Экономить больше не надо?
---
Россияне начали тратить деньги, как до кризиса: потребление жителей страны резко возросло, вернувшись на уровень 2014 года.
Об этом сообщает “Российская газета” со ссылкой на данные исследовательского холдинга “Ромир”. По данным авторов исследования, только во вторую неделю этого года в среднем семьи потратили на 4 процента больше, чем в первую неделю.
Больше, чем в прошлом году, люди стали тратить на ремонт своих квартир и домов, покупать новую мебель и ювелирные украшения. Кроме того, перестали россияне экономит и на крупных покупках. Почти по всем категориям расходы увеличились, особенно на медицинские услуги и отдых, одежду и обувь, смартфоны.
В частности, с 10 до 21% выросло число граждан, существенно увеличивших свои расходы на отдых. Также в два раза (с 15 до 31%) возросло число пользователей платных медицинских услуг — в основном это было граждане старше 60 лет.
Молодежь тратилась на покупку одежды и обуви: об этом заявили 68% участвовавших в опросе респондентов в возрасте 18-24 лет. Они же покупали новые гаджеты: число респондентов, вложившихся в покупку смартфонов, увеличилось с 9 до 15%.
В то же время сократились показателю по приобретению новых автомобилей (с 4 до 3%) и бытовой техники (с 13 до 7%). Авторы исследования предполагают, что вероятно это связано с тем, что автолюбители предпочли вложиться в ремонт старых машин, а бытовая техника стала “выносливее” и не требует такой регулярной замены, как раньше.
Аналитики также отметили, что респонденты редко планируют крупные покупки заранее или предпочитают не говорить об этом социологам. Также выяснилось, что россиянам трудно прогнозировать определенные траты. В частности, по данным опросов, 25% респондентов собирались заняться обновлением гардероба, но фактически лишь больше половины опрошенных потратились на покупку новой одежды. То же самое произошло и с тратами на медицину, на отдых, на ремонт квартир и автомобилей, на развлечения.
Также аналитики констатируют, что 25% россиян планируют отказаться в этом году от крупных покупок. В прошлом году таких было почти в два раза больше, но только 15% из них сумели удержаться от крупных трат. Кроме того, отмечается, что экономия дается россиянам с трудом: 42% не планировали совершать крупные покупки, но лишь 15% удалось это сделать.
— Говоря о планах на наступивший год, россияне уже по традиции заявили о стремлении к экономии — четверть наших соотечественников постараются отказаться от крупных покупок, а остальные планируют хотя бы сократить расходы на них, — говорится в исследовании.
Подтверждает статистику резкий рост среднего чека в предпраздничную пору. В декабре средний чек показал рост на 18,2% относительно ноября и достиг отметки в 624 рубля. Годовой же рост чека составил 6,5%. Таким образом, номинально размер среднего чека в минувшем декабре превзошел значения двух предыдущих лет, но уступил уровню декабря 2015 и 2014 годов.
В то же время, средний чек россиян в магазинах во вторую неделю 2019 года упал сразу на 8% по сравнению с первой неделей. Новогодний покупательский бум спал, и люди снова стали обходить несколько магазинов в поисках более выгодных цен, отмечают аналитики. Тем не менее, расходы среднестатистической семьи за неделю все-таки выросли на 4% по сравнению с первой неделей года, составив 4067 рублей.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Евгения Ильина рассуждает о том, что потребление россиян в 2018 году, согласно данным “Ромир”, вернулось на уровень докризисного 2014 года: "2018 год – был действительно более “покупательным”! Домохозяйства стали чаще тратить на потребление, и меньше на сбережение. Однако такая тенденция связана в большей степени не с ростом реальных доходов населения, а скорее с адаптацией к сложившимся условиям на протяжении последних трех лет.
Население рационально окрепло в соотношении доходов и расходов, поэтому и произошла разумная перестройка с потребления одних категорий товаров и услуг на другие".
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Федерального высшего государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Вологодский государственный университет” Анна Щербакова рассуждает о том, что потребление россиян в 2018 году, согласно данным “Ромир”, вернулось на уровень докризисного 2014 года: "В целом, с выводами исследовательского центра “Ромир” можно согласиться. Но на рассматриваемые тенденции влияет достаточно много факторов и поэтому утверждать, что россияне ушли со сберегательной модели поведения, считаю преждевременным.
Исследователи не приводят данных о трендах в докризисный период. При этом приводятся “встречные” факты: число вложившихся в смартфон респондентов возросло на 6%, но при этом реже приобретают бытовую технику и электронику (снижение на 6% с 2016 года). Происходит изменение структуры расходов россиян".
Доцент, старший научный сотрудник сектора региональных финансов и бюджетно-налоговой политики Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, кандидат физико-математических наук Ольга Кантор рассуждает о том, что потребление россиян в 2018 году, согласно данным “Ромир”, вернулось на уровень докризисного 2014 года: "Увеличились цены на все, поэтому в абсолютных цифрах (в денежном эквиваленте) люди стали тратить столько же, сколько и до кризиса. При этом количество покупок все- таки сократилось. Покупаем меньше, но затрачиваем на это те же самые суммы.
В любом случае, шок от изменений 2014 года когда-то должен был пройти и люди должны были адаптироваться к условиям. Прошло 4 года и россияне постепенно возвращаются к пониманию, что мы живём здесь и сейчас и покупаем то, что нам требуется".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Об этом сообщает “Российская газета” со ссылкой на данные исследовательского холдинга “Ромир”. По данным авторов исследования, только во вторую неделю этого года в среднем семьи потратили на 4 процента больше, чем в первую неделю.
Больше, чем в прошлом году, люди стали тратить на ремонт своих квартир и домов, покупать новую мебель и ювелирные украшения. Кроме того, перестали россияне экономит и на крупных покупках. Почти по всем категориям расходы увеличились, особенно на медицинские услуги и отдых, одежду и обувь, смартфоны.
В частности, с 10 до 21% выросло число граждан, существенно увеличивших свои расходы на отдых. Также в два раза (с 15 до 31%) возросло число пользователей платных медицинских услуг — в основном это было граждане старше 60 лет.
Молодежь тратилась на покупку одежды и обуви: об этом заявили 68% участвовавших в опросе респондентов в возрасте 18-24 лет. Они же покупали новые гаджеты: число респондентов, вложившихся в покупку смартфонов, увеличилось с 9 до 15%.
В то же время сократились показателю по приобретению новых автомобилей (с 4 до 3%) и бытовой техники (с 13 до 7%). Авторы исследования предполагают, что вероятно это связано с тем, что автолюбители предпочли вложиться в ремонт старых машин, а бытовая техника стала “выносливее” и не требует такой регулярной замены, как раньше.
Аналитики также отметили, что респонденты редко планируют крупные покупки заранее или предпочитают не говорить об этом социологам. Также выяснилось, что россиянам трудно прогнозировать определенные траты. В частности, по данным опросов, 25% респондентов собирались заняться обновлением гардероба, но фактически лишь больше половины опрошенных потратились на покупку новой одежды. То же самое произошло и с тратами на медицину, на отдых, на ремонт квартир и автомобилей, на развлечения.
Также аналитики констатируют, что 25% россиян планируют отказаться в этом году от крупных покупок. В прошлом году таких было почти в два раза больше, но только 15% из них сумели удержаться от крупных трат. Кроме того, отмечается, что экономия дается россиянам с трудом: 42% не планировали совершать крупные покупки, но лишь 15% удалось это сделать.
— Говоря о планах на наступивший год, россияне уже по традиции заявили о стремлении к экономии — четверть наших соотечественников постараются отказаться от крупных покупок, а остальные планируют хотя бы сократить расходы на них, — говорится в исследовании.
Подтверждает статистику резкий рост среднего чека в предпраздничную пору. В декабре средний чек показал рост на 18,2% относительно ноября и достиг отметки в 624 рубля. Годовой же рост чека составил 6,5%. Таким образом, номинально размер среднего чека в минувшем декабре превзошел значения двух предыдущих лет, но уступил уровню декабря 2015 и 2014 годов.
В то же время, средний чек россиян в магазинах во вторую неделю 2019 года упал сразу на 8% по сравнению с первой неделей. Новогодний покупательский бум спал, и люди снова стали обходить несколько магазинов в поисках более выгодных цен, отмечают аналитики. Тем не менее, расходы среднестатистической семьи за неделю все-таки выросли на 4% по сравнению с первой неделей года, составив 4067 рублей.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно-строительного университета Евгения Ильина рассуждает о том, что потребление россиян в 2018 году, согласно данным “Ромир”, вернулось на уровень докризисного 2014 года: "2018 год – был действительно более “покупательным”! Домохозяйства стали чаще тратить на потребление, и меньше на сбережение. Однако такая тенденция связана в большей степени не с ростом реальных доходов населения, а скорее с адаптацией к сложившимся условиям на протяжении последних трех лет.
Население рационально окрепло в соотношении доходов и расходов, поэтому и произошла разумная перестройка с потребления одних категорий товаров и услуг на другие".
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Федерального высшего государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Вологодский государственный университет” Анна Щербакова рассуждает о том, что потребление россиян в 2018 году, согласно данным “Ромир”, вернулось на уровень докризисного 2014 года: "В целом, с выводами исследовательского центра “Ромир” можно согласиться. Но на рассматриваемые тенденции влияет достаточно много факторов и поэтому утверждать, что россияне ушли со сберегательной модели поведения, считаю преждевременным.
Исследователи не приводят данных о трендах в докризисный период. При этом приводятся “встречные” факты: число вложившихся в смартфон респондентов возросло на 6%, но при этом реже приобретают бытовую технику и электронику (снижение на 6% с 2016 года). Происходит изменение структуры расходов россиян".
Доцент, старший научный сотрудник сектора региональных финансов и бюджетно-налоговой политики Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, кандидат физико-математических наук Ольга Кантор рассуждает о том, что потребление россиян в 2018 году, согласно данным “Ромир”, вернулось на уровень докризисного 2014 года: "Увеличились цены на все, поэтому в абсолютных цифрах (в денежном эквиваленте) люди стали тратить столько же, сколько и до кризиса. При этом количество покупок все- таки сократилось. Покупаем меньше, но затрачиваем на это те же самые суммы.
В любом случае, шок от изменений 2014 года когда-то должен был пройти и люди должны были адаптироваться к условиям. Прошло 4 года и россияне постепенно возвращаются к пониманию, что мы живём здесь и сейчас и покупаем то, что нам требуется".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]