Сегодняшнее собрание краеведов.
---
Любое собрание городских краеведов - это всегда множество мыслей и впечатлений. И часто они впрямую не связаны с темой самого собрания. Сегодня мы собирались, чтоб поговорить о том, почему дети мало знают родной город. Его улицы, памятники, здания. В общем, география и история родного города для них чаще всего тёмный лес. Толчком стал вот этот пост Эллы Анатольевны. Ну, и естественно, мы обсуждали, как с этим явлением бороться. Наша встреча была организована по инициативе Александра Жданова и Анастасии Константиновны Шерер. Встреча планировалась для педагогов, но самих педагогов было очень немного, что огорчило. А происходила наша встреча в городской библиотеке в зале Атомградов России.
Но сначала скажу о другом. Я уже писал, что люди наших краёв обеспокоены и даже возмущены тем, что здание клуба в посёлке Верх-Нейвинске (бывший Никольский храм) хотят передать обратно церкви, тем самым лишив посёлок и культуры, и детского спорта. Напомню, что в здании клуба находятся спортивная школа и музей. Плюс зрительный зал, где выступают артисты. Говорят, что "указ вышел" и все здания, принадлежавшие церкви до революции, велено вернуть. Возвращение храма и его восстановление - это всегда хорошо.
Но, как стало мне известно, епархия согласна взять храм, только если кто-то будет оплачивать коммуналку(около миллиона в год). Самой епархии это не потянуть, потому что помещение храма довольно большое. А ещё ведь нужно его восстанавливать. Здание было основательно перестроено в советские времена, так что работы будет там много. А это значит, что вряд ли здание передадут. Ибо платить за отопление и освещение в храме местная власть едва ли согласится. И люди могут не беспокоиться и не возмущаться по этому поводу. Правда красивый восстановленный храм у нас вряд ли появится.
Теперь перейдём непосредственно к теме нашей беседы. Дети плохо знают родные места. Кстати. Мы и сами плохо знаем названия городских улиц. У нас в детстве были другие ориентиры. Мы никогда не говорили: "пойдём на такую-то улицу". Мы говорили: "пойдём к такому-то месту". К магазину, школе, памятнику или ещё к чему-либо. Зато мы в отличие от нынешних ребятишек знали, кто такой Гастелло или кто такой Комаров. Правда кто такой лётчик Серов - об этом не знали даже мы, а что уж говорить о современных детях.
У детей нет мотивации всё это знать. Природная любознательность толкает их скорее исследовать Интернет, а не улицы, на которые их родители боятся выпускать (везде ж маньяки). А учителям надо готовить детей к ЕГЭ, тут не до краеведения. И ещё. Я как-то упоминал, как "устроена" педагогическая зарплата. За мероприятия, проведённые в реале и за мероприятия вируальные платят примерно одинаково. За виртуальные даже больше, потому что они бывают и российского уровня, и даже международного, а реальные - чаще всего местного. Поэтому педагогическая деятеятельность тоже плавно перетекла в Интернет. Чем организовывать какие-то занятия по истории города или (не дай Бог) экскурсии, лучше выложить нечто в сеть. И заработаешь тот же диплом и те же деньги. Поэтому краеведением в школах сейчас заняты лишь энтузиасты.
Хотя говорят, что всё это уже уходит в прошлое. Говорят, что виртуальным дипломам где-то сказали решительное нет. Опять же говорят, что "региональный компонент" в школы возвращается. Но это поживём - увидим. "Компонент" штука такая. Он то возвращается, то нет. Раньше он присутствовал на уроках постоянно.
-Рассказывают нам о египетских пирамидах и тут же упомянут, что найденный в наших местах Шигирский идол - ровесник пирамид - говорит Олег Лобанов.
Кстати я тоже выступал на этом собрании. Выступал с темой:"Чем наше блогерское сообщество может помочь детям в получении знаний о родном городе". Сообщество как источник информации для детей и педагогов. В общем-то, помочь может. У нас за семь лет существования накопилось довольно много чисто краеведческой информации. И, надо сказать, в нашем сообществе искать её легче, чем на многих других ресурсах. Нам бы хотелось, чтоб у педагогов был сформирован некий запрос на то, что они бы хотели получить от нас. А мы, имея этот запрос, могли бы подумать, что мы сможем им предложить, о чём написать, чтоб принести им наибольшую пользу. Какие темы были бы им интересны. Но до тесного сотрудничества пока далеко.
А что может привлечь детей к знаниям о родном городе - об этом мы тоже говорили. Конечно это игры, квесты, может быть, соревнования. Например, как вам такая идея? Её предложили А.О Жданов и А.К. Шерер. На Земле случилась катастрофа. Все жители улетают на планету Нибиру. И нужно взять с собой немножко информации о своей малой Родине. А о городе Новоуральске всего три каких-нибудь факта.
Три здания или три фамилии или три чего-то ещё. Хранилища информации ведь не бесконечны. И эти три порции информации - это всё что будут знать о городе потомки, живущие в другом мире. Что возьмём с собой? Какие знания? "У нас обогащали уран". "А ещё у нас было блогерское сообщество... " Или информацию о сообществе не стоит брать на Нибиру? Важна она или нет?
Приводились и удачные примеры ознакомления детей с окрестностями города. Например, экскурсия на Чёрный мыс, которую проводила Элла Анатольевна. Игра "Тайны Чёрного мыса". Или экскурсия по посёлку вокруг малого пруда, которую проводила с детьми Гульнара Останина. Только вот примеры действительно интересных для детей мероприятий можно пересчитать по пальцам.
Хотя, говорят, что уже выделены грантовые деньги на интересный квест по улицам города. Но опять же, всё это только разовые акции. И чтобы преодолеть тотальное невежество детей, их будет недостаточно. Тут необходима долгая и систематическая работа. Будет ли она проводиться? Со стороны сообщества мы делаем, что можем. И будем продолжать делать. Хоть мы и не настолько краеведы.
Можно устроить конкурс: "Хорошо ли ты знаешь улицы Новоуральска?". Вроде того, что я предложил здесь. Алевтина Аристова предложила экскурсию на Старое кладбище к могилам тех, в честь кого названы улицы как города, так и посёлка. Таких могил там немало, и список их есть у Дениса Щербины. Например, могила Сергея Дудина, именем которого названа одна из улиц Новоуральска. Дудин был дружинником и погиб от рук вооружённого преступника. Правда экскурсию на кладбище с детьми начальство вряд ли одобрит. А сами сходить можем. Весной.
Тут как раз всплыл вопрос об экскурсиях в те места, "которые могут вызвать у детей стресс". Олег Геннадьевич Лобанов вспомнил о том, что раньше детей, "склонных к непослушанию", возили на экскурсию в детскую колонию, в Кировград. Созерцание быта малолетних заключённых и карцера, куда их сажают за провинности, обычно быстро выбивало из голов детей мысль о том, что "в тюрьме всё клёво", что там "романтика". Это ещё при том, что в Кировградской колонии всё чисто и почти уютно, даже в карцере. Но однажды поездки в столь "стрессовое" место были отменены. А в наше время нас водили в музей при больничном городке. Смотреть заспиртованную печень курильщика. И никто из нас так и не курит. Теперь и это в прошлом. А ещё, как говорил О.Г. Лобанов, махорку потребовали убрать с музейной витрины. Махорка, хоть и была ярчайшей приметой времени, но это ж табак, это ж нельзя детям смотреть. И гитлеровские награды тоже. Это ж пропаганда чуждых ценностей. Вот до чего доходят искривления в педагогике.
Многих тем мы касались в этот раз. И относящихся к проблеме непосредственно и не относящихся. Иной раз спорили даже. Сговорились на "майскую прогулку" по старой дороге в Рудянку. А ещё Заброшенный Дворец Культуры и Бажов. Сейчас я уж и не припомню всех тем, которых мы касались. Их было довольно много. Говорили, например, о том, что для детей из посёлка участие в краеведческих мероприятих довольно ценно. Ценно тем, что их участникам дают пропуск в город Новоуральск. Услышав это, я удивился. Никак не могу привыкнуть, что поселковые дети - это какие-то "отдельные" люди и им не положен пропуск в город "по праву рождения".
И так незаметно мы заговорились и тут обнаружили, что самое-то главное дело сегодняшнего дня нами так и не было сделано. А дело было такое. Нам нужно было сесть и всем вместе разработать краеведческую игру для детей. Но наше время к сожалению вышло. Ах, как жаль! Решено было перенести составление игры на ближайшее время. Ориентировочно - на пятницу. Даст Бог доживём - напишу и про это.
А ещё, я узнал, что Данченко, первый руководитель "Экоальянса" написал очень интересные мемуары о своей работе и о становлении производства. "Экоальянс" - это производство автомобильных катализаторов, дочернее предприятие УЭХК. Мемуары изданы мизерным тиражом и их распределяли среди руководства комбината. Вот бы достать бы такую книжку. Можно было б выложить кое-что из неё здесь.
Ну, вроде и всё на сегодня. Скоро продолжим.
Но сначала скажу о другом. Я уже писал, что люди наших краёв обеспокоены и даже возмущены тем, что здание клуба в посёлке Верх-Нейвинске (бывший Никольский храм) хотят передать обратно церкви, тем самым лишив посёлок и культуры, и детского спорта. Напомню, что в здании клуба находятся спортивная школа и музей. Плюс зрительный зал, где выступают артисты. Говорят, что "указ вышел" и все здания, принадлежавшие церкви до революции, велено вернуть. Возвращение храма и его восстановление - это всегда хорошо.
Но, как стало мне известно, епархия согласна взять храм, только если кто-то будет оплачивать коммуналку(около миллиона в год). Самой епархии это не потянуть, потому что помещение храма довольно большое. А ещё ведь нужно его восстанавливать. Здание было основательно перестроено в советские времена, так что работы будет там много. А это значит, что вряд ли здание передадут. Ибо платить за отопление и освещение в храме местная власть едва ли согласится. И люди могут не беспокоиться и не возмущаться по этому поводу. Правда красивый восстановленный храм у нас вряд ли появится.
Теперь перейдём непосредственно к теме нашей беседы. Дети плохо знают родные места. Кстати. Мы и сами плохо знаем названия городских улиц. У нас в детстве были другие ориентиры. Мы никогда не говорили: "пойдём на такую-то улицу". Мы говорили: "пойдём к такому-то месту". К магазину, школе, памятнику или ещё к чему-либо. Зато мы в отличие от нынешних ребятишек знали, кто такой Гастелло или кто такой Комаров. Правда кто такой лётчик Серов - об этом не знали даже мы, а что уж говорить о современных детях.
У детей нет мотивации всё это знать. Природная любознательность толкает их скорее исследовать Интернет, а не улицы, на которые их родители боятся выпускать (везде ж маньяки). А учителям надо готовить детей к ЕГЭ, тут не до краеведения. И ещё. Я как-то упоминал, как "устроена" педагогическая зарплата. За мероприятия, проведённые в реале и за мероприятия вируальные платят примерно одинаково. За виртуальные даже больше, потому что они бывают и российского уровня, и даже международного, а реальные - чаще всего местного. Поэтому педагогическая деятеятельность тоже плавно перетекла в Интернет. Чем организовывать какие-то занятия по истории города или (не дай Бог) экскурсии, лучше выложить нечто в сеть. И заработаешь тот же диплом и те же деньги. Поэтому краеведением в школах сейчас заняты лишь энтузиасты.
Хотя говорят, что всё это уже уходит в прошлое. Говорят, что виртуальным дипломам где-то сказали решительное нет. Опять же говорят, что "региональный компонент" в школы возвращается. Но это поживём - увидим. "Компонент" штука такая. Он то возвращается, то нет. Раньше он присутствовал на уроках постоянно.
-Рассказывают нам о египетских пирамидах и тут же упомянут, что найденный в наших местах Шигирский идол - ровесник пирамид - говорит Олег Лобанов.
Кстати я тоже выступал на этом собрании. Выступал с темой:"Чем наше блогерское сообщество может помочь детям в получении знаний о родном городе". Сообщество как источник информации для детей и педагогов. В общем-то, помочь может. У нас за семь лет существования накопилось довольно много чисто краеведческой информации. И, надо сказать, в нашем сообществе искать её легче, чем на многих других ресурсах. Нам бы хотелось, чтоб у педагогов был сформирован некий запрос на то, что они бы хотели получить от нас. А мы, имея этот запрос, могли бы подумать, что мы сможем им предложить, о чём написать, чтоб принести им наибольшую пользу. Какие темы были бы им интересны. Но до тесного сотрудничества пока далеко.
А что может привлечь детей к знаниям о родном городе - об этом мы тоже говорили. Конечно это игры, квесты, может быть, соревнования. Например, как вам такая идея? Её предложили А.О Жданов и А.К. Шерер. На Земле случилась катастрофа. Все жители улетают на планету Нибиру. И нужно взять с собой немножко информации о своей малой Родине. А о городе Новоуральске всего три каких-нибудь факта.
Три здания или три фамилии или три чего-то ещё. Хранилища информации ведь не бесконечны. И эти три порции информации - это всё что будут знать о городе потомки, живущие в другом мире. Что возьмём с собой? Какие знания? "У нас обогащали уран". "А ещё у нас было блогерское сообщество... " Или информацию о сообществе не стоит брать на Нибиру? Важна она или нет?
Приводились и удачные примеры ознакомления детей с окрестностями города. Например, экскурсия на Чёрный мыс, которую проводила Элла Анатольевна. Игра "Тайны Чёрного мыса". Или экскурсия по посёлку вокруг малого пруда, которую проводила с детьми Гульнара Останина. Только вот примеры действительно интересных для детей мероприятий можно пересчитать по пальцам.
Хотя, говорят, что уже выделены грантовые деньги на интересный квест по улицам города. Но опять же, всё это только разовые акции. И чтобы преодолеть тотальное невежество детей, их будет недостаточно. Тут необходима долгая и систематическая работа. Будет ли она проводиться? Со стороны сообщества мы делаем, что можем. И будем продолжать делать. Хоть мы и не настолько краеведы.
Можно устроить конкурс: "Хорошо ли ты знаешь улицы Новоуральска?". Вроде того, что я предложил здесь. Алевтина Аристова предложила экскурсию на Старое кладбище к могилам тех, в честь кого названы улицы как города, так и посёлка. Таких могил там немало, и список их есть у Дениса Щербины. Например, могила Сергея Дудина, именем которого названа одна из улиц Новоуральска. Дудин был дружинником и погиб от рук вооружённого преступника. Правда экскурсию на кладбище с детьми начальство вряд ли одобрит. А сами сходить можем. Весной.
Тут как раз всплыл вопрос об экскурсиях в те места, "которые могут вызвать у детей стресс". Олег Геннадьевич Лобанов вспомнил о том, что раньше детей, "склонных к непослушанию", возили на экскурсию в детскую колонию, в Кировград. Созерцание быта малолетних заключённых и карцера, куда их сажают за провинности, обычно быстро выбивало из голов детей мысль о том, что "в тюрьме всё клёво", что там "романтика". Это ещё при том, что в Кировградской колонии всё чисто и почти уютно, даже в карцере. Но однажды поездки в столь "стрессовое" место были отменены. А в наше время нас водили в музей при больничном городке. Смотреть заспиртованную печень курильщика. И никто из нас так и не курит. Теперь и это в прошлом. А ещё, как говорил О.Г. Лобанов, махорку потребовали убрать с музейной витрины. Махорка, хоть и была ярчайшей приметой времени, но это ж табак, это ж нельзя детям смотреть. И гитлеровские награды тоже. Это ж пропаганда чуждых ценностей. Вот до чего доходят искривления в педагогике.
Многих тем мы касались в этот раз. И относящихся к проблеме непосредственно и не относящихся. Иной раз спорили даже. Сговорились на "майскую прогулку" по старой дороге в Рудянку. А ещё Заброшенный Дворец Культуры и Бажов. Сейчас я уж и не припомню всех тем, которых мы касались. Их было довольно много. Говорили, например, о том, что для детей из посёлка участие в краеведческих мероприятих довольно ценно. Ценно тем, что их участникам дают пропуск в город Новоуральск. Услышав это, я удивился. Никак не могу привыкнуть, что поселковые дети - это какие-то "отдельные" люди и им не положен пропуск в город "по праву рождения".
И так незаметно мы заговорились и тут обнаружили, что самое-то главное дело сегодняшнего дня нами так и не было сделано. А дело было такое. Нам нужно было сесть и всем вместе разработать краеведческую игру для детей. Но наше время к сожалению вышло. Ах, как жаль! Решено было перенести составление игры на ближайшее время. Ориентировочно - на пятницу. Даст Бог доживём - напишу и про это.
А ещё, я узнал, что Данченко, первый руководитель "Экоальянса" написал очень интересные мемуары о своей работе и о становлении производства. "Экоальянс" - это производство автомобильных катализаторов, дочернее предприятие УЭХК. Мемуары изданы мизерным тиражом и их распределяли среди руководства комбината. Вот бы достать бы такую книжку. Можно было б выложить кое-что из неё здесь.
Ну, вроде и всё на сегодня. Скоро продолжим.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]