Невероятно, но это Москва!
---
Ну что, мы сделали вторую подборку картин, как когда-то выглядела Москва. Это было непросто, так как некоторые места не узнать, но ради любимых читателей чего только не сделаешь! Вот вы без помощи поисковиков узнаете, какое место нарисовано на этой картине?
Наверняка нет!
Сегодня большая прогулка по нарисованной Москве. Получайте удовольствие!
Начнем с Китай-города! Это, пожалуй, одно из самых интересных исторических мест Москвы. Несмотря на разрушения XIX-XX веков, здесь до сих пор сохранились участки древней Китайгородской крепостной стены, которая была построена еще в 1535-1538 годах. К сожалению, в те времена еще не было фотографии, а значит, единственное, что может помочь нам сравнить прошлое этого исторического района с настоящим, это картины художников того времени или художников-реконструкторов.
К сожалению, не все из этих художников обрели известность, и не все их картины дошли до нашего времени с подписью автора. Имена многих из них так и останутся для нас неведомыми. Такова ситуация и с этой акварелью, отображающей, как выглядели Варварские ворота Китай-города в XVIII веке. Автор этой картины неизвестен. Тем не менее отчетливо видно, как сильно изменилось это место. Здесь до сих пор сохранились достаточно большой участок Китайгородской стены и фундамент одной из ее башен. Северную часть стены восстановили в начале 1970-х годов, а позднее, в 1980-1990-х, спасли и юго-восточный участок. Сейчас тут идет реконструкция. Справа видна церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот, которая сохранилась здесь еще со времен написания картины. Она была построена в 1741 году на месте старой каменной церкви. В советское время ее закрыли, а верхний ярус колокольни и завершение четверика храма разрушили. С момента закрытия она успела побывать и детским садом, и жилым домом, и одним из учреждений ЖКХ, и даже складом ЦК КПСС. К счастью, в 1991 году храм все же вернули православной церкви, а позже началась его реставрация, которая сейчас находится на стадии завершения. Этому храму повезло куда больше, чем остальным. На других фото у Китайгородских ворот церквей не сохранилось.
На картине 1850-1859 годов Сократа Максимовича Воробьева видны те же Варварские ворота с другого угла. Сейчас от этой величественной башни сохранился только фундамент, фрагмент которого можно увидеть при спуске в подземный переход. Слева вид старой Москвы закрыл массивный дом с аркой. Это Дом металлургов, его построили в 1912-1913 по проекту архитектора Ивана Кузнецова. Раньше в нем находился торгово-деловой центр, а в советское время в здании располагался Минчермет СССР и его главки. Интересно то, что это здание в свое время застало башню. Можно представить, какая контрастная эта была композиция.
На картине 1850-1861 другого художника, Петра Моисеева, видны полностью утраченные Ильинские ворота и купола церкви Николы «Большой крест». Изначально эти ворота назывались Троицкими по Троицкой улице, названной, в свою очередь, по церкви Троицы на Старых Полях. При царе Алексее Михайловиче в 1680-м году были надстроены башня с шатром, и тогда же ворота переименовали в Ильинские по улице Ильинке. После революции, в 1927-м, Ильинские ворота были разобраны как «пережиток царского прошлого». Еще раньше, в 1911-м за стеной вместо малоэтажного здания отстроили комплекс доходных зданий конторского и торгово-складского назначения для Северного Страхового общества в стиле неоклассицизма с куполом-ротондой и башней с часами-курантами. Сейчас его занимает администрация президента.
Заходим внутрь. На сравнении с картиной Федора Дица 1813-1870-х годов тоже видно, что церкви Николы «Большой Крест» на Ильинке не стало. По фото видно, что раньше все здания вокруг строили с учетом соседства с храмом, поэтому они сейчас изящно огибают сквер, где он раньше стоял. Несмотря на то, что еще в 1928 году он был капитально отреставрирован, уже в 1934 его вместе с колокольней разрушили. Причиной этому во многом послужил отказ прихода от лояльности советской власти. На службах этой церкви прекратили поминать советское правительство и лояльного ему митрополита Сергия. Приход храма стал центром московского сообщества «непоминающих» и активно поддерживал контакт с другими общинами, которые не признавали митрополита Сергия главой Церкви. В 1931 году храм закрыли. Община же продолжила проводить литургии в маленьких домашних церквях, но уже в 1932 году большинство подпольщиков вместе с настоятелем были репрессированы.
На картине 1800-1810-х годов авторства Федора Алексеева изображены Проломные, они же Ново-Никольские ворота. К Проломным воротам ведет мост через ров с водой. Раньше этот ров был сухим. Прокопать его пытались еще в далеком XIV веке. В летописях 1394 года писали «В тот же год замыслили на Москве ров копать с Кучкова поля в Москву-реку. И много было людям убытка, хоромы разломали, и много трудились, нисколько не преуспели». Ров обновили только при Петре I, когда царевич Алексей готовил Москву к возможному нападению Карла XII. Сейчас всего этого не осталось: стена с башнями разобраны, а на их месте совсем другая застройка.
В 1840-1849-х годах Луи Пьер-Альфонс Бишебуа изобразил ту Лубянку, которую мы потеряли. Застройка тут изменилась кардинально. Не стало Владимирских ворот, открывавших проход и проезд с Никольской улицы на старую Лубянскую площадь. Они были построены в 1534-1538-х годах и представляли собой неприступное оборонительное сооружение, позволяющее вести «тройной» бой: с нижней части, с парапета стен и с башни. На картине также видна главка изящной церкви Владимирской Божией Матери, выполненной в стиле московского барокко. В 1932 году ее отдали под клуб милиции, а потом снесли. В 1934 году разобрали и Владимирские ворота. Такая же судьба постигла и часовню Святого Пантелеймона, располагавшуюся чуть правее от этого места. В свое время она была высотной доминантой этого района, которая отмечала выход Никольской к Лубянской площади и перекликалась с целой системой вертикалей Китай-города. В 1934 году ее тоже снесли. Сейчас на ее месте находится торговый центр «Наутилус».
По картине Федора Алексеева 1811-го года можно оценить не только как изменилась застройка у Воскресенких ворот, но и как изменились сами москвичи. Вместо карет, повозок, всадников на лошадях и собак, пересекающих Неглинный мост, тут теперь площадь с ярмаркой, где могут гулять только пешеходы. По-другому выглядит и застройка. В том же виде сохранились только сами Воскресенские ворота, даже Кремль смотрится совсем иначе. Однако и ворота эти уже не те, что на картине. В XX веке их успели сначала снести ради создания проезда для автомобилей, а после заново воссоздать на том же месте. Неглинного моста не стало, как и речки Неглинной, в честь которой он был назван. Ее заключили в подземный коллектор, из которого она еще не раз вырывалась во время наводнений, пока его не расширили. Еще одно важное изменение: в центре кадра появился Государственный исторический музей, закрывающий собой Красную площадь. Его возвели в 1872-м году. Только одно с тех пор действительно осталось также: как и раньше, тут повсюду кипит жизнь.
Не менее интересно будет сравнить по картинам и то, как сильно изменились московские площади за несколько веков. Начнем с полотна Аполлинария Васнецова, который уже не в первый раз появляется в материалах по картинам старой Москвы. Это неудивительно, ведь он является одним из самых продуктивных мастеров исторической живописи. Вот и в этот раз мы видим яркий пример художественной реконструкции — изображение Мясницких ворот Белого города в XVII веке, написанное в 1926 году. Слева на картине видна церковь Флора и Лавра в Мясниках, построенная еще в 1657 тяглецами мясницкой полусотни. Тяглецами в те времена называли рабочих, облагаемых податью. Именно по этой церкви царь Алексей Михайлович в 1658 году велел назвать Мясницкие ворота Белого города Фроловскими. Церковь отреставрировали в 1900-1901 году, однако уже в 1934 году ее, как и многие другие храмы с приходом советской власти, снесли. Перед церковью видна повозка, которая въезжает в проулок, на месте которого сейчас находится Бобров переулок. Самих Мясницких-Фроловских ворот уже нет, как и стен Белого города, которые были разобраны еще при Екатерине II. Тем не менее память о них жива хотя бы в названии площади Мясницкие ворота, которая находится прямо на месте снесенной башни.
На картине другого знаменитого живописца, а по совместительству еще и крупнейшего мастера русской ведуты, изображена одна из главных потерь Сухаревской площади — Сухарева башня. Она была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. Она появилась по инициативе Петра I и получила свое название в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк встал на защиту будущего императора, когда тот бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру. После апреля 1700 года башня стала частью морской Навигационной школы, чья история тесно связана с Яковом Брюсом, которого многие считали чуть ли не чернокнижником, магом и даже называли «колдуном с Сухаревой башни». Одно известно доподлинно: он был одним из самых образованных людей своего времени. Брюс был инженером, математиком, артиллеристом, ботаником, астрологом, метеорологом, географом и коллекционером редкостей. Петр I часто советовался с ним. Так, после очередного «великого» московского пожара, он обсуждал с ним будущую структуру Москвы, что вылилось в нынешнюю 12 лучевую зодиакальную структуру столицы.
Лермонтов в «Панораме Москвы» описывал Сухареву башню так: «…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться». В 1934 году, в связи с реконструкцией площади Сухареву башню, несмотря на активные протесты со стороны историков и архитекторов, снесли. В принятии решения о сносе участвовал лично Сталин. Сейчас масштаб места тоже поменялся, тут теперь широкое Садовое кольцо и Проспект Мира, а застройки вокруг башни нет.
Еще одна трагическая утрата для Москвы — Красные ворота, по которым и была названа площадь Красные ворота. Это первая триумфальная арка в России, которая была возведена из дерева по приказу Петра I в честь победы над шведами в северной войне 1709 года. Ворота несколько раз перестраивали, и каждый раз они сгорали. Только в 1753 под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского арку перестроили уже в камне. Неподалеку также видна церковь Трех Святителей у Красных ворот, построенная еще в 1635 году, где в 1814 году был крещен новорожденный Михаил Лермонтов. Церковь, как и сами Красные ворота снесли в 1928 году при расширении Садового кольца. Теперь слева бывший Запасной дворец, который теперь занимает РЖД, а справа Лермонтовский сквер.
Мы посмотрели на Китайгородскую стену, московские площади, а теперь самое время взглянуть еще на одну важную деталь города — его мосты. На картине 1878 года авторства одного из известнейших украинских пейзажистов Сергея Светославского изображен старый Москворецкий мост, который был построен в 1872-м году. Он находился чуть правее современного Большого Москворецкого моста и соединял нынешние улицы Балчуг и Москворецкую, а его продолжением был Чугунный мост, который до сих пор ведет через Водоотводный канал.
Прежний Москворецкий мост был возведен на месте деревянного моста, сгоревшего в 1870 году, который, в свою очередь, был построен в 1833 на месте наплавного «плавучего» моста XVI-XVII веков. Нынешний же Большой Москворецкий мост был построен в 1938 году. Он расположился у Спасских ворот Кремля и соединил Васильевский спуск и Варварку с Большой Ордынкой.
Похожая история и с Большим Каменным мостом. На картине Алексея Саврасова 1873 года видно, что старый мост и выглядел совсем иначе, и находился заметно южнее по течению. Он начинался у подножия современного «Дома на набережной» и вел к месту, где сейчас тянется улица Ленивка. Мост был настолько огромен, что превосходил по ширине в 3-4 раза самые большие московские улицы, из-за чего его застраивали с двух сторон. Например, во времена Петра I тут находились табачная таможня, пивной двор, палата Предтечевского монастыря, четыре каменные палатки князя Меньшикова и кабак под названием «Заверняйка». Такими же огромными как и сам мост были средства, потраченные на его строительство. В то время на эту тему даже появилась поговорка: «Дороже каменного моста!» Вообще, по свидетельству историка Москвы того времени Ивана Снегирева, ещё заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».
После весеннего наводнения 1783 года мост сильно пострадал. По докладу графа Чернышева Екатерине: «Обвалились три арки моста… и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 руб. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся». После этого мост реконструировали, укрепили и очистили от торговых лавок. Только в 1850-м году обветшавший мост было решено снести. Однако именно на этапе сноса мост показал свою исключительную прочность. Как писал Снегирев, бывший очевидцем происходившего: «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России». Вместо снесенного моста построили сначала первый в Москве металлический трехпролетный мост, а после, в 1938 году, и нынешний однопролетный. На переднем плане также заметен восстановленный заново Храм Христа Спасителя и возведенный совсем недавно, в 2004 году, пешеходный Патриарший мост. Справа же «вырос» знаменитый «Дом на набережной».
На картине Вадима Меллина 1955 года можно увидеть Горбатый мост, который единственный из списка сохранился до наших дней. Он был построен в середине XVIII века через проток старого русла реки Пресни на плотине Нижнего Пресненского пруда и сейчас является памятником архитектуры и одним из самых маленьких московских мостов. Он интересен тем, что неоднократно был главным очевидцем конфликтов народа и власти. Здесь проходили противостояния революционно настроенного народа и царской полиции, в честь чего мост на продолжительный срок был переименован в «Мост имени 1905 года». Также в августе 1991 года и в октябре 1993 года мост был свидетелем вооруженных столкновений у Дома Советов России, нынешнего Дома Правительства. А в 1990-2000 годах он стал местом сбора обманутых вкладчиков, шахтеров и политической оппозиции. Сейчас застройка тут сильно изменилась. Сохранился только Храм Девяти Мучеников Кизических, построенный в 1735 году, который теперь закрывает бывшая гостиница «Мир».
Старая Москва на картинах художников
Наверняка нет!
Сегодня большая прогулка по нарисованной Москве. Получайте удовольствие!
Начнем с Китай-города! Это, пожалуй, одно из самых интересных исторических мест Москвы. Несмотря на разрушения XIX-XX веков, здесь до сих пор сохранились участки древней Китайгородской крепостной стены, которая была построена еще в 1535-1538 годах. К сожалению, в те времена еще не было фотографии, а значит, единственное, что может помочь нам сравнить прошлое этого исторического района с настоящим, это картины художников того времени или художников-реконструкторов.
К сожалению, не все из этих художников обрели известность, и не все их картины дошли до нашего времени с подписью автора. Имена многих из них так и останутся для нас неведомыми. Такова ситуация и с этой акварелью, отображающей, как выглядели Варварские ворота Китай-города в XVIII веке. Автор этой картины неизвестен. Тем не менее отчетливо видно, как сильно изменилось это место. Здесь до сих пор сохранились достаточно большой участок Китайгородской стены и фундамент одной из ее башен. Северную часть стены восстановили в начале 1970-х годов, а позднее, в 1980-1990-х, спасли и юго-восточный участок. Сейчас тут идет реконструкция. Справа видна церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот, которая сохранилась здесь еще со времен написания картины. Она была построена в 1741 году на месте старой каменной церкви. В советское время ее закрыли, а верхний ярус колокольни и завершение четверика храма разрушили. С момента закрытия она успела побывать и детским садом, и жилым домом, и одним из учреждений ЖКХ, и даже складом ЦК КПСС. К счастью, в 1991 году храм все же вернули православной церкви, а позже началась его реставрация, которая сейчас находится на стадии завершения. Этому храму повезло куда больше, чем остальным. На других фото у Китайгородских ворот церквей не сохранилось.
На картине 1850-1859 годов Сократа Максимовича Воробьева видны те же Варварские ворота с другого угла. Сейчас от этой величественной башни сохранился только фундамент, фрагмент которого можно увидеть при спуске в подземный переход. Слева вид старой Москвы закрыл массивный дом с аркой. Это Дом металлургов, его построили в 1912-1913 по проекту архитектора Ивана Кузнецова. Раньше в нем находился торгово-деловой центр, а в советское время в здании располагался Минчермет СССР и его главки. Интересно то, что это здание в свое время застало башню. Можно представить, какая контрастная эта была композиция.
На картине 1850-1861 другого художника, Петра Моисеева, видны полностью утраченные Ильинские ворота и купола церкви Николы «Большой крест». Изначально эти ворота назывались Троицкими по Троицкой улице, названной, в свою очередь, по церкви Троицы на Старых Полях. При царе Алексее Михайловиче в 1680-м году были надстроены башня с шатром, и тогда же ворота переименовали в Ильинские по улице Ильинке. После революции, в 1927-м, Ильинские ворота были разобраны как «пережиток царского прошлого». Еще раньше, в 1911-м за стеной вместо малоэтажного здания отстроили комплекс доходных зданий конторского и торгово-складского назначения для Северного Страхового общества в стиле неоклассицизма с куполом-ротондой и башней с часами-курантами. Сейчас его занимает администрация президента.
Заходим внутрь. На сравнении с картиной Федора Дица 1813-1870-х годов тоже видно, что церкви Николы «Большой Крест» на Ильинке не стало. По фото видно, что раньше все здания вокруг строили с учетом соседства с храмом, поэтому они сейчас изящно огибают сквер, где он раньше стоял. Несмотря на то, что еще в 1928 году он был капитально отреставрирован, уже в 1934 его вместе с колокольней разрушили. Причиной этому во многом послужил отказ прихода от лояльности советской власти. На службах этой церкви прекратили поминать советское правительство и лояльного ему митрополита Сергия. Приход храма стал центром московского сообщества «непоминающих» и активно поддерживал контакт с другими общинами, которые не признавали митрополита Сергия главой Церкви. В 1931 году храм закрыли. Община же продолжила проводить литургии в маленьких домашних церквях, но уже в 1932 году большинство подпольщиков вместе с настоятелем были репрессированы.
На картине 1800-1810-х годов авторства Федора Алексеева изображены Проломные, они же Ново-Никольские ворота. К Проломным воротам ведет мост через ров с водой. Раньше этот ров был сухим. Прокопать его пытались еще в далеком XIV веке. В летописях 1394 года писали «В тот же год замыслили на Москве ров копать с Кучкова поля в Москву-реку. И много было людям убытка, хоромы разломали, и много трудились, нисколько не преуспели». Ров обновили только при Петре I, когда царевич Алексей готовил Москву к возможному нападению Карла XII. Сейчас всего этого не осталось: стена с башнями разобраны, а на их месте совсем другая застройка.
В 1840-1849-х годах Луи Пьер-Альфонс Бишебуа изобразил ту Лубянку, которую мы потеряли. Застройка тут изменилась кардинально. Не стало Владимирских ворот, открывавших проход и проезд с Никольской улицы на старую Лубянскую площадь. Они были построены в 1534-1538-х годах и представляли собой неприступное оборонительное сооружение, позволяющее вести «тройной» бой: с нижней части, с парапета стен и с башни. На картине также видна главка изящной церкви Владимирской Божией Матери, выполненной в стиле московского барокко. В 1932 году ее отдали под клуб милиции, а потом снесли. В 1934 году разобрали и Владимирские ворота. Такая же судьба постигла и часовню Святого Пантелеймона, располагавшуюся чуть правее от этого места. В свое время она была высотной доминантой этого района, которая отмечала выход Никольской к Лубянской площади и перекликалась с целой системой вертикалей Китай-города. В 1934 году ее тоже снесли. Сейчас на ее месте находится торговый центр «Наутилус».
По картине Федора Алексеева 1811-го года можно оценить не только как изменилась застройка у Воскресенких ворот, но и как изменились сами москвичи. Вместо карет, повозок, всадников на лошадях и собак, пересекающих Неглинный мост, тут теперь площадь с ярмаркой, где могут гулять только пешеходы. По-другому выглядит и застройка. В том же виде сохранились только сами Воскресенские ворота, даже Кремль смотрится совсем иначе. Однако и ворота эти уже не те, что на картине. В XX веке их успели сначала снести ради создания проезда для автомобилей, а после заново воссоздать на том же месте. Неглинного моста не стало, как и речки Неглинной, в честь которой он был назван. Ее заключили в подземный коллектор, из которого она еще не раз вырывалась во время наводнений, пока его не расширили. Еще одно важное изменение: в центре кадра появился Государственный исторический музей, закрывающий собой Красную площадь. Его возвели в 1872-м году. Только одно с тех пор действительно осталось также: как и раньше, тут повсюду кипит жизнь.
Не менее интересно будет сравнить по картинам и то, как сильно изменились московские площади за несколько веков. Начнем с полотна Аполлинария Васнецова, который уже не в первый раз появляется в материалах по картинам старой Москвы. Это неудивительно, ведь он является одним из самых продуктивных мастеров исторической живописи. Вот и в этот раз мы видим яркий пример художественной реконструкции — изображение Мясницких ворот Белого города в XVII веке, написанное в 1926 году. Слева на картине видна церковь Флора и Лавра в Мясниках, построенная еще в 1657 тяглецами мясницкой полусотни. Тяглецами в те времена называли рабочих, облагаемых податью. Именно по этой церкви царь Алексей Михайлович в 1658 году велел назвать Мясницкие ворота Белого города Фроловскими. Церковь отреставрировали в 1900-1901 году, однако уже в 1934 году ее, как и многие другие храмы с приходом советской власти, снесли. Перед церковью видна повозка, которая въезжает в проулок, на месте которого сейчас находится Бобров переулок. Самих Мясницких-Фроловских ворот уже нет, как и стен Белого города, которые были разобраны еще при Екатерине II. Тем не менее память о них жива хотя бы в названии площади Мясницкие ворота, которая находится прямо на месте снесенной башни.
На картине другого знаменитого живописца, а по совместительству еще и крупнейшего мастера русской ведуты, изображена одна из главных потерь Сухаревской площади — Сухарева башня. Она была построена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. Она появилась по инициативе Петра I и получила свое название в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк встал на защиту будущего императора, когда тот бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру. После апреля 1700 года башня стала частью морской Навигационной школы, чья история тесно связана с Яковом Брюсом, которого многие считали чуть ли не чернокнижником, магом и даже называли «колдуном с Сухаревой башни». Одно известно доподлинно: он был одним из самых образованных людей своего времени. Брюс был инженером, математиком, артиллеристом, ботаником, астрологом, метеорологом, географом и коллекционером редкостей. Петр I часто советовался с ним. Так, после очередного «великого» московского пожара, он обсуждал с ним будущую структуру Москвы, что вылилось в нынешнюю 12 лучевую зодиакальную структуру столицы.
Лермонтов в «Панораме Москвы» описывал Сухареву башню так: «…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться». В 1934 году, в связи с реконструкцией площади Сухареву башню, несмотря на активные протесты со стороны историков и архитекторов, снесли. В принятии решения о сносе участвовал лично Сталин. Сейчас масштаб места тоже поменялся, тут теперь широкое Садовое кольцо и Проспект Мира, а застройки вокруг башни нет.
Еще одна трагическая утрата для Москвы — Красные ворота, по которым и была названа площадь Красные ворота. Это первая триумфальная арка в России, которая была возведена из дерева по приказу Петра I в честь победы над шведами в северной войне 1709 года. Ворота несколько раз перестраивали, и каждый раз они сгорали. Только в 1753 под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского арку перестроили уже в камне. Неподалеку также видна церковь Трех Святителей у Красных ворот, построенная еще в 1635 году, где в 1814 году был крещен новорожденный Михаил Лермонтов. Церковь, как и сами Красные ворота снесли в 1928 году при расширении Садового кольца. Теперь слева бывший Запасной дворец, который теперь занимает РЖД, а справа Лермонтовский сквер.
Мы посмотрели на Китайгородскую стену, московские площади, а теперь самое время взглянуть еще на одну важную деталь города — его мосты. На картине 1878 года авторства одного из известнейших украинских пейзажистов Сергея Светославского изображен старый Москворецкий мост, который был построен в 1872-м году. Он находился чуть правее современного Большого Москворецкого моста и соединял нынешние улицы Балчуг и Москворецкую, а его продолжением был Чугунный мост, который до сих пор ведет через Водоотводный канал.
Прежний Москворецкий мост был возведен на месте деревянного моста, сгоревшего в 1870 году, который, в свою очередь, был построен в 1833 на месте наплавного «плавучего» моста XVI-XVII веков. Нынешний же Большой Москворецкий мост был построен в 1938 году. Он расположился у Спасских ворот Кремля и соединил Васильевский спуск и Варварку с Большой Ордынкой.
Похожая история и с Большим Каменным мостом. На картине Алексея Саврасова 1873 года видно, что старый мост и выглядел совсем иначе, и находился заметно южнее по течению. Он начинался у подножия современного «Дома на набережной» и вел к месту, где сейчас тянется улица Ленивка. Мост был настолько огромен, что превосходил по ширине в 3-4 раза самые большие московские улицы, из-за чего его застраивали с двух сторон. Например, во времена Петра I тут находились табачная таможня, пивной двор, палата Предтечевского монастыря, четыре каменные палатки князя Меньшикова и кабак под названием «Заверняйка». Такими же огромными как и сам мост были средства, потраченные на его строительство. В то время на эту тему даже появилась поговорка: «Дороже каменного моста!» Вообще, по свидетельству историка Москвы того времени Ивана Снегирева, ещё заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою».
После весеннего наводнения 1783 года мост сильно пострадал. По докладу графа Чернышева Екатерине: «Обвалились три арки моста… и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 руб. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся». После этого мост реконструировали, укрепили и очистили от торговых лавок. Только в 1850-м году обветшавший мост было решено снести. Однако именно на этапе сноса мост показал свою исключительную прочность. Как писал Снегирев, бывший очевидцем происходившего: «Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России». Вместо снесенного моста построили сначала первый в Москве металлический трехпролетный мост, а после, в 1938 году, и нынешний однопролетный. На переднем плане также заметен восстановленный заново Храм Христа Спасителя и возведенный совсем недавно, в 2004 году, пешеходный Патриарший мост. Справа же «вырос» знаменитый «Дом на набережной».
На картине Вадима Меллина 1955 года можно увидеть Горбатый мост, который единственный из списка сохранился до наших дней. Он был построен в середине XVIII века через проток старого русла реки Пресни на плотине Нижнего Пресненского пруда и сейчас является памятником архитектуры и одним из самых маленьких московских мостов. Он интересен тем, что неоднократно был главным очевидцем конфликтов народа и власти. Здесь проходили противостояния революционно настроенного народа и царской полиции, в честь чего мост на продолжительный срок был переименован в «Мост имени 1905 года». Также в августе 1991 года и в октябре 1993 года мост был свидетелем вооруженных столкновений у Дома Советов России, нынешнего Дома Правительства. А в 1990-2000 годах он стал местом сбора обманутых вкладчиков, шахтеров и политической оппозиции. Сейчас застройка тут сильно изменилась. Сохранился только Храм Девяти Мучеников Кизических, построенный в 1735 году, который теперь закрывает бывшая гостиница «Мир».
Старая Москва на картинах художников
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]