Старокирочный переулок. Часть 1.
---
Старокирочный переулок. Часть 1.
Название свое переулок получил от лютеранской кирхи и католического костела, обе церкви Святых апостолов Петра и Павла. Уже по картам середины XIX века в Москве было два Кирочных переулка, по справочнику Вся Москва за 1901 г. встречается Кирочный переулок и Кирочный Новый переулок, идущий от Б.Демидовского до Немецкой улицы, а современное название приобрели в 1922 году.
Названия переулков вызывают путаницу по отношению к расположенным там когда-то церквям, так как Старокирочный соответствует «новой» церкви (Святых Петра и Павла), а Новокирочный — «старой» (Святого Михаила).
Участок 1 - 3. В конце XVIII в. на участке между Посланниковым и Старокирочным переуком находилось большое владение Алексея Григорьевича Орлова - графа, генерал-аншефа и генерал-адмирала, возвысившихся при Екатерине II. Как самый даровитый и энергичный из братьев. Об этом я писала здесь .
В середине XIX века участок Орлова уже разделен на несколько участков. Прежде этот отрезок переулка выглядел так.
Вид на Старокирочный пер. Дома слева, стоят на б. участке графа Орлова. Фото 1970 г.
А в советское время между Посланниковым, Старокирочным переулками и Бауманской улицей все постройки на этом месте сносят и в 1974 г. строят печально известный Басманный рынок. Главный архитектор проекта — Л. Гильбурд, конструктор перекрытий Н. В. Канчели.
В 2006 г. произошло обрушение Басманного рынка в связи с ненадлежащей эксплуатацией, погибли люди. Сейчас на этом месте автостоянка. В апреле 2012 г. принято решение построить на этом месте Центр современного искусства. Однако, до сих пор ничего не построено.
Вид на Старокирочный пер. от Немецкой ул. Фото 1985 - 1990 гг.
Дом №2-4. На другом углу от Старокирочного до Бригадирского переулка тянулась большая усадьба, принадлежащая Роману Илларионовичу Воронцову, известному вельможе екатерининского времени. В глубине усадьбы стоял двухэтажный дом с полуротондами на переднем и заднем фасадах, построенный, вероятно в конце XVIII в. (см. тут)
В 1820 - 1830-х гг. воронцовская усадьба переходит в купеческие руки. Так, в 1835 г. ее владельцем значится некий купец Христиан Цургозин, и на плане, снятом в том же году, уже нет главного воронцовского дома. В 1860 - 1890-х гг. купцы Бровкины и Щаповы застраивают весь участок фабричными зданиями. О купцах Щаповых я уже много писала здесь и здесь.
Из книги Николая Михайловича Щапова "Я верил в Россию..." (далее в кавычках будут встречаться отрывки из той же книги) известно, что "Щаповы приобрели этот участок в свое время у купцов Клюгиных", владельцев нескольких участков в Немецкой слободе и хозяев Писчебумажной фабрики на Салтыковской улице.
Усадьбу эту по одним данным купил, по другим данным получил в наследство от своего отца Василия Ивановича Щапова, основателя фабрики - потомственный почётный гражданин Илья Васильевич Щапов (1846-1896), скоро он вышел из дела, но название фабрики сохранилось.
Щапов Илья Васильевич
В 1889 г. он купил еще усадьбу в Александрово (ныне Щапово) Подольского уезда Московской губернии, где на свои средства основал три школы в своем имении, церковно-приходскую, школу кружевниц и сельскохозяйственную школу. Здесь же, в Александрово, он и похоронен.
А в Москве, в доме Ильи Васильевича, находилась служебная квартира его двоюрного брата и управляющего - Михаила Ивановича Щапова, который прослужил у них 44 года. Из той же книги "В Москве мы живем на Немецкой улице, 25... На воротах - два каменных льва (фото львов здесь), а с правой стороны сторожка... Половина окон выходит на юг, во двор. За двором - сад со старыми дубами. На другой половине того же Щаповского, а раньше Клюгинского участка - кирпичный корпус. Его арендует у Щаповых под шерстепрядильную фабрику Дюфурмантель". По справочнику "Вся Москва" за 1901 г. хозяин фабрики Дюфурмантель Агеляр Филогентович.
Здание это сохранилось и дошло до наших дней (Бауманская д.53к1)
После смерти Ильи Васильевича в 1896 г., завещавший свой дом (не сохр.) и участок городу Москве для благотворительных целей. Этот участок до революции, но теперь уже у города, арендует другой "швейцарский гражданин" Фернанд Дюфурмантель (очевидно родственник), секретарь французского благотворительного общества. В отличии от других фабрик с ручным трудом, на этой фабрике были двигатели и паровые машины.
Старокирочный переулок, 2 (сейчас это д.53с2 - числится по Бауманской ул.).
Вот отрывок из той же книги "Дюфурмантелю для конденсации у паровой машины понадобилось охлаждать воду, и он вырыл в саду прудик, выложил дно кирпичом, а с трех сторон сада проложил на козлах в 4-этажа широкие свинцовые желоба. Горячая вода обходила сад по желобам взад-вперед, спускаясь с этажа в этаж и выливаясь в охлажденный пруд. Любопытно было наблюдать течение, зеленые водоросли в желобах, пар над ними и сосульки зимой внизу. На пруду - чудной плотик с табуреткой на нем. Иногда Дюфурмантель берет двухстороннее весло, садится на табуретку и плавает по крохотному пруду. На берегу пруда стояла старая ампирная беседка - античные колонны снаружи, куполок вверху, за стеклами дверей видна внутри обсыпавшаяся штукатурка, оборваннные обои..."
Фабричные корпуса в Старокирочном переулке.
Среди предприятий по обработке шерсти - фабрик, принадлежащих иностранцам насчитывалось мало. Одно из них - шерстопрядильная фабрика торгового дома "Ф.Дюфурмантель и Ко", позже переименованная в им. III конгресса Профинтерна.
Фабричные корпуса в Старокирочном переулке.
Дом №6 (сейчас носит №53с3 по Бауманской улице). Далее по переулку примерно на месте правой части современного нового здания НИИ точных приборов находился костел св. Петра и Павла, он виден на плане 1852 г.
В отличие от протестантов, католики в Москве долгое время были стеснены в правах свободного отправления культа. Романюк С.К. пишет: "Если к лютеранам в Московии были весьма терпимы - ведь именно из их числа, в основном, набирались и военные, и лекари, и ремесленники, то к католикам относились недоверчиво, хорошо помня попытки папы римского покуситься на независимость православной церкви еще со времени Флорентийского собора 1439 г.
Только при Петре I католику генералу Патрику Гордону удалось получить разрешение построить каменную церковь в Немецкой слободе (Петра I об этом просил и римский император Иосиф). Церковь св. апостолов Петра и Павла, само посвящение говорит о многом - во имя небесного патрона русского императора, начала строиться в 1706 г. на пожертвования самого Гордона и многих католиков со всей страны. В январе 1707 г. закончилась внутренняя отделка; "Наша церковь так красива, что мы и не могли бы желать лучшей", - писал современник.
В начале XIX в. здесь находилось два храма - летний теплый, и зимний, холодный, а при них училище. В пожар 1812 г. здания сгорели, потом был восстановлен только холодный храм. Прихожане постепенно переселялись в центр города, где для них в 1845 г. была освящена католическая церковь в Милютинском переулке, а старое церковное здание в Кирочном переулке в 1870 г. разобрали, останки там похороненных перенесли на Введенское кладбище, а надгробную плиту генерала Гордона передали в Румянцевский музей. Участок, перешедший к владельцам соседнего, углового с Немецкой улицей, был застроен фабричными зданиями".
На сайте Паству приведено старое фото 1924 г.
Хлебопекарня в бывшей палате кирхи. Старокирочный переулок. Фото 1924 г.
Под ним подпись: "Перестроенные во второй половине XIX века палаты кирхи свв. Петра и Павла. Позже служила кухней усадьбы Орловых. С конца XIX века - жилой дом, потом пекарня. Потом снос...".
Правда не ясно, каким образом эта постройка могла служить кухней гр. Орловых, если их усадьба находилась на другой (нечетной) стороне переулка, а кирха была на этой (четной) стороне.
По справочнику "Вся Москва" за 1901 г. владение это принадлежало уже купцу Савостьянову Ивану Севостьяновичу, торговавшему платками на Ильинке, а здесь располагалась его фабрика.
На снимке справа виден красный корпус бывшей Щаповской фабрики, который к этому времени уже арендовал Дюфурмантель, внизу палаты Ван-дер-Гульстов (о них см. ниже), между ними и находился католический костел, а уже позднее в начале XX века - участок Савостьянова.
Рядом с местом, где прежде находился католический костел стоят, сохранившиеся до наших дней, т. н. "Палаты Анны Монс" - любовницы Петра I, но это только легенда, на самом деле, это палаты З.Я. и З.З. , отца и сына Ван-дер-Гульстов, личных лекарей царя Алексея Михайловича и царя Петра I, сейчас проход к ним закрыт корпусами НИИ точных приборов.
Романюк пишет: "В середине XVIII в. палаты принадлежали некоему отставному полковнику Ознобишину, в конце того же века - иноземцу Витману, в начале XIX в. - придворному камер-фурьеру (смотрителю за дворцовой прислугой) Якову Граве. Палаты уникальны тем, что они представляют собой единственный сохранившийся образец застройки Немецкой слободы в петровское время".
Об этих палатах уже очень много и подробно написано, кому интересно узнать больше без труда найдет эту информацию, я же лишь приведу некоторые фото палат. Фото 1983 г.
Реконструкция палат Н.М. Аввакумова.
Детали палат.
На снимке ниже за палатами виден еще один старый фабричный корпус, сейчас это дом №53с10. По тому же справочнику удалось выяснить, что этот участок в начале XX века и до революции принадлежал уже купцам Бутюгиным, торговцам шерстяными и мануфактурнымы товарами в Теплых рядах. Здесь, в Кирочном (совр. назв. Старокирочном) переулке находилась их шерстоткацкая и шерстопрядильная фабрика, здесь же они имели собственный дом. Отсюда следует, что до революции они жили в т.н. палатах "Анны Монс".
В Википедии написано "палаты окружены старыми корпусами завода (фабрики) постройки начала XX века". Значит фабричные корпуса шелкопрядильной фабрики возводились уже купцами Бутюгиными. Еще один фабричный корпус-близнец купцов Бутюгиных можно увидеть в ворота штрафстоянки по Старокирочному переулку (дом №53с7).
На фото ниже - отрезок Старокирочного пер., где сейчас стоят современные дома НИИ точных приборох и далее. Крайний дом вдали сохранился, сейчас это дом №162с5.
Старокирочный переулок. Дома на месте заводского корпуса. Фото 1970 г.
На сайте Паству идет выяснение вопроса, где находился этот дом. Я считаю, что это дом №8 (не сохр.). Дом угловой, а именно здесь проходил Старокирочный тупик (см. тут). Если присмотреться за домом просматриваеся корпус фабрики Бутюгиных, приведенной на фото выше.
Интересная надпись под фото: "Дом, в котором я родился. Москва. Старокирочный переулок. Слева – ворота во двор. Там до конца 1960-х хозяин дома держал лошадь. Снесён в 1960-х годах. Наши окна – слева на фасаде и на боковой стороне первого этажа".
Старокирочный пер. Вид в ст. Бауманской ул. Фото 1965 г.
Продолжение. Часть 2.
Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление.
Использованы материалы: Википедия, http://testan.narod.ru/moscow/book/sela/mosslob18_6.html; Н.М.Щапов "Я верил в Россию..."; http://mosopen.ru/region/basmannyj/history ; http://www.oldmos.ru; http://alex-i1.livejournal.com/41137.html и другие.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]