Михайловский дворец
---
Михайловский дворец — бывший великокняжеский дворец на площади Искусств в центре Санкт-Петербурга, памятник архитектуры высокого классицизма.
Фасад со стороны Михайловского сада
По проекту будущего Михайловского дворца, который император Александр I намеревался построить для своего младшего брата Михаила, привлеченный императором знаменитый зодчий Росси "спланировал" проложить от Невского проспекта улицу с видом на дворец. В 1817 году работы над проектом начались.
Михайловский дворец. Акварель К. П. Беггрова. 1832.Так выглядел Михайловский дворец в XIX веке.
Михайловская улица была проложена в 1819—1825 годах. С Михайловской улицы открывается прекрасный вид на дворец, со стороны Невского проспекта, правда в наше время этому мешают деревья и транспорт.
Площадь Искусств. Михайловский сквер. Памятник А.С. Пушкину. Вид на Михайовский дворец.
Памятник А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова установлен в 1957 году.
Роскошная дворцовая ограда выполнена по рисункам Росси.
Чугунная решетка состоит из воинственных пик с позолоченными наконечниками, а венчают изображения двуглавого орла, мечей и знамён.
.
Зодчий задумал дворец как большую русскую усадьбу, где есть главный корпус и два флигеля по бокам
Дворец украшает портик из восьми высоких колонн, вознесённый над аркадой цокольного этажа.
Боковые полуколонны ритмично отделяют друг от друга широкие закругленные сверху окна. Полуколонны на самом здании являются зрительным продолжением портика.
По бокам к основному строению примыкают симметричные флигели.
Восточный флигель
Усадебный комплекс дворца сооружен в 1819-1825 гг. Всю зиму велась подготовка. Велик фронт работ - высота дворца 25 метров, в длину он протянулся на 105, нужны до тысячи землекопов, каменщиков и плотников.
Закладка Михайловского дворца состоялась 16 июля 1819 года. Это был знаменательный день и для зодчего Росси – он приступал к настоящему строительству- впервые он не должен вписывать свои идеи в чьи-то до него возведенные фундаменты или стены. Он начинает с чистого листа на свободном пространстве, предназначенном только для нового дворца.
Подходящим местом для постройки оказался пустырь, находившийся почти в самом центре столицы. Значительная территория, предназначенная для застройки, позволяла великому архитектору проявить всю мощь своего таланта.
Строительство началось через 10 дней после закладки и велось в дальнейшем до 1825 года строго в теплое время - весна-лето и ранняя осень - чтобы постройка получилась более крепкой и надёжной.
К середине следующего лета главный остов здания уже поднялся ввысь.
Западный флигель
Портик дворца сверху увенчан треугольным фронтоном с барельефами. Фриз дворца украшают также сорок четыре барельефа работы выдающегося скульптора Демут-Малиновского.
Цокольный этаж служит массивным основанием для лёгкого и щедро украшенного парадного верхнего этажа. По бокам главного входа на гранитную лестницу архитектор ставит львов, символизирующих силу и храбрость.
Скульптурные изображения львов, играющих с мячами.
История этих скульптур необычна. Статую такого льва нашли еще в XVI веке при раскопках Рима. Когда в конце XVIII столетия еще при Елизавете Петровне в России возникла Академия художеств, вместе с другими слепками прославленных скульптур в Петербург были доставлены и гипсовые копии этих знаменитых львов. По заказу Росси мастер Антон Фомин отлил в 1722 году таких же львов для лестницы Елагина дворца, а через два года и для Михайловского.
Над семью арками главного входа также головы львов, высеченные из камня и над всеми окнами первого этажа
Великому князю Михаилу Павловичу предстоит и военная карьера. Именно в этом 1819 году, достигнув совершеннолетия он вступил в должность по руководству русской артиллерией
Садовый фасад, обращённый в противоположную сторону, выглядит более скромно, но не менее торжественно. Он выполнен в виде широко развёрнутой гигантской двенадцатиколонной лоджии, приподнятой над высокой аркадой.
А на самом верху здания, надо всем его великолепием — скульптурная композиция с фамильными вензелями и символами царской власти.
После смерти князя Михаила Павловича дворцом владела княгиня Елена Павловна, в салоне которой бывали многие выдающиеся деятели русской культуры. Позже Михайловский дворец опустел и начал медленно разрушаться. Но в 1895 году дворец был куплен в казну для устройства в нем Русского музея.
Для этого начали перестраивать и упрощать интерьеры дворца (архитектор В.Ф. Свиньин). Наконец, в 1898 году в помещениях Михайловского дворца открылся Русский музей императора Александра III. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от бомбежек, но было восстановлено в первые послевоенные годы.
9 марта 2018 года, перед фасадом Михайловского дворца открыт памятный знак, посвященный 120-летию Русского музея. На бронзовом медальоне профили императоров Александра III и Николая II, а также сам именной высочайший указ об учреждении музея. Точно такие же гранитные камни использовались при строительстве Михайловского дворца.
Автор памятника — скульптор Илья Вячеславович Дюков.
Немного о Михайловском саде.
В 1817 году под руководством Карла Росси началась и перепланировкой всего сада. Строительство дворца закончилось к 1825 году, и именно тогда сад получил свое новое имя – Михайловский сад.
Павильон-пристань, спроектированный Росси.
Великий князь Михаил Павлович
28 января1798 года родился Михаил Павлович Романов (в Санкт-Петербурге), великий князь. Он – четвертый сын Павла I и Марии Федоровны, младший брат императоров Александра I и Николая I.
Михаил Павлович был всеобщим любимцем в императорской семье. Он был очень сильно привязан к старшему брату Николаю, и с годами их сплотила крепкая дружба. Столь же добрые отношения Михаил поддерживал и с другим братом Константином, недаром именно он был «связующим звеном» между Варшавой и Санкт-Петербургом в непростые дни 1825 года.
Великий Князь Михаил Павлович был человек серьезный, строгий, гроза всех военных, хотя в душе был добрый и великодушный. Как военный проявил себя исполнительным и опытным генералом, участвуя в антинаполеоновских компаниях 1814-15 гг., хотя в то время ему было всего шестнадцать лет.
25 ноября 1820 года Михаил Павлович основал Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. По его предложению в Царском Селе организовали Офицерскую школу для подготовки инструкторов по стрелковому делу для армейских и гвардейских частей.
Великий Князь Михаил Павлович внес значительный вклад в развитие военного, а особенно артиллерийского дела в России. Но в государственных делах он не играл серьёзной роли, предпочитая пассивное самоустранение и роль первого слуги своего царственного брата.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]