, с надписями старославянской вязью и высеченными изображениями – сей яркий элемент, своего рода изюминка славного новгородского зодчества, производит неизгладимое впечатление, заодно вызывая множество вопросов: когда? с какой целью? что символизируют?
Попробуем хоть немного разобраться.
Наверняка у каждого ценителя новгородской архитектуры имеется личная фотографическая коллекция этих каменных раритетов.
Раскрытые из-под слоя штукатурки в процессе послевоенных реставраций, закладные кресты, как оказалось, повсеместно присутствуют на всех, без исключения, храмах, построенных в период 1345-1468 годов – в ту пору кресты устанавливались непосредственно в ходе строительства.
Смена политико-социального устройства в результате принудительного подчинения-таки Москве Новгородской республики в 1478 году, привела к постепенному ”разбавлению” устоявшихся местных архитектурных традиций ”чужеродными московскими веяниями” – постройкам, появившимся после 1530-х гг, уже присущи многие характерные черты московской архитектурной школы того времени.
Рассматриваемые нами каменные кресты, тем не менее, стали одним из самых ”упорных и неподдающихся искоренению” элементов исконно новгородского зодчества, до самого чуть ли не петровского времени появляясь на фасадах, правда, уже в значительно меньших количествах.
По мнению исследователей, датировка самого раннего новгородского закладного креста относится к 1360 году.
Помещён он в центр апсиды церкви Фёдора Стратилата на Ручье.
Церковь эта символизирует начало исключительно богатого на шедевры архитектурного периода, в пору яркого расцвета которого были созданы уникальные, неповторимые памятники, вошедшие в состав Золотого фонда мирового историко-архитектурного наследия.
Именно в последующее столетие на каждой новой церкви устанавливались каменные кресты – как обереги, объекты поклонения и размещения заздравных и заупокойных надписей. Да и просто в качестве дополнительного декоративного элемента. А на уже существующих зданиях кресты размещались при ремонтах, в частности на свежепристроенных притворах.
Церковь Спаса Преображения на Ковалёве, 1345г. “Процветший крест” на южном притворе, построенном в 1360-х гг:
Все кресты, условно, по форме можно разделить на несколько типов. “Процветший” (самый необычный и живописный, на мой обывательский взгляд) еще присутствует на южном фасаде ц. Рождества Богородицы на Михалице (1379 г):
Там же – несколько экземпляров крестов типа ”крест в круге” (их расширяющиеся ветви соединены дугообразными перемычками), все того же 1379 года:
Пара крестов того же типа, фланкирующих портал северного фасада той же церкви, третий - обособлен, расположен восточнее:
Самая форма креста в круге – христианский символ веры, спасающей мир. Возможно, по этой причине, ”крест в круге” – самый распространённый вид каменных закладных крестов. Нередко они расположены попарно при входе в храм.
Церковь Спаса-на-Ильине, 1374 г, северный фасад:
Церковь Спаса-на-Ильине, 1374 г, южный фасад:
Ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г:
На апсиде ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г – крест иного типа, ”с расширяющимися концами”, с округлым направлением боковых линий и закруглёнными краями:
На апсиде же – два перекрывающих друг друга каменных креста на церкви Иоанна Богослова на Витке, 1383 г:
На южном фасаде той же церкви – в двухуступчатой нише крест ещё одного типа, ”равноконечный” (все лопасти одинаковой ширины), датировка 1383 г:
Покровская церковь Зверина монастыря, 1399 г, ”крест в круге” на апсиде:
И теперь посмотрим на закладные кресты следующего архитектурного периода, уже после вхождения Новгорода в состав Московского княжества.
1520 г, церковь Климента (еще вполне себе в новгородских традициях), два “креста в круге” по обе стороны от портала:
1536 год, ц. Бориса и Глеба в Плотниках (уже видны чужеродные новшества, вместо одной – пять глав):
Все фасады щедро покрыты крестами, вписанными в круг.
Северный фасад притвора, от одного креста сохранились обломки:
Западный фасад притвора:
На центральной оси апсиды – “восьмиконечный крест”, покрытый заздравной надписью:
Если присмотреться, заметно, что в её центре весьма предусмотрительно оставлено пустое место для указания имени. По мере необходимости, в этот заздравный ”трафарет” могли вписывать разных “рабов Божьих” – от желающих отметиться по-над святым алтарём наверняка отбою не было.
Еще один восьмиконечный крест появился в стене притвора, пристроенного в XVI веке к церкви Николы Белого:
Ц. Фёдора Стратилата на Щиркове улице, 1546-1642 гг:
Уже три апсиды и пять глав (прощай, новгородская самобытность!) – и множество закладных крестов.
“В круге”:
“Восьмиконечный”, когда-то в прошлом:
“С расширяющимися краями”:
В ходе позднейших перестроек старых церквей, до второй половины XVII века, зодчие упорно помещали на фасады каменные кресты.
Нередко, для пущей декоративности, они устанавливались в специальных нишах, как, например, равноконечные кресты на западном фасаде ц. Фёдора Стратилата:
Или вернёмся к церкви Рождества Богородицы на Михалице.
На лопатке северного фасада при масштабном ремонте в конце XVII века появился “равноконечный” закладной крест:
А на западном, также на лопатках – равноконечный и ”крест в круге”:
Все – в нишах.
Самым интересным в этой церкви стал закладной крест, размещённый в прямоугольной нише…в наличнике нового окна, прорубленного в процессе ремонта в районе 1690-х гг.
Экзотическое сочетание нескольких разновременных стилистических элементов весьма ярко иллюстрирует единство и борьбу противоположностей, присущих допетровской истории новгородской архитектуры.
А противоположности, как известно, притягиваются.
На то он и НовгородJ.
Попробуем хоть немного разобраться.
Наверняка у каждого ценителя новгородской архитектуры имеется личная фотографическая коллекция этих каменных раритетов.
Раскрытые из-под слоя штукатурки в процессе послевоенных реставраций, закладные кресты, как оказалось, повсеместно присутствуют на всех, без исключения, храмах, построенных в период 1345-1468 годов – в ту пору кресты устанавливались непосредственно в ходе строительства.
Смена политико-социального устройства в результате принудительного подчинения-таки Москве Новгородской республики в 1478 году, привела к постепенному ”разбавлению” устоявшихся местных архитектурных традиций ”чужеродными московскими веяниями” – постройкам, появившимся после 1530-х гг, уже присущи многие характерные черты московской архитектурной школы того времени.
Рассматриваемые нами каменные кресты, тем не менее, стали одним из самых ”упорных и неподдающихся искоренению” элементов исконно новгородского зодчества, до самого чуть ли не петровского времени появляясь на фасадах, правда, уже в значительно меньших количествах.
По мнению исследователей, датировка самого раннего новгородского закладного креста относится к 1360 году.
Помещён он в центр апсиды церкви Фёдора Стратилата на Ручье.
Церковь эта символизирует начало исключительно богатого на шедевры архитектурного периода, в пору яркого расцвета которого были созданы уникальные, неповторимые памятники, вошедшие в состав Золотого фонда мирового историко-архитектурного наследия.
Именно в последующее столетие на каждой новой церкви устанавливались каменные кресты – как обереги, объекты поклонения и размещения заздравных и заупокойных надписей. Да и просто в качестве дополнительного декоративного элемента. А на уже существующих зданиях кресты размещались при ремонтах, в частности на свежепристроенных притворах.
Церковь Спаса Преображения на Ковалёве, 1345г. “Процветший крест” на южном притворе, построенном в 1360-х гг:
Все кресты, условно, по форме можно разделить на несколько типов. “Процветший” (самый необычный и живописный, на мой обывательский взгляд) еще присутствует на южном фасаде ц. Рождества Богородицы на Михалице (1379 г):
Там же – несколько экземпляров крестов типа ”крест в круге” (их расширяющиеся ветви соединены дугообразными перемычками), все того же 1379 года:
Пара крестов того же типа, фланкирующих портал северного фасада той же церкви, третий - обособлен, расположен восточнее:
Самая форма креста в круге – христианский символ веры, спасающей мир. Возможно, по этой причине, ”крест в круге” – самый распространённый вид каменных закладных крестов. Нередко они расположены попарно при входе в храм.
Церковь Спаса-на-Ильине, 1374 г, северный фасад:
Церковь Спаса-на-Ильине, 1374 г, южный фасад:
Ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г:
На апсиде ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г – крест иного типа, ”с расширяющимися концами”, с округлым направлением боковых линий и закруглёнными краями:
На апсиде же – два перекрывающих друг друга каменных креста на церкви Иоанна Богослова на Витке, 1383 г:
На южном фасаде той же церкви – в двухуступчатой нише крест ещё одного типа, ”равноконечный” (все лопасти одинаковой ширины), датировка 1383 г:
Покровская церковь Зверина монастыря, 1399 г, ”крест в круге” на апсиде:
И теперь посмотрим на закладные кресты следующего архитектурного периода, уже после вхождения Новгорода в состав Московского княжества.
1520 г, церковь Климента (еще вполне себе в новгородских традициях), два “креста в круге” по обе стороны от портала:
1536 год, ц. Бориса и Глеба в Плотниках (уже видны чужеродные новшества, вместо одной – пять глав):
Все фасады щедро покрыты крестами, вписанными в круг.
Северный фасад притвора, от одного креста сохранились обломки:
Западный фасад притвора:
На центральной оси апсиды – “восьмиконечный крест”, покрытый заздравной надписью:
Если присмотреться, заметно, что в её центре весьма предусмотрительно оставлено пустое место для указания имени. По мере необходимости, в этот заздравный ”трафарет” могли вписывать разных “рабов Божьих” – от желающих отметиться по-над святым алтарём наверняка отбою не было.
Еще один восьмиконечный крест появился в стене притвора, пристроенного в XVI веке к церкви Николы Белого:
Ц. Фёдора Стратилата на Щиркове улице, 1546-1642 гг:
Уже три апсиды и пять глав (прощай, новгородская самобытность!) – и множество закладных крестов.
“В круге”:
“Восьмиконечный”, когда-то в прошлом:
“С расширяющимися краями”:
В ходе позднейших перестроек старых церквей, до второй половины XVII века, зодчие упорно помещали на фасады каменные кресты.
Нередко, для пущей декоративности, они устанавливались в специальных нишах, как, например, равноконечные кресты на западном фасаде ц. Фёдора Стратилата:
Или вернёмся к церкви Рождества Богородицы на Михалице.
На лопатке северного фасада при масштабном ремонте в конце XVII века появился “равноконечный” закладной крест:
А на западном, также на лопатках – равноконечный и ”крест в круге”:
Все – в нишах.
Самым интересным в этой церкви стал закладной крест, размещённый в прямоугольной нише…в наличнике нового окна, прорубленного в процессе ремонта в районе 1690-х гг.
Экзотическое сочетание нескольких разновременных стилистических элементов весьма ярко иллюстрирует единство и борьбу противоположностей, присущих допетровской истории новгородской архитектуры.
А противоположности, как известно, притягиваются.
На то он и НовгородJ.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]