Нужно ли снижать нештрафуемый порог скорости?
Чиновники предлагают снова штрафовать при нарушении от 10 км/час, причем скидка на такой штраф не будет распространяться.
До 2012 года «ненаказуемыми» всегда были 10 км/ч, однако за такое нарушение почти не выписывали штрафов, ведь он составлял всего 100 рублей. Даже когда появились камеры фиксации скорости в Москве, такие штрафы не высылались по причине себестоимости письма с конвертов (просто дороже выходило).
По инициативе депутата Лысакова порог подняли до 20 км/ч и, по сути, сейчас штраф присылается только при превышении скорости на 22 км (так как 1 км/ч дается на погрешность). Что удивительно, по заявлениям ГИБДД аварийность от этого не изменилась.
Что получили в итоге? С одной стороны, справедливость на загородных трассах, где зачастую никогда не повышают скоростной лимит даже там, где это надо сделать, получилась некая компенсация некомпетентности чиновников. Варламов недавно про это как раз писал.
Это больше на издевательство похоже.
С другой стороны получается, по городским спокойным улицам, где ходят наши дети, можно ездить аж 80 км/час, и ничего за это не будет. Во многих странах порог составляет 10 км/час, а в некоторых — всего 3-4 км (Швейцария).
Что мы по этому поводу думаем. Сама идея введения нового штрафа исходит из двух групп: например, от Москвы, которая наводит порядок на улицах и за это можно похвалить.
А есть еще группы товарищей, которые стали строить на этом бизнес и собирать процент от каждого штрафа. Получается «скидка» им просто не выгодна, а также это дополнительный способ увеличить собираемость этих штрафов. Еще раз: частные компании по договоренности с властями закупают мобильные комплексы и расставляют их на дорогах.
Судя по количеству выписанных постановлений на наших дорогах, ситуация все хуже и хуже, просто катастрофа, водители нарушают больше и больше, посмотрите статистику:
2014 – 72,3 млн постановлений
2015 - 81,7 млн постановлений (+13%)
2016 – 87,1 млн постановлений (+7%)
2017 – 108,7 млн. постановлений (+20%)
2018 – 129,2 млн постановлений (+17%)
С другой стороны, как раз смертность на дорогах медленно, но снижается: в 2017 году погибло 19 088 человек, в прошлом — 18 094 человека. Что-то не сходится, получается, нет прямой зависимости безопасности и штрафов.
Обратите внимание, где-нибудь в Подмосковье, когда увидите такую треногу, за углом стоит легковая машинка с надписью «безопасность дорожного движения», там сидит человек, который ее просто охраняет, иногда даже с оружием. Еще бы — это же золотая жила.
Получается, такие камеры ставят в самых безопасных местах, где водители ездят быстро, а не в самых аварийных, там денег не соберешь. Получается, власти часто просто не заинтересованы в том, чтобы на дорогах стало лучше — наоборот, больше штрафов — пополнение бюджета!
Более того, такие камеры как раз являются источником опасности: что делает водитель, когда увидит такую камеру? Правильно — интуитивно даст по тормозам, а закончится это может плохо, вот один из примеров:
Наверное, можно сказать, что водитель сам виноват, но психологию не отменишь. Камера в данном случае спровоцировала ДТП, если бы ее не было, машины просто проехали бы дальше.
Камера стала чуть ли не единственным способом организации движения, забыв, что есть миллион других менее выгодных, с финансовой точки зрения, способов (но выгодных с точки зрения безопасности). Вот в Подмосковье повесили билборд про опасный переход, типа предупредили и сняли с себя ответственность.
А вы организуйте безопасный, чтобы через 6 полос нерегулируемого перехода на шоссе не приходилось перебегать между машин.
Есть ли альтернатива?
Ну, конечно. Вообще концепция тотального контроля устарела. Поймайте себя на мысли, что прямо сейчас вы совершенно не думаете о своей безопасности, где бы вы не находились: дома за планшетом или на работе за компьютером. Вы не думаете, что может произойти короткое замыкание и пожар, что водопроводные трубы прорвет и сверху польется вода, также представляется невозможным, что стена перекрытия в здании не выдержит и обрушится. Такое может произойти, но постоянно держать это на контроле и в своей голове – представляется просто глупым. Потому хорошо организованный процесс не нуждается в постоянном контроле, поэтому в комнате не находятся электрик, сантехник и монтажник, готовые в случае чрезвычайного происшествия немедленно устранять последствия.
Попробуйте здесь превысить скорость — да это просто некомфортно, хочется ехать аккуратно.
Почему на дорогах должно быть по-другому? Водитель тоже не должен все время себя контролировать и смотреть на спидометр (иначе он не будет следить за дорогой). Движения должно быть организовано таким способом, чтобы скорость была интуитивно приятной. Попросту говоря, не было соблазна нарушать ее.
Когда человек все время думает о безопасности, лишь бы чего не произошло — это называется фобия, психологическое отклонение. Например, аэрофобия.
Думаете, только заграницей такое возможно? Пробок.нет непосредственно разрабатывал концепцию благоустройства улиц Пятницкая, Маросейка, Покровка, также мы консультировали проектировщиков по Большой и Малой Никитской, и знаете результат? Это одни из немногих улиц в столице, где нет камер контроля скорости, просто в них нет необходимости.
Можно, конечно, постараться разогнаться здесь, но зачем? Во-первых, это некомфортно из-за ширины полос, правильных радиусов поворотов, островков безопасности и других способов успокоения движения.
Водитель не должен думать о скорости, он должен думать об окружающей его обстановке и быть готовым всегда правильно среагировать. Даже на прямом участке быстро не поедешь, если ширина полосы 2,7 метра, как на этой улице в Киеве.
Если же думать о том, что тебе хочется ехать быстрее, чем разрешено, то получится неприятный психологический дискомфорт, рано или поздно можно не заметить и превысить.
Вот на Пятницкой улице, постоянно извивающейся, даже не захочется ездить быстро, можно отменить даже скоростное ограничение — ничего не изменится.
А вот на Большой Ордынке наоборот — сделали 3 прямых широких полосы, в результате там скорость на 20-30 км/ч выше, чем на соседней Пятницкой улице.
Не улица — автострада!
Вот Большая Никитская, тут совсем противоположная ситуация, на такой улице приятно гулять, а не гонять:
На загородных дорогах также есть масса способов, чтобы скорость была не выше необходимой (в основном ширина полос, но есть еще круговые движения, правильные радиусы поворотов и т.д.). Конечно, машины у всех разные, у кого-то 500 лошадей под капотом, и даже на короткой участке хочется разогнаться, для таких тоже есть решение: геймификация.
Неотвратимость наказания — устаревший принцип!
Принцип надо превратить в игру: проехал водитель с превышением, ну мало ли, случайно бывает, ничего же не случилось. Проехал повторно — получи предупреждение: мол, мы заметили, что ты уже дважды нарушил, если такое случится еще раз — получишь сразу 3 штрафа! И вот, вместо недовольного водителя, мы уже имеем человека, участвующего в какой-то увлекательной игре, он уже становится аккуратнее, вовлечен к позитивный процесс.
Камеры сами по себе не зло (если не считать мобильные комплексы), однако бесконечные штрафы — автоматически не есть польза.
Взято: proboknet.livejournal.com