Сахалин - Курилы. "Игорь Фархтудинов" и не только.
11.02.2019 841 0 0 varandej

Сахалин - Курилы. "Игорь Фархтудинов" и не только.

---
0
В закладки
Сахалин - Курилы.


Большую нефть Северного Сахалина, о котором я рассказывал в прошлой части, на острове принимал губернатор Игорь Фархутдинов. В 2003 году он погиб в крушении вертолёта по пути с Камчатки в Северо-Курильск. Память его увековечили красиво и по-настоящему доходчиво - назвали в его честь пассажирский теплоход, что ходит из Корсакова на Южные Курилы. О "Фархе" и о том, как им пользоваться, о видах с него на Анивский полуостров, о курильских портах и о встречах в море - далее.

Когда-то у меня уже был пароходопост - об однотипных "Калашникове" и "Родине" с Иртыша и Оби. Но речные суда рядом с морскими смотрятся примерно как домашние собаки рядом с волками. Герой нашего сегодняшнего поста не радует глаз эстетикой, но зато в нём видна совсем другая сила. Длина его корпуса 90 метров, ширина 17,6 метров, высота бортов - почти 11 метров, осадка - более 5 метров, а водоизмещение - 4575 тонн. Средняя скорость 14 узлов (26 км/ч), автономность плавания - до 2000 миль (3600км).  К тому же это грузопассажирское судно: вон те иллюминаторы с потёками - окна кают, и как видите, на них приходится дай бог половина длины теплохода.

2.
Сахалин - Курилы.


Для сахалинцев "Фарх", для курильчан "Фарик", он был построен в 1991 году как "Нева" на Судоверфи имени Парижской Коммуны в польской Гдыне. Надо заметить, СССР часто заказывал суда у соседей, а Гдыньские верфи, в отличие от Гданьских, исправно пережили крах социализма и евроинтеграцию. "Нева" стала последним из 6 судов типа "Анна Ахматова", и большинство из них ещё в строю. О судьбе теплохода в первые годы интернету почему-то не известно почти ничего, даже портов его приписки - такое ощущение, что получив судно уже после распада СССР, Россия поначалу просто не могла найти ему применение. Достоверно лишь то, что в 1996 году "Нева" стала "Адмиралом Лазаревым", а в 2003 на Сахалин он отправился из Новороссийска. В тот же год погиб губернатор, и на острове уже знали, как назвать новичка дальневосточной навигации. Первые несколько рейсов он сделал в Японию, но основное назначение "Фарха" было ясно с самого начала: судном владеет компания с говорящим названием "Сахалин - Курилы". Его порт приписки - Холмск, там же прописана и контора, но связана ли она как-то с Сахалинским пароходством (SASCO) - точно не знаю. Знаю лишь, что по уровню сервиса для пассажиров они отличаются примерно как "Эйр Эмираты" от "Победы" - к счастью для нас, в пользу владельцев "Фарха":

3.
Сахалин - Курилы.


При всей своей удалённости, Южные Курилы не труднодоступны. "Фарх" отправляется из Корсакова дважды в неделю, и в 3-4-дневном рейсе обходит три острова - Кунашир (Южно-Курильск), Итуруп (Курильск) и Шикотан (Малокурильское). Причём его маршрут меняется через раз: Кунашир он всегда посещает вторым, а вот Шикотан и Итуруп по очереди меняются первым и последним местом. Зимой, в период штормов и ледовых пленов, "Фарик" курсирует фактически без расписания (как пошутил
Сахалин - Курилы.
af1461, "здесь по транспорту нельзя сверять не только часы, но и календарь"), однако летом по степени пунктуальности не отличается от обычного пассажирского самолёта на крупных авиалиниях. Причём расписание его составлено так, чтобы его не мог сбить единичный шторм: на Кунашир "Фарх" обычно приходит ночью и до утра стоит на рейде. Зато опоздав на Итуруп на 10 часов после мощного тайфуна, двух других островов он достиг уже строго по графику.

4а.
Сахалин - Курилы.


В Южно-Сахалинске у пароходства есть касса на Коммунистическом проспекте, столь зачуханная, что по указанному адресу (почти напротив могилы настоящего Фархутдинова, кстати) мы её нашли не с первой попытки. Ещё билеты продают на морвокзале в Корсакове. Но на кассы полагаться вам стоит только если вы не вполне уверены, надо ли вам на Курилы - пассажировместимость "Фарха" всего 150 человек, и билеты на него по крайней мере летом разбирают за месяц. Однако на "Фархутдинове" есть такая роскошь для застрявших глубоко в ХХ веке водных линий, как онлайн-продажа билетов! Причём, за неимением у "Сахалина-Курил" официального сайта, делается она через сайт rfbus.ru. Там есть наценка рублей 200, но поверьте, она оправдывает себя. Главное не забыть распечатать бланк - просто по паспорту, как в аэропорту, здесь на борт не пустят.

4.
Сахалин - Курилы.


На кадре выше - Южный порт в Корсакове с памятником крейсеру "Новик" у проходной. Полосатое здание - контора порта, а пристройка к нему под четырёхскатной крышей - это и есть морвокзал, вернее Пассажирский павильон Морского порта. В крошечном зале ожидания тесно и шумно, но провести вам здесь придётся, скорее всего, хотя бы пару часов. Народ тут собирается разный - военные, гастрбайтеры (русские в основном), туристы и так уж и быть, немного самих курильчан с семьями. Дверь с синей табличкой за кассой - это и есть гейт, за которым, как в аэропорту, первый раз проверяют билеты и гоняют багаж через сканеры. Первыми на посадку идут семьи с детьми и женщины, а пускают народ небольшим партиями.

5.
Сахалин - Курилы.


С Сахалина на Курилы билет в самую дешёвую каюту стоит около 3500 рублей (с наценкой сайта), между Курильскими островами - около 1500. Но фактически к каждому билету надо добавлять ещё почти 500 рублей различных сборов. Первый - за услуги порта: расхаживать под причальными кранами вам не дадут. От морвокзала до трапа народ возит автобус, который представляется мне самым дорогим общественным транспортом мира: по рублю или хотя бы пол-рубля за метр! То есть около 150 рублей на каждой посадке и высадке, за исключением Шикотана. Второй сбор уже на борту, и от него можно отделаться в ущерб комфорту: как и в поезде, на "Фархе" платное (180 рублей) постельное бельё.

6.
Сахалин - Курилы.


По хлипкому трапу народ поднимается строго по трое, а наверху уже ждут симпатичные, как в самолёте, бортпроводницы, повторно проверяющие паспорта и билеты. В среднем стоянка судна длится около 4 часов: сначала высадка пассажиров, затем разгрузка, погрузка и лишь в самом конце - посадка. Тех, у кого билет дальше, на берег не выпускают нигде, кроме Шикотана - говорят, пару лет назад на Итурупе от судна отстала большая группа туристов, и ушедшему не слишком далеко "Фарху" пришлось возвращаться за ними. В целом же опоздаывать на "Фарх" !КРАЙНЕ! не рекомендуется - подсесть неофициально возможности нет никакой, а из-за напряжёнки с билетами застрять можно и на месяц.

7.
Сахалин - Курилы.


Так что остаётся транзитнику лишь наблюдать с палубы за портовыми работами. "Фарх" очень красиво убирает трап, а швартовка, когда кажется, будто бы человечек в жилете водит за верёвочку всю эту махину, неизменно радует глаз.

8.
Сахалин - Курилы.


С палубы пассажиры попадают к администраторской, похожей на гостиничный рецепшен. Во время высадки здесь не протолкнуться, а во время посадки надо, входя, громко называть номер каюты - и бортпроводница объяснит вам путь. В администраторской вывешено время прибытия в следующий порт и продаются магнитики; напротив - стенды с картой пути, устройством теплохода, ценниками за проезд и услуги и стенка памяти Игоря Фархутдинова.

9.
Сахалин - Курилы.


Длинные коридоры, крутые лестницы, поручни на случай качки и неповторимый запах большого судна:

10.
Сахалин - Курилы.


А "Фарх" - он реально большой, и с непривычки на его палубах легко заблудиться. Есть тут и несколько общественных мест - например, не пользующиеся успехом кинозал и библиотека слева от администраторской:

11.
Сахалин - Курилы.


Или столовая от неё справа:

12.
Сахалин - Курилы.


Кормят тут довольно дорого. Я заказал гребешка в горчичном соусе и уху по-курильски (из палтуса), и гребешок был ужасен (кажется, его просто долго размачивали для большего объёма), уха - вполне сносной, кроме лежалой, почти что гнилой, картошки.

12а.
Сахалин - Курилы.


Ещё есть кафе на другом конце пассажирской части судна, по совместительству выполняющая роль лавки тортиков для островитян. Обратите внимание на надпись "Кипятка нет!" - смысл её, конечно, "пассажирам кипяток не наливаем!". Но пассажиры питаются в основном куксой (сахалинский синоним бич-пакета) и чаем из пакетика, а потому команда этот запрет спокойно нарушает, а требования разрешить кипяток поднимаются на Курилах даже на районном уровне.

13.
Сахалин - Курилы.


На двух пассажирских палубах из трёх есть ещё и санузлы, радующие чистотой и бесперебойным наличием горячей воды. Я тут даже душ принимал без проблем:

14.
Сахалин - Курилы.


Обратите внимание на висящие всюду стенные ручки - за них надо хвататься во время качки:

15.
Сахалин - Курилы.


Но главные общественные пространства пассажирского судна - конечно же, палубы! Их у "Фарика" целых 8, из которых пассажирские лишь 3, 4 и 5-я. А на шестую палубу, где ходит лишь команда, я кое-как сумел засунуть фотоаппарат на вытянутой руке:

16.
Сахалин - Курилы.


Основная открытая палуба "Фархутдинова" - пятая. Пассажирам на ней доступны лишь маленькие площадки с обеих бортов, по разные стороны грандиозной лебёдки спасательных шлюпок, и конечно же, на этих площадках особенно активны туристы:

17.
Сахалин - Курилы.


Но в основном даже 5-я палуба - грузовая. Что удивительно, тарифы тут на уровне пассажирских - лишь грузовой автомобиль и гружёный 5-тонный контейнер стоят чуть дороже каюты-люкса (8-9 тыс. рублей), а порожний 3-тонный контейнер выходит дешевле места в каюте низшей категории. Всё это виднеется на корме, под стрелой грузового крана:

18.
Сахалин - Курилы.


На четвёртой палубе, у сложенных трапов - курилки:

19.
Сахалин - Курилы.


А с них шахта ведёт куда-то в нутро теплохода:

19а.
Сахалин - Курилы.


Самым же впечатляющим на "Фархе" для меня оказались каюты. По речным теплоходам 1950-х годов я помнил, что они могут быть теснее вагонного купе. Но здесь каюты такие, что в них можно хоть танцевать! Причём самая просторная - именно каюта низшей третьей категории, где есть место и столу, и вешалкам, и шкафу со спасжилетами. На стенах - розетки, над кроватями - лампочки (работают не все), а на радиоприёмнике можно выключить музыку, но судовые объявления всё равно будут звучать:

20.
Сахалин - Курилы.


В таких каютах мы успели обжиться, проведя суммарно трое или четверо суток. Причём дважды - в одной и той же каюте, запечатлённой на этих двух кадрах. И в умеренную качку тяжело и противно ходить, стоять, сидеть, но очень приятно лежать - огромный добрый теплоход тебя словно баюкает...

20а.
Сахалин - Курилы.


Каюты второй категории (5000 рублей с Сахалина, по 2000 между Курил) чуть-чуть теснее:

21.
Сахалин - Курилы.


Но зато с удобствами:

21а.
Сахалин - Курилы.


Каюты первой категории (6500 с Сахалина, 2500 между Курил) почти не отличаются от приличных гостиничных номеров. Ещё есть люксы (8500 с Сахалина, 3500 между Курил) из нескольких комнат, и я даже разок сумел в такой зайти, но тогда у нас были сломаны оба фотоаппарата. Обратите внимание, что две нижние категории кают - с иллюминаторами, а высшие - с окнами: они на 5-й палубе, где даже общих удобств нет за ненадобностью. Но как я понимаю, стекло не открывается ни там, ни там, и чтобы любоваться морем и берегом - пожалуйте на воздух.

22.
Сахалин - Курилы.


Но вот теплоход, дав гудок, медленно и величественно отходит от причала. Виды с его борта тоже заслуживают рассказа:

23.
Сахалин - Курилы.


Причал Южного порта в Корсакове (257м) строили в 1911-12 годах ещё японцы, и опоры с кадра выше, как я понимаю, уцелели с тех времён, лишь полотно на них когда-то было фермовым. В Корсакове причал самый капитальный, тем более что и обслуживает он много разных судов:

24.
Сахалин - Курилы.


За брекватерами - японские пакгаузы, а под розовыми крышами - центр Корсакова, склоном сопки поднимающийся к ДК "Океан":

25.
Сахалин - Курилы.


Отходим дальше. По центру видна труба завода гофротары - в его основе первый на Сахалине целлюлозно-бумажный комбинат японской компании "Одзи" (1913). Слева - Утёс, нависающая над городом сопка, где японцы ещё в 1906 году сделали смотровую площадку для любования поверженным русским крейсером "Новик".

26.
Сахалин - Курилы.


Корсаков и горы Сахалина, с моря кажущиеся высокими, словно Тянь-Шань. На самом деле в них нет и километра:

27.
Сахалин - Курилы.


Где-то здесь мы обошли мыс Томари-Анива - на карте он образует хорошо заметный прямой угол, а вот в живую не очень-то бросается в глаза. Уже по ту сторону мыса - Корсаковский маяк (1949) на Заповедной горе. А за горой - заброшенный аэродром Пушистый, ставший главной на Сахалине площадкой фестивалей под открытым небом и филиалом парка "Патриот".

28.
Сахалин - Курилы.


Корсаков за кормой. Или, наоборот, впереди. А Южно-Сахалинск - под теми далёкими голубыми горами у самого горизонта:

29.
Сахалин - Курилы.


Между тем из-за очередного поворота береговых обрывов показывается индустриальнейший пейзаж:

30.
Сахалин - Курилы.


Это завод по сжижению природного газа в посёлке Пригородное. Россия предпочитала всегда вывозить углеводороды по трубам, а вот крепко обосновавшие на Сахалине иностранные гиганты привнесли сюда и свои методы работы. На открытии терминала в 2009 году присутствовали целые российский президент, японский премьер, английский принц и голландский министр экономики. По составу гостей понятно, что это терминал проекта "Сахалин-2", акционерами которого являются англо-голландская "Шелл", японские "Мицубиси" и "Мицуи" и наш "Газпром". Американский "Сахалин-1", где помимо "ЭксонМобил" участвуют также Россия, Япония и Индия, сейчас строит свой терминал СПГ, но не знаю, где точно.

31.
Сахалин - Курилы.


Неподалёку - второй причал. Проще говоря, гигантская колонка, заливающая в танкеры сырую нефть. Прежде я видел такое близ порта Варандей на Баренцевом море.

32.
Сахалин - Курилы.


А огромные газовозы с космического вида баками - привычная часть пейзажа в Анивском заливе:

33.
Сахалин - Курилы.


Анивский залив - это хорошо заметный на карте треугольник моря между двух плавников сахалиньего хвоста, полуостровов Крильон и Анива. Он принадлежит Охотскому морю, но совсем на него не похож - мелкий, грязноватый и относительно тёплый. Первые часы по выходе из Корсакова по левому борту виден то приближающийся, то отдаляющийся Тонино-Анивский хребет.

34.
Сахалин - Курилы.


Вот его высшая точка - гора Крузенштерна (670м):

35.
Сахалин - Курилы.


Конец хребта показывается примерно через 5 часов по выходе из Корсакова - это мыс Анива, отделяющий залив от открытого Охотского моря. Если Крильон сближается с Хоккайдо, образуя пролив Лаперуза, то здесь с обратный стороны лишь пустой горизонт - японский берег далеко, а до Курил порядка 350 километров открытого моря.

36.
Сахалин - Курилы.


У мыса, на Сивучьем камне, хорошо заметен похожий на заброшенный замок киберпанк-самурая Тонино-Анивский маяк (1939) высотой 31 метр - пожалуй, ярчайший на Сахалине памятник времён Карафуто.

37.
Сахалин - Курилы.


Он действует, но автоматизирован и потому совершенно безлюден, а большая часть здания откровенно заброшена. Лишь одинокий флаг встречает гостей крупнейшего русского острова:

38.
Сахалин - Курилы.


Анивский маяк - реально труднодоступное место. Поход сюда по скалистым горам занимает около недели, но в конце концов вы всё упрётесь в пролив, который не стоит даже пытаться одолеть вплавь - мощное течение выносит в открытое море.

39.
Сахалин - Курилы.


Так что по факту самый вменяемый способ побывать на этом маяке - лодочные экскурсии, которые обходятся в 6-7 тысяч рублей с человека. Зато бонусом к ним часто идут косатки, к лодке подходящие вплотную и, вопреки стереотипам, совсем не агрессивные к человеку.

40.
Сахалин - Курилы.


Сахалин остаётся за кормой. Анива похожа на спящую русалку, и где-то там, дальше по этому берегу - не увиденный нами по прихоти военных фантастический мыс Великан:

41.
Сахалин - Курилы.


А впереди - Курилы. При нормальном раскладе утром вы увидите Итуруп, а вечером следующего дня - высочайший на юге архипелага вулкан Тятя (1819м) над Кунаширом.

41а.
Сахалин - Курилы.


Подробный рассказ о Курилах я оставлю до следующей части, а пока расскажу про курильские порты.

42.
Сахалин - Курилы.


На входе в которые огромного неповоротливого "Фарха" встречает яркий лоцманский катер и ведёт к причалу. На Кунашире причал прикрывают высокие стенки - ведь Южно-Курильск глядит прямо на открытый Тихий океан. На заднем плане - курящийся фумаролами вулкан Менделеева:

43.
Сахалин - Курилы.


На Шикотане, в упрятанном в глубокую бухту Малокурильском, причал самый простенький - волна, от которого надо его защищать, сюда всё равно не добьёт. К тому же он такой короткий, что гонять по нему платный автобус выглядело бы откровенным хамством. Поэтому на Шикотане нет доплаты за портовые услуги, а на стоянке можно выйти погулять.

44.
Сахалин - Курилы.


И лишь на Итурупе, в посёлке Китовый (хотя порт всё равно Курильск) есть "высокая платформа". На ней я во все три захода наблюдал перепалку водителя автобуса с крановщиком, якобы создававшим опасность для его пассажиров. Но повторялось это так неизменно, что видимо обоим это даже нравилось в общей скуке жизни на Краю Земли.

45.
Сахалин - Курилы.


В портах течёт своя жизнь, снуют рыбацкие катера, а суда покрупнее бункеруются на рейде. Неизменная часть портов - стая чаек, образующая равномерную текстуру на крышах пакгаузов:

46.
Сахалин - Курилы.


В Курильске и Южно-Курильске есть новенькие морские вокзалы с крошечными, но уютными залами ожидания:

47.
Сахалин - Курилы.


На Шикотане - лишь одинокая будка диспетчера, она же касса и справочная. Так что даже ждёт посадки там народ под открытым небом, у магазинов перед портом. На кадре выше - Итуруп, на кадре ниже - Кунашир:

48.
Сахалин - Курилы.


На Кунашире есть и ещё два пассажирских судна - плашкоуты "Дружба" и "Надежда". Названия их приобретают немного иной смысл, если знать, что оба они были подарены Японией в начале 2000-х годов. Плашкоуты - районный транспорт: курсируют между Кунаширом и Шикотаном без чёткого расписания в те дни, когда сюда не заходит "Фарх". Знал бы я про них заранее - возможно, построил бы маршрут как-то иначе, а так обкатать эти ПАЗики моря мне не довелось. Путь между двумя островами Южно-Курильского района занимает около 4 часов.

49.
Сахалин - Курилы.


А мимо нас ходили и другие суда. Вот например контейнеровоз "Новик" (построен в Германии в 2004 году) Дальневосточного пароходства (FESCO) везёт из Владивостока на Камчатку грузы для жителей и гарнизонов:

50.
Сахалин - Курилы.


Тем же маршрутом ходит "Персей", попавший мне в кадр на рейде Южно-Курильска. Подробнее о нём ничего не гуглится - слишком уж распространённое название.

51
Сахалин - Курилы.


На рейде Курильска обслуживаются "Капитан Мокеев" и "Пиленга-2". Первый - рефрижератор курильской компании "Гидрострой", забирающий уловы у работающих в море промысловых судов. Второй - крупный траулер из Невельска, работавший в этих водах. Оба построены ещё в советское время на покойном ныне Заводе им. 61 Коммунара в украинском Николаеве:

52.
Сахалин - Курилы.


Специфически дальневосточный сейнер-траулер проекта "Надёжный" - в 1971-2001 годах больше ста таких судов было построено в Николаевске-на-Амуре.

53.
Сахалин - Курилы.


Средний траулер "Браттег" на Кунашире был куплен в Норвегии в 2017 году. Но это редкий случай - приватизировав крупнейшую в мире рыболовную флотилию СССР, местные владельцы предпочли выработать её ресурс на убой. В итоге популяция промысловых судов на Дальнем Востоке сокращается быстрее, чем у любой их добычи.

54.
Сахалин - Курилы.


Помимо торговых и промысловых судов здесь так и кишат корабли береговой охраны ФСБ. Серых военных кораблей Тихоокеанского флота на Курилах мне видеть в этот раз не доводилось - если они там и есть, то в те дни все ушли на учения "Восток-2018".

55.
Сахалин - Курилы.


Что ещё можно увидеть за бортом? Например, дельфинов, довольно часто казавших нам плавники небольшими стаями. Теоретически, тут бывают и косатки, и различные ластоногие. Ездивший параллельно с нами во всех рейсах парень на костылях и с большим фотоаппаратом на штативе, целыми днями стоявший на палубе, даже сумел их заснять. Я же, каждый раз выходя на палубу, приговаривал "Море-море, покажи китов!". И даже не надеялся, что в конце концов море меня услышит! У берегов Шикотана вдали мы увидели мощные всплески, и сначала решили, что это дельфин, потом - что косатка, ну а отец с коллегам в своём институте сошлись на том, что нам повстречался серый кит. Длины в нём может быть до 15 метров, веса - до 35 тонн, а за свою 40-летнюю жизнь серый кит проплывает расстояние как от Земли до Луны и обратно. Собственно, живут они у берегов... но у разных берегов, совершая самые длинные среди всех животных миграции: одно стадо обитает между Северным Сахалином и Кореей, другое - между Чукоткой и Калифорнией. На Чукотке их увидеть куда легче: сахалинское стадо на грани вымирания, в то время как в чукотском 26 000 особей. Я смотрел за китом в ультразум как в бинокль, и это было красиво - он высоко прыгал, махал хвостом из под воды, кидал фонтанчики...

56.
Сахалин - Курилы.


За теплоходом неизменно следуют чайки:

56а.
Сахалин - Курилы.


...Альтернативный "Фарху" путь на Курилы - самолёт. Но зачем он вообще нужен и почему люди им пользуются - для меня загадка. Для местных хотя бы цены сопоставимы (4500 рублей за билет), гостям же перелёт обойдётся примерно в 25 000 в одну сторону. Самолёт, в теории, даёт выигрыш во времени, вот на практике только погода на Курилах нелётная чаще, чем лётная, и ждать вылета можно неделями. Наконец, аэропорты есть только на Итурупе и Кунашире, в то время как с Шикотана на "Фархе" можно уйти напрямик.

57.
Сахалин - Курилы.


Напоследок - вид из курилки на правильный конус вулкана Атсонопури (1205м) в безлюдной южной части Итурупа:

58.
Сахалин - Курилы.


С Итурупа и начнём, но для начала, в следующей части - о Южных Курилах в общем.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Оглавление.
Приморье и Приамурье. Оглавление.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Перелёт Москва - Южно-Сахалинск.
Сахалин
Хоэ и Новосёлово. Два села на Соколином острове.
Сахалин в общем. Природа, история и реалии.
Сахалин в общем. Осколки Карафуто.
Сахалин в общем. Железные дороги и другой транспорт.
Южно-Сахалинск. Колорит и виды.
Южно-Сахалинск. Коммунистический проспект и окрестности.
Южно-Сахалинск. Разное.
Сахалинская Лягушка и айны, или Как мы не попали на мыс Великан.
Корсаков.
Хосинсэн. Грязевой вулкан.
Хосинсэн. Чёртов мост.
Холмск.
Невельск.
Томари.
Чехов, Ильинское, Взморье.
Северный Сахалин
Александровск-Сахалинский. Три брата.
Александровск-Сахалинский. Город и каторга.
Ноглики и нивхи.
Дагинские источники и Чайво.
Курильские острова
Теплоход "Игорь Фархутдинов".
Курилы. Общее.
Итуруп. Курильск и окрестности.
Итуруп. Вулкан Баранского.
Итуруп. Белые скалы.
Итуруп. Косатка.
Кунашир. Южно-Курильск.
Кунашир. Окрестности Южно-Курильска.
Кунашир. Мыс Столбчатый.
Кунашир. Вулкан Менделеева.
Кунашир. Головнино и его вулкан.
Шикотан. Малокурильское и Крабозаводское.
Шикотан. Край Света.
Возвращение на материк
Переправа Холмск - Ванино
Ванинский порт.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]