И отправься налегке
Шутник был все-таки Александр Сергеевич. Вы же помните эту его знаменитую фразу из описания Торжка? Так вот «налегке» – это, оказывается, не только с легким сердцем. Но и как раз то, что вы подумали...
Вчера, наконец, в наших руках оказалась недавно вышедшая книга нашего хорошего друга – Ирины Чичкиной. Любительница истории, экскурсовод и этнограф, она совсем не чужда и теме старой кухни. Не раз мы обсуждали с ней всякие блюда и привычки наших предков. Но в последние годы центром ее интересов стала гостиница Пожарских в Торжке.
И надо сказать, Ирине удалось найти множество любопытных и ярких деталей нашей истории. Так что очень рекомендую эту ее книгу под названием «Гостиница Пожарских или парадоксы русского гостеприимства». А чтобы не быть голословным – вот вам прекрасные фрагменты из нее:
Трапеза в гостинице Пожарских упоминается в знаменитом гастрономическом путеводителе А.С.Пушкина, адресованном Сергею Соболевскому и написанном по возвращении в Михайловское, 9 ноября:
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься налегке.
В этой изящной безделице, написанной между делом, всё точно и восхитительно. Поэт рекомендует другу краткий досуг в уже знаменитой на дороге гостинице и её фирменное блюдо, любимое путешественниками. Позволим себе предположить, что и последняя строка четверостишия добавлена не только ради удачной рифмы. В списке гостиничного имущества (правда, более позднего времени, 1850-х гг.) нами обнаружена одна любопытная вещица, весьма необходимая: для путешественников. Это «место для испражнения» не название помещения, а предмет оборудования гостиницы. В другом документе этот предмет назван «один витеркласет».
Этот утилитарный предмет - ватерклозет - оценён в 40 копеек серебром, как ломберный стол красного дерева. «Место для испражнения» с водным смывом было далеко; не в каждом дворянском доме того времени и вряд ли где-то ещё в придорожных трактирах. Умела Дарья Евдокимовна подумать о комфорте путешественников! Возможно, уже в пушкинское время гостиница была известна не только своим фирменным блюдом, но и предупредительной заботой о проезжающих. Вот теперь становится понятнее совет: «жареных котлет отведай... и отправься налегке».
Дарья Евдокимовна Пожарская предвосхитила время развития туризма и гостиничной отрасли: она создала настоящий бренд города - пожарские котлеты. Проездный город, чтобы его помнили, непременно должен иметь какую-нибудь съестную особенность. Торжок известен пожарскими котлетами. Валдай - баранками. Тверь когда-то, по словам Пушкина, славилась - макаронами, а теперь пряниками. «Для путешественника любо, когда он проезжает чистым, веселым городом, в котором можно остановиться в удобной гостинице и поесть хорошо, и потолковать с ловким прислужником о местных достопримечательностях», - писал А.Н.Островский о своих впечатлениях от поездки по Тверской губернии в апреле 1856 года.
Путешествия первой половины XIX века стимулировали развитие региональной кухни: путники заранее знали, каким блюдом славится та или иная станция, и специально планировали поездки, чтобы этих лакомств отведать. Рецепт пожарских котлет вошёл в копилку русской гастрономии, став не региональным, а универсальным блюдом. Пожарские котлеты - «именное» блюдо, наряду с филиповскими булками, шустовским коньяком, тестовскими расстегаями, гурьевской кашей, абрикосовскими сластями и др. Оно перешагнуло границы своего времени и успешно существует в меню современных ресторанов. С 2016 года в городе появилась традиция - проведение фестивалей трактирной еды «У Пожарского в Торжке».
В первой половине ХIХ века среди знаменитых хозяев гостиниц - иностранцев: Гальяни в Твери, Копна и Шевалье в Москве, Демута и Кулона в Петербурге - семья русских хотельеров Пожарских была редкостно, а женщина во главе гостиницы - скорее исключением. История гостиницы Пожарских в Торжке - это яркий пример семейного дела, интересный для истории предпринимательства в России XIX века. Дарья Евдокимовна - представительница «третьего сословия» - совершила взлёт к вершинам успеха и была разорена. Однако созданная Пожарскими гостиница осталась в истории XIX века образцом русского гостеприимства. Миф о том, что в существующем здании гостиницы останавливался А.С.Пушкин, был сознательно создан родственниками Пожарской Федухиными, которые получили это здание по суду, как кредиторы Дарьи Евдокимовны. Они же для привлечения постояльцев придумали историю с автографом Пушкина на стене гостиницы, якобы заклеенным обоями. Картины новоторжского художника Тэлина (первое фото) из фондов ВИЭМ стали иллюстрацией мифа о «пушкинской» гостинице, который больше века преобладал в краеведении и пушкиноведении.
Однако построенное Дарьей Евдокимовной здание и после её разорения оставалось самым представительным и удобным общественным пространством в городе. Оно было создано с таким заделом на будущее развитие, что его хватило на полтора века вперёд. Функции гостиницы для проезжающих редуцировались (хотя и сохранялись до начала ХХ века), и постепенно здание приобретало новое общественное назначение. В руках семьи Федухиных гостиничное здание удерживалось до 1905 года, хотя было уже не столь фешенебельным. В 1905 -1917 гг. бывшая гостиница Пожарских, отражая тенденции нового времени, стала клубом с несколькими гостиничными номерами. Мещанин А.Е.Барсков оказался, как и Дарья Пожарская, восприимчивым к новым веяниям. В клубе давали театральные представления и появился летний сад с синематографом, была устроена электрическая динамо-машина для освещения.
В советский период самое роскошное светское здание города оказалось в эпицентре общественно-политической жизни Торжка. 27 октября 1917 года с его «царского» балкона была провозглашена советская власть в Торжке, в 1918-1921 годах в здании располагались уездный исполком и уком ВКП(б), а с 1922-го — клуб железнодорожников имени Парижской коммуны. Здесь проходили съезды, торжественные собрания, по-прежнему работали театр и киноклуб. Оно оставалось самым крупным общественным зданием города до 1961 года, когда на правом берегу Тверцы был построен городской Дом культуры.
Клуб железнодорожников им.Парижской коммуны (фото 1969 года)
И хотя Дарья Пожарская владела существующим зданием всего двенадцать лет, а в течение почти полувека гостиницей распоряжались Федухины и ещё двенадцать лет - успешный предприниматель А.Е.Барсков, семь десятилетий здание гостиницы было клубом им. Парижской коммуны, всё равно в сознании жителей города, путешественников, любителей истории это здание осталось гостиницей Пожарских. В год 220-летнего юбилея со дня рождения Д.Е.Пожарской знаменитый дом снова принимает гостей: в парадном зале, предназначенной когда-то для разрешённых увеселений постояльцев, проходят конференции, торжественные вечера, спектакли, выставки. Здание встречает путешественников XXI века, которые въезжают в город по главной улице левобережья Торжка, когда-то Ямской, ныне Дзержинского. Здание, построенное для приёма проезжающих, служившее лицом города, по-прежнему в центре его культурной и общественной жизни. Новая жизнь старого дома, теперь в качестве музея, сулит новые возможности и обещает продолжение старых традиций. И вслед за автором путеводителя 1839 года Иваном Дмитриевым мы готовы повторить: Если кому знаменитая, громкая слава исторического имени сильно привлекательна - то извольте остановиться у Пожарского.
Взято: p-syutkin.livejournal.com