Тимбила – национальный инструмент Мозамбика.
Что русскому – балалайка, казаху – домбра, а финну – кантеле, то жителю Мозамбика – тимбила, наиболее известный и уважаемый здесь традиционный музыкальный инструмент. Тимбила – это, если говорить по-умному, инструмент класса ксилофонов (от греч. ξύλον — дерево, φωνή — звук), а по простому – набор дощечек, по которыми стучат палочками. Многие, вероятно, помнят подобный инструмент из детсадовского детства – металлофон – только он значительно меньше и проще тимбилы по конструкции, и вместо дошечек там металлические пластинки, но идея та же.
Металлофонон сходство с известными нам музыкальными инструментами отнюдь не ограничивается – cамо слово “тимбила” (timbila) вызывает в памяти известные в Восточной Европе цымбалы (например, гуцульские): тимбила – цимбила – цимбала – цимбалы. Удивительно, но они и по сути своей похожи, с той лишь разницей, что в цимбалах вместо клавиш-дощечек – струны, которые установлены не поперёк, а вдоль корпуса, но способ игры ровно тот же – молоточками стучать.
Не менее интересно, что “тимбила”, как и “цимбалы” – это множественное число. А единственным числом от “тимбила” будет “мбила”, потому что в бантоидных языках слова изменяются не с конца, а с начала. Язык же, из которого пришло это слово, называется “шопи” (chopi), и народ шопи как раз и знаменит в Мозамбике и за его пределами своей тимбило-музыкой. Шопи живут через одну область к северу от Мапуту – после Шаи-Шаи – в провинции Иньямбане (Inhambane), докуда я, к сожалению, не доехал, но нужные тимбило-люди нашлись и в Мапуту – столица всё-таки.
Вообще, по всей Африке ксилофоны в традиционной культуре широко распространены, но в разных странах и у разных народов они, вполне ожидаемо, имеют свои особенности. Помимо же Африки подобные инструменты из дощечек-клавишей издревле известны в Юго-Восточной Азии. И учитывая, что жители недалёкого от Мозамбика Мадагаскара приплыли как раз с индонезийских островов и достоверно привезли с собой некоторые музыкальные инструменты (а именно, вали), логично предположить, что и тимбилу они привезли тоже. Но эта теория разбивается о тот факт, что как раз на Мадагаскаре ксилофонов-то и нет. Что, впрочем, совершенно не умаляет его культурно-музыкального богатства, но уже другими инструментами.
Во всей остальной Африке ксилофон – это, как правило, сольный инструмент. Более того, даже встречаются “ансамбли наоборот” – когда на одном огромном ксилофоне одновременно играют несколько человек (как в Уганде). Вообще, сольная игра на инструментах для народной музыки более-менее характерна во всём мире, поскольку в деревенских условиях составить инструментальный ансамбль значительно сложнее, чем, например, собрать хор, ну, если только деревня не цыганская или музыканты хотя бы не полупрофессиональные. Ведь пели раньше все, а играть умел далеко не каждый. Это потом уже Андреев создал академический русский оркестр, для которого были сконструированы разные типы балалаек: прима, альт, тенор, бас. А в народной культуре балалайка была одна, без разделения на категории. А вот тимбила как раз тем и уникальна, что европейцы, впервые попав к шопи, уже обнаружили у них целые тимбило-ансамбли, состоявшие из инструментов разных размеров и тональностей. Сейчас, правда, и тимбила звучит в основном сольно, а ансамблем – редко, особенно в Мапуту, но это уже из-за глобализации и общего упадка традиционной культуры.
Устроена тимбила так. Имеется длинная деревянная рама, к которой крепятся поперечные перекладины, через них протягиваются вдоль две длинные верёвки, к которым уже и крепятся дощечки-клавиши. Идея тут в том, чтобы клавиши висели близко к раме, но могли упруго колебаться на верёвках, не задевая раму, и таким образом издавать звук. Впрочем, эта часть конструкции достаточно очевидна. А вот дальше начинается интересное и не очевидное, чего на нашем детсадовском металлофоне и близко не было.
Дело в том, что клавиши имеют собственные резонаторы-усилители звука: под каждой из них в раме проделано отверстие (фото 8), ведущее в отдельный резонатор, прикреплённый под рамой – полый плод дерева, называемого массала (фото 12). Это съёдобный плод и растёт он, кажется, только в Мозамбике и некоторых соседних с ним странах – едят в нём мякоть, обсасывая её с семян, она весьма вкусна и напоминает пожалуй что дыню (фото 13). Сам плод массалы (massala, не путать с индийским чаем “масала”) похож внешне на грейпфрут, но имеет цельную крепкую оболочку – вот её-то и берут для резонатора тимбилы, вынув содержимое. А в других странах Африки их делают из схожих по физическим свойствам с массалой тыкв-горлянок.
Но на этом хитрости не кончаются, ибо каждая массала-резонатор имеет кроме входного ещё и выходное отверстие. На него снаружи надевается небольшое “горлышко” в виде половинки мелкой массалы (фото 4), а само отверстие затягивается полиэтиленом. Раньше использовались плёнки животного происхождения, а теперь берут простые полиэтиленовые пакеты, но только самые тонкие. Задача плёнки – “примочить” звук, добавить ему лёгкое, впрочем, эстетически вполне приятное, дребезжание. Именно этими маленьким плёночками и достигается характерный тембр тимбилы.
Вообще, следует заметить, что европейцы у своих акустических инструментов больше предпочитают чистый звук, а вот в африканской традиции звук, наоборот, любят так или иначе “примочить”. Выходит, не волосатые металлисты первыми придумали “примочки”-то, а кучерявые негры.
А из массалы, кстати, в Мозамбике ещё делают свистульки – что-то вроде окарины.
Исторически строй у тимбилы был свой, не темперированный, но сейчас всё более-менее пришло к общемировому знаменателю, и строй её стал диатоническим, то есть, соответствующим белым клавишам пианино, ну, в пределах погрешности настройки. Хотя вполне допускаю, что тимбилы и в традиционном строе встретить ещё можно.
Настраивают инструмент сразу при изготовлении следующим образом: вначале вырезают клавишу заведомо более толстую, чем нужно, а потом начинают понемногу срезать дерево с нижней, нерабочей её поверхности, пока не будет достигнута нужная нота. Если со временем нота “поплывёт”, то рубанком её можно опять подстроить.
Дерево для рамы тимбилы берут обычно недорогое и достаточно мягкое, ибо инструмент и без того не лёгкий, лишний раз его утяжелять никакого смысла нет. А вот для клавиш обязательно хорошее дерево: звонкое, прочное и не подверженное изменениям погоды. Наиболее подходящее из местных сортов дерева не знаю, как назвать на хоть каком-то из европейских языков, но местные его называют “мвендже” (mwenge/mwendje). Его и жучок, говорят, не ест. Всю раму сожрёт, а клавиши – не тронет. Но такое дерево, естественно, и денег стоит.
Обычное количество клавиш на тимбиле – 18. Минимальное для адекватного инструмента (если только это не бас-тимбила, где клавиши уж слишком широкие) – 14. Максимальное, которое я смог насчитать – 22. А больше – уже никаких рук всё равно не хватит. Кстати, в этом состоит ещё одно отличие тимбилы от западноафриканских ксилофонов-балафонов – у тех клавиши у́же, и, следовательно, умещается их на инструменте больше. Но зато мозамбиканцы, как мы уже видели, с лихвой это компенсировали ансамблевой игрой, да и по крайним клавишам всё равно играют редко.
Палочки вот тоже имеют свою хитрость. Для хорошего звука и сохранности клавиш они обматываются резиновым материалом – раньше это была специальная смола, а теперь покупают резинку в магазине автозапчастей, но не любую, а какого-то специального типа.
Ну вот, всё устройство инструмента рассказал, можно и музыканта к нему подпускать. Музыкант обычно садится перед тимбилой на низкую табуретку, одну ногу просовывает между клавишами и ручкой рамы, а второй подпирает эту ручку снаружи – так устойчивее.
Итак, поскольку тимбила устроена не так тривиально, как можно было вначале подумать (и материала хорошего надо, и объём работ немал, да ещё и крупногабаритная для перевозки), то и стоит она вовсе не три копейки. Инструмент, на котором можно более-менее играть, не сувенирный, едва ли можно найти в Мозамбике дешевле 300 евро. Хорошая профессиональная тимбила от известного мастера вроде Венансиу Мбанде (Venancio Mbande), выпустившего несколько дисков в США и Европе – уже 1000 евро. И это цена на месте из первых рук. Сколько она может стоить в Европе или России с учётом доставки, растаможки и накрутки – даже прикидывать не хочется. Я, правда, видел пару раз в продаже в России маленькие и недорогие ксилофончики из Ганы, возможно, что и вам они встречались, но поверьте – это совершенно не то. Впрочем, и в Гане есть хорошие большие ксилофоны, но их я в России не видел.
С тимбилой воочию меня познакомил сеньор Массангайе (Massangaie), он сам шопи, живёт в Мапуту и работает в музыкальной школе преподавателем по классу тимбилы, являясь, таким образом, хранителем своей национальной культуры, с которой и иностранцев охотно знакомит – за что ему большая сердечная благодарность. Он и за рубежом выступал не раз – в ЮАР, Португалии, Дании, ещё где-то.
Вообще, шопи в Мапуту занимают несколько двойственное положение: с одной стороны, многие из них традиционно работают мусорщиками, что, конечно, не является престижным занятием, но с другой – их весьма много в правительстве страны, а это совсем другое дело. Ну и вот, конечно же, они главные тимбило-музыканты, уже без всякой двойственности.
Так что послушайте-ка на видео, как тимбила звучит. Ведь балалайку, домбру и кантеле вы, вероятно, и без меня слышали, а такой замечательный инструмент, как тимбила, где ещё встретите – Мозамбик от нас не близко. А если у вас вдруг металлофон завалялся где-то на антресолях – то самое время его достать!
1. Сеньор Массангайе играет на тимбиле во дворе своего дома.
2. Тимбила в полный рост.
3. Вид на клавиши сверху. Хорошо видны перекладины, которые расположены через каждые две клавиши.
4. Вид на котика резонаторы со стороны музыканта. Тут видны "горлышки" с "примочками" внутри.
5. Вид на резонаторы с обратной стороны.
6. Малолетний сын сеньора Массангайю. Отец дословно говорит про него: "Хлебом не корми – дай на тимбиле постучать". А остальные дети такого интереса к тимбиле не проявляют.
7. Очень вероятно, что растёт продолжатель традиции.
8. Тимбила в разобранном виде.
9. Клавиша с нижней стороны.
10. Клавиша сбоку.
11. Сеньор Массангайе подбирает нужную клавишу на замену.
12. Свежая массала.
13. Расколотая массала.
14. Тимбила, упакованная в ящик для транспортировки.
15. Мозамбиканская монета в 5 метикайш (метикалов). Если не знать, то можно подумать, будто на ней изображён пионерский барабан, вид сбоку. Но мы-то уже знаем, что это тимбила, вид сверху. Раньше один метикал практически равнялся рублю, а сейчас он дороже в полтора раза.
16. Ну, наконец, видео. Вот короткая мелодия.
17. Более длинная мелодия.
18. Песня на языке шопи.
19. Группа "Тимбила Музимба" (Timbila Muzimba), виртуозная ансамблевая игра. Эта группа играет современную музыку с использованием тимбилы, но данная композиция – без использования современных инструметов.
Увидимся на этой весёлой планете!
************************
Summary:
Timbila – famous xylophone of the chopi people from Mozambique.
Взято: antonapostol.livejournal.com