
«Не будь дураком — летай с Мазуруком». По 12 долларов за перегон истребителя с Аляски на Чукотку
---

Вокруг важности и неважности ленд-лиза ломается много копий. Но сейчас речь пойдет о другом. Поставки техники по ленд-лизу были на самом деле большими, американцы гнали нам самолеты, грузовики, танки и оборудование, помогавшее ковать победу над врагом. Но все это надо было доставить.
Значительная часть самолетов перебрасывалась на фронт перегонами по трассе АлСиб (Аляска-Сибирь). И, хотя летчики, перегонявшие самолеты, не воевали с немцами, это тоже была очень сложная и важная работа. Потому что летать приходилось в очень сложных условиях и самолеты надо было перегонять в целости и сохранности любой ценой.
Кстати, платили за перегоны очень даже хорошо. К примеру, за перегон самолета с Аляски в поселок Уэлькаль на Чукотке платили на выбор 12 долларов или 150 рублей за истребитель. На экипаж бомбардировщика из 4 человек выплачивали 29 долларов или 365 рублей. За успешный перегон с побережья Чукотки в Якутск платили премию в 250 рублей за истребитель и по 650 рублей за бомбардировщик.
Премировали не только летчиков и членов экипажей, но и наземные службы, работавшие в сложных условиях в тундре и тайге на аэродромах вдоль трассы АлСиба. За 20 истребителей, подготовленных к перелету и сданных без потерь в пункте назначения, выплачивалось 1300 рублей, за 20 бомбардировщиков – 2200 рублей.
Сама система перегона была продумана очень четко, что позволяло свести к минимуму потери людей и техники в авариях, несмотря на сложности перегона техники в условиях Крайнего Севера. В общей сложности, за все время работы трассы, потеряли 81 самолет из нескольких тысяч перегнанных. Причем большую часть – 58 самолетов, потеряли в первый год, пока трассу осваивали. А у летчиков была присказка «Не будь дураком – летай с Мазуруком».

Илья Мазурук
Знаменитый полярный летчик был командиром 1-й перегоночной авиадивизии и руководил АлСибом. Результаты перегона самолетов были очень хорошими: на 98 перегнанных самолетов приходился один потерянный из-за аварий и катастроф. Разумеется, в катастрофах погибали летчики. Всего на трассе АлСиба за время перегона самолетов погибло 114 человек. Кое-где на Севере и Дальнем Востоке, у заброшенных теперь поселков, например, рядом с Кадыкчаном, можно найти небольшие памятники погибшим летчикам.
АлСиб сыграл свою важную роль в Великой Отечественной войне. В общей сложности по трассе было переброшено 7928 истребителей и бомбардировщиков – 56% от общего количества самолетов, поставленных по ленд-лизу. Работали там, на севере, тогда, конечно, на износ. Как и вся остальная страна.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]