Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г.
21.02.2019 886 0 0 architectstyle

Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г.

---
0
В закладки
                          (Продолжение...)
Фрески новгородской церкви Спаса Преображения, построенной в 1374 году, сохранились до наших дней вопреки множеству обстоятельств, сопутствущих истории этого уникального памятника древнерусского зодчества. К сожалению, живопись уцелела лишь фрагментарно – предки наши вплоть до начала XX века приложили массу усилий для её уничтожения, а в ходе последней страшной войны храм уцелел едва ли не чудом, заплатив за то немыслимо дорого - безвозвратно потеряв еще часть и без того небольшого живописного наследия.
Рассказ об истории и дивной архитектуре церкви Спаса-на-Ильине доступен по ссылке:  https://architectstyle.livejournal.com/360360.html .
Сегодняшний рассказ – о живописи древнего храма.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Планируя поездку в Новгород Великий, непременно включите в план ”must see” – помимо Софии, Волотова, Юрьева и ”Витославлиц” – знакомство с творчеством Феофана Грека, в Новгороде “подписавшего” церковь Спаса Преображения на Ильиной улице. Событие это случилось в далёком 1378 году.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Новгород конца XIV столетия был одним из наиболее благополучных русских городов: его миновала угроза татарского нашествия, и по причине своей удалённости от Москвы и Твери (в ту пору находящихся в состоянии постоянного противоборства, а потому доселе особо не покушавшихся на “Новгородскую вольницу”), он имел неплохие условия для развития торговли, ремёсел, искусств.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Наряду с архиепископским двором, активно строили и украшали свои церкви богатые бояре и уличные сообщества, не жалевшие средств для поддержания личного и общинного авторитета. Роспись греческим художником Феофаном церкви Спаса Преображения, выполненная в 1378 году по заказу боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улицы – не единственный пример украшения интерьеров в новгородской архитектуре того времени.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

В том же ряду стоят Успенская церковь на Волотовом поле (на предыдущем фото), церковь Фёдора Стратилата на ручью (на след. фото),...
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

...церковь Спаса на Ковалёве (на след. фото) – ныне объекты списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, об истории, гибели и послевоенном возрождении которых можно рассказывать бесконечно.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

В частности, Волотовским росписям посвящены несколько публикаций нашего журнала.
Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода была построена в 1374, а расписана фресковой живописью изнутри и снаружи в 1378 г.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Над интерьерами работал приглашённый мастер византийского происхождения Феофан, кроме Новгорода Великого украсивший храмы Москвы и Нижнего Новгорода. На сегодняшний день на территории России оригинальные фрески Феофана Грека присутствуют лишь здесь, в новгородском Спасе-на-Ильине, уцелев, увы, малой толикой от былого благолепия. Но даже по сохранившимся фрагментам можно оценить масштаб таланта Мастера.
(На фото – неизвестный святитель из композиции «Служба святых отцов”:)
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Далее приведена цитата (с переводом) из письма Епифания Премудрого, адресованного игумену тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу, в котором автор делится впечатлениями от личного знакомства с иконописцем Феофаном. Письмо датировано 1413 годом:
“…егда живях на Москвѣ, идѣже бяше тамо мужъ онъ живый, преславный мудрокъ, зѣло ѳилософ хитръ, Ѳеоѳан, гречин, книги изограф нарочитый и живописецъ изящный во иконописцѣх, иже многи различные множае четверодесяточисленных церквей каменных своею подписал рукою … в Константинѣ градѣ i в Халкидонѣ, i в Галаѳѣ, i в Каѳѣ, i в Велицѣм Новѣгородѣ, i в Нижнемъ...А на Москвѣ три церкви подписаны.
(“…в пору когда [я] жил в Москве, был там один человек, великий мудрец, философ весьма искусный, Феофан, грек, по книгам художник замечательный и в иконописи мастер превосходный, который много разных, числом более сорока, церквей каменных своею рукою расписал…в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галафе, и в Кафе [нынешняя Феодосия], и в Великом Новгороде, и в Нижнем…А в Москве [им] три церкви расписаны.")
(След. фото - святитель, роспись Троицкого придела Спаса-на-Ильине:)
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

"Сия ж вся егда назнаменующу ему или пишущу, никогда ж нигдѣж  на образцы видяще его когда взирающа, якож нѣцыи наши творят иконописцы, iже недоумѣнiя наполнишася присно приницающе, очима мещущее сѣмо i овамо, не толма образующе шарми, елико нудяхуся на образ часто взирающее;"
("Когда бы он ни делал эскизы или писал - никто, никогда и нигде не видел, чтобы сверялся он с образцами [иконописные изводы, типовые изображения, по подобию которых пишется тот или иной персонаж или сюжет], подобно тому, как поступают некоторые наши иконописцы, кои, сомнениями переполнены, непрестанно и пристально всматриваются, туда-сюда глазами мечутся, не столько рисуя, сколь часто на образцы взирая.")
(На след. фото - столпник Даниил:)
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

"Но мняшеся яко иному пишущу рукама убо изобразуя писаше, ногама ж бес покоя стояше, языком ж бесѣдуя с приходящими глаголаше, а умом дальная и разумная обгадываше."
("В отличие от других художников, руками над сюжетом работая, на ногах не стоит недвижимо, вслух с приходящими беседует, а в мыслях далёкое и важное обдумывает.")
(На след. фото - Св. Акакий:)
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

"Упредивленный муж и пресловущiй великую к моей худости любовь имѣяше. Аще бо кто или вмалѣ или на мнозѣ сотворит с ним бесѣду, то не мощно еже не почудитися разуму и причтам его и хитростному строению.”
("Известный и уважаемый человек, но ко мне, простолюдину, отнёсся по-доброму. И кто ни затеет с ним разговор, хоть недолгий, а хоть продолжительный, тот не сможет не подивиться складу ума и благоразумному его нраву.”)
(На след. фото - Макарий Египетский:)
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

За несколько веков существования церковь Спаса Преображения претерпела несколько ремонтов и перенесла несколько пожаров. Были пробиты дополнительные широкие окна, а старые частично заложены. При ремонтах, для лучшего прилегания свежих слоёв штукатурки, на стенах с древней живописью делались глубокие насечки.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

К началу XX века часть фресок была сбита, часть записана (поновлена), часть оказалась погребена под толстым слоем штукатурки – и об их существовании догадывались лишь искусствоведы, знакомые со старинными летописными первоисточниками, лелея надежду рано или поздно таки добраться до единственных уцелевших к тому времени образцов Феофановской живописи.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Цитата столетней давности, из статьи И. Э. Грабаря ”Феофан Грек. Очерк из истории древнерусской живописи”, опубликованной в сентябре1921 г:
“Феофан привёз в Россию богатейший живописный опыт обновлённой Византии…Церковь Спаса Преображения – памятник, с давних пор уже бесконечно интриговавший исследователей древнерусской живописи. В этом храме под слоем штукатурки должно было храниться единственное бесспорное произведение великого грека, и, естественно, с каким напряжением все мы ждали счастливых дней, когда удастся приступить к их раскрытию.
(На след. фото – Богоматерь, правая часть сюжетной композиции ”Благовещение”:)
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Правда, некоторое представление о них можно было себе составить уже и прежде: какие-то невежественные любители ”открытий” лет 10 тому назад, запасшись в Петербурге нужными бумагами, приехали в Новгород и принялись сбивать штукатурку в алтарной апсиде и на северной стене хор. Открыв и тут, и там аршина по два [около полутора метров] и погубив безвозвратно часть фресок, обречённых в жертву этому кладоискательскому вандализму, “открыватели” уехали.”
(На след. фото: медальоны с богословами, в правом медальоне – Иоанн Лествичник:)
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Здесь имеется в виду непрофессиональная расчистка 1910-1913 гг, в ходе которой были раскрыты фигуры святителей в апсиде, Архангел Гавриил и Богоматерь ”Знамение” в северо-западном Троицком приделе. Самовольными расчистками руководил П. Л. Гусев, сотрудник Петербургского Археологического института. На фото - фрески ”Богоматерь “Знамение” и Архангел Гавриил:
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

В 1918 году была предпринята попытка первой послереволюционной расчистки фресок, увенчавшаяся успехом – обнаружились изображения в дьяконнике. Дальнейшие работы проводились летом 1920 и 1921 гг: в храме были установлены леса, тщательно обследован купол, хоры, апсида, раскрыта размещенная в них живопись.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Вернёмся к вышеупомянутой статье Игоря Эммануиловича Грабаря, под чьим наблюдением осуществлялись работы 1918-1921 гг: ”…Русское искусствознание можно поздравить с праздником: сделано подлинно потрясающее открытие, одно из самых радостных и наиболее нужных…
(На след. фото – Троица Ветхозаветная:)
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Изображения отличаются исключительной виртуозностью, написаны легко, свободно и, вероятно, очень быстро. Фигуры и одежды трактованы, как водилось, в традиционной схеме – впрочем, в весьма вольной интерпретации, головы же исполнены в определённо реалистической манере. Долгое пребывание фрески под штукатуркою не могло не отразиться на их живописи, слегка как бы выцветшей, тогда как фрески на хорах, бывшие только под побелкою, и особенно в куполе, лишь слегка прописанные, сохранились несравненно лучше и их живопись значительно цветнее”
След. фото - Троицкий придел церкви Спаса Преображения:
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

И это – 1921 год. Всё-таки искусствоведы и художники – удивительные люди. В послереволюционном аду гражданской войны, в раздираемой противоречиями стране, в условиях немыслимого хаоса, разрухи, массового голода и полного отсутствия уверенности в завтрашнем дне – уметь радоваться открывшимся со стен древнего храма святым ликам дано немногим. А ведь уже год спустя против взирающих с немым укором святых ликов начнётся масштабная государственная антирелигиозная кампания, начавшаяся с декрета об изъятии церковных ценностей, сопровождающаяся массовым осквернением и закрытием храмов по всей Православной России…Но это уже совсем другая история.
На след. фото: белая фигура слева -  Макарий Египетский, вверху в медальоне – Св. Акакий:
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Реставрационные работы на фресках 1920-1930-х гг осуществлялись нерегулярно, с перерывами, обусловленными трудностями с финансированием дорогостоящих работ, а также отстранением в 1933 г от руководства новгородскими реставрационными экспедициями их организатора, А. И. Анисимова. Последние довоенные расчистки проводились в 1935-1936 гг, оказавшись самыми плодотворными за всю историю реставраций памятника.
(На след. фото - столпники: Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий:)
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

В 1930-х гг высказывались предложения о превращении Великого Новгорода во всероссийский город-музей (аналог теперешнего Суздаля, но с несравнимо более интересными архитектурными памятниками) – и, возможно, эту прекрасную идею удалось бы воплотить в жизнь. Если бы не война. В ходе которой город, как историко-архитектурный объект немыслимой, невероятной ценности, был уничтожен продолжавшимися на протяжении двух лет совместными действиями советской и немецкой армий.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Во время Великой Отечественной войны в храме Спаса Преображения размещалась немецкая огневая точка. В барабане, под Феофановским Вседержителем, стоял пулемет, для которого, ничтоже сумняшеся, продолбили широкие амбразуры в узких окнах – след от них навечно отмечен пустой штукатуркой. А для удобства наблюдения за подходящими с востока советскими войсками, была пробита стена над апсидой.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Солдатня внутри церкви согревалась кострами – по истории ленинградской блокады все наверняка помнят лютую зиму 1941-42 гг, когда уже с начала ноября и до апреля установились серьёзные морозы, в январе достигавшие до -30◦. Копоть от костра в течение длительного времени оседала на стенах. При обстрелах русской артиллерией, здание получило несколько серьёзных пробоин в сводах, лишилось кровли и пошло множественными трещинами в арках, сводах и стенах, что не могло не сказаться на сохранности росписей и в совокупности поставило под угрозу сам факт существования здания.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

За шесть с половиной веков мы могли потерять его миллион раз. Но здание можно отстроить заново – а фрески невозвратимы.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Безотлагательные противоаварийные работы были выполнены в 1946 г – до полновесной реставрации, проводившейся в несколько этапов, руки дошли лишь к 1950-му году. К середине 1980-х гг зданию удалось вернуть его неповторимый исторический облик.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

К реставрации того, что осталось от фресок Феофана, смогли приступить почти сразу после войны - уже в 1945 г начав укрепление и расчистку живописи памятника от копоти военных лет.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

В последующие годы реставраторы неоднократно возвращались к работам над фресками храма, с 1970-х гг превращённого в объект музейного показа.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Основная часть уцелевших изображений расположена в барабане (доступ к которому перекрыт) и в верхнем, северо-западном, Троицком приделе, поэтому будьте готовы подняться на хоры по узкой внутристенной лестнице.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Время от времени, кто-нибудь из посетителей церкви Спаса Преображения нет-нет да и задаст вопрос, разочарованно глядя на уходящие ввысь, по большей части белые стены: ”А почему фресок так мало?”
Церковь Спаса Преображения на Ильине, Великий Новгород. Фрески Феофана Грека, 1378 г. Спаса, Преображения, церкви, часть, несколько, истории, фресок, живописи, церковь, фрески, можно, когда, работы, времени, войны, Новгорода, Новгород, храма, удалось, Великого

Надеюсь, мне удалось на него ответить.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]