Самая живописная граница на Кавказе: Армения и Иран
---
Границы между государствами это моя большая слабость. Начная с того, что часть армейской службы я сам провел на границе и заканчвая тем, что много путешествуя по миру постоянно переезжаю из одной страны в другую. Границы бывают разными: условными и незаметными как в Европе, милитаризованными и ощетинившиеся стенами и заборами как между Израилем и Сирией или Южной и Северной Кореями, а могут быть живописными как в Армении. Эти могучие кавказские горы на границе с Ираном, ущелье мифического Аракса и колоритный советский забор разделяющий две древние страны - Иран и Армению, все это потрясает воображение.
У меня есть большая статья про все те границы в мире, которые я посетил. Читайте "Коллекция границ, едва не стоившая мне жизни".
Изначально мы предполагали заночевать в Мегри - райцентре и просто красивом городе. Но приехав туда накануне вечером столкнулись с тем, что в таком безусловно красивом и потенциально привлекательном для туристов месте очень плохо с отелями. На Букинге отелей значилось всего два, причем один из них был закрыт, а второй настолько провонял куревом и выглядел как дешевый бордель, что нам показалось неприемлемым привести туда наших красавиц-спутниц. После небольшого поиска в Гугле нашли еще несколько отелей в близлежащем городке Агарак, что также на границе с Ираном, но чуть западнее, близ погранперехода "Корчевань". Ехать полчаса и там нам удалось найти относительно терпимые варианты с размещением, хотя ощущение, что ночуем пардон в... блядушнике нас не покидало и запах курева также преследовал буквально везде. Но других вариантов не оставалось, надо было где-то поспать. Отелей тут "аж" четыре штуки и три из них бордели для заезжих иранцев. Цены совсем не маленькие для Армении и везде примерно одинаковые - 15-20 тысяч армянских драм ($30-40) за номер. Ужин в самом приличном месте Агарака (из двух имеющихся) абсолютно не порадовал ни качеством пищи, ни ценами уровня Москвы. Утром нас ждало увлекательное путешествие и это внушало оптимизм.
Вообще, создалось ощущение что с туризмом в Мегри все очень плохо. Тут нет ни нормальных гостиниц, ни офиса по туризму, ни какой-либо минимальной инфраструктуры для гостей Армении. Наличие погранзоны добавляет сложностей для иностранца и в итоге получается так, что редкие туристы в лучшем случае побыстрому делают панорамное фото старинного Мегри и уезжают в Иран, или возвращаются в столицу. Но даже таких единицы. Для большинства же Мегри это просто место, которое они проезжают ночью автобусом из Тегерана в Ереван и даже не выходят. Между тем, местная природа и архитектура достойны того, чтобы задержаться в южном Сюнике на несколько дней и это приносило бы в бюджет района хорошие деньги.
Городок Агарак с раннего утра -
Если Мегри город древний, то его сосед Агарак был основан в 1949 году как гарнизонный поселок для советских пограничников. Несколько севернее городка расположены месторождения меди, карьеры и медно-обогатительныйкомбинат, дающий сегодня работу трети населения города. Кроме того, здесь расположен пограничный переход в Иран для желающих посетить Исламскую республику. Но больше в Агараке делать абсолютно нечего и мы не без облегчения это унылое место покидаем -
С холма к югу от Агарака открывается панорамный вид на соседний Иран, что за Араксом и погранпереход "Корчевань" -
Так можно рассмотреть границу при максимальном приближении -
От Агарака мы поворачиваем на запад, в направлении азербайджанской Нахичевани до которой всего несколько километров. Но эти километры самые живописные на все протяженности армяно-иранской границы. На стыке границ Армении, Ирана и Азербайджана абсолютно фантастическое ущелье, напоминающее знаменитую автодорогу Душенбе - Хорог в Таджикистане, окруженную памирскими горами и отделяющую Таджикистан от Афганистана бурным Пянджем. Здесь очень похоже -
Просто дух захватывает, мне нечего комментировать!
Справа от пограничного забора виден железнодорожный тоннель, через который некогда курсировали поезда Ереван - Баку. К сожалению, развал СССР и армяно-азербайджанский конфликт полностью уничтожили любые транспортные линки между странами и теперь от железной дороги остались разваливающиеся тоннели и... чуть было не сказал ржавые рельсы. Нет, рельсы давно исчезли, их попросту сняли еще в начале девяностых и продали в Иран в качестве металлолома. Но природа от этого возвращения к естеству только выиграла -
В пограничных заборах есть нечто мистическое. Кто-то скажет что они уродуют пейзаж, но я не соглашусь. Заборы отделяют одну цивилизацию от другой и в какой-то мере заборы заложены в нас на генетическом уровне, ибо есть "мы" и "другие". Лично я своими путешествиями пытаюсь доказать обратное, что мир он прекрасен и должен быть без границ.
Государственная граница Армении с Ираном охраняется Мегринским погранотрядом ФСБ России. Отряд был создан в 1941 году в связи с активизацией немцев в соседнем Иране. Пограничники в ночь на 25 августа 1941 года провели воинскую операцию против иранской армии, чтобы обеспечить переход частей Красной армии в Иран для уничтожения фашистских наблюдательных пунктов и инфраструктуры активно свозводившейся в считанных километрах от советской границы. При этом полтора десятка пограничнов погибли в бою. Сегодня, помимо российских военнослужащих на границе служат сотни граждан Армении - жителей Мегри и района. Часть из них в качестве офицеров и прапорщиков в погранвойсках, другие работают по контракту и эта служба считается не только уважаемой, но и хорошей в плане обеспечения и зарплат.
Пользуясь случаем хочу выразить искреннюю благодарность властям Армении, а также Министерству обороны Российской Федерации и непосредственно Мегринскому погранотряду ФСБ России за помощь в организации путешествия. Ребята, вы молодцы.
У несведущего может создаться ощущение, что этот не внушающий уважения советский забор легко преодолеть и граница открыта для террористов и контрабандистов. Это не так. В наше время такой забор это вообще не главное средство защиты границы, а скорее чтобы случайный турист или местный житель не ушли в Иран, сами того не понимая. Граница контролируется всеми современными средствами, принятыми в цивилизованном мире: видеокамерами, детекторами тепла и движения. Едва мы вышли из машины чтобы сфотографировать пейзаж, как приехала патрульная машина погранвойск. Строгие, но очень корректные парни проверили наши документы и попросили не приближаться к забору и не ходить по следовой полосе.
Фотосессия на фоне границы -
Потом мы поехали в восточном направлении, двигаясь вдоль пограничного Аракса. По мере приближение к Карабаху горы становятся все более пологими, а долина Аракса все шире и доступнее для земледелия -
Заброшенная железнодорожная станция Мегри, не функционирующая с 1992 года с заржавевшими локомотивами и колоритным зданием вокзала. Про станцию у меня есть отдельная статья -
В советское время поезд петлял по ущелью, "ныряя" из одного тоннеля в другой. Рядом шла автодорога -
Внутри вокзала можно найти множество раритетных билетов и документов, валяющихся прямо на полу -
Сразу после станции расположен один из пограничных КПП, где мы встречаемся с командованием Мегринского погранотряда и дальше двигаемся в их сопровождении. Ребята нас предупредили, что та старая дорога в Нрнадзор про которую я говорю - фактически сейчас бездействует. После нескольких трагических происшествий, когда в плохую погоду и грязь кто-то из местных жителей сорвался в пропасть, а кто-то едва не сорвался. Военные позволили жителям села использовать патрульную дорогу внизу, ведущую вдоль пограничного забора. Но мы попросили разрешить нам проехать именно верхней, опасной дорогой. Внизу виден Аракс и территория Ирана сразу справа -
Та самая знаменитая нрнадзорская дорога, считающаяся самой опасной в Армении. Внизу также виден железнодорожный тоннель и насыпь, где раньше лежали рельсы -
Между машинами и обрывом не будет и метра -
Друзья, одно вам скажу - приезжайте в Сюник и Мегри. Даже меня, немало повидавшего на свете эти места смогли по-хорошему удивить. Здесь пока нет туристов, но при этом фантастическая природа и история, замечательные люди и побывать тут обязан любой уважающий себя путешественник.
P.S Народ, кому нужна скидка в 7% на отели в любой стране мира, можете использовать мой промокод PUERRTTO (большими буквами) на сайте бронирований www.ostrovok.ru. По крайней мере в странах СНГ с учетом скидки получается немножко дешевле, чем Booking. Во Франции бронировал - со скидкой получается столько же, как на других сайтах, а в Риге и Таллине дешевле. Смотрите, сравнивайте.
У меня есть большая статья про все те границы в мире, которые я посетил. Читайте "Коллекция границ, едва не стоившая мне жизни".
Изначально мы предполагали заночевать в Мегри - райцентре и просто красивом городе. Но приехав туда накануне вечером столкнулись с тем, что в таком безусловно красивом и потенциально привлекательном для туристов месте очень плохо с отелями. На Букинге отелей значилось всего два, причем один из них был закрыт, а второй настолько провонял куревом и выглядел как дешевый бордель, что нам показалось неприемлемым привести туда наших красавиц-спутниц. После небольшого поиска в Гугле нашли еще несколько отелей в близлежащем городке Агарак, что также на границе с Ираном, но чуть западнее, близ погранперехода "Корчевань". Ехать полчаса и там нам удалось найти относительно терпимые варианты с размещением, хотя ощущение, что ночуем пардон в... блядушнике нас не покидало и запах курева также преследовал буквально везде. Но других вариантов не оставалось, надо было где-то поспать. Отелей тут "аж" четыре штуки и три из них бордели для заезжих иранцев. Цены совсем не маленькие для Армении и везде примерно одинаковые - 15-20 тысяч армянских драм ($30-40) за номер. Ужин в самом приличном месте Агарака (из двух имеющихся) абсолютно не порадовал ни качеством пищи, ни ценами уровня Москвы. Утром нас ждало увлекательное путешествие и это внушало оптимизм.
Вообще, создалось ощущение что с туризмом в Мегри все очень плохо. Тут нет ни нормальных гостиниц, ни офиса по туризму, ни какой-либо минимальной инфраструктуры для гостей Армении. Наличие погранзоны добавляет сложностей для иностранца и в итоге получается так, что редкие туристы в лучшем случае побыстрому делают панорамное фото старинного Мегри и уезжают в Иран, или возвращаются в столицу. Но даже таких единицы. Для большинства же Мегри это просто место, которое они проезжают ночью автобусом из Тегерана в Ереван и даже не выходят. Между тем, местная природа и архитектура достойны того, чтобы задержаться в южном Сюнике на несколько дней и это приносило бы в бюджет района хорошие деньги.
Городок Агарак с раннего утра -
Если Мегри город древний, то его сосед Агарак был основан в 1949 году как гарнизонный поселок для советских пограничников. Несколько севернее городка расположены месторождения меди, карьеры и медно-обогатительныйкомбинат, дающий сегодня работу трети населения города. Кроме того, здесь расположен пограничный переход в Иран для желающих посетить Исламскую республику. Но больше в Агараке делать абсолютно нечего и мы не без облегчения это унылое место покидаем -
С холма к югу от Агарака открывается панорамный вид на соседний Иран, что за Араксом и погранпереход "Корчевань" -
Так можно рассмотреть границу при максимальном приближении -
От Агарака мы поворачиваем на запад, в направлении азербайджанской Нахичевани до которой всего несколько километров. Но эти километры самые живописные на все протяженности армяно-иранской границы. На стыке границ Армении, Ирана и Азербайджана абсолютно фантастическое ущелье, напоминающее знаменитую автодорогу Душенбе - Хорог в Таджикистане, окруженную памирскими горами и отделяющую Таджикистан от Афганистана бурным Пянджем. Здесь очень похоже -
Просто дух захватывает, мне нечего комментировать!
Справа от пограничного забора виден железнодорожный тоннель, через который некогда курсировали поезда Ереван - Баку. К сожалению, развал СССР и армяно-азербайджанский конфликт полностью уничтожили любые транспортные линки между странами и теперь от железной дороги остались разваливающиеся тоннели и... чуть было не сказал ржавые рельсы. Нет, рельсы давно исчезли, их попросту сняли еще в начале девяностых и продали в Иран в качестве металлолома. Но природа от этого возвращения к естеству только выиграла -
В пограничных заборах есть нечто мистическое. Кто-то скажет что они уродуют пейзаж, но я не соглашусь. Заборы отделяют одну цивилизацию от другой и в какой-то мере заборы заложены в нас на генетическом уровне, ибо есть "мы" и "другие". Лично я своими путешествиями пытаюсь доказать обратное, что мир он прекрасен и должен быть без границ.
Государственная граница Армении с Ираном охраняется Мегринским погранотрядом ФСБ России. Отряд был создан в 1941 году в связи с активизацией немцев в соседнем Иране. Пограничники в ночь на 25 августа 1941 года провели воинскую операцию против иранской армии, чтобы обеспечить переход частей Красной армии в Иран для уничтожения фашистских наблюдательных пунктов и инфраструктуры активно свозводившейся в считанных километрах от советской границы. При этом полтора десятка пограничнов погибли в бою. Сегодня, помимо российских военнослужащих на границе служат сотни граждан Армении - жителей Мегри и района. Часть из них в качестве офицеров и прапорщиков в погранвойсках, другие работают по контракту и эта служба считается не только уважаемой, но и хорошей в плане обеспечения и зарплат.
Пользуясь случаем хочу выразить искреннюю благодарность властям Армении, а также Министерству обороны Российской Федерации и непосредственно Мегринскому погранотряду ФСБ России за помощь в организации путешествия. Ребята, вы молодцы.
У несведущего может создаться ощущение, что этот не внушающий уважения советский забор легко преодолеть и граница открыта для террористов и контрабандистов. Это не так. В наше время такой забор это вообще не главное средство защиты границы, а скорее чтобы случайный турист или местный житель не ушли в Иран, сами того не понимая. Граница контролируется всеми современными средствами, принятыми в цивилизованном мире: видеокамерами, детекторами тепла и движения. Едва мы вышли из машины чтобы сфотографировать пейзаж, как приехала патрульная машина погранвойск. Строгие, но очень корректные парни проверили наши документы и попросили не приближаться к забору и не ходить по следовой полосе.
Фотосессия на фоне границы -
Потом мы поехали в восточном направлении, двигаясь вдоль пограничного Аракса. По мере приближение к Карабаху горы становятся все более пологими, а долина Аракса все шире и доступнее для земледелия -
Заброшенная железнодорожная станция Мегри, не функционирующая с 1992 года с заржавевшими локомотивами и колоритным зданием вокзала. Про станцию у меня есть отдельная статья -
В советское время поезд петлял по ущелью, "ныряя" из одного тоннеля в другой. Рядом шла автодорога -
Внутри вокзала можно найти множество раритетных билетов и документов, валяющихся прямо на полу -
Сразу после станции расположен один из пограничных КПП, где мы встречаемся с командованием Мегринского погранотряда и дальше двигаемся в их сопровождении. Ребята нас предупредили, что та старая дорога в Нрнадзор про которую я говорю - фактически сейчас бездействует. После нескольких трагических происшествий, когда в плохую погоду и грязь кто-то из местных жителей сорвался в пропасть, а кто-то едва не сорвался. Военные позволили жителям села использовать патрульную дорогу внизу, ведущую вдоль пограничного забора. Но мы попросили разрешить нам проехать именно верхней, опасной дорогой. Внизу виден Аракс и территория Ирана сразу справа -
Та самая знаменитая нрнадзорская дорога, считающаяся самой опасной в Армении. Внизу также виден железнодорожный тоннель и насыпь, где раньше лежали рельсы -
Между машинами и обрывом не будет и метра -
Друзья, одно вам скажу - приезжайте в Сюник и Мегри. Даже меня, немало повидавшего на свете эти места смогли по-хорошему удивить. Здесь пока нет туристов, но при этом фантастическая природа и история, замечательные люди и побывать тут обязан любой уважающий себя путешественник.
P.S Народ, кому нужна скидка в 7% на отели в любой стране мира, можете использовать мой промокод PUERRTTO (большими буквами) на сайте бронирований www.ostrovok.ru. По крайней мере в странах СНГ с учетом скидки получается немножко дешевле, чем Booking. Во Франции бронировал - со скидкой получается столько же, как на других сайтах, а в Риге и Таллине дешевле. Смотрите, сравнивайте.
Взято: puerrtto.livejournal.com
Комментарии (1)
{related-news}
[/related-news]