Господдержка промышленности: опять перемены
---
Правительство вновь хочет изменить правила господдержки промышленности. Теперь субсидии хотят выдавать через банки, чтобы защитить предприятия от претензий в рамках ВТО.
Тема господдержки промышленности обсуждалась на очередном совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. В итоге, на этой неделе было окончательно решено отказаться от единой бюджетной субсидии под обязательства роста экспорта.
Как сообщал “Давыдов.Индекс”, ранее изучались различные варианты господдержки промышленности. Речь в частности шла о реализации так называемых корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК) — долгосрочных программ развития компаний, предусматривающих в том числе рост экспорта продукции. В ноябре 2018 года стало известно, что эта схема должна была заменить существующие отраслевые программы (всего их было около 50).
Однако еще в декабре у чиновников возникли опасения, что схема вызовет вопросы со стороны ВТО из-за прямого субсидирования экспорта. После этого и была инициирована замена субсидий на займы. Но и этот вариант не стал окончательным: по данным “Коммерсанта”, займы заменили банковской субсидией, в том числе из-за того, что условия по текущим займам ФРП выгоднее. Оператором по кредитам будет Российский экспортный центр (РЭЦ), отбирать проекты будут Минпромторг и регионы.
Льготные кредиты получат 80% компаний в рейтинге тех, кто подпишет корпоративные программы повышения конкурентоспособности, которые включают обязательства по экспорту. В 2019 г. государство готово компенсировать банкам 3 п.п., с 2020 года — 4,5 п.п., добавляют “Ведомости”.
Замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков рассказал, что разногласий по новой схеме господдержки нет. Он уточнил, что новая схема предполагает и “иные финансовые инструменты, аналогичные кредитам по экономической сути”. Речь идет об аккредитивах, выставленных кредитными организациями по поручению иностранных компаний для оплаты продукции, а также о факторинге.
Минфин до сих пор не высказывал принципиальных возражений против схемы, детали готовы обсуждать, “когда они окончательно оформятся”, говорит источник в министерстве.
Чтобы не нарушить требования ВТО, ставка по кредитам должна соответствовать ставкам на международном рынке заимствований. Эксперты говорят, что разумным выходом было бы, чтобы она соответствовала ставке по кредитам на аналогичные цели в стране, куда идут поставки.
Известно, что общий объем субсидий до 2024 года в рамках экспортного нацпроекта зафиксирован на уровне 420 млрд рублей, отдельно дается субсидия на транспортировку в 15 млрд рублей. 336 млрд рублей из этой суммы идет на кредиты и другие финансовые инструменты. Кредитная поддержка не полагается компаниям, получающим какое-либо другое субсидирование из бюджета (кроме промсубсидий для автопрома).
Впрочем, даже у новой схемы есть свои риски — в первую очередь они касаются невостребованности российской продукции за рубежом, в том числе из-за политической ситуации. По словам замглавы Strada CIS (российский холдинг, входящий в состав международного концерна по производству непатентованных лекарств) Ивана Глушкова рост экспорта, например, в фармотрасли сдерживается не столько недоступностью кредитов, сколько проблемами с госрегулированием, а схема с кредитами существенно не повлияет на объемы экспорта.
Кроме того, он отмечает, что могут возникнуть сложности с отчетностью по целевому расходованию кредитов. Впрочем, в правительстве уверили, что кредиты на господдержку промышленности не будут носить целевой характер.
Напомним, поддержка промышленности входит в нацпроект “Международная кооперация и экспорт”, предусматривающий рост объема экспорта до $250 млрд к 2024 году. На нацпроект предполагается выделить 956 млрд рублей, из которых 103,8 млрд рублей уже прописаны в инвестпрограммах, заявлял глава Минпромторга Дениса Мантуров.
На развитие промышленности в рамках нацпроекта из бюджета предполагается выделить 350 млрд рублей в течение шести лет, на агропромышленный комплекс — тоже 350 млрд рублей. Кроме того, нацпроект также предполагает строительство новых российских промышленных зон – по аналогии со строящейся в Египте промышленной зоной. Всего таких зон в России должно быть четыре.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента им. И.П. Поварича Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Кемеровский государственный университет” Анатолий Акулов рассуждает о том, что на совещании у Дмитрия Козака опять изменили параметры реформы господдержки промышленного экспорта:
По ряду моментов новая схема более прогрессивна. Да, можно согласиться с тем, что компенсировать часть процентных ставок правильнее, чем давать субсидию в чистом виде. В этом случае у предприятия сохраняется основная часть рыночной мотивации к получению прибыли и росту эффективности работы. Верно говорится, что возможно избежать ограничений со стороны ВТО.
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев рассуждает о том, что на совещании у Дмитрия Козака опять изменили параметры реформы господдержки промышленного экспорта: "Если давать общую оценку функционирования промышленности, причём учитывать то, какой она была и какой её многие помнят, то промышленность, вне всяких сомнений, находится в тяжелом состоянии.
Во-первых, сильная фрагментация промышленности по секторам в масштабе страны.
Во-вторых, утрата отдельных видов и направлений деятельности (секторов промышленности), либо сильное сжатие прочих, исчезновение, вероятно тысяч или даже десятков тысяч промышленных предприятий за 27 лет реформ.
В-третьих, контроль над отдельными видами производства из-за рубежа, вследствие приватизации".
Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС Тагир Шарипов рассуждает о том, что на совещании у Дмитрия Козака опять изменили параметры реформы господдержки промышленного экспорта: "И снова банки успешно пролоббировали свои интересы. В этом решении есть и положительные и отрицательные моменты. Конечно, схема поддержки через субсидирование процентной ставки через банковский кредит позволяет обезопасить себя от претензий ВТО. Также схема кредитования позволит, на мой взгляд, более тщательно отбирать проекты для кредитования, хотя отбором заниматься будет Минпромторг и регионы -дополнительная ступень не помешает.
Большой вопрос у меня вызывает, куда будут направлены средства? Так общий объем субсидий до 2024 года в рамках экспортного нацпроекта зафиксирован на уровне 420 млрд. руб., при этом на 2019 год государство готово компенсировать банкам 3 п.п. по ставке льготного кредита, с 2020 года – 4,5 п.п., но только по кредитам для отобранных компаний".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Тема господдержки промышленности обсуждалась на очередном совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. В итоге, на этой неделе было окончательно решено отказаться от единой бюджетной субсидии под обязательства роста экспорта.
Как сообщал “Давыдов.Индекс”, ранее изучались различные варианты господдержки промышленности. Речь в частности шла о реализации так называемых корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК) — долгосрочных программ развития компаний, предусматривающих в том числе рост экспорта продукции. В ноябре 2018 года стало известно, что эта схема должна была заменить существующие отраслевые программы (всего их было около 50).
Однако еще в декабре у чиновников возникли опасения, что схема вызовет вопросы со стороны ВТО из-за прямого субсидирования экспорта. После этого и была инициирована замена субсидий на займы. Но и этот вариант не стал окончательным: по данным “Коммерсанта”, займы заменили банковской субсидией, в том числе из-за того, что условия по текущим займам ФРП выгоднее. Оператором по кредитам будет Российский экспортный центр (РЭЦ), отбирать проекты будут Минпромторг и регионы.
Льготные кредиты получат 80% компаний в рейтинге тех, кто подпишет корпоративные программы повышения конкурентоспособности, которые включают обязательства по экспорту. В 2019 г. государство готово компенсировать банкам 3 п.п., с 2020 года — 4,5 п.п., добавляют “Ведомости”.
Замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков рассказал, что разногласий по новой схеме господдержки нет. Он уточнил, что новая схема предполагает и “иные финансовые инструменты, аналогичные кредитам по экономической сути”. Речь идет об аккредитивах, выставленных кредитными организациями по поручению иностранных компаний для оплаты продукции, а также о факторинге.
Минфин до сих пор не высказывал принципиальных возражений против схемы, детали готовы обсуждать, “когда они окончательно оформятся”, говорит источник в министерстве.
Чтобы не нарушить требования ВТО, ставка по кредитам должна соответствовать ставкам на международном рынке заимствований. Эксперты говорят, что разумным выходом было бы, чтобы она соответствовала ставке по кредитам на аналогичные цели в стране, куда идут поставки.
Известно, что общий объем субсидий до 2024 года в рамках экспортного нацпроекта зафиксирован на уровне 420 млрд рублей, отдельно дается субсидия на транспортировку в 15 млрд рублей. 336 млрд рублей из этой суммы идет на кредиты и другие финансовые инструменты. Кредитная поддержка не полагается компаниям, получающим какое-либо другое субсидирование из бюджета (кроме промсубсидий для автопрома).
Впрочем, даже у новой схемы есть свои риски — в первую очередь они касаются невостребованности российской продукции за рубежом, в том числе из-за политической ситуации. По словам замглавы Strada CIS (российский холдинг, входящий в состав международного концерна по производству непатентованных лекарств) Ивана Глушкова рост экспорта, например, в фармотрасли сдерживается не столько недоступностью кредитов, сколько проблемами с госрегулированием, а схема с кредитами существенно не повлияет на объемы экспорта.
Кроме того, он отмечает, что могут возникнуть сложности с отчетностью по целевому расходованию кредитов. Впрочем, в правительстве уверили, что кредиты на господдержку промышленности не будут носить целевой характер.
Напомним, поддержка промышленности входит в нацпроект “Международная кооперация и экспорт”, предусматривающий рост объема экспорта до $250 млрд к 2024 году. На нацпроект предполагается выделить 956 млрд рублей, из которых 103,8 млрд рублей уже прописаны в инвестпрограммах, заявлял глава Минпромторга Дениса Мантуров.
На развитие промышленности в рамках нацпроекта из бюджета предполагается выделить 350 млрд рублей в течение шести лет, на агропромышленный комплекс — тоже 350 млрд рублей. Кроме того, нацпроект также предполагает строительство новых российских промышленных зон – по аналогии со строящейся в Египте промышленной зоной. Всего таких зон в России должно быть четыре.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента им. И.П. Поварича Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Кемеровский государственный университет” Анатолий Акулов рассуждает о том, что на совещании у Дмитрия Козака опять изменили параметры реформы господдержки промышленного экспорта:
По ряду моментов новая схема более прогрессивна. Да, можно согласиться с тем, что компенсировать часть процентных ставок правильнее, чем давать субсидию в чистом виде. В этом случае у предприятия сохраняется основная часть рыночной мотивации к получению прибыли и росту эффективности работы. Верно говорится, что возможно избежать ограничений со стороны ВТО.
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев рассуждает о том, что на совещании у Дмитрия Козака опять изменили параметры реформы господдержки промышленного экспорта: "Если давать общую оценку функционирования промышленности, причём учитывать то, какой она была и какой её многие помнят, то промышленность, вне всяких сомнений, находится в тяжелом состоянии.
Во-первых, сильная фрагментация промышленности по секторам в масштабе страны.
Во-вторых, утрата отдельных видов и направлений деятельности (секторов промышленности), либо сильное сжатие прочих, исчезновение, вероятно тысяч или даже десятков тысяч промышленных предприятий за 27 лет реформ.
В-третьих, контроль над отдельными видами производства из-за рубежа, вследствие приватизации".
Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС Тагир Шарипов рассуждает о том, что на совещании у Дмитрия Козака опять изменили параметры реформы господдержки промышленного экспорта: "И снова банки успешно пролоббировали свои интересы. В этом решении есть и положительные и отрицательные моменты. Конечно, схема поддержки через субсидирование процентной ставки через банковский кредит позволяет обезопасить себя от претензий ВТО. Также схема кредитования позволит, на мой взгляд, более тщательно отбирать проекты для кредитования, хотя отбором заниматься будет Минпромторг и регионы -дополнительная ступень не помешает.
Большой вопрос у меня вызывает, куда будут направлены средства? Так общий объем субсидий до 2024 года в рамках экспортного нацпроекта зафиксирован на уровне 420 млрд. руб., при этом на 2019 год государство готово компенсировать банкам 3 п.п. по ставке льготного кредита, с 2020 года – 4,5 п.п., но только по кредитам для отобранных компаний".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]